12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыганова Анна Васильевна630
МАОУ СОШ №3, г.Кировград Свердловской обл.
Россия, Свердловская обл., Кировградский ГО
5

Урок на тему «Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов». Опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной»

Класс: 10

Тема урока: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом

Цель урока: раскрыть роль женских образов в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя приемы сравнительной характеристики двух литературных героев: Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Метапредметные результаты образования:

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Познавательные

– поиск и выделение необходимой информации;

– структурирование знаний (составление сравнительной таблицы);

– рефлексия

Коммуникативные

– полное и ясное выражение своих мыслей;

– комментирование и аргументирование своих наблюдений

Личностные

– умение применять сопоставительный анализ при работе;

– воспитание интереса к предмету;

– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества при групповой работе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Проверяют готовность рабочих мест.

2.

Письменный ответ на вопрос

2-3 мин

Ответы учащихся и выводы

1-2 мин

Роман И.А. Гончарова «Обломов» обладает особой притягательной силой для читателя, открывая нам сложный, противоречивый мир литературных героев.

На прошлом уроке мы сопоставляли образы Ильи Обломова и Андрея Штольца.

Подумайте, близки эти герои или противопоставлены друг другу?

 Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы? Почему?

Предварительно определим лексическое значение слов антипод и двойник

Словарная работа.

Антипод - человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

Промежуточный вывод

Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя, но этого так и не произошло.

Обломов и Штольц – герои-антиподы, гармонично дополняющие друг друга.

Ответы учащихся на листочках.

Подведение итогов.

3. Тема урока.

Цели и задачи урока.

2- 3 минуты

Как вы считаете, есть ли в системе образов романа подобная пара? Кого можно сопоставить и противопоставить друг другу?

(Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына)

Перед нами два женских образа - Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Попытайтесь сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока

Верно, сегодня на уроке нам предстоит сопоставить женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя при этом приемы сравнительной характеристики, поэтому тема урока будет звучать так:

Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Запишите тему в тетрадь.

Выход на тему урока:

Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1. Сравнить два женских образа, выявив общие и отличительные черты.

2.Выяснить, как раскрылся характер Обломова во взаимоотношениях с каждой из героинь.

Запись темы урока в тетрадь.

4. Новая тема

4.1. Первая учебная ситуация

2-3 минуты

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Давайте определим критерии, по которым можно сопоставить героинь друг с другом.

Промежуточный вывод

Насколько схожи или различны героини, выясним путем сопоставления их внешности, социального происхождения, интересов, проявления любви к Обломову.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

1. Внешность

2. Социальное происхождение

3. Внутренний мир. Интересы

4. Как любит героиня?

5. Что дала герою эта любовь?

Приготовьте в тетради таблицу для сравнительной характеристики героинь.

Критерии

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына

     

4.2. Сравнительная характеристика

Ольги Ильинской и АгафьиПшеницыной (групповая работа )

5-7 минут

Мы определили с вами критерии для сравнительной характеристики героинь.

В течение 5-7 минут каждая группа должна, опираясь на текст романа, найти необходимые цитаты для характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, сопоставить их и прийти к выводу, похожи или противопоставлены героини.

Работа в группах по каждому из параметров сравнения героинь.

4.3.

Выступления учащихся

15 минут

(5 выступлений

по 3 минуты каждое)

Какова внешность Ольги Ильинской? Какой её рисует Гончаров?

Как выглядит Агафья Пшеницына?

Промежуточный вывод

Внешность Ольги Ильинской подчеркивает устремлённость героини ввысь, её духовность, а Агафьи Пшеницыной олицетворяет земное начало. Внешне героини противопоставлены друг другу, являются антиподами.

Ольга: "...ей двадцать лет... "

"...прекрасное лицо Ольги..."

"...с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей..." "...умные серо-голубые глаза..."

Агафья :" ...Ей было лет тридцать... " "...У ней простое, но приятное лицо..." "...Она была очень бела и полна в лице... " "...руки белые, но жесткие..."

Агафья старше Ольги, выглядит по-домашнему, в ней нет изящества

Что можно сказать о социальном происхождении героинь?

Промежуточный вывод

Ольга Ильинская рисуется вне быта, она образованна, дворянского происхождения, Агафья Пшеницына из обедневших дворян, вдова. Несмотря на близость социального происхождения, героини противопоставлены, являются антиподами.

Казалось бы, героини одного социального круга, но Пшеницына из бедных дворян, это видно и по образу её жизни.

Каков внутренний мир героинь, каковы их интересы?

Промежуточный вывод

Пытливости ума, разносторонности интересов Ольги Ильинской противопоставлено отсутствие духовных запросов у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ольга читает книги: "...вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она..."

