12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стельмах Светлана Вячеславовна53
Родилась в городе Калуге. С 1988 года работаю в школе. Постоянно повышаю уровень своего педагогического образования, участвую в профессиональных конкурсах, занимаюсь на курсах повышения квалификации. Не представляю свою жизнь без любимой работы.
Россия, Калужская обл., Калуга
11

Методическая разработка "Сочинение - описание по картине Т.Н. Яблонской "Утро".



Методическая разработка

«Конспект урока «Сочинение – описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги

Стельмах Светлана Вячеславовна.

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Цель урока:

Продолжить работу по описанию интерьера, собрать рабочий материал для сочинения – описания в формате подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку.

Предметные результаты

Знать перечень корней с чередованием еи, условия выбора букв еи в изучаемых корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием еи в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные результаты

Способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Личностные результаты

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. Воспитание интереса к живописи, эстетического вкуса.


Ход урока.

Оргмомент.

1. Учитель организует самоопределение учащихся к учебной деятельности «Я готов к уроку». Вступительное слово. «Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости…Поздороваемся с гостями. Проверьте свою готовность к уроку».

2. Слово учителя: Сегодняшний урок я хочу начать не совсем обычно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (слайд 1)

Художник, так же, как поэт…
Сюжет в себе переживает…
Он оставляет в душах след…
Хоть о последствиях не знает…

Там каждый штрих или мазок…
Душой художника сияет…
И чем древней картины срок…
Шедевр бесценность обретает…

Ведь то, что писано душой…
Храниться будет в душах вечно…
Как смерть не властна над строкой…
Творец живёт пусть бесконечно…

Шедевры пусть свои творит…
Чтоб Мир наш стал намного ярче…
Уж утро, он ещё не спит…
Творит, чтоб стали мы богаче.
Мария Каминская

У: Какова основная мысль стихотворения?

Ответ: В каждой картине мы видим автора, творца, человека, его внутренний мир.


У: За каждым произведением искусства, конечно же, стоит автор. Вот об одном из таких замечательных представителях искусства – художнице Т.Н. Яблонской мы с вами сегодня поговорим.

Фото Т.Н Яблонской (слайд 2)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Вхождение в тему урока.


На слайде – фото Яблонской, перед каждым – листок с текстом (биография)

Задание 1: выразительно прочитайте вслух текст о знаменитой художнице Т.Н. Яблонской. Выделите ключевые слова, которые помогут вам этот текст пересказать. (время на подготовку 2 мин.)


Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, народный художник СССР, трижды лауреат Государственной премии.

Она родилась в 1917 году в Смоленске, в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки живописи получила от отца. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт, в котором впоследствии успешно преподавала.

Яблонская изображает на своих полотнах простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. В её картинах раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Художнице свойственны эмоциональная взволнованность и лиричность.

Начиная со студенческих лет, Т.Н. Яблонская имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Венеции, в Киеве, других городах. (1 чел.)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2: Кто сможет пересказать прочитанный текст? (1 чел.)

Задание 3: Усложняем задачу.

У: Обратите внимание на слайд. На слайде - цитата Т.Н. Яблонской.

Цитата: «Меня выручала любовь к жизни и восторженность». (Т.Н. Яблонская) (слайд 3)

У: Т.Н. не раз вспоминала, что именно любовь к жизни, жажда жизни, восторженность по отношению ко всему живому на Земле помогали ей выжить в трудных ситуациях, которые встречались на жизненном пути художницы.

У: Вам предложены 2 варианта текста с цитатой (на партах и слайдах).

Подумайте, в каком варианте цитата вставлена в текст уместнее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

1 вариант

Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, народный художник СССР, трижды лауреат Государственной премии.

«Меня выручала любовь к жизни и восторженность». Она родилась в 1917 году в Смоленске, в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки живописи получила от отца. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт, в котором впоследствии успешно преподавала.

Яблонская изображает на своих полотнах простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. В её картинах раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Художнице свойственны эмоциональная взволнованность и лиричность.

Начиная со студенческих лет, Т.Н. Яблонская имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Венеции, в Киеве, других городах. (слайд 4)



2 вариант

Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, народный художник СССР, трижды лауреат Государственной премии.

Она родилась в 1917 году в Смоленске, в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки живописи получила от отца. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт, в котором впоследствии успешно преподавала.

«Меня выручала любовь к жизни и восторженность». Яблонская изображает на своих полотнах простых людей, их труд, отдых, любит писать детей. В её картинах раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Художнице свойственны эмоциональная взволнованность и лиричность.

Начиная со студенческих лет, Т.Н. Яблонская имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, Венеции, в Киеве, других городах. (слайд 5)


Ответ: Цитата уместнее вставлена во втором варианте текста, потому что именно в третьем абзаце речь идёт о жизнеутверждающих образах, которые раскрывала в своих картинах художница. Текст, который следует после цитаты, является логически оправданным, он словно её поясняет.

У: Теперь мы знаем достаточно много об этой замечательной художнице. Давайте же на минутку перенесёмся в картинную галерею Татьяны Яблонской. Экскурсию проводят сегодня…., у которых было индивидуальное домашнее задание.

Картина «Хлеб» ( 1949 г.) Картина «Хлеб» – это одна из наиболее известных работ Татьяны Ниловны Яблонской, написанная ею в 1949 году. Художница на картине изобразила период советской сельской жизни через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны. Несмотря на трудности периода восстановления, настроение картины радостное и позитивное. Главным героем картины является, конечно же, зерно, хлеб — им усыпано все вокруг. Татьяна Яблонская очень правдиво изобразила на холсте радостную жизнь, которая объединяет всех. Радость эта идёт изнутри: от единения ради общего дела, от удовлетворения нужным трудом, красоты, молодости и здоровья. Картина «Хлеб» это песня, восхваляющая народный труд, воодушевляющая на подвиги ради счастья всего народа. После написания этой картины Яблонская приобрела настоящую славу и получила Государственную премию СССР. «Картину «Хлеб» я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу.» (слайд 6)

Картина «В парке». (1949 г.) Художница в качестве объекта изображения выбрала матерей, гуляющих со своими детьми в парке. Тем самым задается тема детства, очень продуктивная для дальнейшего творчества Яблонской. Спящие малыши в санках на свежем воздухе – символ новой жизни, мирно беседующие женщины, покой, умиротворение, исходящие от картины – всё это говорит о новом этапе жизни – послевоенной, спокойной, сулящей только радость. (слайд 7)


Картина «Весна» (1950 г.) Картина продолжает «детскую» тему, к которой художница обратилась в картине «В парке». Т.Н. Яблонская очень умело передает выражения лиц женщин, сидящих на лавочках, – нежные, умиленные и в то же время строгие, сосредоточенные. О детях и говорить не приходится: для каждого маленького персонажа своей картины художница нашла эмоцию. Кто-то завороженно смотрит вдаль, кто-то с глубоким интересом рассматривает некий предмет у себя в руках. Добавим, что полотно все преисполнено движением увлеченно играющих детей и мирно разговаривающих о домашних делах женщин. Все это создает ощущение света, которое несет в себе каждое произведение мастера. Картина была отмечена Государственной премией СССР. (слайд 8)

У: Следующие картины… (9,10,11 слайды). Какое общее настроение объединяет эти картины?

Ответ: Перед нами жизнеутверждающие полотна: яркие краски, чистые тона, картины излучают радость, поднимают настроение, к ним хочется возвращаться снова. В этих полотнах художница отмечает красоту обыденной жизни.

У: А есть ещё одна картина, в которой наиболее полно воплотились все особенности стиля художницы. Посмотрите на картину внимательно, предложите название. Эта картина была написана в 1954 году. (слайд 12)

Ответ: «Утро».




У: Как вы считает, почему картина названа «Утро»?

«Слово «утро» можно понимать по-разному - это начало нового дня, время суток; начало жизни, всё еще впереди, всё ещё только начинается. Девочка это понимает и радуется жизни».


Картина написана в 1954 году. После окончания Великой Отечественной войны прошло 9 лет. Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью, страна возрождалась, наступало утро новой жизни, счастливой, спокойной.


В 60-е годы была написана песня «На зарядку становись»
Музыка Зиновия Компанейца, слова Якова Белинского каждое утро она звучала по радио. Картина «Утро» и песня очень созвучны. А вам я предлагаю провести физкультминутку.

Физкультминутка: Разминка для глаз: Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: где окно, а где кино. Обведу я ими круг, посмотрю на мир вокруг.

Разминка для пальчиков: Мы ладошки потрясём, каждый пальчик разомнём. Чтоб красиво написать, нужно пальчики размять. Раз, два, три, четыре, пять – за письмо получим «пять».

Разминка для позвоночника: А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело.


У: Послушаем историю создания этой замечательной картины (ваше индивидуальное домашнее задание)

Дочь Лена (слайд 13)

Т.Н. Яблонская с дочерью Леной (слайд 14)

В 1954 году Татьяна Ниловна Яблонская написала потрясающую картину, ставшую символом эпохи. Главная героиня - 13-ти летняя дочь художницы Лена. Кто тогда мог предположить, что пройдут годы, и это полотно мистическим образом повлияет на судьбу девушки. Это произведение вышло из-под кисти художницы таким светлым, энергетически радостным и теплым, что после первой публикации репродукции в журнале “Огонек” его можно было увидеть на стенах квартир по всему Советскому Союзу. А позже в учебниках на десятки лет оно будет неизменным среди иллюстраций, по которым школьники писали сочинения.

В те далекие годы в столице Казахстана мальчишка по имени Арсен вырезал эту картинку и прикрепил ее на стену. Глядя на эту маленькую репродукцию он по-детски влюбился в хрупкую девочку с косичкой, которая всем своим видом несла в его душу внутренний свет. Именно в то время он и решил во что бы то ни стало стать художником. Прошли годы. Арсен вырос, но с мечтой не расстался. Он приехал в Москву, поступил в Строгановское училище. Там он и познакомился с девушкой по имени Лена Отрощенко, с которой у них завязались серьезные отношения. И однажды летом он привез ее в Казахстан, чтобы познакомить с родителями. Каково же было удивление обоих, когда Лена увидела на стене выгоревшую репродукцию картины с ее изображением. Ведь она никогда не афишировала свою причастность к знаменитой художнице Татьяне Яблонской. И откуда было знать казахскому парню, что именно Лена - это та девочка, в которую он был влюблен с самого детства. Так неожиданно картина матери предопределила судьбу дочери. Елена с Арсеном Бейсембиновым поженились и уехали жить в Алма-Аты. Там она работала иллюстратором и мультипликатором, занималась гобеленами. Их сын Зангар пошел по стопам родителей - стал художником.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

У: Какая интересна история! Вот какое важное место занимает эта картина в жизни семьи художницы.

Предлагаю повнимательнее рассмотреть картину и описать её. Вспомните, какие вы знаете типы речи? (слайд 15)

Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать при её описании?

Ответ: Тип речи описание.

У: Почему именно описание?

Ответ: В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объём.


У: А теперь напомните, пожалуйста, мне план, по которому обычно мы описываем картину.

Диктуют, учитель пишет на доске.




План.

I. Вступление. Сведения о художнике.

II. Основная часть. Описание картины.

Интерьер Слово нам знакомо, истолкуйте ЛЗ.

Центральный образ картины.

III. Заключение. Впечатления от картины.


У: Давайте вспомним, какой важный момент необходимо учитывать при описании любой картины?

Ответ:

-Палитру, краски, которые использовал художник.

Почему?

- С помощью красок художник передаёт своё настроение, чувства, эмоции, отношение к героям картины.

