Методическая разработка урока по естествознанию по теме: «Биосфера и человек» для студентов 1 курса СПО
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
(БФУ им. И.Канта)
Университетский колледж
Е.Ю. Горбунова
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Методическая разработка урока
Биосфера и человек
для специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Калининград
2023
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | ||
Группа | Г11 (первый курс) | |
Дисциплина | Естествознание | |
Тема занятия | Биосфера и человек | |
Тип занятия | Комбинированный урок | |
Цели занятия: | | |
Образовательные: | - углубить и расширить знания студентов об изменениях, происходящих в биосфере под влиянием деятельности человека; - сформировать представление о причинах и последствиях глобальных экологических проблем; | |
| - выработать меры по охране биосферы. | |
Воспитательные: | - воспитание бережного отношения к | |
| окружающему миру, ответственности за | |
| свои действия и поступки; | |
| - воспитание ответственности за результаты | |
| коллективной работы. | |
Развивающие: | - развивать познавательный интерес; | |
| - совершенствование мышления и памяти с | |
| помощью интерактивных форм и методов обучения; | |
| - развитие умения анализировать и обобщать | |
| полученные знания. | |
Метод и приемы | | |
проведения занятия: | проблемно-поисковый, мозговой штурм, | |
| проблемная дискуссия, составление кластера, составление синквейна, групповой практикум, самостоятельная работа. | |
Междисциплинарные | | |
связи (МДС): | | |
С дисциплинами, изучаемыми ранее | История | |
Опережающие | Экологические основы природопользования | |
Оснащенность занятия средствами обучения | Компьютер, мультимедиапроектор, слайды, фрагменты видеоролика «Природа и человек», презентации «Этапы воздействия человека на природу», «Экологические проблемы | |
| и пути их решения», учебники по дисциплине, | |
| раздаточный материал: карточки – задания. | |
Список используемых источников | 1.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология: Общая биология.11 класс. 2. Ярыгин В.Н. Биология: учебник и практикум для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2019. Интернет-ресурсы
|
Наименование структурных элементов урока | Вре-мя, мин. | Используемые приемы и методы, средства, поставленные цели | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Организационный момент: - проверка явки студентов и готовности к занятию | 2 | Цель: контроль явки студентов на занятие, настраивание на занятие | Проверяет явку и готовность студентов к занятию | Готовятся к занятию |
2.Формулирование темы и целей занятия. Объяснение хода занятия | 3 | Цель: информирование студентов о теме, целях и ходе занятия Методы (приемы)- просмотр видеоролика Средства: видеоролик | Объявляет тему занятия и ставит цели, объявляет ход урока | Слушают, записывают |
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов: Связь с жизнью, с будущей деятельностью Определение уровня знаний студентов по новой теме | 10 | Цель: выявить, уточнить знания студентов по теме, показать важность данной темы в общей теории курса, в повседневной жизни. Метод : беседа, мозговой штурм средства – слайды | Задает вопросы | Слушают, отвечают на вопросы |
4. Изучение нового материала 4.1. Проблемная дискуссия 4.2. Просмотр презентации «Этапы воздействия человека на природу» 4.3. Составление кластера на тему: «Экологические проблемы» 4.4. Просмотр презентации «Экологические проблемы и пути их решения» 4.5. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы: «Экологические проблемы и пути их решения» 4.6. Разработка памятки на тему: «Правила поведения в природе» 4.7. Составление синквейна | 59 7 7 5 7 15 8 10 | Цель: подтвердить или опровергнуть уже имеющуюся информацию, расширить категории информации Методы (приемы) – дискуссия, проблемно – поисковый. Средства: слайды Цель: познакомить студентов с этапами воздействия человека на природу, а также с последствиями отрицательного воздействия человека. Методы (приемы): просмотр презентации Средства: презентация Цель: учить структурировать учебный материал, делать выводы. Метод: кластер Средства: рисунок Цель: познакомить студентов с основными экологическими проблемами и причинами их возникновения. Методы (приемы): просмотр презентации Средства: презентация Цель: изучить экологические проблемы, выявить причины их возникновения, разработать пути их разрешения и предотвращения Методы (приемы) – работа с текстом Средства: учебник Цель: научиться разрабатывать правила поведения людей в природе Методы (приемы)- составление памятки Средства: памятка Цель: учить кратко резюмировать учебный материал, подводить итоги по изученному материалу. Методы (приемы): синквейн | Организует проведение дискуссии Организует просмотр, задает вопросы Объясняет задание, задает вопросы Организует просмотр, задает вопросы Предлагает ознакомиться с текстом, заполнить таблицу Предлагает составить памятку, организует обсуждение Объясняет задание. | Отвечают на вопросы, делают выводы Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Составляют кластер, отвечают на вопросы Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Читают текст, заполняют таблицу, делают выводы Составляют памятку Составляют синквейн. |
