Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (Русский язык, 6 класс)

0
0
Материал опубликован 7 January 2020

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро». 6 класс

Цели урока:

- сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;

-закрепить умение описывать помещение;

-активизировать лексику, связанную с описанием интерьера;

-подготовить шестиклассников к самостоятельному сочинению-описанию жилого помещения.

Оборудование урока: репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро», учебник «Русский язык» Ладыженской, Тростенцовой и др.

План:

Оргмомент;

Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Беседа с учащимися по картине;

Сбор рабочего материала;

Физкультминутка;

Словарно-стилистическая работа;

Итог урока. Комментирование оценок.

Объяснение домашнего задания.

 

Ход урока

Оргмомент.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть.

II. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

  Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.

  В её полотнах раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни.

   Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового решения.

  Картина «Утро»(1954 год)- это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную лёгкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество её движений, умение  радоваться жизни.

   Всё как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней всё очень продуманно и помогает художнице раскрыть свой замысел.

III. Беседа с учащимися по картине.

 Учитель: Почему картина называется «Утро»? Что значит это слово? Давайте найдем в Толковом словаре Ожегова значение этого слова.

Ученик: «Видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром», «по-моему, это раннее утро, так как за окном яркое солнце ещё неяркое и от фигурки девочки и предметов образуются длинные тени». «Слово «утро» можно понимать по-разному- это начало жизни, всё еще впереди, всё ещё только начинается. Девочка как будто понимает и радуется жизни»).

Учитель: Ребята, кто занимает центральное место на картине?

Ученик: Девочка.

Учитель: Что вы можете сказать о ней?

Ученик: Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит.

Учитель: Во что одета девочка?

Ученик: На девочке белая майка и тёмные трусики.

Учитель: Как известно, обстановка комнаты может многое рассказать о хозяйке. Как эта комната характеризует девочку? Что мы можем о ней сказать, как о хозяйке?

Ученик: В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная.

IV. Сбор рабочего материала.

    Учитель: А теперь внимательнее рассмотрим изображённую на картине комнату, её обстановку и соберём рабочие материалы для её описания в предстоящем сочинении.

Учитель: Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?

Ученик: Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном

Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды

Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью.

Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света

Учитель: Что мы можем сказать о мебели (обстановке)?

Мебель (стол, стул)

Стол (круглый, возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка.

Стул («венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки.

Учитель: Как изображены на картине кровать, пол?

Ученик: Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем

Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.

Учитель: Итак, мы собрали и сгруппировали материалы к сочинению- описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображённое на картине, раскрыть замысел художника. Как вы думаете, какова основная идея картины? Что хочет донести до нас автор?

Ученик: Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

Учитель: Давайте, ребята, вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи?

Ученик: В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объём.

Учитель: Чем различается научное и художественное описание?

Ученик: В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Учитель: Можно ли в художественном стиле описать помещение?

Ученик: Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание, например, в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

V. Физкультминутка.

VI. Словарно- стилистическая работа.

Учитель: Давайте запишем лексические значения некоторых слов, которые вы можете использовать в написании сочинения.

 «Бахрома»- тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей. Кистей, шнурков);

«карниз»- перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью);

«кашпо»- декоративная ваза для маскировки цветочного горшка;

«эстамп»- оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы ( на камне, металле, дереве), выполненной самим художником или мастером-гравёром).

 Учитель предлагает составить с этими словами предложения.

  Работа с синонимами «аккуратный», «опрятный», «чистоплотный», «стройный», «статный».

  Учитель также обращает внимание учащихся на некоторые наречия, предлоги, которые помогают описать местонахождение предмета: стоять (пол), находиться, располагаться, размещаться; в центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху-внизу.

VII. Итог урока (комментирование оценок).

VIII. Домашнее задание: составить сочинении- описание картины Т.Н.Яблонской «Утро», используя для раскрытия основной мысли рабочие материалы в определённой последовательности ( упр. №  177)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.