12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Ивановна Еремеева234
Россия, Марий Эл респ., с. Казанское
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Разработка урока истории

«Великая Отечественная война»

Цель: Обобщение и систематизация знаний по событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: 

- систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;

- раскрыть историческое зна­чение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие

- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

- продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.

- продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: 

- формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

Наглядный – презентация, видеоролики.

Практический – самостоятельная работа.

Оборудование и материалы:

- Ноутбук, проектор, экран;

- Презентация «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

- Рабочие тетради, ручки, карандаши;

- Видеоролик «Водружение советского флага над рейхстагом»;

- Видеоролик «День Победы»;

- Портреты военачальников ВОВ Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева;

- Карточки с заданиями.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Путешествие во времени.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Улыбнитесь друг другу. Давайте настроимся на работу.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в историю нашей великой страны России. Чтобы перенестись во времени, давайте посмотрим видеоролик.

Просмотр видеоролика «Водружение советского флага над рейхстагом». (слайд 1)

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, какое событие отражено в видеоролике? (Захват Берлина, водружение советского флага над рейхстагом)

- Что такое рейхстаг? (здание, где заседало государственное собрание)

- Когда произошло это событие? (ранним утром 1 мая 1945 года)

- Кто водрузил флаг над рейхстагом? (М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы).

- Как вы думаете, почему мы отправились именно в это время, время взятия Берлина? (Потому что, скоро нас ожидает огромная знаменательная дата – 70-летие Победы над фашистской Германией)

2. Сообщение темы, целей и задач урока:

Правильно, ребята. Тема нашего урока «Великая Отечественная война». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Цель нашего урока – вспомнить и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне.

3. Работа по теме урока:

Слова учителя:

2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Так выполним их волю. Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов, дедов и прадедов. Вспомним, как это было. Постараемся выяснить, почему же выдающийся советский и российский писатель Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!». (слайд 2)

«Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в Красноярском крае. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве.

Когда Виктору было 7 лет, он остался сиротой, отец был в тюрьме, а мать умерла. Виктор Астафьев получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

? – Как вы понимаете, это выражение? (ответы детей)

Задание «Кластер» (индивидуальная работа, затем у доски). Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Оставьте от темы 5 клеточек и по середине тетради напишите с «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне. (выполняют) (слайд 3)

Примерные ответы детей: война, 22 июня, День Победы, 70-летие Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина.

Проверка выполненного задания:

- Давайте проверим, какие знания о Великой Отечественной войне у вас есть? (ответы детей)

Составление кластера на доске.

Учитель:

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Мы можем отправиться в наше путешествие во времени. (слайд 4)

Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут. Давайте вспомним основные события Великой Отечественной войны. (ответы учащихся)

Раздаточный материал: задание на карточке - соотнесите даты с событиями и запишите в тетради: (проверка на слайде) (слайды 5-6)

1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Курская битва

4. Блокада Ленинграда

5. Берлинская битва

А) июль 1942 - февраль 1943 гг.

Б) весна 1945 г.

В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг.

Г) июль 1943 г.

Д) сентябрь 1941 – август 1944

 

1.

2.

3.

4.

5.

В)

А)

Г)

Д)

Б)

Учитель:

С этим заданием мы справились, а сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. (Показываю фотографии, учащиеся называют имя военачальника, портрет вывешивается на доску).

Г.К. Жуков

К.К. Рокоссовский

И.С. Конев

Сообщение ученика

Георгий Константинович Жуков (1896-1974) - советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа».

Когда началась Великая Отечественная война, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны. Почти все эти операции были успешными.

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлин Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.

Сообщение ученика

Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968) - советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза (1944).

Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).

Руководил крупными операциями - Битва за Москву, Сталинградская битва, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.

Во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского своими действиями сковали главные силы 3-й немецкой танковой армии, лишив её возможности участвовать в битве за Берлин.

Командовал историческим Парадом Победы в Москве.

Сообщение ученика

Иван Степанович Конев (1897 -1973)

Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза.

Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам - звание солдатского маршала.

Физкультминутка (слайд 7).

Учитель: Продолжаем наше путешествие во времени, сейчас мы отправимся по историческим местам Великой Отечественной войны. (слайд 8)

Мозговой штурм «Исторические места».

Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость) (слайд 9)

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город (слайд 10)

1) Смоленск 3) Ленинград

2) Курск 4) Брест

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (слайд 11)

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (слайд 12)

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград

5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро) (слайд 13)

6. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка) (слайд 14)

7. В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под… (слайд 15)

1) Киевом 3) Сталинградом

2) Ленинградом 4) Москвой

Учитель: Продолжаем наше путешествие…

Рассуждение по вопросам:

? - В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах. 

Примерный ответ детей: и Наполеон и А. Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.

? - Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?

Примерный ответ детей: Парад был проведен, для того чтобы поднять дух всех советских людей; показать, что война не наступление на Москву не сломила жителей этого города.

? - Что случилось бы с городом Ленинградом, если бы немецкие войска захватили его?

Примерный ответ детей: Город был бы разгромлен, разрушены крупнейшие военные предприятия, архитектурные и культурные памятники.

? - Как советскому народу удалось выстоять в Великой Отечественной войне?

Примерный ответ детей: Советские люди во время войны проявили массовый героизм, показали бесстрашие, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Советские люди защищали свое Отечество, свою Родину.

? - Только ли взрослое население защищало свою Родину? (Нет, помогали дети)

Работа с учебником: ребята откройте учебник на странице 179, прочитайте последний абзац.

? – Ребята, о чем вы прочитали? (ответы учащихся)

Учитель:

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, вязали и собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. (слайд 16) В лучшем случае их ждал советский детдом (слайд 17), в худшем – фашистские застенки.

Большую заботу проявляли дети Сернурского района о бойцах Красной Армии. Уже в декабре 1941 года они собрали и передали им 1156 пар валенок, 832 пары варежек, 453 пары теплых носков, 100 меховых жилеток, 238 полушубков и много других вещей. (слайд 18)

Учитель:

В 1942 году когда, развертывается сбор средств для строительства авиаэскадрильи «Марийский колхозник», танковой колонны «Марийский богатырь» в 1944 году.

На собрании колхоза «Кугушенский» слово взяла девочка Аня Опалева. Она выложила на стол пачку денег и сказала: «Здесь 2500 рублей. Я хочу, чтобы летчики, которые будут летать на наших самолетах, отомстили за моего брата, убитого фашистами полгода назад, за отца моего».

- Аня, откуда у тебя столько денег?- спросили ее после собрания.

- У нас пала корова, за нее выплатили страховку. И мы с мамой решили отдать деньги на самолет.

А мать, убитая горем, тяжело заболела. Дома нет ни капли молока, и хлеб больше чем наполовину смешан с лебедой и конским щавелем, чай из сушеной моркови, печеная картошка без соли. В таких условиях жили сами, но последние деньги решили отдать для строительства самолета. (слайд 19)

? - О чем рассказывает эта история? (ответы учащихся)

 

Учитель:

По архивным данным с начала Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали 9151 жителей Сернурского района, из них погибло 5079 сернурца.

? - Сколько человек вернулось, давайте посчитаем? (4072)

Учитель:

Ребята посмотрите, сколько человек погибло, это только из нашего района. Но все же победа была за нами.

В нашем селе Казанское на сегодняшний день проживает единственный из защитников Отечества. Это Федосимов Леонид Михайлович. (слайд 20)

Родился в селе Казанское в 1926 г., образование 5 классов. Жил с матерью и тремя сестрами. После школы, наравне с мужчинами трудился в колхозе. Пахал и боронил с ранних лет, в войну работал на конной жатке и молотилке. В то время Леонид Михайлович был самым старшим из мужчин в колхозе, было ему в ту пору 15 лет.

12 ноября 1943 г. поехал Леонид Михайлович на фронт, было ему 17 лет. Сразу направили учиться в Кострому. В начале мая направили на III Белорусский фронт. В одном из боёв получил ранение.

После госпиталя учился в танковой школе. Только закончил учиться, ещё не успели получить боевые машины, как объявили об окончании войны.

Леонид Михайлович имеет награды - Орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией».

А в 2014 год ему был вручен Поздравительный адрес от Президента Республики Беларусь А. Лукашенко и юбилейная медаль, посвященная 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

? - Ребята, какие чувства у вас вызвала история солдата Федосимова Леонида Михайловича? (ответы учащихся)

- А в вашей семье есть участники великой Отечественной войны?

Задание на доске:

Ребята, какие качества помогли одержать победу? Выберите качества, присущие советскому солдату, объясните:

ТРУСОСТЬ

СТОЙКОСТЬ

ЭГОИЗМ

УМЕНИЕ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ

ГЕРОИЗМ

БЕССТРАШИЕ

СЛАБОСТЬ

МУЖЕСТВО

4. Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде (слайд 21):

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…

5. Подведение итогов:

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

На этом наше путешествие во времени окончено. 

6. Объявления оценок за работу.

7. Домашнее задание:

Подготовьте сообщение об участнике Великой Отечественной войне из вашей семьи.

Урок заканчивается звучанием песни День победы». (слайд 22)

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (3)

Черепанов Юрий Валентинович, 05.02.16 в 12:42 0Ответить Пожаловаться
Тема урока очень актуальна, особенно в настоящее время, когда ветеранов ВОВ становится все меньше и меньше, а влияние некоторых государств направлено на то, чтобы наша молодежь не знала прошлого и не уважала своих дедушек и бабушек, которые постарались сделать все чтобы освободить нашу страну от захватчиков и внесли огромный вклад в победу не только в Великой Отечественной, но и во второй мировой войне. Я считаю, что просто грех занижать баллы в этой работе.
Летушова Оксана Михайловна, 10.02.16 в 09:22 0Ответить Пожаловаться
Урок разработан для детей VIII вида?
Русаков Владимир Николаевич, 29.04.19 в 09:12 0Ответить Пожаловаться
А может, не было войны…
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
https://урок.рф/discussion/594970
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.