Методическая разработка раздела учебной программы по интегрированному курсу «Советский Союз в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы» с применением этнокультурного компонента
Методическая разработка раздела учебной программы по интегрированному курсу «Советский Союз в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы» с применением этнокультурного компонента
Автор работы: учитель истории и ИКН Никитина Юлия Михайловна
Пояснительная записка
Ученики проявляют повышенный интерес при изучении Истории Отечества к разделу о Великой Отечественной войне. Имеющийся этнокультурный материал способствовал созданию методической разработки раздела «Советский Союз в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы» учебной программы по истории для 10 класса «История России 1914-1945 гг.» под ред. А. В. Торкунова. На его изучение по программе выделено 10 часов. В методической разработке выделены цели и задачи, учебно-тематический план, методическое обеспечение, условия для реализации программы, список использованных источников и литературы по этнокультурной тематике.
Данную разработку можно реализовать и как элективный курс.
Основная цель данного курса:
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России в годы Великой Отечественной войны, об основных этапах, важнейших событиях войны через применение этнокультурологического материала, на расширение знаний учащихся о родном крае.
Задачи:
- определить формы и методы изучения содержания раздела «Советский Союз во второй мировой войне. 1941-1945 годы» данной программы;
- раскрыть опыт проведения уроков по изучению этого раздела
- описать виды деятельности педагога и учащихся;
- развивать универсальные учебные действия, формировать навыки исследовательской деятельности школьников: умений и навыков аналитического мышления; умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации, использования ИКТ; умений и навыков, связанные с культурой устной и письменной речи;
-осуществить связь теории с практикой на уроках истории;
- показать приемы использования информационных средств обучения.
Обучение, воспитание детей, направленное на изучение, сохранение, развитие истории и культуры своего народа способствует формированию позитивной этнической идентичности. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей большой и малой Родины. Изучая прошлое своего края, деревни школьники глубже понимают исторические события в жизни Отечества, повышается их интерес к изучению истории, а значит, будут и результаты работы.
Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей. Взаимоотношения малого Отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют во многом процесс патриотического воспитания.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять историю своей страны, будут стимулировать их к дальнейшему проникновению в мир истории, истории своего края, своим корням.
Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
Условием для реализации программы является наличие необходимой базы в школе:
- школьная библиотека с необходимой литературой краеведческого содержания;
- различные архивные материалы школьного музея (фотографии, протоколы колхозных собраний, письма с фронта, документы и личные вещи участников войны и работников тыла)
- творческие работы и компьютерные презентации учащихся о жизни советского народа и о судьбе их родственников в годы войны;
- воспоминания людей, переживших войну;
- газетные материалы
- доступ к ресурсам Интернет, заимствование готовых презентаций.
Учебно-тематический план
№ | Раздел 4. Великая Отечественная война и вторая мировая. 1941 – 1945. | Интеграция регионального компонента | Кол. час. 10 |
1 | СССР накануне Великой Отечественной войны. | Сернурский район в предвоенные годы. Жизнь в колхозе «Мустай» | 1 |
2 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны. | Марийская АССР и Сернурский район в начале войны. Действия населения Мустаевского сельсовета в начале войны. Участие наших земляков в битве за Москву. | 1 |
3 | Поражения и победы 1942 года и предпосылки коренного перелома. | Участие земляков в защите блокадного Ленинграда и в оборонительных боях за Сталинград. | 1 |
4 | Человек и война: единство фронта и тыла. | Трудовой подвиг во имя победы. Перестройка промышленности и сельского хозяйства. Эвакуированные предприятия, размещённые на территории Марийской АССР. Патриотическое движение помощи фронту. | 2 |
5 | Коренной перелом в ходе всей мировой войны. Второй период войны. | Участие наших земляков в битве на Курской дуге, при форсировании Днепра. | 1 |
6 | Народы СССР и мира в борьбе с фашизмом. | Наши земляки участники партизанских отрядов и движения Сопротивления. В фашистских застенках. | 1 |
7 | СССР и мир на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Третий период войны. | Участие уроженцев Марийского края в освобождении Европы. | 2 |
8 | Урок обобщения и повторения. | Выступления с творческими работами «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». | 1 |
Методические рекомендации по изучению раздела учебной программы.
Когда вы слушаете, вы забываете.
Когда вы видите, вы понимаете.
Когда вы действуете, вы учитесь.
Приведенный эпиграф говорит о необходимости применения на уроках активных методов обучения.
Методическое обеспечение
Формы работы:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности:
информационная, исследовательская, проектная, дискуссионная.
Основные формы проведения занятий курса:
лекция и практикум.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция с элементами беседы
● дискуссии
● мини-исследования
Активные-
● семинар
● практическая работа
Виды деятельности учащихся:
анализ источников
работа обучающихся с учебниками, дополнительными источниками информации
практические занятия с последующим сбором собственных материалов ребят из воспоминаний их родственников - мини исследования
составление тестов
экскурсия в краеведческий музей школы
оформление творческих работ и компьютерных презентаций
Виды контроля:
Защита мини-проектов
тестирование и защита рефератов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
в освоении данного раздела
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Ожидаемый результат данной работы:
- повышение интереса обучающихся к изучению истории своей малой и большой Родины
- формирование навыков исследовательской деятельности школьников
- развитие способностей использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни
- выявление наиболее одаренных, способных обучающихся и развитие их творческих способностей
- активное содействие профессиональной ориентации учащихся
- профессионально-педагогическое совершенствование как учителя, а также распространение практического опыта, который может быть полезен другим преподавателям истории.
Список использованных источников и литературы
по этнокультурной тематике:
1. Воспоминания фронтовиков наших земляков.
2. Воспоминания тружеников тыла.
3. Мамаев В. М. Мустай ялын илыш корныжо (историйже). 1962. 406 с.
4. Мамаев В.М. Мустай школын эртен толмо корныжо. 1959.130 с.
5. Периодическая печать: статьи из газет «Марий коммуна», «Коммунар»,
«Марийская правда», «Рвезе коммунист», «Призыв», «Край Сернурский», начиная с 1934г.
6. Иванов А. Г., Сануков К. Н..История марийского народа. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. -Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1998.- 160 с.
7. История марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство, 1992 .
8. История сел и деревень Республики Марий Эл: Сернурский район: Сборник документальных очерков. – Йошкар-Ола. 2006. – 320 с.
9. Книга памяти. Вспомним их поимённо. Сернурский район. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,1994.–384 с.
10. Листая страницы войны. К 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г./ ГУК РМЭ «РДБ»; сост. И. С. Гаврилова. Йошкар-Ола, 2005. – 144с.
11.Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. Йошкар-Ола, 1967.
12.Никитина Ю. М. Краеведение в изучении истории Отечества: Материалы для проведения уроков и внеклассной работы. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». 2009. – 32 с.
13.Никитина Ю. М. И помнит мир спасённый. Из опыта работы. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. – 70с.
14. Они защищали нашу Родину. Альбом о фронтовиках. 1945-1990. Составитель: Мустаева Любовь Николаевна. – Мустаевская сельская библиотека. 1990. - 23с..
15. Рабочий класс и индустриальное развитие Марийской АССР. Сборник документов. – Йошкар-Ола,1987.–384 с.
16.Сануков К. Н., Захарова С. П., Пашуков В. Ф. История Марийской ССР Учебное пособие. – Йошкар-Ола,1992.–96 с.
17. Славой предков дорожить. Информационно-справочное пособие / Авт.-сост.: Г. Н. Петухова, В. И. Петухов. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. – 50 с.
18. Письма с фронта. Сборник, подготовленный администрацией Сернурского района. 2015. – 80с.