Методическая разработка урока «Что такое государство» (История, 8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»
Учитель истории и обществознания:
Соколова Юлия Владимировна
Технологическая карта урока.
Предмет: История
Класс:8
Тема: «Что такое государство?»
УМК: учебник для 8класса: Обществознание Авторы: А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина, М: Дрофа,2016г.
Тип урока: комбинированный
Цель: Способствовать пониманию учащимися сущности государства.
Задачи:
Образовательные:
- охарактеризовать понятия: «государство», «суверенитет».
- подвести к пониманию роли и функций государства.
- разъяснить основные признаки государства.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, формировать навыки работы с различными источниками (учебник, раздаточный материал), умение находить и систематизировать полученную информацию, развивать коммуникативные навыки, умения применять полученные знания;
Воспитательные:
-воспитывать гражданскую позицию обучающихся, правовую культуру, самостоятельность суждения.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование:
Презентация, ватманы, маркеры, клей, иллюстративный материал
Педагогические технологии: ИКТ, технология критического мышления, прием стратегии смыслового чтения , кроссенс , Синквейн.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений | Овладение целостным представлением о происхождении государства, его признаках и функциях государства, решение различных учебных задач, | Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД |
1. Организационный момент | Активация учащихся. | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Посмотрите внимательно видеоролик и определите тему нашего сегодняшнего урока. -Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть? - Какие цели, задачи вы для себя поставили? | 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
| | | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Примерные варианты 1.Что такое государство? 2.Признаки государства? 3.Функции государства? 4. Можем ли мы обойтись без государства? Запись в тетрадь | Регулятивные: целеполагание; планирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3.Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и систематизировать их. | -Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, материал предыдущих уроков, ответив на вопросы теста.(см. презентацию) | Отвечают на вопросы теста. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные: осознание своих возможностей. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Организовать осмысленное восприятие новой информации | Сегодня мы должны ответить на главный вопрос: «Может ли современное общество обойтись без государства?» Но сначала разберемся с понятием, что такое государство. Попробуйте дать свое определение, что такое «государство» Найдите определение «государство» в учебнике стр .170. Отличается ли это определение от вашего? | Участвуют в беседе; формулируют определение. Дают определение, записывают в тетрадь. Работают с материалом учебника . | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; структурировать знания. |
5.Работа с текстом учебника и иллюстративным материалом | Организовать осмысленное восприятие новой информации | Государство характеризуется рядом устойчивых признаков, отличающих его от других институтов политической системы общества, а также имеет внутренние и внешние функции. Учитель организовывает групповую работу: 1 группа: Составляет схему (кроссенс) «Признаки и дает их характеристику. 2 группа: Составляют схему кроссенс «внешние функции государства» и дает их характеристику 3группа: Составляют схему кроссенс «Внутренние функции государства» и дает их характеристику. | Работают с текстом учебника стр. 170-171, составляют схему, отвечают на вопрос. Предъявляют результаты самостоятельной работы, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | |
5. Первичная проверка понимания. | | Учитель организует выступление групп. | Объясняют, анализируют, формулируют. | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.. |
| | | | |
6. Первичное закрепление. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Итак возвращаясь к проблеме: : «Может ли современное общество обойтись без государства?» | Подводят итоги, высказывают свое мнение, слушают мнения одноклассников. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. | Выполните задание.Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют. | Составляют, осуществляют обмен мнениями, аргументация. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Комментирует домашнее задание: параграф 23, выполнить задания стр. 174 написать эссе на тему: : «Может ли современное общество обойтись без государства?» « Идеальное государство- какое оно?» | Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание | Регулятивные: умение выбрать задание по силам. |
9.Рефлексия деятельности | 1)Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |