Урок литературы с использованием приёмов технологии РКМ «Образ Коробочки в поэме Гоголя "Мёртвые души"» (9 класс)
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мёртвые души» с использованием приёмов технологии РКМ
Михайленко З.Е. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Мильская ООШ»
Планируемые результаты:
Предметные умения: формировать навыки целенаправленного отбора материала для характеристики образа литературного героя; совершенствовать навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; совершенствовать умения характеризовать героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, выявлять авторскую позицию.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, обучаться оперативной работе с текстом.
Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; формировать коммуникативную компетентность со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Личностные: формировать ответственное отношение к учению; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и приёмы обучения: индивидуальная работа, работа в группе, работа с текстом, составление кластера и синквейна.
Формы контроля: фронтальная, индивидуальная, групповая формы.
Предварительное домашнее задание: прочитать 3 главу, выделить в тексте приёмы характеристики персонажа по плану, записанному в тетрадь; написать синквейн по теме на выбор: Манилов или Чичиков.
Ход урока
Орг.момент.
Проверка д\з № 1. Написание синквейна на темы: Манилов, Чичиков (по материалам 1 и 2 глав).
Примеры написанных обучающимися синквейнов.
Чичиков.
Степенный, приятный.
Приезжает, расспрашивает, очаровывает.
Умеет хорошо держать себя.
Льстец.
Манилов.
Пустой, бесхозяйственный.
Мечтает, не понимает, заискивает.
Чёрт знает что такое.
Маниловщина.
Стадия вызова.
– Дома вы работали с третьей главой поэмы Гоголя «Мёртвые души». Заметили ли вы какое-либо сходство с предыдущей главой? В чём? (Главы похожи своей композицией. Чтобы создать образ помещика, Гоголь пользуется определённой системой построения этого образа)
- С помощью каких художественных приёмов Гоголь создаёт образы помещиков? Давайте создадим кластер по теме «Образы помещиков». (Ребята называют художественные приёмы, с помощью которых создаются образы помещиков, а учитель записывает их на доске. Приёмы: портретная характеристика, изображение помещичьей усадьбы и отражение в ней характера героя, интерьер, отношение героя к хозяйству, речевая манера, отношение к продаже мёртвых душ, черта характера помещика, которую использует Чичиков для совершения сделки.)
4. Работа в группах.
- Сегодня мы продолжаем работать с образами помещиков в поэме Гоголя, и предметом нашего пристального внимания будет помещица Коробочка.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Проанализировать образ Коробочки, выявить её ведущие черты, подумать, какое место она занимает в галерее Гоголевских помещиков)
- Чтобы вам легче было работать, предлагаю объединиться в группы и поработать над образом Коробочки.
Задание для 1 группы:
Найдите элементы портрета Коробочки, детали интерьера. Проанализируйте, какова их роль в главе.
Задание для 2 группы:
Как изображается помещичья усадьба и как отражается в ней характер героини? Как относится помещица к хозяйству, какова сфера её интересов?
Задание для 3 группы:
Какова речевая манера Коробочки? Как отражается в речи характер помещицы? Как отнеслась хозяйка поместья к продаже мёртвых душ?
Результаты работы 1 группы:
Коллежскую секретаршу Настасью Петровну Коробочку автор описывает так: «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Гоголь называет её «бережливой старушкой». В интерьере её дома преобладают старенькие и пёстренькие предметы; многие из них напоминают сказочные: «маленькие зеркала с тёмными рамками», «письмо», «старая колода карт», «картины с какими-то птицами», «чулок», «часы, издающие странное шипение, когда им «охота бить». В помещении полумрак.
- С каким образом из русских народных сказок можно соотнести образ Коробочки и почему? (Действия помещицы (спать уложила, напоила и накормила), глушь, куда заехал Чичиков, соотносят образ Коробочки с образом Бабы Яги. Часы ассоциируются с остановившимся временем, а Коробочка словно задержалась в прошлом.)
Роль интерьера – показать накопительство Коробочки.
Результаты работы второй группы.
Помещичья усадьба выглядела так: «Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа…Здесь же была свинья с семейством.., пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду разбросаны были кой-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьёв. За огородами следовали крестьянские избы, показывающие довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым; ворота нигде не покосились, а в крестьянских крытых сараях заметил он где запасную новую телегу, а где и две». Помещица занимается продажей натуральных товаров, знает, сколько крестьян и каких умерло в её деревеньке: «всё славный народ, всё работники». « Помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала всех почти наизусть», - говорит Гоголь. В конце автор подчёркивает, что «помещица мало-помалу вся переселилась в хозяйственную жизнь».
- Как вы думаете, почему в поэме Гоголя после главы о Манилове следует глава о Коробочке? (Хотел противопоставить бездеятельного Манилова и хлопотливую Коробочку. Один характер оттеняет другой.) Вывод: Коробочка погружена в мир мелочных хозяйственных интересов, озабочена лишь копеечной выгодой. Мир Коробочки чрезвычайно убог и узок, поэтому Чичиков называет её «дубинноголовой».
Результаты работы третьей группы.
- Мысли Коробочки направлены только на продажу товаров. Она жалеет о том, что «дёшево продала мёд купцам», предлагает купить пеньку, муку, крупы, скотину.
Коробочка глупа, не видит дальше своего носа, пугается всего нового и небывалого. Её удивляет не сама идея продажи мёртвых душ, а то, что «вдруг они в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся». Чичиков называет Коробочку крепколобой, так как она, не понимая, зачем Чичикову понадобились мёртвые, боится продешевить: «Я право в толк –то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли? Да ведь они же мёртвые. Ведь я мёртвых никогда ещё не продавала. Меня только то и затрудняет, что они уже мёртвые». Она боится прогадать в цене, так как «мёртвых никогда не продавала»: «Я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку», «моё такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Коробочка свою выгоду видит хорошо: «Она видела, что дело точно как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик». Коробочка совершенно необразованна, невежественна. В речи ее постоянно проскальзывает просторечие: «нешто», «ихний-то», «маненько», «чай», «ахти», «забранки пригинаешь». Коробочка боязлива и глуповата. Все эти качества героини проявляются в ее диалоге с Чичиковым.
- На прошлом уроке мы говорили о том, что Чичиков умеет найти подход к разным людям. Какую черту Манилова он использовал, чтобы достичь своей цели? (Любовь Манилова к красному словцу)
- А какую черту характера Коробочки он использует для той же цели? (Поиск выгоды. «Казённые подряды подействовали сильно на Настасью Петровну»)
Давайте вспомним, как вёл себя Чичиков с Маниловым. (Вежливо, обходительно) Почему? Потому что Манилов любил «сахарность» в общении.)
- А как ведёт себя Чичиков с Коробочкой? («Чичиков говорил с ней с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился»)
- Какой вывод мы можем сделать о характере Чичикова, зная, как он общается с разными людьми? (Умеет найти подход ко всем.)
5. Рефлексия: А теперь по группам напишите синквейн в качестве вывода об образе Коробочки.
Например:
Коробочка.
Хозяйственная, хлопотливая.
Продаёт, не понимает, боится прогадать.
Сильно подействовали хозяйственные подряды.
Дубинноголовая.
6. Домашнее задание: написать ответ на вопрос «Можно ли назвать фамилию Коробочка говорящей?», читать главу 4, подготовить анализ образа Ноздрёва по плану.