Агафья не читает книги: "...– А читаете что-нибудь?     Она поглядела на него тупо и молчала..."

Ольга часто бывает в театре: "...Она ехала и во французский спектакль..."

Агафья не бывает в театре: «..– И в театре не бываете?     – [...] Когда мне?»

Ольга знает французский: "... французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских..."

Агафья плохо пишет по-русски: "...она подписала криво, косо и крупно..."

Ольга красиво поет: "...вот голос, вот пение!.."

Агафья вкусно готовит: "...кушанье такое вкусное, подано чисто..."

Ольга - умная женщина: "...У ней, в умненькой, хорошенькой головке..."

Агафья - глуповатая женщина: "...Она тупо выслушала и тупо задумалась..."

Ольга - задумчивая девушка: "...прибавила она задумчиво..."

Ольга - умная, разносторонняя девушка, Агафья - женщина глуповатая, ограниченная домашними заботами.

Героини противопоставлены, не похожи друг на друга, значит, и любить они будут по-разному.

В чем особенность проявления любви каждой из них к Обломову?

Промежуточный вывод

Если любовь Ольги выражается в рассудочности, то чувства Агафьи Матвеевны проявляются в заботе об Обломове. Героини-антиподы.

Любовь Ольги эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины.

Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения.

Любовь Агафьи самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе.

Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви.

Обе героини не оставляют равнодушным Обломова. Какие струны его души затронула каждая из героинь? Что внесла в его жизнь?

Промежуточный вывод

Обломов с Ольгой обретает радость духовной жизни, с Агафьей Матвеевной – спокойную и беззаботную жизнь. Героини противопоставлены и во влиянии, оказанном на главного героя.

Любовь Ольга дает Обломову радость духовной жизни, духовной близости, радость движения. Ольга была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.

Агафья окружила Обломова заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой.

5. Обобщение

Две женщины

Обсуждение

3-4 минуты

В результате сопоставления что можно сказать о героинях? Насколько они близки или различны? Какой прием использует Гончаров в обрисовке характеров Ольги и Агафьи?

Несмотря на разительную непохожесть, есть нечто общее в героинях. Попытайтесь найти это сходство.

Промежуточный вывод

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна Пшеницына внешне привлекательны, обе, участвуя в жизни Обломова, желают ему добра, при этом Ольга пытается его изменить, а Агафья Матвеевна оградить от забот. Обеих отличает естественность, простота и неравнодушие.

Какую роль в судьбе героинь сыграл Обломов?

Промежуточный вывод

Жизнь каждой из женщин изменилась после встречи с Обломовым: он сумел духовно развить Ольгу и наполнить смыслом заботы о нем Агафьи Матвеевны.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы, они противопоставлены друг другу внешне и внутренне.

В основе их сопоставления лежит прием антитезы.

Сходство:

1.Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью.

2.Естественность, простота, отсутствие жеманства

3. Обе неравнодушны к Обломову.

Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил её.  Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной  и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.

Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца.

1-2 минуты

Нам удалось найти точки соприкосновения в описании Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, но мы не ответили на самый важный вопрос: зачем автор показывает столь разных героинь, какую цель он преследует.

Как женские образы романа помогают раскрыть суть явления «обломовщины»?

Запись вывода в тетрадь

Образы героинь «помогали» раскрытию идеи романа, обнажив сущность обломовщины.

Ответы учащихся

(Выход на понятие «обломовщина»)

Героини-антиподы должны были помочь передать губительность «обломовщины» как явления.

Ответы учащихся

Ольге хотелось  участвовать  в  общественной жизни, много знать.

Жизнь Пшеницыной ограничивалась только ее семейным благополучием.

7. Рефлексия

Д/з

1-2 минуты

В ходе сегодняшнего обсуждения и сопоставления женских образов романа у вас, наверняка, сложилось своё отношение к каждой из героинь и её роли в жизни Обломова.

В качестве домашнего задания вам предлагается сравнить высказывания критиков об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной и подготовить письменный доказательный ответ на вопрос:

«Какая позиция вам ближе и почему?»

Учащиеся получают распечатки с высказываниями критиков.

И. Ф. Анненский: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Обломов… был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь».

Н. А. Добролюбов: «Ольга представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… от нее можно ожидать слóва, которое сожжет и развеет обломовщину».

Д. И. Писарев: «…особенно замечательна вдова Пшеницына, в лице которой г. Гончаров воплотил чистое чувство, не возвышенное образованием и не основанное на сознании».

А. В. Дружинин: «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его [Обломова] вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину…»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.