Познавательно-игровая программа по ПДД «Безопасность на дороге»
Познавательно-игровая программа по ПДД «Безопасность на дороге»
Автор-разработчик: Корягина Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Участники: обучающиеся 1-3 класса.
Организационная форма: познавательно - игровая программа
Цель:
Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского транспортного травматизма.
Задачи:
Образовательные:
активизировать интерес к предмету через игровую деятельность;
обучить и закрепить правила дорожного движения;
Воспитательные:
воспитать систему взглядов на окружающий мир;
воспитать способность следовать нормам поведения.
Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти;
развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности.
Предварительная подготовка: повторение правил дорожного движения, дорожных знаков, изготовление макетов домов, улиц, карточек с заданиями.
Ход мероприятия
Фоном звучит музыка.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Мы с вами живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. И чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
Ведущий. Всем ребятам предложение:
срочно выучить правила движения!
Чтоб спокойны были родители,
И не волновались водители.
Сегодня мы узнаем, кто же у вас является знатоком дорожного движения, для этого вы разделитесь на две команды, одна команда «Пешеходы», другая «Водители». Каждая команда выбирает командира и выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победит та команда, которая наберет больше жетонов.
(Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира.)
Ведущий. Сегодня вас ждут: игры, конкурсы, турниры. Начнем наше веселое путешествие с разминки.
Разминка. Игра «Запрещается – разрешается»
Ведущий: Уважаемые участники дорожного движения. Предлагаю проверить вашу внимательность. Вы должны правильно ответить «Запрещается или разрешается». Отвечают все участники команд.
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить мешать народу
За–пре–ща–ет–ся! (хором)
Быть примерным пешеходом
Раз – ре – ша – ет – ся! (хором)
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно,
За–пре–ща–ет–ся! (хором)
Уступить старушке место –
Раз – ре – ша – ет – ся! (хором)
Если ты гуляешь просто,
Все равно гляди вперед.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете –
За–пре–ща–ет–ся! (хором)
При зеленом даже детям
Раз – ре – ша – ет – ся! (хором)
Ведущий: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с разминкой.
Ведущий: Информация для размышления. Помните об этом…
а) Одна секунда, … Много это ли мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – вещь весьма серьезная. За 1 секунду машина, идущая со скоростью 60 км./ч., проезжает больше 16 м.
б) Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем улицу. Нам и невдомек, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановится только через 400 метров. Помните об этом.
Ведущий. Ребята, мы с вами отправляемся в наше путешествие по «Безопасному маршруту». Для того, чтобы ваш путь всегда был безопасным необходимо соблюдать правила дорожного движения. Первым заданием для команд будут загадки. За каждый правильный ответ команде вручается жетон.
Ведущий: И ребятам для разрядки
Загадаем–ка загадки.
По правилам движения
Для вашего учения…
Странная зебра:
Не ест и не пьет,
Но без питья и еды
Не умрет (пешеходный переход)
Сам не едет, не идет,
Не поддержишь – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед (велосипед)
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться… (опасно)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни её порвать, ни в клубок смотать. (Дорога)
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для… (движенья)
Поезд быстро-быстро мчится!
Чтоб несчастью не случиться,
Закрываю переезд –
Запрещен машинам въезд! (Шлагбаум)
Чтоб тебя не раздавили,
Словно хрупкого жучка, –
Под дорогой, словно грот,
Есть... (Подземный переход)
Свет зеленый говорит
«Проходите, путь … (открыт)
Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся,
По дорогам он несётся. (Автомобиль)
Ведущий: Хорошо, ребята. Загадки разгадывать вы умеете. В следующем конкурсе ваши команды будут участниками дорожного движения в эстафете «Быстрый водитель»
Эстафета «Быстрый водитель»
Капитаны команд, надев на себя обруч, оббегают стойку, захватывают первого игрока в обруч и вместе с ним добегают до стойки, «высаживают» пробежавшего и бегут до команды и «сажают следующего», так пока «не перевезут всех членов команды). Выигрывает та команда, которая быстрее всех «переедет» в пункт назначения.
Ведущий: Молодцы! Следующим заданием для вас станет путешествие «В страну дорожных знаков». Давайте теперь проверим, как вы разбираетесь в дорожных знаках. Есть знаки предупреждающие, запрещающие, информационные и предписывающие.
«В стране дорожных знаков ».
1. Судья показывает знаки (по 3 каждой команде), каждый участник команды говорит, что этот знак обозначает. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)
2. Придумать и нарисовать свой дорожный знак. Участник каждой команды представляют защиту своих дорожных знаков и объясняют, что они обозначают.
Ведущий: Молодцы! Ребята, вы сегодня молодцы и очень хорошо работали. Теперь каждый из вас понимает важность правил дорожного движения и их строгое выполнение.
Подведение итогов.
Ведущий: Вот и подходит к концу наше мероприятие.
Цель правил всем ясна,
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе.
После выполнения заданий, подводятся итоги, судьи объявляет команду победителя. (Это команда набравшая большее количество очков).
Ведущий: Ребята, спасибо за сотрудничество. Организация и проведение следующего мероприятия пройдет с учетом результатов анкетирования.
Мероприятие заканчивается награждением победителей.
Список литературы:
Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.– М.: ВАКО, 2006.
Родительские собрания в начальной школе: Часть 2/ Сост. Н.А.Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 4 класс/ сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
Газета “Педсовет” – №11, 2003.
5