«Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися».

4
0
Материал опубликован 15 August

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Гимназия № 35"





Конкурс методических материалов

«Растим патриотов России».

Номинация: «Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися».


Конкурсная работа: «Методика подготовки и проведения патриотического фестиваля «Защитники Отечества. Голос Памяти» в форме музыкально-литературного конкурса».









                                                                                  Автор: Разумова Ирина Вениаминовна,

учитель истории и обществознания







г.о. Тольятти, 2024

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………...3

II. Основная часть………………………………………………………….…........................................4-15

III. Заключение……………………………………………………………….........................................16-17

IV. Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов……………18

V. Приложение......................................................................................................19

VI. Полная версия авторского стихотворения…………………………………..............................20

VII. Пояснение…………………………………………………………………..............................................21


I. Введение

Актуальность.

Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социально-политической ситуацией и тенденциями развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической, политической и общественной жизни России.

Процесс позитивных преобразований требует обновления духовных начал, глубокого познания наших и осмысления героического прошлого Отечества, умения анализировать уроки прошлого и с учетом этого выстраивать будущее своего государства. В свете рассматриваемой проблемы для нас одним из важных моментом воспитательного процесса является формирование нравственности и гражданско-патриотической культуры школьников.

Цель мероприятия.

Создание творческой атмосферы, формирование гражданско-патриотических чувств учащихся, сохранение памяти о прошлом, посредством приобщения к военно-патриотической песне и культурно-художественному наследию своего Отечества, воспитания чувство гордости за свой народ.

Задачи мероприятия.

раскрыть творческие способности учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к русской культуре;

формировать эстетический вкус через воспроизведение собственного творчества и восприятия творчества других;

формировать систему нравственных ценностей через интерес к историческим и культурным событиям родной страны в условиях образовательных организаций.

II. Основная часть.

Методическая разработка музыкально-литературного конкурса.

«Защитники Отечества. Голос Памяти».

Для возрастной категории 6 -7 кл.

Содержание конкурса

В соответствии с разработанным Положением о проведении фестиваля в форме музыкально-литературного конкурса, организатором фестиваля составляется сценарий проведения фестиваля, подготавливается слайдовая презентация.

Классные руководители подбирают репертуар, включающий песни, стихотворения, танцы, соответствующие заявленной тематике, готовят с учащимися видеоряд к выбранной песне в общую презентацию.

Для участников составляется график репетиций, определяются учитель и класс, ответственные за оформление сцены, за демонстрацию презентации и техническое сопровождение.

На конкурс представляются литературно-музыкальные композиции, повествующие о великом подвиге русского народа, о трудностях военного времени, о вере, надежде, любви.

Композиция может представлять собой единый литературный музыкально - хореографический номер, отражающий благодарность потомков за победу.

Композиция может содержать призывы к сохранению мира и почитание памяти погибших во славу победы.

В литературной части композиции может быть использовано творчество как одного, так и нескольких писателей, поэтов и композиторов (без хронологических ограничений).

Обязательным является включение в литературно-музыкальную композицию «живого» исполнения вокального произведения (отрывка произведения) на военную или патриотическую тематику.

Приветствуется наличие декораций, костюмов, различных атрибутов, способных сделать выступление более красочным.

Номинации музыкально-литературного конкурса

2.1. Выразительность образа.

2.2. Лучшее исполнение песен.

2.3. Литературное творчество.

2.4. Мастерство и артистичность.

2.5. Эмоциональное воздействие.

3. Критерии оценки представленных композиций

3.1. соответствие тематике и условиям Конкурса;

3.2. литературно-эстетическое содержание выступления;

3.3. мастерство и артистичность участников;

3.4. эмоциональное воздействие материала;

3.5. качество исполнения вокального произведения;

3.6. сценическая культура (внешний вид выступающих, поведение

участников на сцене и за кулисами, обращение с аппаратурой);

3.7. музыкальное оформление композиции;

3.8. общее впечатление от выступления.

Оборудование: 

1. ноутбук, микрофоны, проектор, проекционная доска, метроном.


Сценарий музыкально-литературного конкурса, в рамках школьного патриотического фестиваля.

«Защитники Отечества. Голос Памяти».

Эпиграф: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.С. Пушкин 1 слайд.                                                                                

Ведущий 1.

Добрый день, ребята и наши уважаемые гости!

Мы рады приветствовать вас в стенах нашей гимназии!  

Сегодня мы поговорим о русской воинской доблести, о защитниках нашей Отчизны. 2 слайд.

Но сначала представим наше жюри:

………………………………………

………………………………………

………………………………………

Ведущий 2.

