12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тихонова Ирина Анатольевна698 Россия, Архангельская обл., няндома Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок по географии на тему «Население тундры и его основные занятия» (5–9 класс)
Урок по предмету «География»
Вариант программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 5 – 9 классов (I вариант) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области «Няндомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Данный урок является 5-ым уроком в теме: «Природные зоны России. Тундра»
Тема урока: «Население и его основные занятия».
Класс: 7 (13-15 лет)
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формирование у обучающихся представления о населении тундры, о его основных занятиях.
Задачи:
Образовательные:
Повторить изученный ранее материал по теме «Тундра»: положение на карте, рельеф, климат.
Сформировать у обучающихся представление о населении тундры.
Познакомить обучающихся с основными видами занятий населения тундры.
Познакомить обучающихся со строением чума.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательную активность обучающихся через частично-поисковую деятельность.
Корригировать слуховое внимание и мыслительные операции посредством заданий «ДА или НЕТ», «Составь слово», «Отметь знаком «+» верные утверждения», «Разгадай кроссворд»
Корригировать память через повторение пройденного материала, выученных ранее тем.
Развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.
Воспитательные:
Способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.
Побуждать обучающихся к активности на уроке.
Воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа.
Виды учебной деятельности: работа с сигнальными карточками, устные ответы на вопросы, сбор слова из букв, исключение лишнего и объяснение своего выбора, просмотр видеосюжета, чтение текста в учебнике, разгадывание кроссворда.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Формирование БУДов
| Ожидаемый результат | |||
Личностные
| Коммуникатив - ные | Регулятив – ные | Познаватель - ные | ||||
I Подготовительный этап Организация начала урока.
| Создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность.
| 1.Приветствует обучающихся. 2.Создает эмоциональный настрой на работу. 3.Знакомит с планом работы на уроке. 4.Проводит интеллектуальную разминку.
| Активно включаются в деятельность.
Выражают положительные эмоции при правильном ответе. С терпением относятся к неверным ответам товарищей.
| 1.Приветствуют педагога. 2.Выполняют дыхательные упражнения. 3.Воспринимают план урока на доске. 4.Объясняю свой ответ.
| Проверяют уровень своей готовности к уроку.
Делают выбор ответа «Да» или «Нет» | С помощью сигнальных карточек отвечают на вопросы. | Волевая саморегуляция
|
II Основной этап 1.Повторение изученного материала.
| Формировать у обучающихся умения работать самостоятельно
Корригировать память, внимание и мыслительные операции. | Организует индивидуальную работу, используя дифференцированный подход. Контролирует выполнение работы. Помогает обучающимся с более медленным темпом работы, тем, кто нуждается в более подробной инструкции
| Проявляют познавательный интерес.
| 1.Отвечают полными грамотно составленными предложениями2.Чётко проговаривают названия природных зон. 3.Объясняют свой выбор. 4.Воспринимают ответы одноклассников 5.Осуществляют взаимоконтроль 6. Оказывают друг другу помощь. | Отрабатывают способ работы с разрезным словом. Осуществляют самоконтроль. Соотносят правильные ответы со своими ответами.
Осуществляют самопроверку. | 1. Устно отвечают на вопросы педагога. 2.Составляют названия природных зон из букв. 3.Читают слова (названия полезных ископаемых), записанные на доске. Определяют и исключают лишнее слово. 4.Читают задание на карточке и отмечают верные утверждения о климате тундры. | Составление сло из букв: а-р-к-т-и-к-а, л-е-с-н-а-я, с-т-е-п-и, п-о-л-у-п-у-с-т-ы-н-и, с-у-б-т-р-о-п-и-к-и, г-о-р-ы. Исключение слов стекло и цемент. Объяснение – это не полезные ископаемые. Нахождение 7 верных утверждений из 9 предложенных. |
2.Тема урока. Постановка цели и задач урока.
| Создать условия для определения темы урока самими обучающимися.
Создать условия для самостоятельного целеполагания урока. | 1.Создает проблему для определения темы обучающимися.
2.Создаёт проблему для определения цели урока.
| Осмысливают цель и задачи урока.
Осознают необходимость получения знаний. | Формулируют тему урока.
Проговаривают полными предложениями имеющиеся знания по теме урока. Учатся формулировать собственное мнение.
