Управление образования Арсеньевского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Методическая разработка познавательно игровой программы
«Наум! Наведи на ум!»
Педагог дополнительного образования – Алфёрова Татьяна Семёновна
Цель: Познакомить обучающихся с историей возникновения праздника "День Наума Грамотника".
Задачи:
•Образовательные:
- познакомить детей с пророком Наумом Грамотником и его житием;
- рассказать о возникновении письменности и её роли в развитии человечества;
- познакомить со славянской азбукой и её создателями Кириллом и Мефодием;
- расширить знания детей об устном народном творчестве.
•Развивающие:
- развивать мотивацию к изучению православной культуры;
- стимулировать познавательную активность через народные традиции;
- развивать монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности.
•Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному слову, традициям и истории нашей Родины;
- сформировать представления о значении учения в жизни наших предков, вызвать желание у детей учиться;
-воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Программное содержание:
Презентации: «Наум-Грамотник», «Школьные принадлежности», «Буква заблудилась».
Инсценировка сказки «Портфель-теремок».
Песни: «Чему учат в школе», «Аз, буки, веди», «Учиться надо весело», частушки о школе.
Стихотворения: «Как церковный грамотей в старину учил детей»; «В моей тетрадке беспорядки», «Непослушные буквы».
Игры: эстафета «Найди предмет на букву»; «Изобрази букву телом», «Живые слова», «Золотые ворота», «Царевич-королевич».
Загадки о буквах, физминутка; пословицы;
Участники праздника: учащиеся первых классов.
Место проведения: кабинет дополнительного образования «Музыкальный театр».
Формирование нравственно-эстетических ценностей, уважения и чувства
благодарности к мамам.
Оформление зала:
Оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальный центр;
фотографиями мам.
Подготовка к празднику:
Перед праздником разучиваются стихи, сценки, песни;
Дети готовят подарки мамам своими руками.
Время проведения: 40 минут.
Сценарий познавательно игровой программы
«Наум! Наведи на ум!»»
Слайд 1
| Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с древнейшим праздником, который праздновался на Руси 14 декабря –с днём Наума Грамотника. Этот день отмечался как праздник грамоты, обряд посвящения в ученики. В народе Наума окрестили грамотником. С этого дня начинали детей учить грамоте. - Ребята, а почему праздник учения на Руси отмечали зимой? - Когда мы отмечаем праздник Знаний?
|
Слайд 2.
| - Сегодня мы вам предлагаем перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, а за одно и знания свои показать. «Как церковный грамотей в старину учил детей» 1. В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: 2.А да Б – как Аз и Буки, В как Веди, Г – Глаголь, И учитель для «науки» По субботам их порол. 3.Вот какой чудной вначале Наша грамота была. Вот каким пером писали – Из гусиного крыла. 4. Этот нож не без причины Назывался «перочинным», Очиняли им перо, Если не было остро. 5.Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. 6.Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке.
|
Слайд 3.
| И так каждый год, не одно столетие учились наши предки. А кто же такой Наум-Грамотник? Наум – святой пророк. Люди приходили к нему и просили наставить их на ум, «надоумить», научить. |
Слайд 4 | Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум!», «Пророк Наум наставит на ум». А хотите, чтоб в ученье у вас всё получалось? Тогда повторяйте за мной: «Пророк Наум наставь меня на ум». |
Слайд 5. | Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Первый урок – азбука. «Аз, буки, веди, глаголь, добро», – хором нараспев тянули ученики вслед за учителем. Так назывались в те времена буквы. В древнерусской азбуке их было 44. Давайте поиграем в игру. Я буду называть буквы старославянского и современного алфавита. Если я произношу современное название буквы- вы хлопайте в ладоши, а если старославянскую букву, то топайте ногами. Игра «Узнай букву».
|
Слайд 6.
| Наум-Грамотник приготовил наказ для всех ребят – будущих учеников. Наказ Наума Грамотника
|
Слайд 7. | Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. А сейчас вернемся в наше современное время и покажем свои умения и успехи! Будем мы играть, чтоб разумней стать. Очень будем мы стараться, свои знанья показать! А сколько букв в русском алфавите? (33) Многие ребята уже выучили алфавит. И не просто выучили, а научились его петь! Песня «Аз, буки, веди»
|
Слайд 8. | Люди не всегда умели читать и писать. Они передавали свои знания из уст в уста. Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь». Своим умением читать и писать мы благодарны Букварю. |
Слайд 9. | А теперь хотим представить вам сказку на новый лад «Портфель-теремок» Песня «Учиться надо весело»
|
Задание 1. (презентация) | А какие-же школьные принадлежности используют ученики? «Школьные принадлежности»
|
Задание 2. | Разгадайте загадки: Загадки о буквах
1.Вот два столба наискосок, а между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква …(А) 2. В этой букве нет угла. До того она кругла До того она кругла- укатиться бы смогла. (О) 3. На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3.(З) 4. Ты с этой буквою знаком: стоят 2 колышка рядком, А между ними поясок, протянутый наискосок. (И) 5. С этой буквой на носу, филин прячется в лесу. (Ф) 6. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж) Молодцы, все загадки отгадали.
