Урок литературы в 10 классе «Женские образы в романе И.А. Гончарова "Обломов"»
Класс: 10
Тема урока: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной
Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом
Цель урока: раскрыть роль женских образов в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя приемы сравнительной характеристики двух литературных героев: Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Метапредметные результаты образования:
Регулятивные
– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
– способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Познавательные
– поиск и выделение необходимой информации;
– структурирование знаний (составление сравнительной таблицы);
– рефлексия
Коммуникативные
– полное и ясное выражение своих мыслей;
– комментирование и аргументирование своих наблюдений
Личностные
– умение применять сопоставительный анализ при работе;
– воспитание интереса к предмету;
– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества при групповой работе.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
1.Организационный момент |
Проверка готовности рабочих мест к началу урока. |
Проверяют готовность рабочих мест. |
||||||
2. Письменный ответ на вопрос 2-3 мин Ответы учащихся и выводы 1-2 мин |
Роман И.А. Гончарова «Обломов» обладает особой притягательной силой для читателя, открывая нам сложный, противоречивый мир литературных героев. На прошлом уроке мы сопоставляли образы Ильи Обломова и Андрея Штольца. Подумайте, близки эти герои или противопоставлены друг другу? Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы? Почему? Предварительно определим лексическое значение слов антипод и двойник Словарная работа. Антипод - человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему. Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине). Промежуточный вывод Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя, но этого так и не произошло. Обломов и Штольц – герои-антиподы, гармонично дополняющие друг друга. |
Ответы учащихся на листочках. Подведение итогов. |
||||||
3. Тема урока. Цели и задачи урока. 2- 3 минуты |
Как вы считаете, есть ли в системе образов романа подобная пара? Кого можно сопоставить и противопоставить друг другу? (Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына) Перед нами два женских образа - Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Попытайтесь сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока Верно, сегодня на уроке нам предстоит сопоставить женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя при этом приемы сравнительной характеристики, поэтому тема урока будет звучать так: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Запишите тему в тетрадь. |
Выход на тему урока: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов». Цели урока: 1. Сравнить два женских образа, выявив общие и отличительные черты. 2.Выяснить, как раскрылся характер Обломова во взаимоотношениях с каждой из героинь. Запись темы урока в тетрадь. |
||||||
4. Новая тема 4.1. Первая учебная ситуация 2-3 минуты |
Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Давайте определим критерии, по которым можно сопоставить героинь друг с другом. Промежуточный вывод Насколько схожи или различны героини, выясним путем сопоставления их внешности, социального происхождения, интересов, проявления любви к Обломову. |
В результате обсуждения сформулированы следующие критерии: 1. Внешность 2. Социальное происхождение 3. Внутренний мир. Интересы 4. Как любит героиня? 5. Что дала герою эта любовь? Приготовьте в тетради таблицу для сравнительной характеристики героинь.
|
||||||
4.2. Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и АгафьиПшеницыной (групповая работа ) 5-7 минут |
Мы определили с вами критерии для сравнительной характеристики героинь. В течение 5-7 минут каждая группа должна, опираясь на текст романа, найти необходимые цитаты для характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, сопоставить их и прийти к выводу, похожи или противопоставлены героини. |
Работа в группах по каждому из параметров сравнения героинь. |
||||||
4.3. Выступления учащихся 15 минут (5 выступлений по 3 минуты каждое) |
Какова внешность Ольги Ильинской? Какой её рисует Гончаров? Как выглядит Агафья Пшеницына? Промежуточный вывод Внешность Ольги Ильинской подчеркивает устремлённость героини ввысь, её духовность, а Агафьи Пшеницыной олицетворяет земное начало. Внешне героини противопоставлены друг другу, являются антиподами. |
Ольга: "...ей двадцать лет... " "...прекрасное лицо Ольги..." "...с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей..." "...умные серо-голубые глаза..." Агафья :" ...Ей было лет тридцать... " "...У ней простое, но приятное лицо..." "...Она была очень бела и полна в лице... " "...руки белые, но жесткие..." Агафья старше Ольги, выглядит по-домашнему, в ней нет изящества |
||||||
Что можно сказать о социальном происхождении героинь? Промежуточный вывод Ольга Ильинская рисуется вне быта, она образованна, дворянского происхождения, Агафья Пшеницына из обедневших дворян, вдова. Несмотря на близость социального происхождения, героини противопоставлены, являются антиподами. |
Казалось бы, героини одного социального круга, но Пшеницына из бедных дворян, это видно и по образу её жизни. |
