Методическая разработка урока истории на тему "Начало Великой Отечественной войны"
Ф.И.О. педагога – Святкин Илья Владимирович, ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Дисциплина – История
Тема урока – «НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Тип урока – урок изучения нового материала
Группа обучающихся – 1 курс, ГС 1-1 (Специальность «21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»)
Дидактическая структура урока | Деятельность преподавателя | Реализуемая технология | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1.Орг. момент Задача - подготовить обучающихся к работе, сформулировать цели урока | Приветствие обучающихся. Проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация их внимания и внутренней готовности. Сообщение целей урока. | Слайд 1-3 | Приветствия обучающихся, направленное внимание на преподавателя. Осознание поставленных целей урока и возможности их достижения. | 1. Быстрое включение обучающихся в деловой ритм; 2.Организация внимания обучающихся. |
2.Повторение пройденного материала Задача – актуализировать имеющиеся знания, подготовить к восприятию темы урока. | 1. Преподаватель задает вопросы, которые актуализируют тему урока: 1.Назовите причины начала Второй мировой войны? 2.Какие события предшествовали началу Великой отечественной войны? | Информационно-коммуникационные технологии. Привлечение внимания обучающихся. | Вспоминают причины начала второй мировой войны и события, предшествующие началу ВОВ, отвечают на предложенные преподавателем вопросы, ориентируясь на имеющиеся знания. | 1) Актуализация имеющихся знаний; 2) Включение обучающихся в мыслительную деятельность. |
3. Изучение нового материала по теме. Закрепление знаний обучающихся. План изучения темы: 1. План «Барбаросса»: вероломство, помноженное на жестокость. Вторжение врага 2. Чрезвычайные меры советского руководства. Тяжёлые бои летом—осенью 1941 г. 3. Прорыв гитлеровцев к Ленинграду. 4. Формирование вывода занятия | Четкая постановка перед обучающимися задач изучения (обобщения) темы, определение плана изучения темы, стимуляция интереса к основным учебным элементам темы | Информационно-коммуникационная технология (использование презентации для уточнения заданий и усиления восприятия изучаемого материала) | Обучающиеся фиксируют задачи изучения новой темы, уточняют их у преподавателя. | 1. Включение обучающихся в беседу по содержанию изучаемого материала; 2. Фиксация понимания обучающимися новой темы из рассказа преподавателя и своих одногруппников. 3. правильно выполняют поставленные задачи. |
1.Преподаватель ставит проблемный вопрос «Можно ли считать события первых месяцев войны неизбежностью или были шансы предотвратить трагедию?» объясняет новый материал. План «Барбаросса»: вероломство, помноженное на жестокость. Вторжение врага. 2. Предлагает студентам выступить с заранее подготовленным сообщением по теме: 1) Оборона Брестской крепости. Рассказ студента сопровождается слайдами презентации. | Слайды 5-6 Слайд 7 | Обучающие слушают новый материал. Записывают основные даты и проблемный вопрос. Обучающиеся записывают термины и определения. Выступление обучающегося с сообщением по теме. | ||
1.Преподаватель объясняет новый материал. Чрезвычайные меры советского руководства. 2. Организация выполнения задания 1. (Приложение 2) Учащимся предлагается ознакомиться с приказом №270 Народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина от 16 августа 1941 года ("О случаях трусости и сдаче в плен командирам и политработникам"). После прочтения школьники отвечают письменно на вопросы: - Какие меры предлагались командованием для предотвращения сдачи в плен? - Какова была реакция населения и военнослужащих на подобные приказы? - Насколько справедливыми выглядят такие методы борьбы с паникёрами и дезертирами с точки зрения современных представлений о правах человека? Критерии оценивания: имеются ответы на все вопросы, которые соответствуют эталону учителя 2. Продолжение