Методическая разработка, посвященная борьбе с загрязнением природы «День Земли»

25
8
Материал опубликован 21 April 2016

Методическая разработка, посвященная борьбе с загрязнением природы "День Земли".

Цель: 1. Углубление экологических знаний учащихся.

2. Познакомить детей с проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит, в конечном счете, само существование человека.

3. Воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Ход праздника:

Вступительное слово учителя.

Вед 1. Здравствуйте, друзья. Приветствуем всех на нашем празднике. День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м2.

Вед 2. Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому мы попытались сделать такой же флаг, правда, в миниатюре. Это работы, выполненные учащимися нашей школы, которые затем мы объединили в один большой флаг, символизирующий наше единство в заботе о будущем Земли. А сейчас давайте объединимся, возьмемся все за руки во время торжественного поднятия нашего флага. Очень хочется, чтобы наша Земля была так же сказочно красива, как изумрудный город.
(Поднятие флага под музыку песни “Изумрудный город”)

Вед 3. Вот он, наш флаг! На этих отрезках ткани все богатство вашего воображения. Это леса полные птиц и животных, поля, где все посеяно, это реки где много рыбы. Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Вед 4. Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосы.

 

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом
думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы,
пирсы
и перроны, Леса без птиц
И реки без воды.
Все меньше – окружающей природы…
Все больше – окружающей среды.
Р. Рождественский
Вед 1. Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы- то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?
(Звучит музыка, затем ведущие рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.)

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В.Берестов

Вед 2. Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа
выбрасывается 5 млрд., тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра - над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

Вед 3. Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Вед 4. Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 114 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела, и урожаи стали
значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате миллионы тонн нефти по тем или ИНЫМ причинам оказывается в воде.

Вед 1. Леса. Усиленно идет ,,облысение” планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле
становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель. Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.

Вед 2. Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Нет! Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создает охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. Но, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг.

(Примеры мы не станем множить.)

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Вед 3. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть -97%-идет…в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс., километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай… А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены, жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Моя планета человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава – океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь:

Вед.1 Вопрос “Куда деть мусор?” становится все актуальнее. И мы
попробуем сегодня ответить на него. (Проводится эрудицион.)

(Ведущий знакомит с правилами игры. Эрудицион необычный – он состоит из 4 туров. 1 и 3 туры для учащихся 9 класса, 2 тур для зрителей, 4 тур – познавательный. На доске прекреплен плакат с нарисовонным деревом без листьев. В 1 туре за правильный ответ выдается зеленый листик, во 2 туре – цветочек, а в 3 туре – бабочка. Все это крепится на дерево.)

1 тур. “Что МЫ выбрасываем, или Золотые россыпи помоек”
Вопросы:
• Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса (правильный ответ).
2. Стекло.
3. Металл.

Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
1. Москвы.
2. Лондона.
3. Нью-Йорка.
• Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
1. Производство упаковочных материалов.
2. Переработка мусора.
3. Производство автомобилей.
• Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
• Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
• Первоочередная забота при выборе места свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
• Появление “партизанских” свалок влечет за собой:
1. Загрязнение почвы.
2. Уродство ландшафта.
3. Изменение климатических условий (температура,
влажность).
• Основа для разработки санитарных норм, а также для решений об открытии или остановке того или иного производства:
1. Предельно допустимая концентрация вещества.
2. Наличие тяжелых металлов.
3. Государственный стандарт качества.
• Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение “увидело свет”.
• Самая страшная добавка” к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
• Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”:
1. Британию.
2. Россию.
3. Польшу.

Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
1. На тяжелую промышленность.
2. На легкую промышленность.
З. На сельское хозяйство.
• Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
• Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим
количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
З. Рециркуляция (повторное использование отходов).
• Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем. Называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Экологической катастрофой

Что такое вермикультура:

1.Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны

2.Специальное разведение червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).

3.Способ определения степени чистоты воды

Оптимальное решение энергетической проблемы:

1.Экономия энергии

2.Развитие атомной энергетики

3.Развитие ветроэнергетики

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет

2. 50 лет

3. 100 лет и более

Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:

1. 1-2 года

2. 5-8 лет

3. 20 и более лет.

Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

1.Теплоэнергетика

2.Нефте – и газопереработка

3.Автотранспорт

2 тур. Что может сделать один?

(Вопросы для зрителей) Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
• Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов… (из переработанной макулатуры).
• Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно … (использовать много раз, сдать в магазин).
• Не покупай больше, чем может… (понадобиться тебе).
• Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше… (общественным транспортом).
• Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся).
• Не выбрасывай старые игрушки, книги: они МОГУТ… (кому-то понадобиться).
• Узнан, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и… (сдай туда использованную бумагу).
• Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки.. (вымой их и сомни).
• Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).
• Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для… (приготовления удобрений).
• Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается в природе).

• Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (ее выбрасывать).
 

3 тур «Устами младенца»
(В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. Ребята стараются на них ответить и получают за правильный ответ бабочку, которая крепится на дерево.)

Детские высказывания:
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен.
3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие
водные животные начинают задыхаться.
5. Его необходимо компостировать.
(Навоз.)
1. У меня очень много игрушек делано из нее.
2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса.)
1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас, ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)

1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное. -
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как
(Шум.)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже, вдоль дорог.

3.Это можно сделать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

1.Всегда черного цвета.

2.Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3.Это очень вредно.

4.У человека вызывает болезни, а одежда его делает грязной.

5.Этого много при горении.

(Сажа)

1.Это то, без чего уже не можем прожить

2.Этим мы пользуемся каждый день.

3.Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4.Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5.С помощью этого все становится чище.

(СМС)

1.Это легче воды.

2.Это может плавать на воде и не тонет.

3.В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.Это мешает дышать рыбам.

5.Это надо удалять с поверхности воды.

(Машинное масло)

4 тур «Познавательный»

По внешнему виду растения можно определить повреждения в результате загрязнения окружающей среды (ОС) и какой загрязнитель вызвал изменения тех или иных органов.

• Некроз верхушки и краев листьев у гладиолуса, тюльпана, касатика, петрушки свидетельствует о том, что в ОС имеется… (фтористый водород).
• Наличие некротических (мертвых) пятен на верхней стороне листьев табака, шпината, сон свидетельствует о воздействии… озона).• Если все части растения (люцерна, гречиха, подорожник, горох, клевер) желтые, а на листьях межжилковые некрозы, в ОС.. .(двуокись серы).
• Межжилковые некрозы у шпината, махорки, сельдерея
вызывает… (двуокись азота).
• Закручивание краев листьев у салата и томата – результат действия… (этилена).
• Если стебли злаков пурпурной окраски, а листья темно-зеленые, значит… (в почве, на которой они произрастали, повышенное содержание алюминия).
• Бурые края листьев у бобовых, моркови, редиса, шпината, овса, красноватые жилки и черешки, скрученные листья и бурые недоразвитые корни сигнализируют о повышенном содержании в почве… (кадмия).
• Буровато-черные или красные некротические пятна на листьях злаков, бобовых, картофеля, капусты, отмирание старых
листьев, засыхание кончиков листьев указывают на большое загрязнение среды… (марганцем).
• Изменение окраски лепестков мака, розы на голубую или даже черную свидетельствует о наличии в окружающей среде
больших концентраций… (меди).

Ведущий. Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?

Заклинание с полюса

Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите Землю!

Берегите!

Сладость жизни, молока и хлеба.

Небо в звездах, океан и сушу

Берегите Землю! Берегите!

Заключительное слово учителя.

Комментарии

Надежда Викторовна! Методическая разработка, посвященная борьбе с загрязнением природы «День Земли» - большой и плодотворный труд. Я имею в виду и сам материал публикации. Такого рода материал воспитывает чувство ответственности, любви к природе, к родному краю. Всего доброго! Успехов во всём! Голос! Зоя.

4 December 2016

Ответ #12535 был удален 7 January 2017

Спасибо большое!!!

7 December 2016

Хороший материал!

6 January 2017

Спасибо большое!!!

6 January 2017

Мероприятие понравилось! Спасибо!

15 January 2017

Ольга Борисовна, спасибо большое!

18 January 2017

Спасибо! Очень интересная и содержательная разработка! Думаю, что пригодится многим классным руководителям!

18 January 2017

Татьяна Петровна, спасибо большое за высокую оценку.

18 January 2017