Урок русского языка в 1 классе на тему «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Автор. Абдуллина Виктория Борисовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 46» Ленинского района г. Саратова.
Предмет: русский язык.
УМК «Перспективная начальная школа».
Класс: 1.
Тема урока. Правописание сочетаний жи-ши.
Тип урока. Урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление).
Форма проведения урока. Урок-сказка.
Методы обучения: эвристический.
Роль и место темы в курсе. Данный урок входит в раздел «Правописание сочетаний жи-ши» и является последним уроком данного раздела.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Цель. Формировать у учащихся общее представление о правильном написании сочетаний жи-ши, развивать орфографическую зоркость, организовать эвристическую деятельность учащихся по теме урока; создать условия для формирования УУД.
Задачи урока.
Образовательные: обобщение и углубление знаний о правописании сочетаний жи-ши; способствование обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости знания правила написания орфограммы.
Развивающие: развивать устную речь учащихся и фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать мышление, память, способность к самоконтролю.
Воспитательные: воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний; формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Планируемые результаты.
Предметные УУД: знание правильного написания сочетаний жи-ши и применение на практике.
Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.
Материалы и оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку (прилагается), карточки с заданиями для работы учащихся в группах (приложения № 1, 2).
Методические приёмы.
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (слайды, таблицы).
Игровой.
Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей, советы.
Аннотация к уроку. Методическая разработка по предмету «Русский язык» урока-закрепления по теме «Правописание сочетаний жи - ши» рекомендована для работы с учащимися 1-х классов, работающих по любым УМК. Здесь рассмотрен нетрадиционный тип урока – урок-сказка. Актуальность изучаемой темы заключается в том, что на протяжении всего изучения курса русского языка многие учащиеся, несмотря на то, что наизусть знают правило «Жи-ши пиши с буквой и!», пишут слова с этой орфограммой, как слышат. На проведенном мною уроке на данную тему каждое предложенное задание требовало от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств, что способствовало актуализации мыслительной деятельности. Анимационные эффекты в презентации, музыкальные физкультурные минутки создавали на протяжении всего урока благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.
Пояснительная записка. Работа на уроке была организована с использованием электронной презентации. Презентация к уроку состоит из 30 слайдов, каждый из которых соответствует заявленной теме и содержит задание для учащихся. Открывая в презентации каждый новый слайд, учитель предлагает учащимся продемонстрировать самостоятельно полученные знания и знания с предыдущих уроков, подытоживая и дополняя ответы детей дополнительной информацией. Вниманию детей предлагаются такие задания, как «Найди ошибку», «Отгадай загадку», «Придумай слово», «Найди лишнее слово» и т.д., что позволяет повысить интерес детей и оживить урок. Данная разработка урока соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Таким образом, актуальными и плодотворными на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению и закреплению знаний. В ходе урока учащиеся выполняют задания по карточкам, закрепляют навыки работы с учебными текстами на изученную тему, выполняют тестовые задания.
Результатом деятельности учащихся на данном уроке должно стать выработка умения читать, записывать слова с изученной орфограммой, находить ошибки на изученную тему. В конце урока была проведена рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.
В разработке данного урока мною были применены игровые технологии, т.к. урок проводился в форме урока-сказки. Ни для кого не секрет, что обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, давать учебный материал удобно, а как нашим учащимся взять его удобно.
Актуальность выбранной технологии заключается в том, что игра – сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность - коммуникативная. Игры на уроке, особенно в 1 классе, позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывать интерес учащегося, его склонность и уровень подготовки по предмету.
Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.
На мой взгляд, игровая технология даёт возможность ребёнку работать творчески, способствует развитию любознательности, повышает активность, приносит радость, формируют у ребёнка желание учиться. В современной педагогике игра, дидактическая игра, используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Разработка интересна тем, что на протяжении всего урока учащиеся выполняют задания, соревнуясь друг с другом. Закрепление изученного материала происходит ни путём однообразного повторения, а идёт через личный поиск. На этапе рефлексии ученикам предлагается приём «Светофор», позволяющий здесь же, на уроке, оценить уровень обученности учащихся по теме урока и степень достижения образовательной цели.
Технологическая карта урока.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. |
1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку: - читает четверостишие - напоминает главное правило на уроке: внимательно слушай учителя и своих товарищей. 2.Проверяет готовность к уроку (слайд № 1) |
Быстро включаются в деловой ритм. |
2. |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. |
Предлагает поиграть в игру «Брейн-ринг» (слайд № 2) и отгадать загадку о символе игры: Он ходит голову, задрав, 2. Представляет членов жюри. 3. Сообщает, что урок необычен и тем, что попадём в сказку, где главной героиней будет девочка Даша – ученица 1 класса (слайд № 4, 5).
4. Актуализирует субъектный опыт и опорные знания детей: даёт деформированный текст диктанта и предлагает найти допущенные ошибки (слайд № 6). |
Отвечают на вопросы учителя. Активно и заинтересованно участвуют в игре. Под руководством учителя учащиеся выполняют практическую работу: находят ошибки в тексте диктанта, проговаривают правило «Жи-ши пиши с буквой и!». |
3. |
Постановка цели и задач урока. |
На основании предыдущих заданий организует совместное формулирование темы урока и учебных задач (слайд № 7). Предлагает учащимся подобрать название команды с данной орфограммой (слайд № 8). |
Под руководством учителя формулируют тему урока «Правописание сочетаний жи-ши» и учебные задачи. Придумывают названия команды с изученной орфограммой. |
4. |
Этап первичного закрепления изученного материала (в знакомой ситуации). Физкультминутка про жирафов (слайд № 17) |
Учитель организует выполнение задания, где необходимо применить знания с изученной орфограммой: отгадайте загадки (отгадки – ежик, ландыши, моржи, мыши, машина, шиповник). В словах-отгадках вставьте пропущенные буквы. (Все задания учитель предлагает выполнить от лица лесного жителя, который повстречался в сказке) (слайды № 9-16). Учитель задаёт вопрос, почему после букв ж и ш всегда пишется буква и? Какие ещё вы знаете буквы, обозначающие всегда твёрдые звуки (слайды № 18, 19). Задание на внимательность: найдите ряд слов, где звуки всегда твёрдые (слайд № 20). |
Дети выполняют задания, отгадывают загадки, вставляют пропущенные буквы, доказывают, почему вставили именно эту букву. Учащиеся делают физкультминутку. Учащиеся отвечают, что эти буквы обозначают только твёрдые звуки. Называют букву ц. Учащиеся выбирают ряд слов: жижа, цаца, шиш. |
5. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Разминка для глаз (слайд № 22). |
Учитель предлагает выполнить задания: Составить слова с сочетаниями жи-ши в начале, середине, конце слова (карточки с заданием лежат на столе – приложение № 1) (слайд № 21). На картинке найти и выписать слова-предметы с изученной орфограммой (слайды № 23, 24). Конкурс капитанов. Игра «Найди лишнее слово» (слайд № 26). |
Учащиеся вписывают подходящие слова, выполняют задание. Учащиеся выписывают все слова, где встречается орфограмма жи-ши. Проводится проверка (слайд № 25) Среди слов с орфограммами жи-ши дети выбирают «лишнее слово», доказывают свою точку зрения, проверяют выполненное задание. |
6. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (подведение итогов урока). |
Учитель организует беседу: чем занимались на уроке, что помогло нам совершить сказочное путешествие, какое правило повторяли в течение всего урока (слайд № 27). Предлагает раскрасить жирафа (приложение № 2) (слайд № 29). Учитель спрашивает, догадались ли дети, почему символом игры был именно жираф. Подводятся итоги соревнования, жюри оглашает результаты (слайд № 30). |
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся знаниями, впечатлениями. Ещё раз хором повторяют изученное правило (слайд № 28). На карточках дети раскрашивают тем цветом круг на картинке с жирафом, который соответствует настроению в конце урока. |
Вывод. В практике преподавания русского языка тема «Правописание сочетаний жи-ши» встречается неоднократно. С этой темой учащиеся встретятся и в среднем звене, написание слов с изученной орфограммой будет им попадаться везде, поэтому приобретенные знания пригодятся им ещё ни раз. Таким образом, поставленные и решенные задачи в данной методической разработке имеют большое значение при составлении как итогового, так и промежуточного контроля учащихся.
На мой взгляд, именно применение на уроке игровых технологий, проведение нетрадиционного урока позволило детям более сочно и красочно запомнить правило и применять его. Если на первых уроках учащиеся частично запомнили правило, то к концу изучаемой темы они его не только выкрикивали, но и могли применить на практике, не допуская ошибок.
Используемая литература.
Анциферова Л.В. «В мире загадок», Камышлов, 2008.
Войтенко Т.П. «Игра как метод обучения и личностного развития: Методическое пособие для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008.
Волина В. «Русский язык. Учимся, играя», Новая школа, 1994.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие, М., Народное образование, 1998.
Сычева Г. Н. «Нестандартные уроки в начальной школе», ООО «Феникс», 2011.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Интернет-ресурсы. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/07/pedsovet.docx
Приложение № 1
ЖИ___ ШИ___ |
___ЖИ___ ___ШИ___ |
___ЖИ ___ШИ |
Приложение № 2