Методическая разработка: Сценарий внеклассного мероприятия «Праздник-забава Масленица»
Сценарий праздника – забавы «Масленица» для 5 классов.
Участники: актерская группа 7 -9 классов.
Ученики 5 классов – адресная группа.
Место проведения – актовый зал школы (сцена и зрительское пространство).
Звучит музыка. На сцену выходят мальчик и девочка.
Маша и Петя идут после школы и обсуждают прошедший день.
Петя: Эх… Маша, скоро Масленица наступит. Будем петь, танцевать и блины есть!
Маша: Да, вот здорово! Только жалко, что нам так мало в школе про этот праздник рассказывали. Так хочется побольше узнать обо всех традициях и обычаях Масленицы.
Петя: Вот если бы все, как в сказке было. Или хотя бы, чтобы машину времени изобрели. Раз, и вот ты уже в прошлом. И можешь увидеть сам, как люди на Руси праздник отмечали. Да и с ними повеселишься.
Маша и Петя так увлеклись дорогой, что не заметили, как наткнулись на масленичное чучело.
Маша: Ой, а что это такое стоит. Неужели это чучело Масленицы? Как интересно!
Маша и Петя подходят к чучелу, и Маша прикасается к нему. Звучит задорная музыка.
Из-за кулис выбегает «радостный народ» - ребята, одетые в русские народные костюмы. Они поют частушки и пляшут вокруг детей. К детям подбегают Петрушка и скоморох.
Скоморох: Дорогие господа!
Отложите все дела,
Петрушка: Веселиться всем пора
Масленица к нам пришла!
Скоморох: Девчонки-непоседы,
Да деды-домоседы!
Петрушка: Мальчишки неугомонные,
И мамочки проворные,
Скоморох: Солидные отцы
И безусые юнцы,
Петрушка: Девушки красивые,
Да бабушки сметливые.
Скоморох: Встретим душевно
И совсем несмышленых!
Петрушка: Веселым - задора добавим,
Печальных - смеяться заставим!
Маша: Ой, кто это? Неужели мы и вправду в прошлое попали? Вот диво - дивное!
Скоморох: Я скоморох - парень не плох.
Петрушка: А я Петрушка - колпак на макушке!
Петя: Вот это здорово! Теперь мы все узнаем про Масленицу. И друзьям своим расскажем. Правда, вряд ли нам поверят.
Скоморох: Что-то вы заскучали. Надо вас развеселить! А ну-ка давайте с нами хоровод водить, да праздник вместе проводить!
Петрушка: Ай, да славный хоровод!
Разогрелся, что ль, народ?
Скоморох: Солнце припекает,
Щечки расцветают!
Скоморох, Петрушка, остальные участники действа, Петя и Маша помогают пятиклассникам выйти на середину зала и образовать круг. И показывают под музыку движение танца. Дети за ними повторяют, водят хоровод, поют хороводные песни.
Скоморох: Ну что, весело было? Вижу, про Масленицу вы уже наслышались.
Раз вы так много знаете, то расскажите-ка гостям нашим сколько дней празднуют масленицу и как же называются эти дни недели.
Маша: А я кажется знаю. Масленицу семь дней празднуют. Нам об том в школе говорили.
Петя: да и в первый день называется “Встреча”. Тогда все ребятишки, катаются со снежных горок и выкрикивают приветствия Масленице. А вот во вторник…, эх забыл!
Маша: Ребята расскажите нам, пожалуйста. А то, как уравнения решать мы помним, как “ЖИ”ШИ” пишется помним, а дни масленичные забыли.
Петрушка: Давайте все вместе вспомним.
Дети рассказывают, как называются дни недели. Скоморохи им помогают.
(Вторник-“Заигрыш”. В этот день веселые гулянья, катание с горок.
Среда - “Лакомка”. В этот день все лакомились блинами, пирогами, оладьями и др. угощениями.
Четверг - “Широкий”- гуляния на ярмарке, игры, забавы, угощения, катания на тройках, кулачные бои, взятие снежного городка.
Пятница - “Тещины вечерки”-ездили в гости к теще на блины. Угощались.
Суббота - “Проводы”- Запрягали 10 лошадей, привязывали друг за другом-масленичный поезд, наполненный пирогами, блинами, оладьями. Ездили по всей деревне с шутками-прибаутками.
В воскресенье -“Прощальное воскресенье”-просили друг у друга прощения, устраивались проводы масленицы. Сжигали чучело. Прощай Масленица! Прощай, красная!
Скоморох: Да, молодцы ребята! Правильно отвечали. Широкая масленица!
Петрушка: Маша, Петя, а вы знаете, какие танцы мы танцуем? Какие песни мы поем.
Здесь каждому веселья хватит.
Не будет скучно вам вдвоем!
Выходит группа танцоров и исполняют народный танец.
Петя: Хоровод мы водили, танцы танцевали, а про что же мы забыли?
Скоморох: Как же, а загадки-то мы не отгадывали. Ребята, а ну-ка не грустите, на вопросы ответить помогите.
Загадки:
Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем и с медком,
Вкус его нам всем знаком.
(Блин)
Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна.
(Чучело Масленицы).
Стоит медный великан,
Рядом с ним пустой стакан.
Пышет пар, блины шкварчат,
Все стакан налить хотят.
Сапогом нагоним жар.
Перед нами...
(Самовар)
Масленица к нам пришла,
И блинов в дар принесла.
А это значит, что...
— Зима, уходить тебе пора.
Что приходит к нам она,
Долгожданная...
(Весна)
Сувениры и блины,
Самовары, пряники,
Ты на праздник приходи,
Посети же...
(Ярмарку)
Петрушка: Ну, молодцы ребята, а теперь давайте масленицу орать…
Все вместе: « Масленица!» - 3 раза.
Выносят Масленицу.
Петрушка: Масленица, Масленица!
Словно солнце катится.
Мы весну так долго ждали
И от холодов устали.
Скоморох: Значит, будем наедаться,
Будем силы набираться!
Словно теплые блины,
Все румяны, веселы!
В эту праздничную пору
На год запасем задору!
Маша: Как же мы чуть про блины не забыли. Главный наш символ Масленицы!
Петя: Это верно. Но сначала нам поиграть нужно. Конкурсы выполнить, да за приз – волшебные бусы Масленицы побороться.
Эх, спасибо Петрушка, спасибо скоморох, спасибо ребята,
Мы запомним это приключение, а вы?
Скоморох: Стоит вам только прикоснуться к волшебном чучелу, как вы окажетесь дома.
Маша: Жалко будет уходить. Но Масленицу надо проводить! Пойдем- те ка в игры на последок поиграем, а потом одноклассникам и дома родителям про все-все, что узнали расскажем!
Дети идут на улицу, играют в старинные масленичные забавы. Команда – победитель получает приз – бусы из конфет от Масленицы, а все участники - блины.