рассказа по теме: Тяжёлые бои летом—осенью 1941 г. 3. Организация выполнения задания 2. Создание схемы-хронологии боевых действий начального периода войны: Ученики получают задание составить схему-карту первых месяцев боев, начиная с нападения фашистской Германии на Советский Союз. Они отмечают важные события, расположение фронтов, направление ударов немецких армий и успехи/неудачи РККА. Критерии оценивания: соответствие эталону карты учителя. | Слайды 8 Слайды 9-10 | Обучающие слушают новый материал. Выполняют задание 1. Отвечают на поставленные вопросы. Обучающиеся слушают новый материал. Выполняют задание 2. Отвечают на поставленные вопросы | ||
1.Преподаватель объясняет новый материал. Прорыв гитлеровцев к Ленинграду. | Слайд 11 | Обучающие слушают новый материал. | ||
Преподаватель задает направление и помогает в формировании вывода текущего занятия. | Слайд 12 | Обучающиеся слушают речь учителя и участвуют в формировании вывода по занятию. Записывают вывод в тетрадь. | | |
4. Контроль знаний. Задача – 1. Определить, достигнуты ли цели урока; 2.Оценить деятельность всех обучающихся. | Преподаватель предлагает всем обучающимся заполнить заранее подготовленную таблицу «В результате урока мне открылись» Раздача материала (Приложение 1) Оценка работ обучающихся. | Информационно-коммуникационная технология (использование презентации для уточнения задания). | Обучающиеся выполняют задание, приложение 1. Представляют свои работы на проверку. | Реализация заявленных целей урока; Объективно выставленные оценки обучающимся за работу на уроке. |
5.Рефлексия. Задача – Определить, насколько сформированы компетенции ОК 2 и ОК 4, необходимые для самостоятельной работы обучающихся. | Аргументация выставленных оценок, замечания обучающимся по уроку. Предлагает обучающимся высказать свою точку зрения на актуальность изученного материала | Информационно-коммуникационная технология. | Обучающиеся высказывают свое отношение к обозначенной проблеме. | Осознание значимости полученных результатов и готовность использовать их в дальнейшем для достижения учебных целей. |
6. Домашнее задание. | Преподаватель выдает домашнее задание, чтобы закрепить полученные знания и умения, сохранить эмоциональное состояние занятия. Подготовить доклад на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». 2. По возможности подготовка презентации с фотографиями родственников участвовавших в ВОВ, тружеников тыла | Информационно-коммуникационная технология. Слайд 13 | Обучающиеся записывают домашнее задание. | Повторение и углубление полученных знаний на уроке. |
План - конспект урока
Ф.И.О. педагога – Святкин Илья Владимирович, ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
Дисциплина - История
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: АРМ преподавателя, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация по теме
Цели урока:
Образовательная
Обеспечить усвоение учащимися основных исторических событий, произошедших в начале Великой Отечественной войны;
Выяснить основные причины начала войны, ход важнейших сражений в это период.
Развивающие
1. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся путем анализа документов эпохи, оценки роли личности в истории, выработки умения самостоятельно формулировать выводы и обобщения.
Воспитательная
1. Формирование чувства патриотизма, уважения к подвигу советского народа, осознания значимости победы в Великой Отечественной войне для судеб страны и мира.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие обучающихся. Проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация их внимания и внутренней готовности.
Задача: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.
Сообщение цели урока - Слайды 2,3
2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний (2 мин.)
1.Назовите причины начала Второй мировой войны?
2.Какие события предшествовали началу Великой отечественной войны?
3. Изучение нового материала по теме. Закрепление знаний обучающихся.
План изучения темы (45 мин)
Слайд 5 | Проблемный вопрос: Можно ли считать события первых месяцев войны неизбежностью или были шансы предотвратить трагедию? 1. План «Барбаросса»: вероломство, помноженное на жестокость. Народам Советского Союза пришлось вступить в смертельную схватку с агрессором не за политическое влияние в мире и даже не за тип государственного устройства, а за своё физическое существование, за сохранение России как страны. Мы по праву называем ту войну Великой Отечественной. Она была Великой по своим целям, масштабам и всемирно-историческому значению её результатов. Отечественной — потому что речь шла о существовании нашего Отечества, о свободе и независимости Родины. Война пришла в каждый дом, стала делом каждого. Победа могла быть достигнута только усилиями всего народа, а не отдельных, пусть и лучших, его представителей. Германия и её союзники рассчитывали на победу в результате блицкрига — молниеносной войны. Германским командованием был разработан план вторжения под кодовым наименованием план «Барбаросса» (в честь средневекового германского правителя). Он предусматривал внезапное нанесение нескольких сокрушительных ударов крупными силами танковых, механизированных войск и авиации. Промежуточной целью было окружение и уничтожение главных сил Красной Армии в приграничных сражениях западнее рек Днепр и Западная Двина. Далее предполагались быстрое про движение на восток, захват Ленинграда и Москвы и выход до наступления зимы 1941 г. на линию Архангельск — Астрахань. Группа армий «Север» должна была разгромить советские войска в Прибалтике и овладеть Ленинградом. Группа армий «Центр» — окружить и уничтожить войска Красной Армии в Белоруссии и развить наступление на Москву. Группа армий «Юг», действовавшая на Киевском направлении, должна была уничтожить советские войска на правом берегу Днепра и двигаться дальше на восток. На территории Норвегии и Финляндии были развёрнуты немец кая армия «Норвегия» и две финские армии, поддержанные немец кой авиацией (люфтваффе). Армия «Норвегия» должна была овладеть Мурманском и Полярным, а финские войска — содействовать группе армий «Север» в захвате Ленинграда. |
Слайды 6-7 | 2. Вторжение врага На рассвете 22 июня 1941 г. на Советский Союз обрушился удар невиданной в истории по численности и мощи армии. Войска Германии и её союзников атаковали совет скую территорию на всём протяжении от Чёрного моря до Балтийского. В течение нескольких дней после начала вторжения, помимо Германии, войну Советскому Союзу объявили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия. К ним присоединились правительства Словакии, Хорватии и Норвегии. Армия вторжения включала более 5 млн человек. В ней было свыше 4 тыс. танков, 47 тыс. орудий и миномётов, около 4,3 тыс. самолётов. Началась Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней и ночей (22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.). Немецко-фашистским полчищам противостояли войска приграничных военных округов, насчитывавшие около 3 млн человек, 39 тыс. орудий и миномётов, 11 тыс. танков (из них около 1,5 тыс. КВ и Т34) и САУ, 9 тыс. самолётов (из них новых типов — 1,5 тыс.). Первыми удар врага приняли пограничники. Вооружённые стрелковым оружием, они несколько часов сдерживали атаки пре восходящих сил противника и, даже будучи окружёнными, продолжали сражаться до последнего. Ни одна из погранзастав не отошла без приказа, выполнив свой воинский долг до конца. В первый же день войны сотни советских самолётов были уничтожены или выведены из строя на аэродромах. Тем не менее уже 22 июня советские лётчики сбили в воздушных боях больше 80 вражеских самолётов — больше, чем в любой другой день войны. После нескольких дней ожесточённых воздушных сражений противнику удалось захватить господство в воздухе. Контрудары Западного фронта (командующий — Д. Павлов) успеха не принесли, но контрудар Юго-Западного фронта (командующий — М. Кирпонос) вылился в крупное танковое сражение в районе Дубно — Луцк — Броды (с обеих сторон в нём приняли участие почти 4 тыс. танков). В результате противнику не удалось с ходу прорваться к Киеву. Войска немецкой группы армий «Север», преодолев сопротивление войск Северо-Западного фронта (командующий — Ф. Кузнецов), овладели Прибалтикой и вышли к оборонительному рубежу у г. Луги (от Нарвы до оз. Ильмень). Здесь успешные контрудары советских