Слово «Родина» для русского человека святое. Поэтому русский народ во все времена стремился сохранить эту «святыню» для своих потомков. Ведь нет ничего краше русских бескрайних полей, живописных лугов, нет ничего лучше русской родимой сторонушки. А для того, чтобы все это сохранить, необходимо оберегать русскую землю. 3 слайд.

Ведущий 3.

Защитник Руси, солдат Отечества, воин России. В этих словах заложено благородное  призвание и обязанность защищать Родину и свой народ.

Мы расскажем вам о том, как отстаивалась свобода нашей Родины, как шли на смерть, как не щадили себя, сражаясь с врагами и работая в тылу на благо процветания Родины люди, имя которым – Патриот! 4 слайд.

Ведущий 4.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.

Родиной мы зовем потому её, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов… 5 слайд.

Ведущий 1. 

Родина…Отечество… наша Родина, наше Отечество – матушка Россия.

Ведущий 2. 

Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может…

Ведущий 3.

У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови.
6 слайд.

*Танец русских богатырей в исполнении группы учащихся 7 «Б» класса. 2 мин 2 сек

Ведущий 4. 

Русский человек добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать решительный отпор любому врагу своей Родины. 7 слайд.

Ведущий 1. 

История России - это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских солдат, исчезли в безвестности. Хазарские и печенежские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства.

У всех на пути вставала Русь, Россия. 8 слайд.
Ведущий 2.  9 слайд.

Тебе не раз враги грозили
Тебя сметали – не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.

Ведущий 3.  10-11 слайд.

Тебя топтали – не стоптали.
Тебя сжигали – не сожгли.
Мы все с тобою испытали,
И, даже больше, чем могли.

Ведущий1. 

Во все времена русские поэты проникновенно писали о горестной судьбе матерей русских воинов.

**Стихотворение и танец «Молитва матери» исполняют учащиеся 7 «Б» класса. 2 мин 48 сек.

Ведущий 2.

 Возвращаясь с полей сражений, русские солдаты мечтали о мирной жизни, их руки стремились держать молот, а не винтовку. Они вспахивали поля, сажали деревья, строили дома, растили детей. Радовались мирным минутам счастья.

* «Довоенный вальс» исполняет танцевальная группа учащихся 6 «Б» класса.

Звучит песня композитора Бориса Мокроусова, написанная на стихотворение Михаила Исаковского «Довоенный вальс» 54 сек. 12-13 слайд.

Звучит первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача). 1 мин. 2 сек. 14 слайд.

На этом фоне ведущие продолжают вести программу.

Ведущий 115 слайд.

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.


Ведущий 2.

4 долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. 16 слайд.

Ведущий 3.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот,

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

*Учащиеся 6 «Б» класса представляют вашему вниманию танец «До свидания, мальчики!» 1 мин. 29 сек.
На слайдах картинки войны. 17 слайд.

Ведущий 4.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.

Ведущий 1:

В холод, грязь, зимнюю стужу, после тяжелых, изнуряющих боев солдаты собирались в землянках, и каждый вспоминал о самом дорогом, близком, родном…

*Учащиеся 6 «А» класса исполняют танец «Ах, эти тучи в голубом…»

Ведущий 2.

Солдат война любить не разучила,
Сердце было остудить нельзя.
Согревал в землянке облик милый -
Жены, матери, отцы, друзья.

*Стихотворение Семена Гудзенко «Мое поколение» читают ученики

6 «В» класса.

Заставка «На Безымянной высоте». 2 мин. 30 сек.

Ведущий 3.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный ими, будет прекрасен. И ни при каких обстоятельствах русские люди не падали духом.

Ведущий 4.

Знали люди, что война – это пропасть, это гибель... Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и писали письма.

*Татьяна Черновская «Стихи о почтальонке» прозвучат в исполнении ученицы 6 «Б» кл. 18-20 слайд.
Ведущий 2.

Каждый день был подвигом на фронте и в тылу, проявлением беспредельного мужества, стойкости советских людей, верности Родине.

Ведущий 3.

Черный смерч войны, за 4 года испепелил около 27 млн человеческих жизней, не щадя никого - ни стариков, ни женщин, ни детей

Ведущий 4.

Под пулями и взрывами снарядов,

Сквозь топи и метровые снега,

К Победе шли 4 года кряду

И гнали прочь коварного врага.

Пылает днем и ночью пламя

И озаряет шар земной

Не утихает наша память,

О тех, кто был убит войной.

*Ученики 7 «А» класса читают стихотворение «Вдовам России».