5. Закрепление нового материала 5.1.Решение ситуационных задач | 10 10 | Цель: углубить знания студентов по изученной теме посредством рассмотрения и анализа практической ситуации, формирование умений применения на практике изученного материала Метод – проблемные ситуации Средства: раздаточный материал с ситуационными задачами | Предлагает студентам решить задания в форме практической ситуации | Знакомятся с содержанием задач Разбирают практические ситуации |
6. Рефлексия | 3 | Цель: научить студентов оценивать свою работу на занятии Средства: «оценочное окно» | Предлагает студентам заполнить «оценочное окно», возвращает к цели занятия | Оценивают свою работу на занятии |
7. Подведение итогов занятия | 2 | Цель: анализ результатов занятия | Подводит итоги занятия. Выставляет оценки за работу на занятии | Участвуют в подведении итогов |
8. Домашнее задание | 1 | Цель: закрепление и обобщение знаний по теме | Дает домашнее занятие | Записывают, задают вопросы |
| 90 | | | |
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (приветствие, проверка подготовки к уроку)
2 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Добрый день! Сегодня я предлагаю вам самим определить тему занятия, после просмотра видеоролика.
Демонстрация фрагмента видеоролика «Природа и человек».
- О чем идет речь в данном видеоролике?
Сформулируйте тему занятия.
Тема нашего занятия: Биосфера и человек. Сегодня на занятии мы познакомимся с изменениями, происходящими в биосфере под влиянием деятельности человека, рассмотрим причины и последствия глобальных экологических проблем и научимся выработать меры по охране биосферы.
Оформление тетради: тема занятия.
3 АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
- Что такое биосфера?
Биосфера – это особая оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью всех живых организмов.
- Какие изменения происходят в биосфере под влиянием деятельности человека?
- Что произойдет, если человек не будет оценивать последствия своей деятельности в окружающей среде?
- Почему необходимо охранять биосферу?
- Сегодня на занятии мы будем работать в командах. В конце занятия подведем итоги.
Представление команд.
Давайте проверим ваши знания по теме урока.
Мозговой штурм
1.Оболочка Земли заселенная живыми организмами (биосфера)
2. Кто создал учение о биосфере? (В. И. Вернадский)
3. Нежелательное изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений (загрязнение)
4. Накопление в атмосфере углекислого и других газов, вызывающее потепление климата на планете (парниковый эффект)
5. Опасное загрязнение атмосферного воздуха, характеризующегося сочетанием пылевых частиц и капель густого тумана (смог)
6. Осадки, подкисленные из-за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов (кислотные)
7. Необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов (катастрофа)
8. Незаконные действия по добыче или уничтожению диких животных, растений (браконьерство)
9. Документ, содержащий список животных и растений, редких и находящихся под угрозой исчезновения (красная книга)
10. Часть биосферы, в которой проявляется разумная деятельность человека
(ноосфера)
Подведение итогов по командам.
4 Изучение нового материала
4.1 Вводная часть
- Что понимают под антропогенным воздействием?
Антропогенное воздействие – это воздействие человека на природу в процессе ее использования.
Задание. Выберите примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
1. вырубка лесов
2. создание заповедников
3. сброс неочищенных сточных вод в водоемы
4. уничтожение животных
5. загрязнение воздуха
6. посадка деревьев
7. восстановление земель после добычи полезных ископаемых
- Какой вид воздействия преобладает?
Вывод: отрицательное воздействие превышает положительное.
- Каковы последствия отрицательного воздействия человека на природу?
Ученые выделили четыре этапа (периода) становления взаимоотношений между обществом и природой:
Этап охотничье-собирательной культуры.