Стихотворение «В моей тетрадке беспорядки» читает Бринько Егор |
Задание 3 (презентация) | Неизвестно как случилось, только буква заблудилась. Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём! Но едва вошла туда буква озорница, Очень страшные дела начали твориться. Презентация «Буква заблудилась».
Стихотворение «Непослушные буквы» читает Колесникова Фаина |
Задание 4. | «Изобрази букву телом» Игра “Море волнуется раз...” Участники встают врассыпную по залу. Ведущий начинает игру: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, - любая буква на месте замри!”. Дети изображают букву русского алфавита, ведущий угадывает.
|
Задание 5. | Телеграмма.
На наш праздник от литературных героев принесли телеграммы. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться от героев, каких сказок пришли телеграммы. Поможете? Я хочу вам пожелать лишь пятёрки получать. Книжки добрые любить, с математикой дружить. От лица Пьеро, Мальвины Ваш дружище … (Буратино)
Я желаю вам в подарок получить огромный торт, Шоколадное печенье, мармеладное варенье, Становиться толще, выше. Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)
3.Пусть вам учебный год только гадости несёт! Получайте только двойки. Очень редко можно – тройки, Бейте окна и витрины, не ходите в магазины, Проводите больше драк. Привет, Старуха ……(Шапокляк)
4. Я желаю от души вам здоровья, малыши! Чтоб прививок не боялись, ежедневно закалялись, Чтоб не мучил вас бронхит. Добрый Доктор …..(Айболит)
|
Задание 6. | Ребята подготовили очень веселые частушки о школе и с нетерпением хотят их для нас спеть. Частушки о школе
Начинаем петь частушки Просим не смеяться. Тут народу очень много Можем растеряться.
| 6.Катя с Машей на уроке Тараторят, как сороки. Чтоб заставить их молчать Надо вызвать отвечать.
| Начался учебный год, Часики затикали, А меня вопрос гнетет: Скоро ли каникулы?
| 7.Быстро бегает Андрей И съезжает с горки А за партой он дрожит, Словно мышка в норке!
| 3.Вова в школу опозданья Объясняет просто: – А учиться, Мариванна, Никогда не поздно!
| 8.Катя в школу так летела, Форму в школу не надела. Весь урок считал у Кати Я горошки на халате.
| 4.Очень быстро разучили Таня с Маней новый стих. А четверку получили, К сожаленью, на двоих.
| 9. Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться.
| 5.Наш Антон на той неделе Сдал учителю тетрадь. Тот не знает, что с ней делать: Чистить, мыть или стирать?
| 10. Все частушки перепели Думаем, что хороши. Так похлопайте дружнее – Мы старались от души |
|
Задание 7. |
«Живые слова»: А сейчас я хочу проверить, как вы умеете составлять из букв слова. Становись в три команды. Нужно составить слова: 1 команда: Азбука; 2 команда: Ученик; 3 команда: Дружба
|
Задание 9. | Игра со зрителями . Отвечаем «НЕТ» или «ДА». Только думаем сперва. Друга выручим всегда? ДА! Врать не будем никогда? ДА! В классе списывать ответ? НЕТ! Кинуть камень кошке вслед! НЕТ! Брать в автобусе билет? НЕТ! Ай-ай-ай! Как это «нет»? Надо брать билет всегда? ДА! Не робеть, когда беда? ДА! Не жалеть для дел труда? ДА! Рук не мыть, когда обед? НЕТ! Как же это не мыть? Мыть обязательно! Мы лентяям шлем привет? НЕТ! А тем, кто трудится всегда? ДА!
|
Задание 10. | Эстафета «Найди предмет на букву» Инвентарь: карточки с буквами: М, Л, К, С, Т, коробка с предметами. Каждый участник команды по очереди подбегает к коробке, берет по 1 предмету на заданную букву и бежит обратно, передавая следующему эстафету. Побеждает та команда, которая оказалась быстрей и собрала правильные предметы! |
| Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы. Наум Грамотник был бы доволен вашими успехами в освоении наук. Хорошие знания учеников – лучший подарок учителю. Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота» «Царевич-королевич»
|
Слайд 10. | - Наше мероприятие подошло к концу, надеемся, оно было для вас интересным и познавательным. - Теперь вы знаете, что у школьных «грамотеев» тоже есть свой покровитель: пророк Наум Грамотник! До новых встреч! |
Ирина Владимировна Казарцева