21 слайд.

Ведущий 1.

Война оставляет свои шрамы в каждом городе и селе.

Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу.

Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
*Стихотворение «Тихо... Слышите: словно где-то» прозвучит в исполнении учащихся 7 «В» класса.
Звучит запись песни из кинофильма «Офицеры». 1 мин.
на фоне записи слова Ведущего 2

Ведущий 2.

В наши дни связь времён ощущается ещё острее и больнее, когда жертвами террористов в «горячих точках» становятся наши ребята, которые хранят веру, берегут честь и совершают подвиги мужества, не уступающие самым высоким образцам. 22 слайд.

Ведущий 3.

Российские солдаты, вернувшиеся с афганской и чеченской войн, принесли с собой обновленную любовь к Родине. Они проявили патриотизм, мужество, с честью выполнили свой воинский долг. 23 слайд.

Ведущий 4.

Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата.
*Группа учащихся 7 «Г» класса исполняет стихотворение «Преклоняем пред вами колени».

Ведущий 2.

И жизнь пройдет, развеявшись, как дым,
Предсмертный миг оставив мне в подарок
Для мужества – примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия – 
Границу между жизнью и смертью.

Ведущий 3.

И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертьем.
И, стоя у истоков чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность.

Звон колоколов 24-25 слайды

Ведущий 4:

Что это? Ты слышишь?

Ведущий 1:

Это колокола. Колокола памяти…

Ведущий 2:

Памяти? А разве такие бывают?

Ведущий 3:

Бывают, слушай! Это говорит сама память…

Ведущий 4:

Но разве память бывает живой?

Ведущий 1:

А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

Там на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз - в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

Ведущий 2: 

Память  сердца  … Память …

Она  жива. Мы  не  имеем  права  прервать  эту  ниточку  памяти.

Ведущий 3:  

Ради  прошлого, потому что победа нам досталась дорогой ценой.

Ведущий 4:  

Ради  настоящего. Не  везде  и  сейчас  спокойно.

Ведущий 1:  

Ради  будущего. Будущего, в  котором  жить  нам  и  всем, родившимся после нас.

Ведущий 2:  

Будущего, в  котором  не  будет  места  слезам, горю, гранитным обелискам.

Ведущий 3:

 И  это  будущее  будет  хорошим, потому  что  истоком  его  станет ПАМЯТЬ!

Ведущий 4: 26 слайд.

Неугасима память поколений 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье, 
И в скорби постоим и помолчим.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Ведущий 1:

Итак, героями не рождаются, ими становятся, воспитывая в себе силу воли, учась побеждать самого себя, делать добрые дела ради других людей, Отечества. Благодаря таким людям земля Русская ширилась и богатела. 27 слайд.

 Ведущий 2:

Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений». 28 слайд.

*Музыкальное сопровождение.

*Солдат в России больше, чем Солдат!» авторское стихотворение «Письмо Солдату» читают учащиеся 6 «Б» класса. 29 слайд.

*Танец юнармейцев на фоне песни «Служить России» исполняют учащиеся 6 «Б» класса. 30 слайд.

Ведущий 3:

Закончить наше мероприятие, хочется замечательным стихотворением в котором всё, о чём мы сегодня говорили.

Ведущий 4: 31слайд.
Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,

Ведущий 1. 32 слайд.

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,

Которую никто не смог подмять!!!

Ведущий 2.

Наш музыкально-литературный конкурс подошел к концу.

Ведущий 3.

Мы просим жюри подвести итоги.

Ведущий 4.

Вашему вниманию представляем несколько видеороликов «Россия – это ты, Родина!»

III. Заключение.

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Лучшее воспитательное воздействие на учащихся оказывают те мероприятия, которые они подготовили самостоятельно. Для того, чтобы такое стало возможным, необходимо провести огромную подготовительную работу, подчиненную одной конкретной цели. Данный проект позволяет учащимся самых разных способностей реализовать себя.

Подготовка к конкурсу занимает много времени, но результаты позволяют считать ее эффективной.

В качестве независимого жюри в школу приглашаются гости: работники библиотеки им. В. В. Высоцкого, с которыми поддерживается тесная связь, сотрудники дежурной службы пожаротушения города Тольятти, родители участников СВО, выпускники гимназии, посвятившие себя служению Родине. Эти встречи имеют большое значение для патриотического воспитания учащихся.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, памяти предков.