войск заставили их приостановить продвижение к Ленинграду, что позволило выиграть почти месяц для подготовки города к обороне. Наиболее тяжёлое положение сложилось на Западном фронте. Уже 28 июня войска группы армий «Центр» заняли Минск, между Белостоком и Минском в окружение попали 11 советских дивизий. Пытаясь прорваться на восток, они продолжали сражаться вплоть до 8 июля. Благодаря их самоотверженной борьбе было выиграно время для организации обороны на новых рубежах. Отдельные группы бойцов Западного фронта ещё долгое время пробивались из окружения, вынося знамёна своих воинских частей. К началу июля немецко-фашистские войска захватили почти всю Белоруссию, Прибалтику, значительную часть Правобережной Украины и вторглись на территорию РСФСР. 16 июля немецкие танки ворвались в Смоленск. Причинами поражений были: незавершённость программы реорганизации и перевооружения Красной Армии, отсутствие опыта у командного состава и, главное, — запоздалое решение о развёртывании и сосредоточении войск для отражения нападения. Это привело к крайне тяжёлому для Красной Армии развитию событий в самом начале войны. А затем долгое время сказывалось в ходе последующих сражений, поскольку немецкой армии удалось захватить стратегическую инициативу. Но наши жертвы были не напрасны. Погибшие в пригранич ных сражениях воины Красной Армии (оставшиеся большей частью безвестными) своим мужественным сопротивлением врагу в июне—июле 1941 г. заложили первый камень в фундамент буду щей Победы. |
| Прослушивание доклада ученика - Оборона Брестской крепости (4 мин) |
Слайд 8 | 3. Чрезвычайные меры советского руководства Любая война является проверкой на прочность системы государственного управления. Для победы недостаточно наличия необходимых материальных и человеческих ресурсов — нужно эффективное управление ими. Потребовались коренные изменения в организации вооружённых сил и управлении страной. Программу чрезвычайных мер содержала директива от 29 июня 1941 г. Её суть кратко и ёмко выражена в словах «Всё для фронта! Всё для победы!», впоследствии прозвучавших в радиообращении Сталина 3 июля. На практике это означало, что СССР должен превратиться в единый военный лагерь, где всё подчинено одной цели — одер жать верх в смертельном противостоянии с сильным и беспощадным врагом. Была образована Ставка Верховного главнокомандования — высший орган руководства вооружёнными силами. Её возглавил с 10 июля лично И. Сталин. В её состав вошли С. Тимошенко, В. Молотов, К. Ворошилов, С. Будённый, Б. Шапошников и Г. Жуков. Вся полнота власти в стране сосредоточивалась в руках Государственного Комитета Обороны (ГКО), образованного 30 июня. В его состав входили Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Берия. Председателем ГКО, а затем Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР стал Сталин. Главной задачей этого чрезвычайного органа управления стала мобилизация всех людских и материальных ресурсов для успешного ведения войны. Многие безотлагательные решения принимались явочным порядком, минуя бюрократические процедуры, и лишь потом закреплялись документально. Директивы центра, оформленные как постановления ГКО, имели для всех нижестоящих органов власти силу закона, за неисполнение которого соответствующие руководители несли личную ответственность. Создание единого центра политической и военной власти стало необходимым условием полной мобилизации ресурсов страны. Уже в первые недели войны в армию было призвано более 5 млн человек. Всего же за годы войны через Красную Армию про шло 34,5 млн бойцов. Молодёжь рвалась на фронт. Многие пытались попасть на фронт, завышая свой возраст. 2 июля 1941 г. было принято решение о формировании из добровольцев дивизий народного ополчения. В Москве было сформировано 15 дивизий (165 тыс. человек), в Ленинграде — 10. Ополчения также создавались в Киеве, Одессе, Николаеве, Днепропетровске, Харькове, Сталинграде, Горьком, в Запорожской, Воронежской, Курской и других областях. В прифронтовых районах местные власти формировали истребительные батальоны для борьбы с вражескими диверсантами, рабочие батальоны и полки. В самое тяжёлое время в Красную Армию влилось свыше 40 дивизий народного ополчения, большинство из которых прошли всю войну, а многие были удостоены звания гвардейских. Всего народное ополчение РСФСР дало фронту более 1,7 млн человек. Учащимся предлагается ознакомиться с приказом №270 Народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина от 16 августа 1941 года ("О случаях трусости и сдаче в плен командирам и политработникам"). После прочтения школьники отвечают письменно на вопросы (7 минут) (Приложение 2) |
