Методическая разработка конкурсно-игровой программы «Большое счастье» (4–7 классы)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
конкурсно-игровой программы
БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ
Автор: Петрова Елена Ильинична.
Должность: педагог дополнительного образования.
Возраст учащихся: 10-14 лет.
Калуга, 2019 год
Пояснительная записка
Данная конкурсно-игровая программа была разработана для проведения профильной смены школьных детских организаций на базе МБОУ ДООЦ «Белка» г. Калуги. Организаторы смены исходят из концепции, что детям необходимо предоставлять право и возможность самим разрабатывать и реализовывать творческие идеи, инициативные проекты и тематические мероприятия. Именно так воспитывается самостоятельность, формируются компетентности творческой деятельности и креативности. Участники смены были разбиты на 4 рабочие группы, каждая из которых составляла свой сценарий с помощью методов комплексной разработки и подготовки коллективно-творческого дела (КТД) и формирования навыков креативного моделирования творческого продукта.
Одним из успешно работающих средств развития креативного мышления является деловая (операционная) игра по разработке кардинально нового коллективно-творческого дела «Алгоритм КТД» (коммунарская методика И.П. Иванова). Данная игра-тренинг позволяет отойти от стереотипов, задействовать необыкновенную фантазию детей, научить их работать в команде и подготовить качественно новый «продукт». Как отправная точка и своеобразный «толчок для фантазии» используется метод «принудительного ассоциирования» Щурковой Н.Е.
Цель: В условиях игровой модели, позволяющей обучающимся реализовать свой творческий потенциал, создать качественно новый сценарий коллективно-творческого дела.
Задачи:
показать алгоритм, как самостоятельно разрабатывать и проводить коллективно-творческие дела.
формировать умения конструировать новые оригинальные мероприятия;
воспитывать чувство коллективизма, формировать стремление эффективно работать в команде;
формировать игровую культуру, направленную на развитие личностных и социальных качеств;
развивать творческие способности подростков.
Категория участников: 4 команды по 15 человек 10-14 лет.
Необходимые ресурсы:
Помещение: класс со столами и стульями; возможно проводить и не в учебном помещении, а на природе, но должны быть сидячие места, возможность писать (1 стол на команду) и доска для наглядных материалов;
Кадры: ведущий, вожатые или педагоги, которые будут помогать командам (по 1 человеку на команду);
Материально-технические: магнитная-доска, возможно применение мультимедиа аппаратуры, компьютер, аудио аппаратура, микрофон; планшеты (по 1 на каждую команду); канцтовары (писчая белая бумага, карандаши простые, шариковые ручки, цветные маркеры, цветной картон).
Методические рекомендации на период подготовки к мероприятию
Необходимо настроить детей и подростков на деловой лад, создать рабочую атмосферу. Для этого можно проговорить, что дети перевоплощаются в фирмы по разработке и реализации мероприятий. Можно выбрать директора «фирмы», секретаря, тайм-менеджера. Можно заключить с фирмами договор о создании творческого продукта, дать им подписать план-задание. По итогам игры выдать игровую «валюту».
Чтобы деловая игра не затянулась, необходимо оговаривать время на выполнение каждого задания. Алгоритм разработки коллективно-творческого дела должен быть заранее подготовлен как наглядное пособие (плакат или слайдовая презентация).
Алгоритм КТД
Название КТД
Отражение мотивации детей: «Для чего проводится?» (общение, реализация своих интересов и способностей, возможность заявить о себе, утвердиться в коллективе, узнать что-то новое, подружиться и т. п.)
Форма КТД (игра, соревнование, шоу-программа, концерт и т.д.)
«Для кого проводится?» - Категория участников (возраст, количество, команды или индивидуальное творчество; возможно, объект заботы – младшие школьники, ветераны и т.п.)
Время и место проведения (необходимое помещение и др. площадь)
«Скелет сценария» (основные события)
Необходимые ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и д.р.)
Эмоциональный настрой (реклама, худ. и муз. оформление, словесный настрой и т.п.)
Ход игры:
Разбивка на команды (конструкторские бюро, фирмы)
Выбор 3 отправных слов
«Принудительное ассоциирование»
Выбор названия будущего КТД
Составление сценария по «алгоритму КТД»
Ознакомление со сценариями команд
Оценка разработанных КТД
Метод «Принудительного ассоциирования»
Каждой команде выдается карточка с 3 словами, которые соответствуют следующим критериям: 1 слово – конкретный предмет (стол, лампочка, цветок и т.д.), 2 слово – абстрактное понятие (вечность, красота. радость, любовь и т.д.), 3 слово – существительное, которое обозначает некое учреждение, где происходит какое-либо действие (суд, вокзал, стадион, школа и т.д.).
За ограниченное время команды записывают свои ассоциации на данные слова;
К придуманным словам-ассоциациям подбираются другие слова, чтобы получились осмысленные словосочетания;
Из полученных словосочетаний выбирается одно, которое станет названием будущего КТД.
Методические рекомендации на период проведения
Стоит отметить, что алгоритм КТД претерпел некоторые изменения в ходе многолетней практики, прежде всего, для некоторой адаптации к мышлению подростков, ведь именно в период взросления дети испытывают необходимость в возможности самостоятельных действий. Так пункт «Цель игры» заменен «отражением интересов детей и подростков»; соответственно детям не задается вопрос: «Зачем? С какой целью проводится КТД?», а постановка вопроса меняется на: «Для чего? Почему дети будут участвовать в КТД? Какие личностные интересы и мотивы деятельности отражаются?»