Патриотическому воспитанию в нашей школе уделяется большое внимание: адресная помощь ветеранам, поздравления с праздниками ветеранов и детей войны, тематические классные часы, месячники военно-патриотической работы, письма солдатам, участникам СВО, встречи с выпускниками гимназии, посвятившими себя служению Отечеству. Всё это традиционно и привычно для наших ребят.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Фестиваль предназначен для того, чтобы посредством музыки, поэзии, танца воспитать из каждого ребёнка, независимо от его возраста, настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину.

Ребята самых разных способностей реализуют себя в сценическом мастерстве, танце, декламации. Они действительно проживают жизнь героев произведений.

Самое главное – глаза ребят, выступающих на сцене и сидящих в зрительном зале. Слезы на глазах участников на сцене - это не игра, а настоящие слезы радости, печали, надежды, ожидания, счастья. А слезы на глазах болельщиков и гостей конкурса – лучшая награда всем. Они - свидетельство неравнодушия, сострадания, сопереживания, понимания того, что такие конкурсы нужны! И это наша   очень значимая победа!

Теоретическая значимость работы состоит в теоретико-методическом обосновании организации фестиваля как средства патриотического воспитания школьников.

Практическая значимость состоит в возможности применения данного проекта фестиваля для разных возрастных категорий ребят от дошкольника до выпускника школы.

И если в результате педагогической работы обучающиеся будут располагать знаниями о символике страны, если они будут знать имена тех, кто и какой ценой отстоял и прославил нашу Родину, если они будут проявлять интерес к отечественной истории, читать патриотические стихи, исполнять патриотические песни, то можно считать, что задача выполнена. Считаю, что данные фестивали, конкурсы необходимы, т.к. залог будущего России состоит в том, чтобы у молодого поколения были надёжные ориентиры.

IV. Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов.

Методика проведения фестивалей патриотической песни multiurok.rufiles/mietodika-proviedieniia-…

Сценарий фестиваля - праздника военной песни...

kopilkaurokov.runachalniyeKlassi/meropriyatia/…

"песни победы"- фестиваль военной песни

nsportal.rushkola/vneklassnaya-rabota/library/…

Стихи о войне (подборка стихотворений на конкурс...)

multiurok.rufiles/stikhi-o-voinie-podborka-…

Авторское стихотворение Письмо Солдату - "Академия педагогических проектов..." педпроект.рфразумова-и-в-письмо-солдату/

V. Приложение

Презентация

VI. Солдат России (или Письмо Солдату) (полная версия стихотворения).

Солдат в России больше, чем солдат!

Ты - сын, отец, муж, дед и брат!

По Zоvу сердца Родину ты защищаешь

И день за днем Победу приближаешь!


В годину трудную ты никогда не сомневался,

Всегда ты Родину собою Zащищал

И никаким врагам ни пяди Zемли Русской

Ты не отдашь и никогда не отдавал!


Когда же враг поймет???

Страна наша – Россия

Не встанет на колени НИКОГДА!

за ПРАВДУ, за СВОБОДУ, за РОССИЮ

Сражались наши деды

Об этом помнили, и помним мы Vсегда!


Мы знаем, нелегко тебе, Солдат России,

Есть у тебя семья, отец и мать

И ты Zа жизнь их, правду и свободу

Готов взамен свою отдать!


Солдат России, мы тобой гордимся!

От всей души тебя благодарим:

За стойкость, мужество,

За то, что мы под мирным небом ходим,

За то, что мы, конечно, ПОБЕДИМ!


В тебя мы верим, верили и будем верить.

НЕ УСОМНИМСЯ в нашей правде НИКОГДА!

Солдат России, ты – ZАЩИТНИК РОДИНЫ!

Так было, есть и будет так VСЕГДА!

29 мая 2024 г. Ирина Разумова

VII. Пояснение.

*Дополнение к сокращенной версии «Солдат России или Письмо Солдату», которое было опубликовано на педпроект.рфразумова-и-в-письмо-солдату/

В годину трудную ты никогда не трусил,

Всегда ты Родину собою Zащищал

И никаким врагам ни пяди Zемли Русской

Ты не отдашь и никогда не отдавал!

Когда же враг поймет???

Страна наша – Россия

Не встанет на колени НИКОГДА!

за ПРАВДУ, за СВОБОДУ, за РОССИЮ

Сражались наши деды

Об этом помнили, и будем помнить мы всегда!

Мы знаем, нелегко тебе, Солдат России,

Есть у тебя семья, отец и мать

И ты за жизнь их, Правду и Свободу

Готов взамен свою отдать!

29 мая 2024 г. Ирина Разумова


Пояснение.DOCX / 11.61 Кб
Приложение Разумова И.В. Растим патриотов РоссииPPTX / 12.99 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.