Методическая разработка сценария классного тематического часа, посвященного «180-летию П.И.Чайковского»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» г.Вуктыла
Методическая разработка сценария
классного тематического часа, посвященного
«180-летию П.И.Чайковского»
Автор: Бабочкина Н.Д., преподаватель теоретических дисциплин, фортепиано
Соавтор: Козыревская Е.А., преподаватель по классу фортепиано
Вуктыл 2020 г.
Информационная карта
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством П.И.Чайковского.
Задачи:
- Узнать факты биографии русского композитора;
- Выяснить историю создания «Детского альбома»;
- Поделиться культурой исполнения со слушателем;
- Формировать сценическую выдержку в исполнении сольных номеров;
-Воспитывать чувство прекрасного к приобщению классической музыки.
Актуальность: эффективное усвоение объёмного материала через активную творческую деятельность и просмотра обучающего мультипликационного фильма.
Тип и форма: концерт – лекция, посвященная юбилею композитора.
Участники: обучающиеся классов совместно со своими преподавателями (Козыревской Е.А, Габовой О.И., Бабочкиной Н.Д., Фараховой Г.В.).
Слушатели: обучающиеся классов преподавателей Козыревской Е.А., Бабочкиной Н.Д., Габовой О.И., Фараховой Г.В..
Вид проекта: групповой, творческий
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, стулья, фортепиано
Место проведения: МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Дата проведения: 26 октября 2020 год
Ход мероприятия
Ведущая: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о творчестве Петра Ильича Чайковского, Великого нашего композитора Российского, которого любят все народы мира. В этом году П.И.Чайковскому исполнилось 180 лет. Весь мир отмечает эту круглую дату, посвященную русскому композитору. Если 180 лет композитору, то, когда же он родился?»
Ефремов Алеша: «В 1840 году».
Ведущая: «Молодец, Алексей,-великий математик!» Да, в 1840 году, на Урале родился Петр Ильич Чайковский. Прожил он очень мало, всего 53 года. С детства его звали «Стеклянный мальчик», потому что он плакал, когда звучали красивые звуки, он плакал, когда маленького щеночка укусила большая собака. То есть все то, несправедливое в жизни, сразу отражалась на эмоциях Петра Ильича. Он очень близко к сердцу принимал такие случаи, как несправедливость, войну, споры крестьян и т.д….Хотя сам П.И.Чайковский был из богатой дворянской семьи. Первая учительница у него была простая крестьянская девушка, Мария Пальчикова. Вам будет сейчас смешно, но гамму До-мажор она учила играть Петю двумя пальчиками (1,2,1,2,1,2…), остальные пальчики не входили в систему ее образования. Она была малообразованная женщина».
Ведущая показывает на фортепиано обучение гаммы. Дети смеются.
Ведущая продолжает: «Позже нашли для Петра Ильича прекрасного преподавателя из консерватории, который учил уже юного Чайковского. У Пети была блестящая техника. Родители не хотели, чтобы их сын связал свою профессию с музыкой, поэтому его отдали обучаться юриспруденции. Кто такой юрист? Кто мне ответит?»
Юля Бондаренко: «что связанное с законами…»
Ведущая: «Петр Ильич получил красный диплом с профессией «юрист». Разрешал различные тяжбы крестьян. Ему не нравилась эта профессия. Не нравилось писать «скучные бумаги», все это было не по его творческой натуре. Чайковский забросил это дело, закончил консерваторию с золотой медалью и стал прекрасным музыкантом. Позже, после окончания консерватории, он стал профессором (преподавал в консерватории). Когда открылась у нас Московская консерватория?»
Дети: «В 1866 году.»
Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н. Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой.
Ведущая: «Поскольку Петр Ильич Чайковский был гениальным, талантливым музыкантом, ему не нравилось преподавать. Отсутствие терпения и не желания обучать детей, Чайковский вернулся в мир творчества и сочинений. Он был уникальным композитором. Его боготворили и «рукоплескали» во всем мире. Он был профессором Оксфордского университета, Вена дала Чайковскому большие привилегии. Его везде чествовали, его везде принимали и был в большом почете! Но прожил Чайковский П.И. очень мало, всего 53 года. А сейчас я вам расскажу, что мы будем слушать. Чайковский написал 24 пьесы для ребенка. Как он назвал этот цикл?»
Дети: «Детский альбом».
Ведущая: «Правильно. У композитора был племянник Володя Давыдов, которому Петр Ильич посвятил свой «Детский альбом». В этом альбоме композитор показал жизнь богатого ребенка, потому что в альбоме есть «Итальянская песня», «Неаполитанская песня», «Немецкая песенка»… То есть по этим странам ребенок путешествовал. Так же в альбоме представлены сказочные произведения, пьесы с персонажами из сказок: «Нянина сказка», «Баба Яга». Есть пьески, которые связаны с природой: «Песня жаворонка», «Зимнее утро». Есть в альбоме и молитвы: «Утренняя молитва». И завершается цикл пьесой «В церкви», но это тоже молитва, потому что дети в то время были очень набожными. Их чувства и поведение базировались на заповедях. Поэтому мы с вами сегодня послушаем «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Но сначала мы покажем, как наши маленькие музыканты умеют владеть инструментом и могут исполнять какие-то пьесы П.И.Чайковского. Сначала мы с вами послушаем «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Нам исполнит эти капельки слез Еретнова Арина (класс преподавателя Козыревской Е.А.).»
Ведущая: «Далее в нашей программе прозвучит «Грустная песенка» П.И.Чайковского. Эта песенка не входит в цикл «Детский альбом». А исполнят нам это прекрасное произведение дуэт преподавателей Детской музыкальной школы г.Вуктыла Козыревская Екатерина Андреевна и Габова Ольга Игоревна».
Ведущая: «А теперь давайте послушаем «Старинную французскую песенку» в исполнении Ефремова Алексея (класс преподавателя Фараховой Г.В.)».
Ведущая: «Галина Владимировна Фарахова порадует нас игрой пьесы «Марш деревянных солдатиков»».
Ведущая: «А теперь дуэт Козыревской Екатерины Андреевны и Габовой Ольги Игоревны подарит Вам, наши юные слушатели, «Вальс» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского».
Ведущая: «А теперь выступит вокальная группа, в составе которой входят: Киш Лера, Дмитрияди Анна, Фарахова Ангелина, Антонов Вячеслав и Бажукова Вероника. Она исполнит нам зажигательную «Неаполитанскую песенку», а я буду аккомпанировать!»
Во второй части программы был показан музыкальный мультипликационный фильм, основанный на произведениях из «Детского альбома».
Дети получили большое удовольствие, узнали много нового и с интересом посмотрели ожившие сказочные образы из музыки Петра Ильича Чайковского.
Заключение
Творчество Петра Ильича Чайковского актуально и сегодня. Его произведения являются частью духовной культуры общества, они высоконравственны и c высоким эстетическим вкусом.
Музыкальное наследие Чайковского способствует развитию творческой личности. Произведения Чайковского прививают любовь к классической музыке.
Подводя итог нашему классному тематическому вечеру, хочется пожелать всем: слушать классическую музыку! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Список литературы
1. Альшванг А.Н. П.И. Чайковский. Музыка 1967.
2. Ауэрбах Л.Д. Трио Чайковского и памяти великого художника. М. Музыка 1997.
3. Берберова Н.И. Чайковский (Биография). СПб Лимбург Пресс 1997.
4. Давыдов Ю.Л. Записки о П.И. Чайковском. М. Гос. Муз.изд-во 1962.
5.https://youtu.be/caEM0N7FAcE
6. https://youtu.be/PS8lU4P8wco
7. https://youtu.be/OD4CP1JB5NM
8. https://youtu.be/L6ObOWqqMxM
9. https://predanie.ru/chaykovskiy-petr-ilich/detskiy-albom-soch-39/slushat/
12