У: Собираем материал к сочинению. Давайте попробуем подготовить опору к сочинению. В какой форме мы с вами обычно делаем опору?

Ответ: В форме кластера. (Кластер – скопление (англ.) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Предлагаю поработать в парах. На парте лежит лист бумаги А4.

Напомните, как мы должны работать в парах? Памятка.

Как работать в парах.

Выслушиваем говорящего,

не перебиваем,

учитываем мнение своего коллеги,

приходим к общему мнению.


2 варианта кластера прикрепить на доску.

У: По какой опоре вам легче всего составить описание картины?

У: Прежде чем перейти непосредственно к описанию картины, я вам предлагаю истолковать лексическое значение слов. Обратите внимание на слайд. (слайд 16)

Интерьер, декор, эстамп, кашпо, карниз.

Обращаемся к толковому словарю. Каким словарём мы пользуемся для толкования слов? (Ожегова). А Пете я предлагаю выйти в Сеть Интернет, посмотреть значения слов.

Ответ: Лексическая работа:

Интерьер - Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. (С.И. Ожегов)

Декор - совокупность декоративных элементов (украшений) сооружения (фасада, интерьера) или отдельного изделия.

Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры.

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.

Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью;

2) перекладина над окном, на которую вешают шторы.

(С.И. Ожегов)

У: Молодцы, продолжаем работу дальше, собираем материал для описания картины. Смотрим на наш кластер и заполняем таблицу в соответствии с лучами кластера. Работаем в парах.

Работа учителя у доски (записываю под диктовку материал, занесённый детьми в таблицу)

У: Что изображено на картине?

- Комната, наполненная яркими солнечными лучами. Они проникают через открытый балкон и окно, освещая и девочку, которая занимается утренней зарядкой, и все, что находится в комнате. Комната большая, уютная, светлая и просторная. Она не заставлена лишней мебелью, много воздуха и света с высокими потолками.

Какое это время года?

Как вы это определили?

Интерьер

1. пол: паркетный, «в ёлочку», залитый солнечным светом; паркетный, блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.

2. стены: высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, покрашены краской,

3. декор: эстамп на стене, в кашпо вьющийся плющ;

4. окно: высокое, дугообразное, большое, арочное, рама белая, под окном батарея центрального, карниз над окном;

5. дверь на балкон: открытая, двухстворчатая, стеклянная, арочная, оградительная решётка;

6. мебель: стол (круглый ,возможно, овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с длинной бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка)

Стул: («венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки.

Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем

Ответы:

На полу видна тень от балконного ограждения, окна выполнены в особой стиле и имеют вид арки. В целом можно выделить уютное настроение картины, желтые стены еще раз подчеркивают теплоту комнаты. Сама комната не содержит лишних деталей, она просторная и содержит только нужные вещи.

Далее, на заднем плане картины видна бледно-желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой с росписью, выше которой висит декоративное кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей, а вторая также повешена над окном. Переплетаясь, листочки создают декоративные арки над балконом и окном. Со стороны комнаты листья растения темно-зеленые, а освещенные солнечными лучами имеют нежно-зеленый цвет. На подоконнике окна стоит горшок с цветами. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя, не открывающаяся часть балконной двери, застеклена. Она, как и окно, имеет овальную красивую форму. Это напоминает окна в старинных зданиях.


Девочка.

Ответы:

Девочка – подросток только, что проснулась и сразу начала делать утреннюю гимнастику. Поэтому кровать она еще не успела застелить. Девочка одета очень просто – на ней светлая майка и темные спортивные шорты. Видно, что девочка школьница, так как возле балкона на стуле бережно лежит ее форма и висит пионерский галстук. На вид девочке лет одиннадцать - двенадцать, она высокая и спортивного телосложения. То, что она по утрам занимается зарядкой, многое говорит о ее характере. Скорее всего, она очень целеустремленная и упорная. Всегда добивается того, чего хочет.

Девочку мы видим в центре, её лицо отражает радость и улыбка, скорее всего её радует хорошая погода за окном, ведь там солнечно и тепло. Эта улыбка задает настроение на весь день. Очевидно, что утро девочка начинает с зарядки, как известно, упражнения помогают нашему организму скорее проснуться.

Стройная, статная, аккуратная, опрятная, чистоплотная

В центре картины изображена стройная, подтянутая, высокая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Одета она в белую маечку и черные спортивные трусики. Девочка спортивная и гибкая. Движение ее поднятых рук и отставленной правой ноги показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьезна и сосредоточенна, красиво держит спину.

Палитра.

Неспроста Т. Яблонская для своей работы выбирала самую светлую палитру. Только так она могла передать всю безоблачную, теплую и солнечную атмосферу нового весеннего дня. Солнечные блики, мебель, даже воздух написан яркими желтыми, теплыми коричневыми, бледно-кремовыми и светло-зелеными тонами.

У: Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Ответы:

- Удивляет не только мастерство художницы, ее умение чувствовать свет, а и талант создавать правильную композицию, учитывать все мелкие детали, создавать праздничное настроение в обыденной суете и способность видеть прекрасное в обыденном. Настроение этой замечательной картины передаётся и зрителю. Тепло утреннего солнца, свежесть воздуха заставляют глубоко вдохнуть и улыбнуться. Очень светлая и теплая картина, она вся наполнена светом утреннего солнца. Это свежеть, это юность, это пробуждение, это утро.


- На картине нет ничего лишнего, всё сочетается и гармонирует друг с другом.

Глядя на эту картину, мои родители вспоминают своё детство, им становится тепло на душе. Я смотрю на девочку и почему-то уверена, что она прилежная ученица. И если бы мы с ней встретились, то обязательно поладили бы.


- Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской “Утро”. Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: “Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!”

- В картине показана красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.


- Картина очень светлая и радостная. Этой картиной художница хотела научить нас видеть прекрасное в простой обстановке, в простых вещах, которые нас окружают, и радоваться жизни так, как радуется ей девочка. Мне картина очень понравилась. От того, как начинается утро у человека, зависит, как пройдёт день. Я думаю, что именно такое утро способствует хорошему продолжению дня. Глядя на эту картину, хочется верить, что каждый день будет приносить нам только радость.


- Одна из самых главных черт картины – контраст между большим, неизвестным миром, который можно увидеть за окном и маленькой, уютной, безопасной комнатой. Огромный мир зовет изучить его и познать. И кажется, что девочка вот-вот оденет свою форму, возьмет портфель и отправится по дивной планете навстречу прекрасному утру.


- Мне очень понравилась картина, от нее веет светлыми красками, добром и грядущей надеждой на счастливое будущее, которое обязательно наступит.

Разглядывая эту картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. Люди говорят, что как начнешь день, так его и проживешь. У этой девочки прекрасное начало дня — значит и дальше ее день и вся жизнь будут прекрасны. Эта девочка, после рассмотрения картины, стала мне как близкий друг.

Картина вызывает положительные эмоции и желание утром следующего дня встать пораньше и самому сделать парочку упражнений разминки

У: Ребята, а какова же идея картины?

Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

У: Мы с вами собрали материал, записали в тетрадь, теперь прошу вас попробовать описать картину. (2 чел.)

У: Закончить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением:


Обернись, посмотри, ведь прекрасное рядом,

Лишь проникнуть душой во всё это надо,

Посмотрите на мир просто искренним взглядом

Оглядитесь, поверьте, прекрасное рядом.

_____________________________________________------------

Рефлексия:

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?»

«Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных вам карточек и покажите мне. Активно работали – карточка с улыбающимся лицом, недостаточно активно – карточку с грустным лицом.»

Д/З

Написать сочинение по картине.

Опубликовано в группе «Как красив и могуч великий русский язык!»


Комментарии (1)

Медведева Татьяна Петровна, 24.03.21 в 14:57 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная и полезная публикация. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.