Методическая разработка «Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку» (Русский язык, 9 класс)

3
0
Материал опубликован 22 June 2022


 

Методическая разработка «Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»

(из опыта работы)

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Подготовку к ОГЭ я начинаю с 8 класса. Уроков русского языка в 8 классе очень мало, поэтому подготовкой занимаюсь на факультативе. В сентябре учащиеся заводят общую тетрадь «ПОДГОТОВКА К ОГЭ».

Уже на первом занятии знакомлю с нормативно-правовыми документами по итоговой аттестации, информирую о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, рассказываю о процедуре проведения экзамена, о ходе подготовки к экзамену и уровне готовности каждого ученика, провожу анализ ОГЭ за прошлый год.

В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляю стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. Также на стенде представляю демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации психологов для выпускников, список литературы и адреса сайтов. На консультациях тщательно изучаем критерии оценивания ОГЭ.

Подготовку в 8 классе начинаю со второй части экзамена – тестовой. На каждом занятии разбираем по одному заданию, записываем теорию, вклеиваем готовый теоретический материал. К каждому заданию у меня есть практические материалы, сначала работаем с ними, а потом, когда будет пройдена вся теория, приступаем к самим КИМам. Уже в 8 классе даю все тестовые задания , разбираем теорию, нарешиваем тесты. Это обусловлено тем, что в 9 классе учащиеся нашего города пишут каждый месяц контрольные работы в формате ОГЭ, а в декабре диагностическую работу № 1, полностью соответствующую демоверсии ОГЭ. Получается, что к середине сентября учащиеся должны справляться хотя бы со второй частью ОГЭ, тестовой.

Также в 8 классе идет активная подготовка к написанию сжатого изложения. Сначала знакомлю учащихся с критериями оценивания сжатого изложения, потом со способами сжатия текста (теорию по этому вопросу вклеиваем в наши тетради для подготовки к ОГЭ). Потом в течение года несколько раз пишем изложение. К счастью, в кабинетах, где я работаю, есть аппаратура, поэтому сразу привыкаем к голосу из колонок. Пока учимся писать, работаем вместе, выделяем микротемы, разбираем, зачитываем полученное. Я работаю вместе со своими учениками, точно так же с черновиком, записываю ключевые слова, а потом зачитываю свой вариант. Так мы работаем первое полугодие, а начиная с января, учащиеся уже самостоятельно работают с изложением.

Чтобы хорошо справиться с изложением, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.

1. Слушание текста.

Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста. Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.

2. Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.

3. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

4. Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.

5. Сжатие исходного текста

6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов не даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока.

Таким образом, к концу восьмого класса мои учащиеся могут писать изложение и хорошо справляются с написанием тестовой части экзамена.

А с начала 9 класса я начинаю готовить учеников к написанию сочинения – рассуждения. На первых занятиях знакомлю учащихся с тремя видами сочинения (9.1,9.2,9.3), с критериями оценивания. Как показывает практика, 98% учащихся выбирают задание 9.3, сочинение – рассуждение на морально – этическую тему. Именно к этому сочинению весь год я и готовлю своих учеников.

Задание 9.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:

перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;

сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;

завершить вступительную часть пояснениями к определению;

перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;

завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

В сочинении 9.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления; комментарий понятия;

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта или из исходного текста

4 абзац – вывод.

Начиная отрабатывать написание второй части творческого задания, ученики пользуются памяткой, в которой чётко прописана структура сочинения-рассуждения, приведены наглядные примеры. Во время практикумов все, включая и учителя, выполняют одну и ту же творческую работу. Потом мы сравниваем полученное, вместе анализируем, выставляем баллы, аргументируем свою оценку. Очень эффективен известный метод взаимопроверки. Каждый ученик выставляет баллы за изложение или сочинение, а затем работу проверяет учитель. При сравнении полученных баллов ученики на практике отрабатывают требования, предъявляемые к заданиям открытого типа с развёрнутым ответом, понимают, как нужно писать работу, чтобы максимально хорошо написать сжатое изложение и правильно выполнить задание, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

В течение всего учебного года мы составляем словарик ценностных понятий, которые могут встретиться в сочинении 9.3.

Как известно, в сочинении 9.3 необходимо аргументировать тезис примерами из текста или жизненным опытом. Что же такое жизненный опыт?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

Конечно же, у каждого учащегося есть фразы – помощники для написания сочинения.

t1655923563aa.jpg

Я своих учащихся ориентирую на аргумент, взятый из литературы, поэтому на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения мы читаем небольшие произведения, обсуждаем их и записываем тезисно вот в такую таблицу.

Автор

 

Название произведения

 

Главные герои

 

Проблемы, поднятые в произведении

 

 

 

 

 

 


 


 

То есть мы составляем с учащимися банк аргументов для написания сочинения – рассуждения 9.3. В приложении представляю свою «Книжную полку», это список небольших рассказов, которые можно использовать для аргументации и в ОГЭ, и в ЕГЭ.

Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы надо проводить на бланках ОГЭ, в течение года я использую бланки для проведения контрольных работ, учу их заполнять.

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. В моем кабинете имеется огромный материал для подготовки учащихся к ОГЭ. В компьютере на рабочем столе есть несколько папок:

1. «Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку»

2. «Аудио тексты для сжатого изложения»

3. «Способы сжатия текста»

4. «Теория к тестовым заданиям»

5. «Сочинение 9.1,9.2,9.3»

6. «КИМы»

Этим материалом активно пользуются учителя русского языка и литературы нашей гимназии. Весь этот материал, конечно же, есть у меня и в распечатанном виде. Он размещается в отдельных папках на стеллаже.

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.

Конечно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.


 


 


 


 


 

Приложение

t1655923563ab.jpg

КНИЖНАЯ ПОЛКА


 

«Оскар и Розовая Дама» Эрик-Эммануэль Шмитт

Майк Гелприн «Свеча горела».

Татьяна КУДРЯВЦЕВА «Детский дом. Лёка».

О.Генри «Последний лист», «Дары волхвов»

Ю.Яковлев «Багульник», «Игра в красавицу», «Девочки с Васильевского острова», «Рыцарь Вася», «Учитель», «Он убил мою собаку»

И Курамшина «Сыновний долг», «Эквивалент счастья», «Единственно верное решение»

Т.Крюкова «Ведьма», «Костя+Ника»

К.Г.Паустовский «ТЕЛЕГРАММА»

Л.Улицкая* «Дочь Бухары», «Капустное чудо»

А. П. Платонов «Песчаная учительница», «Юшка»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

Б.Екимов «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», «Перед праздником», «Как рассказать», «Говори, мама, говори…», «Не ругай меня»

М.Булгаков «Стальное горло», «Морфий»

В.Дегтев «Выбор», «Одуванчик», «Разумные существа», «Крест»

Бондарев Юрий "Простите нас!"

Габова Елена "Не пускайте Рыжую на озеро"

Л.Н.Толстой «Сила детства»

Ю.Нагибин «Зимний дуб»

С.Георгиев «Будем знакомиться, внук!»

Г.Мопассан «Ожерелье»

Ю.Мамлеев «Прыжок в гроб»

А.Толстой «Русский характер»

М.Шолохов «Судьба человека», «Родинка»

А.Качалов «Роковая встреча»

Л.Куликова «Свиделись»

В.Б.Свинцов «Верное сердце Томми»

Л.Пантелеев «Платочек»

Владимир Богомолов. «Кругом люди»

Ал. Чехов «Слезы крокодила», «В аптеке»

П.Мериме «Маттео Фальконе»

Куприн А.И «Чудесный доктор», «Куст сирени»

В.Астафьев «Записка»

В.Вересаев «Состязание»

Т.Ломбина «Родные братья», «Буханка хлеба»

А.Грин «Каждый сам миллионер», «Зеленая лампа»

А.Алексин «Третий в пятом ряду», «Самый счастливый день», «Безумная Евдокия», «Звоните и приезжайте»


Физическое лицо, выполняющее функции иноагента

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.