На разработку коллективно-творческого дела, как правило, отводиться 1-1,5 часа. После прослушивания всех подготовленных сценариев необходимо их оценить по следующим критериям:
соответствие замысла заявленному отражению личностных интересов детей,
реальность воплощения,
оригинальность идеи.
Оценивать идеи лучше всего при помощи трехцветных карточек, комплект которых раздается всем участникам.
«Красный» - отлично
«Зеленый» - хорошо
«Синий» - слабо
Участники деловой игры по каждому из критериев оценивают сценарии, при этом авторы за своё КТД не голосуют. Команда, сценарий которой набрал наибольшее количество красных и синих карточек, может в дальнейшем стать Советом Дела и воплотить свое творение в жизнь, например, посредством другой деловой игры «Фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные».
Методические рекомендации на период завершения мероприятия
Чтобы придуманное КТД было реально воплощено, необходимо не затягивать с его реализацией. По горячим следам, пока дети и подростки еще «не остыли», нужно по плану подготовки КТД разбить всех ребят на группы и раздать поручения: оформительская группа, сценарная, ведущие и т.д.
Хорошо провести по итогам деловой игры рефлексию и обсудить опыт создания мероприятия:
Что понравилось в данной модели самостоятельного творчества?
Есть ли недостатки? Как их можно исправить?
Хотели бы вы еще разработать и самостоятельно провести КТД?
Авторы победившей идеи стали членами сценарной творческой группы, остальные рабочие группы получили задания для дальнейшей детальной разработки мероприятия в рамках деловой игры «Фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные». После совместного обсуждения был выбран окончательный вариант проведения конкурсно-игровой программы «Большое счастье». Именно этот сценарий конкурсно-игровой программы представлен как образец мероприятия, проводимого в условиях лагерной смены.
Цель игры: способствовать сплочению временного детского коллектива посредством творческой деятельности.
Задачи:
продемонстрировать положительный пример направления творческой энергии для реализации потенциала детей и подростков;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать чувства коллективизма, ответственности, дружелюбия;
развивать творческие и лидерские способности участников смены.
План подготовки:
Сбор творческой группы. Распределение поручений (техническая группа, оформительская группа, ведущие, танцевальная группа, счетная комиссия).
Выбор по жребию темы домашнего задания.
Подготовка команд к выступлению.
Подготовка оформления.
Изготовление фигур сказочных героев.
Изготовление дипломов и грамот с символикой конкурса.
Оформление «космодрома» свечами.
Подготовка шаров для проведения мероприятия.
Обеспечение
Кадровое: актив школьных детских организаций, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования
Помещение: территория ДООЦ «Белка», актовый зал.
Материально-техническое: аудиоцентр, центр караоке, микрофоны; компьютер, принтер, бумага 4 цветов для карточек (оценка конкурса), белая и цветная бумага для дипломов и грамот, ватман, гуашь, кисти, маркеры, воздушные шары, 8 шаров, наполненных гелием, карандаши и ручки (по количеству участников).
Легенда конкурса
Каждая команда должна своим выступлением «выделить» как можно больше доброй энергии, которая будет аккумулироваться в воздушных шариках. По итогам конкурсной программы команда-победительница запустит в ночное небо шары со сказочной фигурой, которые понесут «Большое счастье» другим людям, поднимут им настроение и передадут добрую энергию детей.
План проведения:
Общий сбор в актовом зале или на эстраде (в зависимости от погоды)
Жеребьевка команд для выступлений
Домашнее задание – сказка на новый лад
Танцевальный конкурс
Голосование, работа счетной комисии.
Конкурс с воздушными шарами
Подведение итогов конкурсной программы, запуск шаров со сказочными героями.
Домашнее задание
Придумать выступление (не более 7 мин.) на тему:
«Красная шапочка и крокодил»
«Карлсон, который живет в телефонной будке»
«Винни-пух в загородном лагере»
«Кот на роликах»
Также необходимо нарисовать фигуру сказочного героя, который достался по жребию.
Танцевальный конкурс
Танцевальная группа показывает небольшой танец из нескольких несложных движений, которые должны повторить команды-конкурсанты. Побеждает команда, которая не только повторит правильно все движения, но и сделает это дружно и слаженно.
Конкурс с воздушными шарами
Каждая команда в течение 3 минут (пока звучит музыка) должна собрать как можно больше воздушных шаров, разбросанных по залу, связать их вместе в одну связку. При этом нельзя вырывать шары из рук другого человека, толкаться, вести себя агрессивно. Побеждает команда, собравшая самую большую связку.
Подведение итогов конкурсно-игровой программы
Конкурсы «Домашнее задание» и «Танцевальный конкурс» оцениваются участниками конкурсной программы. Для этого каждому выдается листок для голосования (у каждого отряда – свой цвет), что позволяет проследить, чтобы конкурсанты не голосовали за себя. У каждого отряда – своя урна для голосования (определенного цвета). Счетная комиссия подсчитывает голоса, пока идет конкурс с воздушными шарами. Затем к набранным баллам добавляется количество собранных шаров.
К связкам шаров, собранным командами, добавляются шары, наполненные гелием, и привязываются фигурки сказочных героев, которых представляли команды. На «космодроме», обозначенном по периметру горящими свечами, происходит торжественный запуск шаров со сказочными героями и награждение победителей.