Методическая разработка урока математики в 6 классе «Решение уравнений с модулем»

4
0
Материал опубликован 20 August 2023



Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений с модулем»

Выполнила:

Учитель математики

МАОУ»Лицей№ 62»

Баландина И.С.


Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Цели урока:

обучение решению уравнений со знаком модуля на основе применения свойств уравнений;

развитие навыков теоретического мышления с применением навыков элементарных операций с модулем и определения модуля;

воспитание внимания и умения анализировать полученное решение, участвовать в диалоге с товарищами, учителем.

I. Повторение пройденного

Внимательно рассмотрите предложенные уравнения:

1) |х| = 2 ;

2) |х – 7| = 0 ;

3) |х – 8| = 3; .

4) |2х – 5| = 4;

5) |х + 12| – 4 =5 ;

6) ||5х| – 8 | = 7 ;

7) |х + 1| + 4 = –1 .


Учитель

Учащиеся

Какую главную задачу мы должны будем решить сегодня на уроке?

Мы должны научиться решать уравнения.

Да. Но посмотрите еще раз на все эти уравнения и выделите их общую особенность.

Все они содержат модуль.

Как точнее сформулировать цель нашего урока?

Применять определение модуля при решении данных уравнений.

Действительно, эту задачу мы и должны решить на уроке. По-другому ее можно сформулировать так: “Как решать уравнения с модулем?” Какие понятия, определения могут быть полезны при решении этой задачи?

1.Что такое модуль?

2.Определение модуля

Вспомним, что такое модуль.


Модуль числа — это расстояние от начала отсчёта до точки, изображающей это число на координатной прямой.

Как раскрывать модуль числа?

Если под знаком модуля находится число, значение которого нам известно, то раскрыть его очень просто. Модуль числа a, или |a|, будет равен самому этому числу, если a больше либо равно 0. Если a меньше нуля, то есть является отрицательным, то его модуль будет равен противоположному ему, то есть  |-a|=a. Согласно этому свойству, модули противоположных чисел равны, то есть  |-a|=|a|.

Уравнения с модулем в 6 классе сводятся к простейшим уравнениям, решение которых опирается на определение модуля. Рассмотрим некоторые из таких уравнений.

Начнем с такого вида:

Пример 1. |х| = 2 ;

                 х = 2 или х = 2.

Ответ : 2; 2

2). |х – 7| = 0 ;

      х – 7 = 0 ;

      х = 7.

Ответ : 7

3). |х – 8| = 3.

Исходя из определения модуля, произведем следующие рассуждения. Если выражение, стоящее под знаком модуля неотрицательно, то есть х 8 ≥0, то уравнение примет вид х – 8 = 3 . Если значение выражения под знаком модуля отрицательно, то по определению оно будет равно – (х 8) = 3, проще будем записывать х 8= 3. Каждое из полученных уравнений — линейное. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки. Решая полученные уравнения. находим: 11 и 5. Запись в тетради:

|х – 8| = 3;

х – 8 = 3 или х – 8 = 3;

х = 3 + 8;      х = 3 + 8;

х = 11;           х = 5.

Ответ: 5; 11

Потренируемся с аналогичными примерами.

4) |2х – 5| = 4;

2х – 5 = 4 или 2х – 5 = 4;

2х = 4 + 5;      2х = 4 + 5;

2х = 9;            2х = 1;

х =9 : 2;           х = 1 : 2;

х = 4,5;            х = 0,5.

Прежде чем записать ответ можем проверить;

|2х – 5| = 4;

х = 4,5 => | 9 – 5 | = 4; | 4 | = 4 верно.

x = 0,5 => | 1 – 5 | = 4; | 4 | = 4 верно.

Ответ: 0,5; 4,5

5) |х + 12| – 4 =5 ;

Как поступить со следующим уравнением? Давайте сравним его с предыдущим, постараемся выяснить, чему же равен модуль, если после вычитания из него 4, получаем 5. Все просто,  |х + 12| - уменьшаемое. Вспомните как найти уменьшаемое. 5 +4 = 9

|х + 12| – 4 =5 ;

|х + 12| = 4 + 5 ;

|х + 1 | = 9 ;

х + 12 = 9 или х + 12 = 9

х = 9 12        х = 9 12

х = 3             х = 21

Ответ: 21; 3

6) ||5х| – 8 | = 7 ;

Сначала раскроем внешний модуль. Рассматриваем 2 случая по определению модуля

|5х| – 8 = 7      или        |5х| – 8 = – 7 ;

|5х| = 8 + 7                   || = 8 – 7 ;

|5х| = 15                        || = 1 ;

В результате получили два простейших уравнения. Для каждого рассматриваем два случая

5х = 15 или 5х = – 15      5х = 1 или 5х = 1

х = 3;           х = - 3         х = 0,2       х = - 0,2

Ответ: –  3; 3; -0,2; 0,2

7) Предлагаю решить самостоятельно |х + 1| + 4 = –1 ;

Проверим ответы.

А корней у этого уравнения нет. У кого получился такой ответ, ответьте почему? Чтобы получилось –1 надо к 5 прибавить 4, т.е. |х + 1| = 5, а модуль – число неотрицательное.

Домашнее задание: уметь решать все уравнения из конспекта сегодняшнего урока. На черновике тренируемся

Конец урока. Рефлексия:

- В чём испытывал трудности?

- Над чем необходимо работать?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации