12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Газиева Калимат Багандовна18
1

Методическая разработка урока по истории Владимиро-Суздальское княжество.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Левашинская СОШ№2»

Методическая разработка урока по истории

t1708454721aa.jpg 6 класс по теме:

Автор:

Газиева Калимат Багандовна,

учитель истории и обществознания

село Леваши, 2021 год





СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 4

План урока 7

Конспект урока 11

Литература 17

Приложения



































Аннотация

В методической разработке представлены материалы отрытого урока истории по теме: «Владимиро-Суздальского княжество» для обучающихся 6 класса.

Составитель: Газиева Калимат Багандовна учитель истории и обществознания МКОУ «Левашинская СОШ №2»

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Данный урок включён в обязательный общеобразовательный минимум по истории.

В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах.

Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание детей развивать интерес и самостоятельность - учиться самим добывать знания, делать выводы (исследования в группах, самостоятельная работа с текстом), доступно преподнести изучаемый материал (использование слайдов, подача самими детьми дополнительного материала), воспитывать интерес к истории нашей страны. Компьютерная презентация способствует лучшему усвоению материала, облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет провести работу на уроке интересно, нестандартно. Каждый слайд способствует усвоению материала и активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, повышения информационной грамотности и активности учащихся на уроке.
В целях повышения эффективности обучения уделялось развитию познавательного интереса учащихся. Для решения поставленной цели на различных этапах урока подбираются формы и методы преподавания, оптимальные с позиций учёта психовозрастных особенностей учащихся. Задания подбирались разного уровня с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

На каждом этапе урока ученики обсуждают результаты и подводят итоги.


Введение

История Владимиро-Суздальское княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, — это важнейший раздел общерусской истории.

Тема урока является актуальной на сегодняшний день, так как Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные изменения, унаследованные затем Московским государством. Это был типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул.
Поэтому к периоду усиления владимиро-суздальского княжества и роли личностей возникает большой интерес при изучении истории России.

Главная цель работы – дать подробную характеристику Владимиро-Суздальского княжества периода феодальной раздробленности Древнерусского государства, узнать какую роль сыграло существование Владимиро-Суздальского княжества в истории Древней Руси

Основная задача:

- подвести учащихся к пониманию того, что каждый регион России имел свои особенности в изучаемый период феодальной раздробленности и они стали причиной усиления Владимиро-суздальских земель;

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действий по составлению таблиц, схем, анализа исторических источников.



Методическая разработка имеет чёткую определённую структуру конспекта

урока: вводная(организационная), основная и заключительная части.

На уроке использована педагогическая технология развития критического мышления. На первом этапе вызова применён методический приём ситуации-загадки с целью мотивации учащихся к учебной деятельности. Для повышения активности учеников использовался педагогический приём «Мозговой штурм»: учащиеся сами попытались сформулировать тему и цель урока. Большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, используются рабочие листы для самостоятельной работы и презентация слайдов, которая позволяет лучше запомнить лучше запомнить информацию и её конкретизировать.

В начале изучения нового учебного материала (второй этап осмысления) перед учащимися была поставлена учебная(проблемная) задача. На уроке была и самостоятельная групповая работа, что помогло всем ученикам быть активными участниками внутри группы, которое способствует развитию форм уверенного поведения и формированию командного духа. Положительным является и то, что интерактивная презентация беседы позволяет обучающимся высказать собственное мнение, выслушивать другие точки зрения и прийти к общему решению. Учащиеся класса делятся на 3 группы (равные по составу) и организуется групповая работу по заполнению таблицы, шаблон которой раздали заранее. Формулирует задания для работы с текстом для каждой группы. Организует выступление докладчиков от каждой группы. Учитель дополняет информацию о роли князей в истории края.

Третий этап рефлексии связан с оценкой результатов своей работы и подведением результатов своей деятельности на уроке.

Методическая разработка состоит из:

аннотации

введения, в которой обозначены цели урока, методы обучения, знания и умения, которые обучающиеся получат в процессе изучения темы;

плана урока, включает в себя тему, тип и цели урока, средства обучения . В технологической карте обозначены этапы урока, определена деятельность преподавателя и обучающихся, также описан и предполагаемый результат на каждом этапе урока;

в конспекте урока пошагово описана деятельность педагога и содержание теоретического материала по теме урока;

презентации урока

приложения включают в себя рабочие листы, примеры фрагментов известных исторических источников, информационный материал, карту.