Слайд 9-10 | 4. Тяжёлые бои летом—осенью 1941 г. В результате развернувшегося на 600километровом фронте Смоленского сражения (10 июля — 10 сентября) наступление противника на Москву было приостановлено. Но на юге события развивались для советских войск исключительно тяжело. Немецкие группы армий «Центр» и «Юг» соединились и замкнули вокруг армий Юго-Западного фронта кольцо окружения восточнее Киева. В котле оказались четыре армии (около 450 тыс. советских солдат). Через 10 дней упорных боёв они были разгромлены. 19 сентября пал Киев. Немцы вышли к берегам Чёрного моря. 16 октября после двухмесячной обороны по приказу Ставки была оставлена героически сражавшаяся Одесса. 24 октября германская армия захватила Харьков, а к середине ноября — весь Крым за исключением Севастополя (оборона Севастополя продолжалась почти 250 дней — с октября 1941 г. по июль 1942 г.). В ночь на 22 июля 1941 г. противовоздушная оборона отразила первый налёт вражеской авиации на Москву. Свыше 200 немецких бомбардировщиков были встречены огнём зенитной артиллерии, истребителями, и к городу смогли прорваться только единичные самолёты противника. В ходе обороны Москвы лётчики П. Ереме ев (29 июля) и В. Талалихин (7 августа) совершили ночные тараны. Скорое возмездие не заставило себя долго ждать. В ночь на 8 августа лётчики Краснознамённого Балтийского флота под командованием полковника Е. Преображенского произвели первый налёт советской авиации на столицу врага — Берлин. Это стало шоком для гитлеровского руководства и было с восторгом воспринято миллионами людей во всём мире, сочувствовавших Советскому Союзу. Создание схемы-хронологии боевых действий начального периода войны: Ученики получают задание составить схему-карту первых месяцев боев, начиная с нападения фашистской Германии на Советский Союз. Они отмечают важные события, расположение фронтов, направление ударов немецких армий и успехи/неудачи РККА. (7 мин.) |
Слайд 11 | 5. Прорыв гитлеровцев к Ленинграду Одной из главных целей плана «Барбаросса» был захват Ленинграда. Наступление группы армий «Север» началось 10 июля. Одновременно на старую границу на Карельском перешейке вышла финская армия. 8 сентября город был полностью окружён. Сообщение с ним стало возможно только по воздуху и Ладожскому озеру. Каждый день Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам, а ночью — воздушным налётам. С начала сентября в Ленинграде пришлось усилить режим экономии продуктов питания. Рабочие и инженеры получали по 600 г хлеба в день, служащие по — 400 г, иждивенцы и дети — по 300 г. Позже норма была ещё больше сокращена. В момент, когда обстановка стала критической, маршала К. Ворошилова на посту командующего Ленинградским фронтом сменил Г. Жуков. Благодаря решительным мерам ему удалось замедлить вражеское наступление. Тем не менее 15 сентября немцы вплотную подошли к Ленинграду, бои велись практически перед воротами Кировского завода. Тяжёлые танки КВ, управляемые рабочими, прямо с конвейера отправлялись на передовые позиции. Линия фронта в некоторых местах подошла к городской черте на расстояние 2 км. В начале октября финские войска захватили Петрозаводск, но соединиться на суше с частями вермахта им не удалось. Большие потери, понесённые немецкими войсками за два первых месяца войны, и невозможность их восполнения заставили гитлеровское командование отказаться от продолжения штурма города. Ударные (танковые и моторизованные) части из-под Ленинграда были направлены на усиление группировки, создаваемой для «решающего наступления» на Москву. Под Ленинградом же враг перешёл к осаде: Гитлер решил уничтожить Ленинград, уморив его защитников и всех жителей голодом. |