Этап аграрной культуры.
Этап индустриального общества.
Этап постиндустриальной эпохи.
4.2 Просмотр презентации «Этапы воздействия человека на природу»
- Какой этап отметился максимальным воздействием на природу?
Задание. Восстановите в историческом плане последовательность этапов воздействия человека на биосферу:
а) Усиление влияния на природу с коренным преобразованием части экосистем.
б) Изменение экосистем через пастьбу скота, ускорение роста трав путем их выжигания и т.п.
в) Глобальное изменение всех экологических компонентов в целом, в связи с неограниченной интенсификацией хозяйства.
г) сверхинтенсивная охота без резкого изменения экосистем в период становления человечества.
д) Воздействие людей на биосферу лишь как обычных биологических видов.
4.3 Составление кластера на тему: «Экологические проблемы»
- Что такое экологическая проблема?
Заполните схему – кластер "Экологические проблемы"
Работа выполняется в парах. Проверка выполнения задания.
4.4 Просмотр презентации « Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
4.5 Заполнение таблицы «Экологические проблемы и пути их решения»
Работа с учебником В.И. Сивоглазов, Биология: Общая биология.11 класс, стр. 180-192
Название проблемы | Причины возникновения проблемы | Пути решения |
1.Загрязнение атмосферы | | |
2.Загрязнение и перерасход природных вод | | |
3.Загрязнение и истощение почвы | | |
Предлагаю вам изучить экологические проблемы и разработать пути их разрешения.
Проверка заполнения таблицы.
1 команда. Проблема загрязнения атмосферы.
2 команда. Проблема загрязнения и перерасхода природных вод.
3 команда. Проблема загрязнения и истощения почвы.
Выступление представителей групп.
- Какая наука изучает взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой? (экология)
Экология является теоретической основой рационального природопользования и охраны природы.
- Что понимают под охраной природы?
Охрана природы – комплекс мероприятий, направленных на поддержание природы в состоянии, соответствующем эволюционным потребностям биосферы, и обеспечению сохранения здоровья человека.
- Что такое ноосфера?
Ноосфера – это такое состояние биосферы, когда разумная деятельность людей становится главным фактором, обусловливающим его развитие.
- Почему возникло это понятие?
4.6.Разработка памятки на тему: «Правила поведения в природе»
Для того что бы сохранить нашу природу мы должны уметь правильно себя вести в природе.
Предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в природе».
Проверка выполнения задания.
4.7 . Составление синквейна
Команда № 1 – синквейн на тему: «Биосфера».
Команда № 2– синквейн на тему: «Природа».
Команда № 3 – синквен на тему:«Загрязнение».
Проверка синквейна.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Разбор практических ситуаций
Предлагаю вам разобрать практические ситуации и найти решения для выхода из сложившейся ситуации.
Работа в командах. Ознакомление с заданиями, обсуждение, выступление представителей команд.
Ситуация 1. Некоторые ученые предполагают, что к 2025 г. повышение средней глобальной температуры составит 2,5 градуса, а к 2050 г. – 3-4 градуса.
Задание. Опишите прогноз возможных последствий повышения температуры для России. Предложите пути решения этой проблемы.
Ситуация 2. Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны.
Задание. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных. Предложите меры по ликвидации нефтяных загрязнений.
Ситуация 3. Современный город ежедневно производит огромное количество бытовых отходов, загрязняющих все слои биосферы.
Задание. Предложите безопасные и экономически эффективные выходы из этой ситуации
В завершении нашего занятия я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Земля у нас одна!».
Давайте, люди,
дружить друг с другом.
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету,
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна
Что будет делать
Без нас она?
РЕФЛЕКСИЯ
«Оценочное окно»
Материал урока мне пригодится в жизни | Материал урока никогда не пригодится мне в жизни |
Я буду использовать материал урока в будущей профессиональной деятельности | Я не буду использовать материал урока в будущем |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
Вывод по занятию: Что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему научились?
Студенты отвечают.
Подведение итогов работы команд. Выставление оценок за урок.
8 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Работа с учебником В.И. Сивоглазов, Биология: Общая биология.11 класс,
стр. 172-193.
- Написать эссе на тему: «Что я могу сделать для сохранения природы?».
4