Методическая разработка по предмету «Прикладное творчество» в III классе на тему «Пасхальный сувенир»
Методическая разработка по предмету:
«Прикладное творчество»
в III классе на тему: «Пасхальный сувенир»
Автор: Дёмина Е. А.
преподаватель живописи, высшей категории
Место проведения: МБУДО ЯДШИ, III класс
С. Яковлевка, 2023 г.
Содержание
Содержание 1
Введение 2
Цель урока 6
Задачи урока 6
План занятий 6
Необходимое оборудование 6
Ход урока 7
Используемая литература 12
Введение
Роспись пасхальных яиц в декоративно-прикладном искусстве занимает особое, самостоятельное место. Эта тема мало освящена в литературе, и до недавнего времени· какую-либо информацию по ней трудно было найти. Почему я и обратилась к этой теме на своих уроках. Целью этих занятий является знакомство с традициями православной культуры, приобщение к ней детей через самостоятельное творчество. Роспись пасхальных яиц - занятие очень увлекательное для детей всех возрастов, поэтому тема эта интересна и пригодна в процессе обучения как первого класса, так и последующих классов. Не менее интересно само повествование о возникновении традиций крашения и расписывания пасхальных яиц, а также разн0образие технологии их изготовления.
Рисунок 1. Яйца расписные пасхальные. Работы учащихся
Красное яйцо - символ праздника праздников - Святой Пасхи. Очевидно, что этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо - как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные - что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: "Христос воскрес''. Не поверил император этой вести и сказал: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным". И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом "Христос воскрес!" и троекратным целованием.
В допетровской Руси на Пасху во всех городах и деревнях, на всех больших и малых улицах ставились бочки и котлы с тысячами сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый прохожий мог купить их для дарения в любом количестве. Христосовались при встрече на улице все, независимо от сословия, достатка, пола и возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.
При царе Алексее Михайловиче красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки - около полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь одаривал приближенных не только натуральными, но и деревянными точеными яйцами. Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Может быть, появление ненатуральных рукотворных пасхальных яиц с узорами подсказала одна из легенд, согласно которой капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми как камень. Горячие слезы рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров.
Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигало человека на создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали из камня и кости, выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца фарфоровые, хрустальные, металлические с· эмалью; в начале XIX века матерчатые, с шитьем на картонной основе, а также плетенные из бисера. Размеры рукотворных повторяли все разнообразие размеров натуральных яиц. Крупные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных металлов и камней как дамские украшения.
Ненатуральные яйца-сувениры бытовали в основном в городах, так как стоили недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось верным обычаям и традициям. Поэтому в российских деревнях по-прежнему бытовали куриные "крашенки'', а в южных и западных губерниях - "писанки", удивительно тонко и искусно орнаментированные сложным способом - с применением воска во время крашения.
Обряду дарения праздничных яиц уделяли большое внимание в царской семье. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно выполнял монаршие заказы к Пасхе. А мри царе Александре III существовал даже "регламент представления пасхальных фарфоровых яиц" к царскому двору. По нему императорской чете к празднику должно было быть представлено 1000-1500 яиц разных категорий; великому князю - 3 художественных и 100 обыкновенных; великой княгине – 2 художественных и 100 обыкновенных. "Художественные" — это яйца с изображениями святых или двунадесятых праздников, "обыкновенные" - с цветочной и разнообразной орнаментальной росписью. Дело это поручалось наиболее искусным художникам-фарфористам. Эскизы утверждал лично государь. Заказанные монаршей семьей яйца предназначались для дарения придворным и офицерам дворцовой охраны. Яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи исполняли на фирме придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году Александр 111 заказал ему для своей жены, Марии, пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на фирме которого к тому времени трудились 500 ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, сам лично выбрал материал и создал композицию. Отныне подобные заказы становятся ежегодной традицией, которую после смерти отца продолжил Николай 11. Он к каждому празднику Пасхи заказывал Фаберже по два яйца - для матери и для жены. Всего для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56 таких ювелирных шедевров. Каждое из яиц представляло собой драгоценный футляр, внутри которого помещался сюрприз.
Роскошные создания Фаберже сегодня широко известны благодаря выставкам и публикациям. Но в российских музейных и частных коллекциях сохранилось еще много хотя и более скромных, но порой не менее прекрасных пасхальных яиц того времени, созданных безвестными мастерами и художниками.
Традиции празднования Пасхи существуют в той или иной мере в каждой семье и сегодня. К этому празднику готовятся заранее, поэтому хорошо проводить занятия по заданной теме накануне празднования Светлого Воскресения, в третьей четверти.
Цель урока:
Знакомство детей с росписью пасхального яйца и понятием «миниатюрная живопись» через практическую работу.
Задача урока:
Формирование чувства красоты у детей, эстетическое воспитание через знакомство с народным творчеством, развитие творческого воображения и фантазии. Научить изображению миниатюрных образов, дальнейшее развитие навыков декоративно-прикладного творчества.
План занятий:
1 урок: Объяснение темы (10 минут). Самостоятельная работа над эскизом.
В ходе самостоятельной работы учитель рассказывает о истории появления пасхальных яиц и делает необходимые замечания в работах детей.
2 урок: Продолжение работы над эскизом. Подготовка яиц к росписи.
3 урок: Роспись яиц и лакировка готовых частей росписи.
Необходимое оборудование:
простой карандаш Т, ТМ, резинка, гуашь, акрил, кисти №2, №1, жёсткая кисть для покрытия лаком, быстросохнущий лак, клей ПВА, наждачная бумага №0, №1, бумага формата А4, точёные деревянные яйца, натуральные куриные или вылепленные из глины, подставка для яиц, салфетки для работы с лаком.
Ход урока:
Объявляется тема урока с показом детям наглядных пособий, коими служат уже готовые расписанные яйца, исполненные преподавателем и учениками, также цветные иллюстрации. При виде готовых образцов сразу же появляется желание самому взять кисть и порисовать на гладкой поверхности яйца.
Так как роспись яйца - работа мелкая уместно сказать несколько слов о таком виде изобразительного искусства как миниатюра. Дети познакомятся с новым термином. От латинского «minium» — это картина небольшого размера (портрет, жанровые сцены или пейзаж, исполненные на пергаменте, картоне, кости или в технике эмали), предназначенные, прежде всего, для украшения крышек коробочек или табакерок. В качестве примера предлагается посмотреть иллюстрации произведений русской лаковой миниатюры. С конца XVIII века в России сложились четыре основных центра производства лаковых изделий. Это Федоскино под Москвой, Палех и Холуй в Ивановской области, и Мстера во владимирской области. Унаследовав приёмы русских иконописцев-ремесленников, миниатюристы расписывают лаками коробочки и шкатулки из папье-маше, броши и заколки, деревянные футляры и сувенирные пеналы.
Каждая лаковая миниатюра — это произведение искусства, маленькая и тщательно выполненная картина с тонко выписанными видами Московского Кремля, сценками из деревенской жизни, сюжетами из сказок и русской литературной классики. На палехских черно-лаковых изделиях скачут алые, золотистыми гривами чудо-тройки и сияют ослепительным оперением фантастические жар-птицы. В миниатюре Мстеры прекрасно переданы красота родной природы, прозрачные, нежные, трогающие сердце пейзажи с излучиной реки, пойменными лугами и раскидистыми вязами воль берега. Что бы ни изображали художники, на всём лежит печать жизнерадостности и исконно русского добросердечия.
Учитель заостряет внимание на красоте цветовых пятен, свежести тона, неожиданных сочетаний линий и цвета. Предлагается детям проявить фантазию для выбора изображаемых предметов в своих росписях, использовать различные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, а также декоративный орнамент. Для младших групп, исходя из их подготовленности, круг изображаемых тематик может быть ограничен до использования одного только узора, орнаментального или растительного.
Очень важно предварять работу в материале на яйце выполнением эскизов. В процессе работы над эскизами ученик получает необходимые навыки для работы с яйцом, а также получает возможность найти более удачный и законченный вариант росписи. На бумаге эскиз выполняется в масштабе яйца. Педагог поясняет выбор необходимых материалов при работе — это гуашь или акрил, обладающих хорошей кроющей способностью, что даёт большую возможность в поисках колорита, многократное перекрытие слоями одного и того же места.
Рисунок 2. Фотоотчет урока. Эскизирование
Миниатюрная роспись - работа очень кропотливая и не спешная, поэтому разработке эскизов отводится целый урок. Но в старших классах одного урока может быть недостаточно.
При переходе к работе с материалом могут быть использованы деревянные яйца, выдутые куриные, гусиные, утиные яйца, а также яйца, изготовленные из глины и гипсовые заготовки. Гипсовые заготовки в виде 2-х половинок, которые расписываются в отдельности каждое, а затем склеиваются по завершении работы (после склеивания половинок остается шов, который перекрывается декоративной узкой лентой или тесьмой).
Рисунок 3. Фотоотчет урока. Гипсовые заготовки, готовые примеры
Учитывая хрупкость скорлупы выдутых яиц, для работы лучше приготовить не менее трех штук, так как неловким движением руки яйцо можно раздавить или уронить; при работе необходима подставка или коробочка, чтобы яйцо попросту не скатилось со стола. Также эти яйца перед их выдуванием нужно обязательно тщательно вымыть с мылом и хорошо ополоснуть водой. Это делается для того, чтобы в дальнейшем при работе с цветом, краски не скатывались с поверхности яйца. Процесс выдувания очень прост: яйцо осторожно пробивается иглой с двух противоположных сторон, чтобы получить отверстия размером 1-2 мм. Если отверстия получились больше размером, их можно заклеить кружочком бумаги. Если в одно из отверстий дуть с небольшим усилием, то из другого отверстия содержимое внутри яйца вытечет в заранее приготовленную чистую ёмкость (содержимое можно использовать для приготовления пищи).
Деревянные и глиняные яйца следует тщательно обработать наждачной бумагой и покрыть грунтом (гуашь + клей ПВА). Желательно сделать не менее трёх покрытий, после каждого обработать поверхность яйца наждачной бумагой. Для нанесения предварительного рисунка, как на эскизе, так и на яйце простой карандаш должен быть не мягким (Т, ТМ) и остро заточенным. Для удобства в работе ластик тоже должен быть заострённым. Рисунок лучше нанести сразу на всей поверхности яйца, используя предварительные эскизы. А вот роспись лучше делать поэтапно, небольшими кусочками, каждый из которых в конце прописки цветом покрывается быстросохнущим лаком (время высыхания 5 мин.). Понятно, что это делается для того, чтобы под пальцами уже нарисованные части росписи не растекались от попадания на них малейшей влаги. Один или два урока отводятся для росписи самих яиц, в зависимости от возраста детей.
Рисунок 4. Вид яйца (работы учащегося) с 3-х сторон
Применение:
Но вот работы закончены, яркие и красивые расписанные яйца можно освятить в церкви и подарить близким и знакомым в Светлое Воскресение. Но через год, накануне следующей Пасхи можно вновь вернуться к новым росписям, уже более умело, с новыми силами и знаниями.
Рисунок 5. Готовые работы учащихся
Используемая литература:
1. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
2. Журнал: <<Наука и жизнь>> (Архив) No2, 1999 г.
3. <<Русская культура с древнейших времен до наших дней>>. Белый город. Москва, 2004 г.