Слайд 12 | Вывод по занятию: Советские граждане привыкли считать, что Красная Армия непобедима. Сводки с фронтов, из которых следовало, что войска отступа ют и не могут защитить родные города и сёла от захватчиков, воспринимались с болью и горечью. Многие задавались вопросом: почему? Основными причинами поражений стали внезапность нападения и огромный численный перевес врага на направлениях главных ударов, незавершённость сосредоточения советских войск и запоздалое приведение в боевую готовность. Наряду с этим отрицательную роль сыграли недостаток опыта у ряда командиров, не сумевших справиться с управлением своими частями в неразберихе первых дней войны, нехватка в войсках современных образцов вооружения и транспорта (тракторов, автомашин и т. п.), незавершённость строительства и вооружения приграничных укреплений. Захват врагом стратегической инициативы поставил Красную Армию в исключительно тяжёлое положение, поскольку немецкие генералы могли маневрировать, выбирая места и направления для нанесения ударов. Но наши войска не бежали, их оборона не рассыпалась под ударами танковых колонн врага. Армии и дивизии, попавшие в окружение, не прекращали сопротивления. Многим удавалось вырваться и пробиться к своим. Другие до последней возможности старались избежать плена, скрываясь в лесах, присоединялись к партизанам. Если в течение первых трёх недель войны фашистские войска продвигались вглубь нашей территории в среднем по 20—30 км в сутки, то с середины июля до середины августа темп наступления снизился до 4—8 км в сутки. К сентябрю на северо-западном и западном направлениях он сократился до 2—2,5 км в сутки, на юго-западном — до 6 км. С каждым месяцем сопротивление Красной Армии усиливалось. Возрастал опыт солдат и полководческое искусство советских командиров. Постоянно увеличивались потери врага. Ожесточённое сопротивление советских войск поставило под вопрос планы и расчёты врага на успех блицкрига. |
4. Контроль знаний (3 мин)
Задача: 1. Определить, достигнуты ли цели урока;
2.Оценить деятельность всех обучающихся
Обучающиеся заполняют заранее подготовленную таблицу:
«В результате урока мне открылись» (Приложение 1)
5. Рефлексия (3 мин)
Задача: определить насколько сформированы компетенции ОК 2 и ОК4, необходимые для самостоятельной работы обучающихся.
Предлагается высказать свою точку зрения на актуальность изученного материала.
Выставление оценок с аргументацией и замечаниями обучающимся по уроку.
5. Домашнее задание (1 мин.):
Подготовить доклад на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Критерии доклада:
1. Оформление (Титульный лист, шрифт 14)
2. По возможности подготовка презентации с фотографиями родственников участвовавших в ВОВ, тружеников тыла
3. Выступление с докладом до 7 минут.
Презентация
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»
Приложение 1
В результате урока мне открылись:
Самые главные причины начала Великой отечественной войны:
1. _____________________________________________________
2. _____________________________________________________
3. _____________________________________________________
Два самых важных имени урока:
1.__________________________ 2. _______________________
Два самых важных события:
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
Два самых важных качества солдат красной армии в период начала Великой Отечественной войны:
1. _______________________________________________________
2.________________________________________________________
Приложение 2
ПРИКАЗ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ № 270
16 августа 1941 года. | Москва. |
Не только друзья признают, но и враги наши вынуждены признать, что в нашей освободительной войне с немецко-фашистскими захватчиками части Красной Армии, громадное их большинство, их командиры и комиссары ведут себя безупречно, мужественно, а порой — прямо героически. Даже те части нашей армии, которые случайно оторвались от армии и попали в окружение, сохраняют дух стойкости и мужества, не сдаются в плен, стараются нанести врагу побольше вреда и выходят из окружения. Известно, что отдельные части нашей армии, попав в окружение врага, используют все возможности для того, чтобы нанести врагу поражение и вырваться из окружения.
Зам. командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенант Болдин, находясь в районе 10-й армии около Белостока, окруженной немецко-фашистскими войсками, организовал из оставшихся в тылу противника частей Красной Армии отряды, которые в течение 45 дней дрались в тылу врага и пробились к основным силам Западного фронта. Они уничтожили штабы двух немецких полков, 26 танков, 1049 легковых, транспортных и штабных машин, 147 мотоциклов, 5 батарей артиллерии, 4 миномета, 15 станковых пулеметов, 8 ручных пулеметов, 1 самолет на аэродроме и склад авиабомб.
