Методическая разработка мероприятия с участием обучающихся и родителей «Овощных дел мастера»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г.ХАРЦЫЗСКА
Харцызская общеобразовательная школа №5
Методическая разработка
мероприятия
с участием обучающихся и родителей
на тему:
«Овощных дел мастера»
Автор – Жовтобрюх Светлана Ивановна, учитель трудового обучения
Харцызской общеобразовательной школы №5
Донецкой Народной Республики
Рецензенты – Денисенко Анна Николаевна, Методист учебных дисциплин
Харцызского городского методического кабинета Донецкой
Народной Республики
- Дударь Любовь Стефановна , заместитель директора по
воспитательной работе Харцызской общеобразовательной школы
№5 Донецкой Народной Республики
Аннотация
Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в образовании занимает кейс–метод. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность обучающихся, в которых обучающимися приобретаются коммуникативные умения. При решении общей проблемы на занятиях общетехнических дисциплин ( трудового обучения) полезным оказывается технологическое сотрудничество, которое позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, – научиться работать совместно и самостоятельно.
Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. С приходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, учителя должны предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации вне учебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках и мероприятиях.
План мероприятия
Группа: |
Обучающиеся 6 класса, родители, педагоги. |
Учебная дисциплина: |
Трудовое обучение, воспитательная работа |
Тема раздела: |
Особенности аграрной технологии. Овощи. |
Цели мероприятия: |
Образовательная: знать классификацию групп овощей, сортность, время созревания, особенности ухода, семенной состав. Развивающая: уметь самостоятельно вести поиск, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее; Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру технической речи и привычку критически оценивать свои профессиональные знания, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению |
Задачи мероприятия: |
Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, умений работать индивидуально и коллективно. Развивать умения поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; Формировать умения находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим. |
Тип мероприятия : |
Обобщение материала с демонстрацией наглядных пособий. Один из приемов закрепления материала – кейс-задание. |
Методы организации учебной деятельности: |
Информационный; Показ презентации; Обсуждение с элементами самостоятельной и групповой работы; |
Формы организации учебной деятельности: |
Индивидуальная; Групповая; Работа с родителями |
Мотивация познавательной деятельности: |
Интерес к изучению данного материала поддерживается у учащихся самостоятельным поиском информации, возможностью представить собственную точку зрения. |
Формируемые компетенции |
Развитие социальной компетенции – умение принимать решения. Развитие коммуникативной компетенции – владение способами совместной деятельности в группе. Развитие информационной компетенции – умение самостоятельно вести поиск, анализировать и отбирать необходимую информацию. Развитие профессиональной компетенции –анализировать итоги своей работы. Развитие учебно-познавательной компетенции – умение организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку; умение задавать вопросы; работать с инструкциями. |
Планируемые результаты |
Предметные (УУД) – учащиеся знакомятся с видами овощей, способами уборки, сортировки и хранения плодов. Метапредметные (УУД): регулятивные – преобразовать практическую задачу в познавательную. Коммуникативные (УУД)– умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем , одноклассниками, родителями. Познавательные (УУД)– самостоятельно научиться различать виды овощей. Личностные (УУД) – умение проведения самоанализа выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество проделанной работы. |
Оборудование и источники информации: |
Учебный и дидактический материал: Кейс – тексты; Карточки – таблицы для заполнения; |
Меж предметные связи |
Биология, география, история, русская литература, физическая культура. |
Список используемой литературы |
1.Учебно-методический комплект: "Технология. Обслуживающий труд" , под редакцией В.Д Симоненко, 5 кл., Вентана-Граф, 2010г. 2.Учебно-методический комплект: "Технология. Обслуживающий труд" , под редакцией В.Д Симоненко, 6 кл., Вентана-Граф, 2010г. |
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Добрый день, уважаемые знатоки, болельщики, жюри, родители, гости и школьные наблюдатели!
Стихотворение «Спор овощей»
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
- Что принесла хозяйка? Как это все можно назвать одним словом? (овощи)
Да действительно это ОВОЩИ.
– Мы открываем наш турнир знатоков. В этом зале собрались две сильнейшие команды знатоков «Чиполино » и «Помидорро».– Вам предстоит сегодня узнать много интересного, любопытного и полезного, а также поделиться своими знаниями и умениями.
– Вы поймёте насколько важно знать азы аграрной технологии, трудового обучения, биологии, истории, географии. Как эти знания нужны нам в повседневной жизни, а в саду и в огороде особенно.
– Итак, команды занимайте свои места.
1. Конкурс: Конкурс капитанов.
Ведущие. Итак, начинаем состязание!
Как правило, конкурсы начинают капитаны команд.
(Капитаны команд отвечают на вопросы ведущих коротко и быстро. Зачитываются быстрые и правильные ответы. Правильный ответ- 1 балл)
Ведущий зачитывает:
1. Какой орган едим у картофеля? - клубень
2. Какое соцветие образуют цветки укропа? - зонтик
3. Как называется плод у фасоли ? - стручок
4. Назовите овощ «земляная груша» - топинамбур
5. Какой овощ добавляют в мясной фарш для колбасных изделий? - сою
6. Назовите овощ, относящийся к группе корнеплодов и листовых – петрушка, сельдерей.
7. Как называется овощ « сладкий картофель» ? – батат
2. Конкурс « Домашнее задание»
На конкурс представляются поделки из овощей . Поделки могут быть выполнены в разных техниках. Оцениваются по таким категориям ;
- оригинальность- 5 баллов
- красота – 5 баллов
- сложность выполнения – 5 баллов
3. Конкурс. «Чёрный ящик»
( Вызываются по одному из членов команд. Жюри оценивает правильность и быстроту ответа. )
Ведущий зачитывает:
Задание команде №1
В чёрном ящике лежит плод , употребляемый в свежем, вяленом и консервированном виде. Он принадлежит к группе паслёновых . Дикие предки его росли в Южной и Центральной Америке .
Плоды очень полезны, содержат много витаминов, вещества, выводящие из организма соли тяжёлых металлов, для людей страдающих диабетом, ожирением или проблемами с обменом веществ. К тому же они обладают мочегонным и желчегонными свойствами. О каких плодах идёт речь?
Подсказка. Не один борщ не обходится без него.
(В чёрном ящике лежит помидор .)
Задание команде №2
– В чёрном ящике лежит плод , употребляемый в свежем, вареном и квашеном виде. Он принадлежит к группе корнеплодов . Дикие предки его росли в Средиземноморье.
Корнеплод очень полезен для укрепления нервной системы, профилактики заболеваний сердца, сосудов, в случае бесплодия у женщин и мужчин, а также нарушениях обмена веществ, при ожирении, сахарном диабете, для профилактики снижения остроты зрения или слуха. О каких плодах идёт речь?
Подсказка . Без него никак не приготовить « сельдь под шубой».
(В чёрном ящике лежит свекла.)
4. Конкурс « Вершки и корешки »
( Участвуют все члены обеих команд. Взявшись за руки то приседают ( если это подземный житель), то встают (если наземный житель). Если положение не нужно менять команда должна подпрыгнуть. Учитывается слаженность всей команды.)
Ведущий читает - картофель, салат, топинамбур, томат, свекла, брокколи, редис, соя, арахис, репа, баклажан, огурец.
5. Конкурс « Смех продлевает жизнь»
( Вызываются по одному из команд. Правильный и быстрый ответ- 1 балл)
Ведущий зачитывает:
Как зовут старшую сестру кабачка? (Тыква)
Назовите овощи «мечущие икру»? (Кабачок, баклажан)
Каким овощем закидывали плохих актёров? (Помидорами)
Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох)
Из какого овоща можно стрелять? (Лука)
6. Конкурс «Готовим овощное рагу»
(Вызываются по одному из членов команд. Оценивается быстрота и правильность ответа)
Каждой команде нужно приготовить овощное рагу . Для этого вам нужно собрать овощи: картофель, капусту, морковь, лук, помидор. Но вам будут попадаться и другие овощи, их собирать не нужно. Для этого у участников есть удочка с магнитом на леске и овощи со скрепками. Какая команда за 2 минуты соберёт больше овощей для своего рагу ? ( Каждый овощ – 1 балл)
7. Конкурс « Родители! На помощь!!!»
( Вызываются родители одной из членов команд . За определённое время необходимо угадать как можно больше овощей. Каждый отгаданный овощ – 1 балл). Демонстрация презентаций. ( Приложение №1 и Приложение №2)
8. Конкурс « Мой друг – бабуля »
Ведущий.. Итак…известно, что бабушки всегда собирают семена растений, которые хотят посадить весной. Так, вот перепутали старушки все семена. Ваша задача разобрать семена по пробиркам и подписать пробирки.
( Качественно и быстро выполненная работа- 3 балл )
Для конкурса можно взять семена фасоли, гороха. огурцов, кабачков и т.д.
9 . Конкурс «Долгожители»
Необходимо разобрать картинки овощей на однолетние и двухлетние
( Приложение №3, Приложение №4 ) ( 1-6 баллов)
Учитывается правильность и быстрота ответа.
9. Конкурс « Там где МЫ , там победа»
( Вся команда быстро разгадывает кроссворд . Быстро и правильно разгаданный кроссворд - 5 баллов). ( Приложение №5)
10. Конкурс « Готовь сани летом»
Вся команда быстро раскладывает семена овощей согласно его картинке.
Каждый правильный ответ – 1 балл. Время 1 минута. (Приложение №6)
Игра знатоков подошла к концу. Жюри посчитывает заработанные очки.
( Приложение №7 )
Ведущий .
О правильном питании не задумывался хотя бы раз в жизни только ленивый человек, наверное. И очень часто к пересмотру своего рациона в еде нас подталкивают неполадки в здоровье и общее ухудшение самочувствия. И как за спасительную палочку–выручалочку – ухватывается человек за диету, правильное питание, здоровый образ жизни. Овощи не заменимые компоненты здорового питания. Как хорошо, что мы сегодня, в который раз, вспомнили об этих продуктах здорового питания.
Награждение. Угощение всех собравшихся фруктами.
Заключение
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций – обучающей, воспитывающей, организующей, и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, как органическое целое. Кроме того, что преподавателю приходится повышать свой профессиональный уровень, используя кейс-метод, идет еще и более качественная подготовка учащихся.
Деятельность преподавателя предполагает, во-первых, сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Во-вторых, включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы , поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.
Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и учащийся постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
Презентация овощи
PPTX / 16.53 Мб
Приложение №3
DOCX / 3.06 Мб
Приложение №4
DOCX / 1.61 Мб
Приложение №5
DOCX / 54.22 Кб
Приложение №6
DOCX / 727.88 Кб
Приложение №7
DOCX / 15.3 Кб
Презентация овощи тест
PPTX / 12.66 Мб
Литература
1.Учебно-методический комплект: "Технология. Обслуживающий труд" , под редакцией В.Д Симоненко, 5 кл., Вентана-Граф, 2010г.
2. Учебно-методический комплект: "Технология. Обслуживающий труд" , под редакцией В.Д Симоненко, 5 кл., Вентана-Граф, 2010г.
Картинки
https://yandex.ua/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.design-flowers.ru%2Fimg%2Fbig%2F734.jpg&p=2&text=родина%20моркови%20википедия&noreask=1&pos=66&rpt=simage&lr=24880
12