Урок окружающего мира на тему «Жизнь древних славян» (4 класс)
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Анализировать карту расселения племȅн древних славян, выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян, моделировать древнеславянское жилище, составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать кто такие славяне, восточные славяне, природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, обычаи.
Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.
Р. - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
Личностные результаты
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Основные понятия и определения
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о занятиях, верованиях восточных славян. По карте проследим территорию расселения славян. По иллюстрациям будем описывать внутренний вид дома, предметы быта славян.
Вспомни, каковы особенности природы Восточно-Европейской равнины.
Изучение нового материала
Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину первого тысячелетия нашей эры), то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли восточные славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Жили славяне племенами.
Работа с исторической картой
Рассмотрите карту. Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян? Найдите главные водные пути.
Расселение древних славян
Славяне были крепкими, выносливыми людьми. Каждый их день был полон трудовых забот.
В те времена в лесу было много дичи, реки были богаты рыбой. Мужчины занимались охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда диких пчёл). Охотились они на кабанов, медведей, косуль, которые в изобилии водились в дремучих чащах. Кузнецы ковали прочное оружие, необходимые орудия труда.
Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.
Сама жизнь требовала от славян сплочённости. Сообща они занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряя почву. Землю засеивали 2 — 3 года подряд, пока она давала хороший урожай, а затем переходили на новый участок.
Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери
Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Ставили рубленые избы или селились в полуземлянках. Такие жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.
Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Носили одежду
из льна и шерсти.
Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер — всё казалось славянам
живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают
различные боги. Одним из главных богов был Перун — бог грома и молнии.
Молились славяне богам о дожде, об обильном урожае.
Родной, привычный им мир славяне населяли фантастическими существами.
Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озёрах живут водяной и русалки. Были и другие духи природы — одни добрые, другие
злые. Защитой от злых сил становились души предков. К ним обращались за
советом, помощью, просили позаботиться об урожае.
Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории. Переселения носили мирный характер. Славяне не навязывали своим новым соседям — местным финно-угорским племенам — своих обычаев. Против общих врагов они часто выступали вместе. К VIII веку восточнославянские племена объединились в союзы племён. Их возглавляли князья.
Обсудим!
1.Чем могли заниматься дети восточных славян?
2.Почему героем древних сказаний стал кузнец- богатырь? В чём была важность труда кузнеца?
Проверь себя
1. Каким образом была связана с природой жизнь древних славян? 2. Расскажи о занятиях восточных славян. 3. Опиши жилище восточных славян. 4. Во что верили славяне?
Вывод
Восточные славяне — древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.
Задания для домашней работы
1.Составь по тексту учебника план рассказа «Жизнь древних славян».
2.Нарисуй на отдельном листе одно из занятий древних славян.
3.Попробуй изготовить макет дома славян или славянского посёлка.
Жизнь Древних славян
Восточные славяне в древности
Жизнь древних славян ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Одежда древних славян
Славяне. Быт древних славян – строительство. Одежда., оборудование
Пища древних славян
Описание древних славян. Древнерусское государство в IХ-ХIII вв. Урок 4
Жизнь славян
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html