Разработка урока истории в 10 классе «Начало Великой Отечественной войны»

1
1
Материал опубликован 15 August 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бильгадинская ООШ»



Методическая разработка урока с использованием ИКТ.


Предмет: история России

Класс: 10

t1629011237aa.jpg



Тема: «Начало Великой Отечественной войны»







Автор: учитель истории

МБОУ «Бильгадинская ООШ»

Абдуллаева С.А.












Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»


Цели урока:

1. Образовательная:

- познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;

- сформировать представление об основных периодах битвы под Москвой;

- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

- показать значение победы Красной Армии под Москвой;

2. Воспитательная:

- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

- охарактеризовать героизм советских людей;

- воспитывать патриотизм.

3.Развивающая:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать.

Методы обучения

По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

Формы работы

- индивидуальная, парная, фронтальная.


Ход урока

Эпиграф:

Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
 
Не разбейте глиняный сосуд”.
В. Высоцкий


I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»

Как проходила подготовка к войне в СССР и Германии?

Беседа с классом по вопросам:


Как изменилась ситуация в мире в конце лета 1939 года?

Какие планы ведения войны и послевоенного устройства были разработаны фашистами?

Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Гер­манией?

Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское прави­тельство?

Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

Сделайте вывод.

Мотивационно-целевой этап (Слайд 3 )

Константин Симонов

Тот самый длинный день в году...


Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

А к мертвым, выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких,

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого нет…

И ставит,

ставит

обелиски.


1971


- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

« Начало Великой Отечественной войны».


Главные вопросы урока: (Слайд 4) - Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны? - Какое значение имела победа под Москвой?

III. Изучение нового материала.


План урока:(Слайд 5)

1. Канун войны.

2. Начало войны.

3. Силы и планы сторон.

4. Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.

5. Битва за Москву.

6. Героическая оборона Ленинграда.


Канун войны.

1) Учитель. Весной 1941г. приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка каждый день докладывала Сталину(Слайд 6) о планах Гитлера, но предупреждения о подготовке фашистской Германией нападения на Советский Союз по разведывательным и дипломатическим каналам начали поступать уже сначала 1940 года.


(Слайд 7-8)Документ 1. Из радиограмм Рихарда Зорге:
- 18.11.1940. Первое сообщение о возможном нападении Германии.

- 1.3.1941: из Франции передислоцируется 20 немецких дивизий к советской границе, где уже находятся 80 дивизий;

-5.3.1941: получил микрофильм с телеграммы Риббентропа немецкому послу в Японии Отту с сообщением о том, что Германия начнёт войну с Россией в середине июня 1941-го.

(Позже Зорге назовёт точную дату нападения — 22 июня.)

- 15.05.1941. Девять армий в составе 170 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 года.

Вопрос: - Почему Сталин не принимал всерьёз эти донесения?

2) Задание:Работа в парах.

- Используя отрывки из исторических документов( в учебнике и Документ 2.), оцените готовность Красной Армии к нанесению превентивного удара по сосредоточенным на западных границах фашистским армиям.

- Какие меры были приняты Сталиным для подготовки к войне?



Документ 2.

К началу Великой Отечественной войны только 7% командиров наших Вооруженных Сил имели высшее образование, а 37% не прошли полного курса обучения даже в средних военно-учебных заведениях. Около 75% командиров и 70% комиссаров находились в своих должностях менее года.

Только в 1937- 1938гг. репрессиям подверглась пятая часть общей численности командиров и политработников Красной Армии, около половины командиров полков, почти все командиры дивизии и бригад…

Всего в армии было репрессировано 43 тыс. человек из командного и политического состава.



- Ответы учащихся

Начало войны.

1)Учитель. 22 июня вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война, которая длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

Задание. На основе фрагментавидеоурока «Начало Великой Отечественной войны» (1 минута)итекста учебникаоцените мощь немецкого нападения.

2) Чтениепо учебнику радиообращения Молотова , 22 июня 1941 г. (Слайд 9)-портрет Молотова

- Ответы на вопросы к документу.

- К чему призывал Молотов, и какие итоги он предвидел?

3)Это обращение 22 июня Ю. Левитан, диктор Всесоюзного радио, повторил несколько раз.МР-3-Левитан — Слушаем Сводку Главного командования Красной Армии за 22 июня 1941г. Песня «Священная война»)

4)Сообщение ученика об истории появления песни

«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества.

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

(Слайд 10)В мае 2005 года, в память о первом исполнении песни, на фасаде Белорусского вокзала в Москве была установлена мемориальная доска «Священная война».

Вопросы: - Какое значение имели выступления Молотова и Левитана?

- В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. В заявлении Молотова война называлась Отечественной, по аналогии с Отечественной войной 1812 года.Есть ли сходство в этих двух войнах?

4) Вопрос. Какие меры приняло Советское правительство для организации обороны?

(Слайд11) – указ о мобилизации

(Слайд 12) – И. В. Сталин

(Слайд 13) – ГКО-фото

(Слайд 14) - словарь

Силы и планы сторон.

Работа в парах. (Слайд 15 )

- Посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».


Германия, её союзники

СССР

Солдаты и

офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс.

Самолеты

5 тыс.

8,5 тыс.

Орудия и

миномёты

48 тыс.

47 тыс.

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?



2)Работа с учебником. Охарактеризуйте планы сторон.

План «Барбаросса» (Слайд 16) – документ, (Слайд 17) – основные направления наступления немецких армий, до какой линии планировали дойти, (Слайд 18) – фронты, образованные в Сов. Союзе.

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.



Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.

Учитель: Итог внезапного удара был страшен.

Задание: Прочитайте пункт. Ответьте на вопросы.

- Каковы последствия внезапного и мощного удара противника?

