Занятие по нравственному воспитанию на тему «Черное и Белое»
Методическая разработка по ООД по нравственному воспитанию «Черное и Белое», на старшем дошкольном возрасте.
Цель: Содействовать формированию нравственных ценностей, умений анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий, способствовать развитию у детей чувства ответственности.
Задачи:
Образовательная задача: Обобщить и систематизировать представления детей о правилах культурного поведения; о значении таких понятий как: доброта, уважение, вежливость, доброжелательность;
Развивающая задача: Развивать способность анализировать поступки героев в игровой деятельности, коммуникативные навыки, познавательный интерес;
Воспитывающая задача: Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
Материал: сюжетные картинки по теме «хорошо-плохо», красные и синие круги; картинки-символы, карточки с героями сказок; круг из материала, клбок ниток, ваза и цветные ладошки, магниты, магнитная доска, коробка, две перчатки: черная и белая, цифры в двойном экземпляре по количеству детей, музыкальный релаксационный этюд на тему «Доброта»,
Песня «Всем советуем дружить» слова Я.Акима, музыка Е.Герчик.
Ход ООД:
I Организационный момент:
Звучит музыка. Песня “Всем советуем дружить”.
Введение в тему, постановка цели.
-Здравствуйте, ребята! Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Предлагаю вам рассказать стихотворение руками:
Небо ясное над нами,
Твердь земная
под ногами,
Мир дороги открывает,
Солнце свет нам посылает,
Солнце поднимается,
Сердце открывается,
Согревается земля,
С ней и я!II
Забудьте все плохое, печаль, грусть. И выдохните тепло, улыбку, добрый взгляд. Ведь доброта творит настоящие чудеса!
II. Мотивация на деятельность:
На нас обиделся Добрый волшебник, и принес в нашу группу - волшебную коробочку. Раз она волшебная, то в ней происходят чудеса. Открыла я коробку и нашла там «Черную перчатку»… Когда ее надевают на руку, она начинает бить, толкать, отнимать игрушки, причинять всем боль и обижать…
- Нравится вам, как ведет себя черная перчатка у нас в группе? Нет?
- А вы не знаете, за что на нас обиделся добрый волшебник?
Давайте попросим Доброго волшебника совершить чудо и принести другую перчатку. Попросим шепотом.
Какая перчатка должна, появится в коробке? Какую перчатку попросили?
Чтобы волшебство изменить, мы должны по дорожке пройти и много добрых дел найти! Готовы?
III. Основная часть:
Первое задание: Игра «Я так делаю», «Так нельзя!»
. Физминутка в виде игры (в кругу)
- Я буду говорить поступки. А вы будете: если хорошо - ручки поднимаем. Если плохо – ручки прячем за спину. Начали.
Маме помогать.
Игрушки ломать.
Цветы поливать.
Место старшим уступать.
Сестрёнку обижать.
Взрослых перебивать.
Здороваться со всеми.
Кричать и шалить.
Игрушками делиться.
Чужое брать без спроса.
Кушать аккуратно.
По лужам бегать.
Игра «Просто и сложно»
Тренинг, по выходу из сложившейся ситуации с моделированием игровых ситуаций.
Задание будем выполнять в парах, чтобы пару себе найти, нужно с подноса взять карточку с цифрой, у кого цифры совпадут, эта пара садиться рядом друг с другом..
Воспитатель (дети сидят):
Сегодня мы потренируемся находить выход из неприятных, сложных ситуаций:
-) А кому будем помогать отгадаем из загадки:
«Кто в беде не бросит, лишнего не спросит?
Жить на свете очень туго, без подруги или (друга)
Ситуации: (работа в парах) Правило: Сначала выполняет задание пара, ищет картинку-символ, подходящий для описания ситуации, помощь от остальных позже.1.Во время игры ты нечаянно толкнул товарища, тот упал, ударился, и лежит, не встаёт. Твои действия? (символ – рука)
2.Во время подвижных игр, случайно задел рукой игрушки, они упали.
Воспитатель не видел. Твои действия? (полка с игрушкой)
3.Ты гуляешь во дворе с другом, хулиганы напали на твоего друга. Твои действия? (телефон)
4. Ты взял у друга игрушку и сломал её. Твои действия? (игрушка без детали)
5. У друга на улице замерзли руки, рукавицы он забыл в саду. Твои действия? (рукавица)
6. Если с тобой никто не хочет играть. Твои действия? (улыбка)
7. Ваш друг заболел. Твои действия? (подарок)
8. У тебя одна конфета, а у друга нет. Твои действия? (конфета из половинок)
9. Твою игрушку забрал без спроса домой твой друг. Твои действия? (рот)
3. Релаксационный - Этюд «Доброта» (круг или врассыпную)
Звучит ралаксационная музыка.
«Ребята, закройте глаза. Послушайте слова: « У каждого из нас есть добрый ангел. Он охраняет нас от обиды и неудач, от злобы и горя.
Мы спим, а ангел вершит добрые дела. Он опускается к нам на лоб и поглаживает его, затем опускается на глаза и ласкает их, делая глаза человека умными и ясными. Ангел легонько касается крыльями носа, и дыхание наше становится ровным и спокойным. Пробегает по щекам, и они розовеют. Легко касается губ. Добрый ангел касается нашего лица, головы и всё плохое уходит прочь, уступая место добрым мыслям и делам.» Можно открыть глаза.
Я хочу, чтобы каждый из вас был добрым к себе, сверстникам и взрослым.
4. Игра-задание "Ситуация из сказки".
А сейчас мы с вами попадем в волшебство сказки
-У вас под стульчиками кружки синие и красные. синий - это плохой поступок, красный - хороший. Я объясняю ситуацию, а вы поднимаете круг нужного цвета.
— «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)
— «Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит!» (красный)
— «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)
— «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (красный)
— «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (красный)
- "Попросилась лисичка к зайчику погреться, да и выгнала его из избушки и выгнала" (синий)
— «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (красный)
- «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)
- «Шла, шла Маша по лесу - деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)
5. Игра «Карусель Доброты»
Воспитатель и дети рассаживаются вокруг круглого мягкого пособия, у педагога в руках клубок ниток. Воспитатель, держа в руках клубок ниток, предлагает детям передавать по кругу теплый, мягкий клубочек, и оставляя у себя ниточку и держась за нее, дети постепенно соединяются по кругу друг с другом.
При этом каждый поочередно отвечает на поставленный вопрос, игра: «Что значит быть хорошим?»
Предполагаемые ответы: говорить вежливые слова, заботиться о друге, о маме, о девочках, помогать другим, делать приятное, делиться, просить прощение, если виноват, наводить порядок и следить за ним, не шуметь и т.д.
Далее, дети встают и движутся дальше по группе, до магнитной доски, держась за нить.
6. Игра «Что хорошего могут сделать мои руки?» и составим букет из ладошек в вазу, (на магнитную доску прикрепляются цветные ладошки)
Предполагаемые ответы детей: гладить, обнимать, пожимать, рисовать, лепить, помогать, мыть, строить и т.д.
III. Заключительный этап , подведение итогов.
Звучит сигнал колокольчика, (оповещение).
Давайте заглянем в нашу коробку, перчатка поменяла свой цвет, на белый, это волшебство от Доброго волшебника. Он желает нам оставаться добрыми и дружными!
Кто сегодня нас посетил и помог нам стать добрее и лучше?