12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михайленко Зоя Евгеньевна158
МБОУ "Усть-Мильская ООШ"
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск
3

Разработка урока литературы с использованием приёмов технологии РКМ «Образ Коробочки в поэме Гоголя "Мёртвые души"» (9 класс)

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мёртвые души» с использованием приёмов технологии РКМ

Михайленко З.Е. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Мильская ООШ»

Планируемые результаты:  

Предметные умения: формировать навыки целенаправленного отбора материала для характеристики образа литературного героя; совершенствовать навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; совершенствовать умения характеризовать героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, выявлять авторскую позицию.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, обучаться оперативной работе с текстом.

Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; формировать коммуникативную компетентность со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Личностные: формировать ответственное отношение к учению; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приёмы обучения: индивидуальная работа, работа в группе, работа с текстом, составление кластера и синквейна.

Формы контроля: фронтальная, индивидуальная, групповая формы.

Предварительное домашнее задание: прочитать 3 главу, выделить в тексте приёмы характеристики персонажа по плану, записанному в тетрадь; написать синквейн по теме на выбор: Манилов или Чичиков.

Ход урока

Орг.момент.

Проверка д\з № 1. Написание синквейна на темы: Манилов, Чичиков (по материалам 1 и 2 глав).

Примеры написанных обучающимися синквейнов.

Чичиков.

Степенный, приятный.

Приезжает, расспрашивает, очаровывает.

Умеет хорошо держать себя.

Льстец.

Манилов.

Пустой, бесхозяйственный.

Мечтает, не понимает, заискивает.

Чёрт знает что такое.

Маниловщина.

Стадия вызова.

Дома вы работали с третьей главой поэмы Гоголя «Мёртвые души». Заметили ли вы какое-либо сходство с предыдущей главой? В чём? (Главы похожи своей композицией. Чтобы создать образ помещика, Гоголь пользуется определённой системой построения этого образа)

- С помощью каких художественных приёмов Гоголь создаёт образы помещиков? Давайте создадим кластер по теме «Образы помещиков». (Ребята называют художественные приёмы, с помощью которых создаются образы помещиков, а учитель записывает их на доске. Приёмы: портретная характеристика, изображение помещичьей усадьбы и отражение в ней характера героя, интерьер, отношение героя к хозяйству, речевая манера, отношение к продаже мёртвых душ, черта характера помещика, которую использует Чичиков для совершения сделки.)

4. Работа в группах.

- Сегодня мы продолжаем работать с образами помещиков в поэме Гоголя, и предметом нашего пристального внимания будет помещица Коробочка.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Проанализировать образ Коробочки, выявить её ведущие черты, подумать, какое место она занимает в галерее Гоголевских помещиков)

- Чтобы вам легче было работать, предлагаю объединиться в группы и поработать над образом Коробочки.

Задание для 1 группы:

Найдите элементы портрета Коробочки, детали интерьера. Проанализируйте, какова их роль в главе.

Задание для 2 группы:

Как изображается помещичья усадьба и как отражается в ней характер героини? Как относится помещица к хозяйству, какова сфера её интересов?

Задание для 3 группы:

Какова речевая манера Коробочки? Как отражается в речи характер помещицы? Как отнеслась хозяйка поместья к продаже мёртвых душ?

Результаты работы 1 группы:

Коллежскую секретаршу Настасью Петровну Коробочку автор описывает так: «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Гоголь называет её «бережливой старушкой». В интерьере её дома преобладают старенькие и пёстренькие предметы; многие из них напоминают сказочные: «маленькие зеркала с тёмными рамками», «письмо», «старая колода карт», «картины с какими-то птицами», «чулок», «часы, издающие странное шипение, когда им «охота бить». В помещении полумрак.

- С каким образом из русских народных сказок можно соотнести образ Коробочки и почему? (Действия помещицы (спать уложила, напоила и накормила), глушь, куда заехал Чичиков, соотносят образ Коробочки с образом Бабы Яги. Часы ассоциируются с остановившимся временем, а Коробочка словно задержалась в прошлом.)

Роль интерьера – показать накопительство Коробочки.

Результаты работы второй группы.

Помещичья усадьба выглядела так: «Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа…Здесь же была свинья с семейством.., пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду разбросаны были кой-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьёв. За огородами следовали крестьянские избы, показывающие довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым; ворота нигде не покосились, а в крестьянских крытых сараях заметил он где запасную новую телегу, а где и две». Помещица занимается продажей натуральных товаров, знает, сколько крестьян и каких умерло в её деревеньке: «всё славный народ, всё работники». « Помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала всех почти наизусть», - говорит Гоголь. В конце автор подчёркивает, что «помещица мало-помалу вся переселилась в хозяйственную жизнь».

- Как вы думаете, почему в поэме Гоголя после главы о Манилове следует глава о Коробочке? (Хотел противопоставить бездеятельного Манилова и хлопотливую Коробочку. Один характер оттеняет другой.) Вывод: Коробочка погружена в мир мелочных хозяйственных интересов, озабочена лишь копеечной выгодой. Мир Коробочки чрезвычайно убог и узок, поэтому Чичиков называет её «дубинноголовой».


 

Результаты работы третьей группы.

- Мысли Коробочки направлены только на продажу товаров. Она жалеет о том, что «дёшево продала мёд купцам», предлагает купить пеньку, муку, крупы, скотину.

Коробочка глупа, не видит дальше своего носа, пугается всего нового и небывалого. Её удивляет не сама идея продажи мёртвых душ, а то, что «вдруг они в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся». Чичиков называет Коробочку крепколобой, так как она, не понимая, зачем Чичикову понадобились мёртвые, боится продешевить: «Я право в толк –то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли? Да ведь они же мёртвые. Ведь я мёртвых никогда ещё не продавала. Меня только то и затрудняет, что они уже мёртвые». Она боится прогадать в цене, так как «мёртвых никогда не продавала»: «Я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку», «моё такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Коробочка свою выгоду видит хорошо: «Она видела, что дело точно как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул её этот покупщик». Коробочка совершенно необразованна, невежественна. В речи ее постоянно проскальзывает просторечие: «нешто», «ихний-то», «маненько», «чай», «ахти», «забранки пригинаешь». Коробочка  боязлива и глуповата. Все эти качества героини проявляются в ее диалоге с Чичиковым. 

- На прошлом уроке мы говорили о том, что Чичиков умеет найти подход к разным людям. Какую черту Манилова он использовал, чтобы достичь своей цели? (Любовь Манилова к красному словцу)

- А какую черту характера Коробочки он использует для той же цели? (Поиск выгоды. «Казённые подряды подействовали сильно на Настасью Петровну»)

Давайте вспомним, как вёл себя Чичиков с Маниловым. (Вежливо, обходительно) Почему? Потому что Манилов любил «сахарность» в общении.)

- А как ведёт себя Чичиков с Коробочкой? («Чичиков говорил с ней с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился»)

- Какой вывод мы можем сделать о характере Чичикова, зная, как он общается с разными людьми? (Умеет найти подход ко всем.)

5. Рефлексия: А теперь по группам напишите синквейн в качестве вывода об образе Коробочки.

Например:

Коробочка.

Хозяйственная, хлопотливая.

Продаёт, не понимает, боится прогадать.

Сильно подействовали хозяйственные подряды.

Дубинноголовая.

6. Домашнее задание: написать ответ на вопрос «Можно ли назвать фамилию Коробочка говорящей?», читать главу 4, подготовить анализ образа Ноздрёва по плану.


 


 


 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.