|||||||
Каков внутренний мир героинь, каковы их интересы? Промежуточный вывод Пытливости ума, разносторонности интересов Ольги Ильинской противопоставлено отсутствие духовных запросов у Агафьи Матвеевны Пшеницыной. |
Ольга читает книги: "...вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она..." Агафья не читает книги: "...– А читаете что-нибудь? Она поглядела на него тупо и молчала..." Ольга часто бывает в театре: "...Она ехала и во французский спектакль..." Агафья не бывает в театре: «..– И в театре не бываете? – [...] Когда мне?» Ольга знает французский: "... французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских..." Агафья плохо пишет по-русски: "...она подписала криво, косо и крупно..." Ольга красиво поет: "...вот голос, вот пение!.." Агафья вкусно готовит: "...кушанье такое вкусное, подано чисто..." Ольга - умная женщина: "...У ней, в умненькой, хорошенькой головке..." Агафья - глуповатая женщина: "...Она тупо выслушала и тупо задумалась..." Ольга - задумчивая девушка: "...прибавила она задумчиво..." Ольга - умная, разносторонняя девушка, Агафья - женщина глуповатая, ограниченная домашними заботами. |
|||||||
Героини противопоставлены, не похожи друг на друга, значит, и любить они будут по-разному. В чем особенность проявления любви каждой из них к Обломову? Промежуточный вывод Если любовь Ольги выражается в рассудочности, то чувства Агафьи Матвеевны проявляются в заботе об Обломове. Героини-антиподы. |
Любовь Ольги эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения. Любовь Агафьи самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви. |
|||||||
Обе героини не оставляют равнодушным Обломова. Какие струны его души затронула каждая из героинь? Что внесла в его жизнь? Промежуточный вывод Обломов с Ольгой обретает радость духовной жизни, с Агафьей Матвеевной – спокойную и беззаботную жизнь. Героини противопоставлены и во влиянии, оказанном на главного героя. |
Любовь Ольга дает Обломову радость духовной жизни, духовной близости, радость движения. Ольга была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Агафья окружила Обломова заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой. |
|||||||
5. Обобщение Две женщины Обсуждение 3-4 минуты |
В результате сопоставления что можно сказать о героинях? Насколько они близки или различны? Какой прием использует Гончаров в обрисовке характеров Ольги и Агафьи? Несмотря на разительную непохожесть, есть нечто общее в героинях. Попытайтесь найти это сходство. Промежуточный вывод И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна Пшеницына внешне привлекательны, обе, участвуя в жизни Обломова, желают ему добра, при этом Ольга пытается его изменить, а Агафья Матвеевна оградить от забот. Обеих отличает естественность, простота и неравнодушие. Какую роль в судьбе героинь сыграл Обломов? Промежуточный вывод Жизнь каждой из женщин изменилась после встречи с Обломовым: он сумел духовно развить Ольгу и наполнить смыслом заботы о нем Агафьи Матвеевны. |
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы, они противопоставлены друг другу внешне и внутренне. В основе их сопоставления лежит прием антитезы. Сходство: 1.Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью. 2.Естественность, простота, отсутствие жеманства 3. Обе неравнодушны к Обломову. Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил её. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц. Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца. |
||||||
1-2 минуты |
Нам удалось найти точки соприкосновения в описании Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, но мы не ответили на самый важный вопрос: зачем автор показывает столь разных героинь, какую цель он преследует. Как женские образы романа помогают раскрыть суть явления «обломовщины»? Запись вывода в тетрадь Образы героинь «помогали» раскрытию идеи романа, обнажив сущность обломовщины. |
Ответы учащихся (Выход на понятие «обломовщина») Героини-антиподы должны были помочь передать губительность «обломовщины» как явления. Ответы учащихся Ольге хотелось участвовать в общественной жизни, много знать. Жизнь Пшеницыной ограничивалась только ее семейным благополучием. |
||||||
7. Рефлексия Д/з 1-2 минуты |
В ходе сегодняшнего обсуждения и сопоставления женских образов романа у вас, наверняка, сложилось своё отношение к каждой из героинь и её роли в жизни Обломова. В качестве домашнего задания вам предлагается сравнить высказывания критиков об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной и подготовить письменный доказательный ответ на вопрос: «Какая позиция вам ближе и почему?» |
Учащиеся получают распечатки с высказываниями критиков. И. Ф. Анненский: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Обломов… был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь». Н. А. Добролюбов: «Ольга представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… от нее можно ожидать слóва, которое сожжет и развеет обломовщину». Д. И. Писарев: «…особенно замечательна вдова Пшеницына, в лице которой г. Гончаров воплотил чистое чувство, не возвышенное образованием и не основанное на сознании». А. В. Дружинин: «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его [Обломова] вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину…» |