Свыше тысячи немецких солдат и офицеров были убиты. 11 августа генерал-лейтенант Болдин ударил немцев с тыла, прорвал немецкий фронт и, соединившись с нашими войсками, вывел из окружения вооруженных 1654 красноармейца и командира, из них 103 раненых.
Комиссар 8-го мехкорпуса бригадный комиссар Попель и командир 406 сп полковник Новиков с боем вывели из окружения вооруженных 1778 человек. В упорных боях с немцами группа Новикова-Попеля прошла 650 километров, нанося огромные потери тылам врага.
Командующий 3-й армией генерал-лейтенант Кузнецов и член Военного совета армейский комиссар 2 ранга Бирюков с боями вывели из окружения 498 вооруженных красноармейцев и командиров частей 3-й армии и организовали выход из окружения 108-й и 64-й стрелковых дивизий.
Все эти и другие многочисленные подобные факты свидетельствуют о стойкости наших войск, высоком моральном духе наших бойцов, командиров и комиссаров.
Но мы не можем скрыть и того, что за последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен. Отдельные генералы подали плохой пример нашим войскам.
Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен немецким фашистам. Штаб группы Качалова из окружения вышел, пробились из окружения части группы Качалова, а генерал-лейтенант Качалов предпочел сдаться в плен, предпочел дезертировать к врагу.
Генерал-лейтенант[1] Понеделин, командовавший 12-й армией, попав в окружение противника, имел полную возможность пробиться к своим, как это сделало подавляющее большинство частей его армии. Но Понеделин не проявил необходимой настойчивости и воли к победе, поддался панике, струсил и сдался в плен врагу, дезертировал к врагу, совершив таким образом преступление перед Родиной, как нарушитель военной присяги.
Командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Кириллов, оказавшийся в окружении немецко-фашистских войск, вместо того, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, организовать вверенные ему части для стойкого отпора противнику и выход из окружения, дезертировал с поля боя и сдался в плен врагу. В результате этого части 13-го стрелкового корпуса были разбиты, а некоторые из них без серьезного сопротивления сдались в плен.
Следует отметить, что при всех указанных выше фактах сдачи в плен врагу члены военных советов армий, командиры, политработники, особотдельщики, находившиеся в окружении, проявили недопустимую растерянность, позорную трусость и не попытались даже помешать перетрусившим Качаловым, Понеделиным, Кирилловым и другим сдаться в плен врагу.
Эти позорные факты сдачи в плен нашему заклятому врагу свидетельствуют о том, что в рядах Красной Армии, стойко и самоотверженно защищающей от подлых захватчиков свою Советскую Родину, имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти трусливые элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава. Как известно, некоторые командиры и политработники своим поведением на фронте не только не показывают красноармейцам образец смелости, стойкости и любви к Родине, а наоборот — прячутся в щелях, возятся в канцеляриях, не видят и не наблюдают поля боя, а при первых серьезных трудностях в бою пасуют перед врагом, срывают с себя знаки различия, дезертируют с поля боя.
Можно ли терпеть в рядах Красной Армии трусов, дезертирующих к врагу и сдающихся ему в плен или таких малодушных начальников, которые при первой заминке на фронте срывают с себя знаки различия и дезертируют в тыл? Нет, нельзя! Если дать волю этим трусам и дезертирам, они в короткий срок разложат нашу армию и загубят нашу Родину. Трусов и дезертиров надо уничтожать.
Можно ли считать командирами батальонов или полков таких командиров, которые прячутся в щелях во время боя, не видят поля боя, не наблюдают хода боя на поле и все же воображают себя командирами полков и батальонов? Нет, нельзя! Это не командиры полков и батальонов, а самозванцы.
Если дать волю таким самозванцам, они в короткий срок превратят нашу армию в сплошную канцелярию. Таких самозванцев нужно немедленно смещать с постов, снижать по должности, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из рядов младшего начсостава или из красноармейцев.
Приказываю:
Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.
Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишить государственного пособия и помощи.
Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности, как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах.