Методическая разработка: Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

2
0
Материал опубликован 1 April 2023



СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………………...........

3

Структурно-логическая схема лекции…………………………………...

8

Содержание лекции……………………………………………….............

9

Список использованных источников…………………………………….

14

Приложение А. Иллюстрации для определения темы занятия ………

15

Приложение Б. Вопросы для создания опроса в сервисе Plickers……

16

Приложение В. Упражнения для физкультминутки ………………….

18

Приложение Г. Пример выполнения групповой работы «Биография И.И. Обломова» …………………………………………………………...

19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка занятия по теме: «Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитано на одно занятие (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины.

Данная тема входит в изучение общеобразовательной дисциплины базового уровня ОДБ.02 Литература. Преподавание реализовано с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Актуальность темы:

Гончаров И.А. еще при жизни приобрёл репутацию одного из ярких и представителей русской реалистической литературы. Его наследие невелико: за 45 лет творческой жизни он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат «Паллада», несколько рассказов, критических статей и мемуары. В то же время, каждый его роман затрагивал важнейший проблемы современности, а герои стали средством самовоспитания русского общества. В романе «Обломов» поднимается проблема актуальная и в наши дни – это поиск себя в жизни. Изучая это произведение со студентами-медиками, нельзя не обратить внимание на такие аспекты жизни главного героя, как малоподвижный образ жизни, обильное питание и ранний уход из жизни.

Тип учебного занятия: комбинированное

Цели занятия:

Учебные:

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова;

Вызвать интерес к личности и биографии писателя;

Развивающие:

способствовать развитию логического мышления, медицинской наблюдательности;

способствовать развитию умения сравнивать и выделять различия;

развивать познавательную и поисковую активность;

Воспитательная:

формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

формировать чувство ответственности, внимательного и доброжелательного отношения к пациентам, этики и деонтологии.


Мотивация темы

Обучающиеся необходимо понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, быть готовыми брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. Этому способствует живое восприятие творчества И.А. Гончарова. Чёткие характеристики героев, тонкая авторская ирония, точность и прозрачность языка романа «Обломов» помогают обучающимся ощутить реальность происходящего в произведении. Принципы реализма как литературного произведения позволяют увидеть причинно-следственные связи вредного влияния на здоровье главного героя факторов его обитания.

Медицинский работник должен знать принципы охраны здоровья населения, уметь представлять информацию о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, в понятном для пациента виде.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Обучающийся (базовый уровень) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 4.5. Соблюдение правила медицинской этики

ПК 4.7. Решать проблемы пациента посредством сестринского ухода

Личностные результаты освоения программы по учебному предмету отражают:

ЛР 13. Проявляющий навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности.

ЛР 14. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.

ЛР 21. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.

ЛР 24. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

После изучения данной темы обучающийся должен:

уметь:

- оказывать помощь пациентам с заболеваниями острыми и хроническими ринитами, синуситами;

- осуществлять уход за пациентами при заболеваниях в оториноларингологии;

- готовить пациентов к операции и оказывать им помощь в послеоперационном периоде;

знать:

- анатомо-физиологические особенности лор-органов;

- классификацию заболеваний лор-органов;

- методы исследования носа и придаточных пазух;

- принципы подготовки пациентов к операции и ведения в послеоперационном периоде.

Междисциплинарные связи:

ОДБ.01 Русский язык;

ОДБ.0 История;

ОП.05 Гигиена и экология человека;

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий;

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными;

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

«перевернутый класс»;

системно-деятельностный подход.

словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);

наглядный (демонстрация мультимедийной презентации)

Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».

Материально-техническое оснащение занятия:

Компьютер;

Мультимедийное сопровождение;

Проектор;

Текст романа И.А. Гончарова «Обломов».


СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ

Этапы занятия

Время

(мин)

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационный момент

2

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Оценка внешнего вида.

Приветствуют преподавателя, слушают, отвечают.

Целеполагание

2

Помогает сформулировать тему с помощью иллюстраций, подводит к определению целей, плана проведения занятий

Рассматривают иллюстрации,, определяют тему, выдвигают варианты целей.

Актуализация знаний

10

Проводит блиц-опрос с помощью сервиса Plickers. Моментальная оценка результата

Отвечают на вопросы теста с помощью карточек Plickers

Изучение материала

31

«Парад гостей» и его роль для раскрытия образа героя

Анализируют Ч.1, гл. 2. Делают выводы

Физкультминутка*

2

Показывает упражнения

Выполняют упражнения

Задание с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

35

Работа с текстом романа. Составление инфографики.