Ответ. Внезапность и мощь удара германии были настолько велики, что уже через три недели оказались в оккупации Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвигался вглубь советской земли на 350-600 км

(Работа с анимированной картой) (Слайд 19-20)- показывают продвижение немцев летом-осенью 1941 г.



- Какова цена первых поражений СССР в войне?

-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

2)Работа в парах.Какие выводы о причине неудач Красной Армии можно сделать на основе этих документов?

Документ 3. Из военного дневника начальника германского генштаба Ф.Гальдера.

22.06.1941. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всем фронте полной тактической внезапностью. Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать.


Документ 4.Из дневника генерала Гудериана, командующего2-й танковой группой немецких войск

20-21 июня находился в передовых частях моих корпусов, проверяя их готовность к наступлению. Тщательное наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших наблюдательных пунктов, под звуки оркестров они проводили развод караулов. Береговые укрепления вдоль Западного Буга не были заняты русскими войсками. Работы по укреплению берега едва ли хоть сколько-нибудь продвинулись вперед за последние недели. Перспективы сохранения момента внезапности были настолько велики, что возник вопрос, стоит ли при таких обстоятельствах проводить артиллерийскую подготовку, как это предусматривалось приказом…

Внезапность нападения была достигнута на всем фронте танковой группы… однако вскоре противник оправился от первоначальной растерянности и начал оказывать упорное сопротивление.


Ответы уч-ся: войска не были приведены в боевую готовность, произошёл демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе, просчёты Сталина и его окружения.



Битва за Москву.

Учитель.Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

К 8-му октября 1941 года война между нацистской Германией и Советским Союзом продолжалась почти четыре месяца.

(Слайд 23) -Министр пропаганды Геббельс объявил по берлинскому радио, что Москва пала. "Солдаты Гитлера, — заявил он, могут видеть Кремлёвские башни со своих передовых позиций, ещё четыре – пять дней и флаг со свастикой будет развиваться над Кремлём".

Немцы верили этим сообщениям... многие верили, ведь Гитлер завоевал Западную Европу, разбомбил Лондон... но в 30-ти километрах от Кремля кончилась молниеносная война. Здесь, на подступах к Москве, солдаты Красной Армии и сотни тысяч мирных жителей — женщин, детей, стариков, воздвигали оборонительные рубежи, чтобы не пропустить вражеские танки, здесь было изменено течение войны на Восточном фронте...

(Слайд 24) Из письма немецкого солдата.

Ноябрь 1941 г.

«Нам говорят, чтобы мы не рассуждали. Но мне кажется, что происходящее под Москвой не так просто. Нам предстоит многое преодолеть и испытать…

Жду не дождусь, когда нас переведут в резерв…»


Вопрос: Что изменилось в настроениях солдат вермахта? Почему? Чем были опасны эти настроения для германского руководства?



2)Запишите в тетради основные события битвы за Москву

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

3) (Слайд 25)- Таблица «Соотношение сил накануне битвы под Москвой»

4)(Слайд 26)-Слова политрука В. Г. Клочкова, которые вошли в историю.

Просмотр фрагментов фильма «Битва за Москву»

Вопрос перед просмотром: Какое значение имела победа под Москвой?

Вопросы к видеофрагментам:

- Почему планы немецкого командования по захвату Москвы не были реализованы?

- Назовите цель красной армии и их действия, итоги битвы.

- Какой ценой удалось остановить фашистов под Москвой?

- Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?

5) Слайды27-28– рассказываюто подвигах панфиловцев и лётчика Виктора Талалихина

На основе фрагментов фильма и текста учебника ответьте на вопрос: - Какое значение имела победа под Москвой?

(Слайд 29)Плакаты военных лет, которые очень образно показывают, как был реализован немецкий план быстрого захвата столицы.



Героическая оборона Ленинграда.

1)Гитлеровское командование придавало особое значение взятию Ленинграда. Гитлер считал, что взяв Ленинград, у русских падет боевой дух. Планировалось после взятия этого города, сравнять его с землей

Работа с картой(Слайд 30)- что значит «блокада»

2) Работа с учебником. Вопрос. Почему немцам не удалось захватить Ленинград? (Слайды 31-33) -как трудно жилось,что такое «Дорога Жизни» ,

(Слайд 34)Символ страшной блокадной войны - дневник Тани Савичевой. МР-3 — Слушаем Сообщение Левитана о прорыве блокады Ленинграда 18.01.1943)

IV. Закрепление изученного.

1)Учитель. Какие основные события начального периода Великой Отечественной войны мы изучили? Почему начало Великой Отечественной войны было столь трагическим событием для нашего народа? Какую роль сыграла победа советских войск под Москвой?

(Рассказ сопровождается показом на карте)



2) Давайте подытожим нашу работу и вернёмся к проблемному вопросу, называем причины неудач Красной Армии:

1.Сталин не доверял донесения разведки, считая, что Англия и США хотят столкнуть СССР и Германию;

2. Дезинформация Германией;

3. Плохая подготовка военных кадров, вызванная репрессиями;

4. Немцы имели 6-8 превосходство в первые дни войны;

5. Воспитание советского народа в духе лёгкой победы;

6. Не успели перевооружиться, немецкая техника в первый год превосходила советскую;

7. Пограничные войска не были приведены в боевую готовность;

8. Протяжённость границ;

9. Не были возведены новые укреплённые линии обороны;

10. Ошибки в стратегии: упор делался на наступление.



Рефлексия: обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

я попробую…

меня удивило…

6. Домашнее задание: написать сочинение «Июнь 1941-ноябрь 1942 гг.»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за методическую разработку. Интересно было бы познакомиться и с презентацией, которая сопровождает занятие и слайды которой фигурируют в описании :).

15 August 2021