Воспринимают ответы одноклассников. | Принимают и сохраняют цель и задачи урока.
| Пытаются решить проблему, опираясь на план изучения природной зоны.
Опираясь на субъектный опыт, обучающиеся озвучивают имеющиеся знания по новой теме урока | Формулирование темы урока: Население и его основные занятия.
Формулирование цели урока: узнать о занятиях населения тундры
|
3.Физминутка.
| Способствовать снятию умственного и физического переутомления. | Проводит физминутку.
| Осознают пользу физических упражнений. | Откликаются на призыв педагога выполнять упражнения | Отрабатывают выполнение упражнений физминутки. | Повторяют действия за персонажем физминутки и педагогом. | Правильное выполнение упражнений. |
4.Знакомство с новым материалом. | Создать условия для восприятия нового материала. Активизировать познавательную деятельность. Осуществлять деятельностный подход. Вовлекать каждого обучающегося в изучение нового материала. Корригировать память, внимание и мыслительные операции. | 1.Демонстрирует видеофрагмент населении тундры и его основных занятиях
2.Беседует с обучающимися, опираясь на субъектный опыт. | Стремятся получить знания по теме.
С уважением выслушивают ответы одноклассников.
Тактично исправляют ошибки товарищей при ответах. | Ведут беседу с педагогом о полученной информации в ходе просмотра видеофрагмента.
Говорят полными грамотно составленными предложениями.
| Сосредотачиваются на просмотре видеофрагмента.
Осуществляют самоконтроль.
Удерживают внимание. | 1.Смотрят, слушают и запоминают названия основных народов тундры. 2.Слушают, смотрят и запоминают информацию об образе жизни народов севера. 3.Слушают, смотрят и запоминают информацию о строении жилища народов севера – чуме. 4. Слушают, смотрят и запоминают информацию об основных занятиях народов тундры. 5.Слушают учителя. Воспринимают информацию. | Восприятие и запоминание информации.
|
5.Закрепление изученного материала | Создать условие для закрепления изученного материала, используя дифференцированный подход. Корригировать память, внимание и мыслительные операции. | Создаёт проблему для самостоятельного выполнения задания. Контролирует работу обучающихся. Помогает обучающимся с более медленным темпом работы и тем, кому необходима более подробная инструкция.
| Проявляют интерес и уважение к быту других народов.
Осознают полноту усвоенной информации.
| Участвуют в диалоге, работают в группе. | Осуществляют самопроверку, взаимоконтроль. Оказывают друг другу помощь. | Работают с текстом учебника. Разгадывают кроссворд «Занятия населения тундры» | Верное написание ответов в кроссворде |
III Заключительный этап 1.Домашнее задание | Формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. | Озвучивает домашнее задание. Дает комментарий к домашнему заданию | Проявляют самостоятельность в работе над домашним заданием.
| Участвуют в диалоге. Высказывают собственное мнение. | Принимают задание. | Воспринимают задание. | Осознанное чтение текста. Чёткие устные ответы на вопросы к тексту. |
2.Подведение итога урока. Оценка знаний. | Анализ результатов учебной деятельности. | 1.Акцентирует внимание на пройденном материале. -Какая тема урока была? -Какую цель ставили перед собой? 2.Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. 3.Оценивает работу обучающихся, учитывая индивидуальные особенности. Комментирует выбор оценки.
| Участвуют в процессе оценивания.
Выделяют одноклассников, которые были более активными
Отмечают успехи товарища в сравнении с прошлыми уроками
| Участвуют в диалоге | Соотносят достигнутые цели с результатом работы на уроке. | Вспоминают полученную информацию. Систематизируют. | Усвоение материала по теме урока в полном объёме. Ответы на вопросы, грамотно составленными предложениями: - Какие народы населяют тундру. - Как называется жилище северных народов и как оно устроено. - Чем в основном занимаются народы тундры. |
3.Рефлексия. | Самоанализ и самооценка деятельности обучающихся. | Создаёт для обучающихся условие для самоанализа и самооценки деятельности на уроке. | Адекватно оценивают свою работу на уроке
Проявляют отношение к уроку, к получению знаний | Комментируют свой выбор. | Осознание своей роли на уроке. Осознание ценности урока. | Анализируют свою деятельность на уроке. | Сделать выбор: 1.Весёлый снеговик 2.Грустный снеговик. |