Делятся на четыре группы по 6-7 человек; работают с текстом романа; отвечают на вопросы; представляют итоги работы

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

3

Объясняет задание

Записывают

Рефлексия,

Оценка работы

5

Проводит рефлексию, оценивает работу

Делятся впечатлениями

Итого

90






СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ


«Перевёрнутый класс»: К данному занятию обучающимся необходимо выполнить следующую самостоятельную внеаудиторную работу:

Прочитать роман А.И. Гончарова «Обломов».

На модульной объективно-ориентированной динамической обучающей среде (Moodl) изучить теоретический материал «История создания романа».

В сети интернет подобрать иллюстрации, характеризующие главного героя романа.


Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к занятию (халаты застёгнуты, шапочки надеты, сменная обувь). Отмечаем отсутствующих.

Целеполагание

Рассматривают иллюстрации и формулируют тему занятия (приложение А).

Дома вы изучили вопросы, связанные с творчеством А.А. Гончарова.

Проверим готовность к занятию с помощью опроса в сервисе Plickers (Приложение Б). Приготовьте карточки для ответов.

Главная тема романа «Обломов» — судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Обратимся к анализу Ч.1 гл. 2 – «парад гостей».

Задание. Найдите и зачитайте по ролям диалоги Обломова с гостями. Как выглядят гости? Какие социальные роли они представляют? Что думает о них Обломов после их ухода?

Гость

Кто он

Мысли Обломова

Волков

жизнерадостный, беспечный молодой человек в возрасте 25 лет. Волков - модный щеголь. Носит прическу и одежду по последней моде. Живет бурной светской жизнью: каждый день ездит на балы, в театр и т.д. Жизнь Волкова – это вечный праздник. У него и Обломова много общих знакомых в свете. Прийдя к Обломову в гости (в начале романа), Волков зовет его поехать в этот же день на гулянье в Екатерингоф, а также в гости к Муссинским, но тот отказывается.

«В десять мест в один день – несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.

Судьбинский

Судьбинский - бывший сослуживец Обломова по канцелярии. Судьбинский строит карьеру, получает повышения и награды. Он хорошо зарабатывает, но при этом и много работает. Он ездит в командировки и вечно занят. Смысл жизни Судьбинского заключается в карьере. Прийдя в гости к Обломову (в начале романа), Судьбинский зовет его на гулянье в Екатерингоф, а также зовет на следующей неделе на обед к Мурашиным, семье его невесты, но Обломов отказывается. Также Судьбинский приглашает Обломова осенью к себе на свадьбу шафером.

«Увяз, любезный друг, по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!» Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.

Пенкин

Пенкин - модный литератор, писатель. Пенкин придерживается модных взглядов в литературе. Он пишет статьи о реальной жизни, светских новостях и т.д. Пенкин неплохо зарабатывает, обедает в модном ресторане. На момент повествования Пенкин также публикует свой первый рассказ в журнале. Прийдя к Обломову с визитом (в начале романа), Пенкин приглашает его поехать с ним в Екатерингоф на гулянье, но тот отказывается.

«Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет — а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» Он повернул голову к столу, где все было гладко, и чернила засохли, и пера не видать, и радовался, что лежит он, беззаботен, как новорожденный младенец, что не разбрасывается, не продает ничего...


Вывод: Гости представляют различные варианты жизни, которые доступны тому кругу общества, к которому принадлежит Обломов. Обломов мог стать чиновником, поступить на военную службу или даже заняться литературной деятельностью. Но все эти варианты его пугают – в них теряется человек. Здесь можно порассуждать над вопросом: приносят ли пользу своей деятельностью гости Обломова? Нет, не приносят. Они только создают видимость деятельности, но как и у Обломова их деятельность пуста.

Физкультминутка (приложение В)

Задания с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Обучающиеся делятся на четыре группы. Для этого во время физкультминутки произведём расчет от одного до четырёх. В каждой группе ориентировочно 6-7 обучающихся.

Каждая группа работает с текстом аналогичной части – в романе четыре части.

ЗАДАНИЕ:

Найдите главы, в которых идет описание образа жизни Ильи Ильича Обломова. Выпишите указание на период времени (месяц, год, сколько времени прошло с какого-нибудь момента и т.д.).

Найдите в главах пищевой рацион персонажа и выпишите его в тетрадь. Выполнение этого задания подготавливает обучающихся к восприятию материала специальных дисциплин: на протяжении всего периода обучения, обучающиеся, проводят объективное исследование пациента, заполняют сестринскую историю болезни, в которой есть пункт «степень питания», закрепляют данный навык на учебных, производственных и преддипломных практиках.

Группа № 1. Внимательно изучите текст Ч.1, гл. 9 «Сон Обломова» и подготовьте сообщение о культуре питания в семье главного героя.

В процессе работы с текстом группы заполняют инфографику, на которой отражены возрастные периоды жизни Обломова и его действия в эти периоды (примерные ответы в инфографике – приложение Г).

Вывод по этому этапу: Обломов обильно питается, пища углеводная, жирная. Мало двигается. После еды сразу спит.

Беседа о влиянии питания на состояние здоровья: Каким образом описанные в романе пищевые привычки могут отразиться на состоянии здоровья человека? Есть ли в романе строки, подтверждающие ваше мнение?

Примерный ответ: Подобные пищевые привычки приводят к ожирению и негативно влияют на здоровье: Ч.4, гл. 9 – апоплексический удар (работа со словарем – выясняем значение слова и современное название заболевания), гл. 10 – смерть героя.

В рамках какого литературного направления создано это произведение? Обоснуйте свой ответ.

Примерный ответ: произведение создано в рамках реализма. Есть типизация героев, поведение героев закономерно и подчиняется законам жизни.

Рефлексия.

Был ли вам полезен материал занятия? Что нового узнали? Что можете взять для жизни для дальнейшей работы по предмету?

Выставление оценок.

Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется к следующему занятию:

- Используя шкалу времени, опишите стадии онтогенеза Ильи Ильича Обломова. Обязательно укажите главы романа, из которых взяли материал.

Задание повышенной сложности (*):

- В письменном виде подготовить рекомендации по ведению здорового образа жизни для главного героя.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Литература : учебник : в 2-х ч. Ч. 1 / [ Г.А. Обернихина и др.]. - Москва : Академия, 2017. – 344 с.

Амелина, Е.В. Литература : общеобразовательная подготовка : учебное пособие / Е.В. Амелина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 447 с.





ПРИЛОЖЕНИЕ А


ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ


t1680332829aa.jpg

t1680332829ab.jpg

t1680332829ac.jpg

t1680332829ad.png

t1680332829ae.jpg

t1680332829af.png



ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОПРОСА В СЕРВИСЕ PLICKERS


1. Какое произведение Гончарова исследователи называют прообразом романа «Обломов»?

«Лихая болесть»

«Обыкновенная история»

«Фрегат Паллада»

«Обрыв»


2. Какие романы составили трилогию Гончарова?

«Обломов», «Оправдание», «Обыкновенная история»

«Обрыв», «Обелиск», «Обломов»

«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

«Оправдание», «Обрыв», «Обелиск»


3. Укажите литературных деятелей, которые одновременно с Гончаровым учились в Московском университете:

Белинский В.Г., Лермонтов М.Ю.

Островский А.Н., Пушкин А.С.

Тургенев И.С., Толстой Л.Н.

Гоголь Н.В., Белинский В.Г.


4. Как называлась правительственная газета, редактором которой стал Гончаров?

«Отечественные записки»

«Метеор литературы»

«Северная почта»

«Современник»


5. Александр Адуев – персонаж романа:

«Обломов»

«Обыкновенная история»

«Обрыв»

«Оправдание»


6.Укажите годы жизни И.А. Гончарова:

1812-1891

1823-1886

1814-1841

1799-1837


7. Как называется книга, в которой Гончаров отразил впечатления от путешествия к японским островам с дипломатической миссией?

«Лихая болесть»

«Обыкновенная история»

«Фрегат «Паллада»

«Мильон терзаний»


8. Халат и диван «перекочевали» в роман «Обломов» из романа:

«Обыкновенная история»

«Фрегат «Паллада»

«Лихая болесть»

«Обрыв»


9. Три главных героя трилогии Гончарова представляют собой:

образ мелкого чиновника

образ «человека мечтающего»

тип «маленького человека»

тип «лишнего человека»


10. Служба в какой должности позволила Гончарову быть в курсе всех событий российской литературной жизни?

секретарь дипломатической миссии

цензор

чиновник Министерства финансов

губернатор


Эталоны ответов


п/п

Ответ

п/п

Ответ

1

a

2

c

3

a

4

c

5

b

6

a

7

c

8

a

9

b

10

b



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Физкультминутка для укрепления глазодвигательных мышц глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.


1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Приложение Г


Пример работы, выполненной студентами


t1680332829ag.pngt1680332829ah.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.