список литературы включает в себя источники информации, используемые для разработки предложенного урока.


Тема. Владимиро-Суздальское княжество. Слайд 1


Цель: познакомить с периодом феодальной раздробленности на Руси на примере истории Владимиро-Суздальского княжества. Показать, что раздробленность была обязательным этапом в истории феодальных государств.

Задачи:

личностные: содействовать воспитанию уважения к истории своей Родины;

метапредметные: развивать умение работать с картой, историческими источниками, систематизировать данные в таблицу;

предметные: определить особенности развития Владимиро-Суздальского княжества, которые привели к тому, что эти земли стали центром русских земель.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: образовательное путешествие.

Оборудование: медиапрезентация «Владимиро-Суздальское княжество», рабочие листы с заданиями, исторический источник «Оценка Н.И. Костомарова деятельности Андрея Боголюбского», ПК для учителя с выходом в Интернет, экран.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие «Поздоровайся ладошками»

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.

Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.

Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой) Успеха (Указательный)Большого (средний)

Удачи (безымянный) Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

- Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

Актуализация знаний.

- Ребята, говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны.

Скажите, что такое политическая раздробленность?

Ответы детей: Политическая раздробленность — это процесс распада государства на несколько княжеств, отдельных земель.

Раздробленность была естественным историческим явлением. Она имела место в Европе и Азии.

Вопрос к учащимся: какие три больших государства образовались после распада империи Карла Великого к концу IX века? Ответ учащихся: Франция, Германия и Италия.

Учитель: Каждое из них распадалось на большие феодальные владения, которые дробились на множество мелких.

В Германии, например, было около 200 мелких государств. Некоторые из них были настолько малы, что в шутку говорили: «Голова правителя, когда он ложится спать, лежит на его земле, а ноги приходится вытягивать во владения соседа».

Проявилась феодальная раздробленность и на территории Руси.

Работа с заданиями в таблице. Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов по теме прошлого урока. Проверим задание 1 на рабочем листе. Назовите дату, которая считается началом раздробленности на Руси. Что произошло в этот год? Назовите дату проведения съезда, инициатора созыва съезда, в чем заключались решения съезда и значение съезда?

(Предполагаемый ответ обучающихся Любечский съезд князей)


Дата проведения съезда

1097

Инициатор созыва съезда

Владимир Мономах

Решения съезда

1.«Каждый держит отчину свою»

2. Сообща бороться против половцев.

Значение съезда

Попытка договориться о прекращении распрей. Закрепление разделения русской земли на отдельные княжества.)



Ответьте пожалуйста на вопрос: как три даты: 1097 г., 1113 г., 1132г. связаны с именем Владимира Мономаха?

(Предполагаемый ответ обучающихся:

1097 г. – Любечский съезд. Попытка прекратить распри. Начало раздробленности на Руси.

1113 г. – Владимир Мономах стал великим киевским князем.

1132 г. – умер Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха. Раздробленность на Руси оформилась окончательно). (Слайд 2)


Проверим задание 2 на рабочем листе.

Вам необходимо было отметить красным цветом политические, а зеленым цветом экономические причины раздробленности Древнерусского государства.

(Предполагаемый ответ обучающихся

Князья-наместники имели свой аппарат управления. (политические)

Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы. (политические)

В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола. (политические)

Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов. (экономические)

Возвышение новых городских центров. (экономические)

Упадок торгового пути «из варяг в греки». (экономические)

Оседание княжеской дружины на землю. (политические)

(Слайд 3)

Ответьте пожалуйста на вопрос: почему Владимир Мономах смог победить половцев, а остановить дробление Древней Руси не сумел?

(Предполагаемый ответ обучающихся: потому что раздробленность была естественным историческим процессом.)

Итак, раздробленность была тем историческим этапом развития, через который прошли практически все государства в период средневековья, включая Русь.

(Слайд 4)

II. Изучение нового учебного материала.

Мотивация к учебной деятельности. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать).

Ситуация-загадка. Самая отдаленная область государства Киевская Русь-Залесская Русь была первоначально одной из самых глухих окраин Древнерусского государства. Здесь было много лесов, поэтому эти земли в междуречье Оки и Верхней Волги часто называли Залесским краем. Это территория активно начала заселяться только в XI веке. Как же получилось, что именно эта территория станет центром России и сыграет ключевую роль в последующих этапах истории нашей страны?

«Мозговой штурм». Предположите, какие вопросы мы должны включить в наш план урока, чтобы наиболее полно раскрыть тему нашего урока.

Деятельность учащихся: слушают, осмысливают и высказывают свои предположения.

Формулируют тему и записывают в тетрадь.

Тема урока: «Владимиро-Суздальское княжество»

Какую цель мы можем определить для нашего урока? (Предполагаемый ответ обучающихся: определить особенности истории Владимиро-Суздальского княжества, которое стало центром объединения всех русских земель)).

И чтобы выяснить это мы сегодня отправляемся в путешествие во Владимиро- Суздальское княжество.

Для достижения нашей цели мы рассмотрим следующие вопросы


(Слайд 5)

План.

1.Географическое положение, природа и люди.

Правители Владимиро-Суздальской земли.

Особенности управления Владимиро-Суздальского княжества.

Период раздробленности на Руси имел свои особенности в разных княжествах. Мы с вами сравним его проявления во Владимиро-Суздальском княжестве и Новгородской земле.

Работа с таблицей. Для этого заполним таблицу на рабочем листе 2.


Линии сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

Географическое положение



Природно-климатические условия



Основные городские центры



Занятия населения




Политические особенности




(Слайд 6)

Сегодня мы во Владимиро-Суздальском княжестве. Княжество несколько раз меняло столицы и свое название: Ростовское – Суздальское – Владимирское.

Опишите местоположение Владимиро-Суздальского княжества по отношению к Киевскому княжеству.

Сравните размеры территории этих двух княжеств.

Сделайте, пожалуйста, записи в таблице.

К XII в. Владимиро-Суздальское княжество стало одним из сильнейших и самых влиятельных на Руси.

Работа с картой. Учащиеся показывают по карте город Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир.

Сделайте, пожалуйста, записи в таблице.

В Х в. территория будущего Владимиро-Суздальского княжества была северо-восточной окраиной Руси. Стена густого леса защищала земли от степняков. В лесах много зверья, грибов, ягод. Дикие пчелы давали мед.

К северо-востоку от Москвы леса редели, начиналось ополье – равнина, окруженная лесами. Именно здесь возникли первые города будущего

княжества. Много рек, полноводных и судоходных.

Сделайте, пожалуйста, записи в таблице.

В этих краях жили славянские племена вятичей, а также финно-угорские племена: мурома, меря, мордва. А также пришедшие с севера и запада ильменские славяне.

К концу 11в. сюда хлынул поток переселенцев из южнославянских княжеств. Почему?

(Предполагаемый ответ обучающихся: искали покоя от набегов кочевников и междоусобиц в южных землях. Также привлекали свободные земли.)

Опережающее задание. Доклад ученика о культуре Владимиро-Суздальского княжества (Слайд 7-11)

Деятельность князей способствовала росту могущества Владимиро-Суздальской земли. Летописи сохранили их имена: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Обратите внимание на происхождение прозвищ владимирских князей. (Слайд 12)

Решение учебной задачи (проблемной задачи).

Задание: итак, мы с вами исследовали природные условия Владимиро-Суздальского княжества, познакомились с главными городами, узнали об основных занятиях жителей этого княжества. Большую роль в истории играет личность правителя. Сейчас мы с вами познакомимся с деятельностью трех князей, сделаем выводы об их роли в истории княжества. Класс разделился на три группы. После обсуждения от каждой группы 1-2 человека рассказывают об особенностях правления князей, о различных аспектах жизни и деятельности князя. Какие положительные черты были ему присущи как государственному деятелю? Какие качества князя вам не понравились? Почему?

Работа в группах.

1 группа – князь Юрий Долгорукий (п. 3, стр. 110, информационный материал)

2 группа – князь Андрей Боголюбский (п.4, стр. 111, информационный материал))

3 группа - князь Всеволод Большое Гнездо (п.5 стр. 113, информационный материал)

Учитель:

-Что объединяет всех этих политических личностей?

-В чем их сильные и слабые стороны?

Примерные ответы учеников

Юрий Долгорукий. С именем этого князя связано первое упоминание о Москве – 1147 г. Владимир Мономах выделил сыну Юрию небольшое Ростовское княжество. А Юрий хотел большего! Даже «тянул руки» к киевскому престолу. Дважды владел им (1149-1151, 1155-1157). В годы его правления Ростово-Суздальское княжество превратилось в обширную, богатую и независимую страну на северо-востоке Руси. Хотел получить поддержку церкви, поэтому строил храмы.

Андрей Боголюбский. Сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого князя. Властолюбивый и жестокий политик, избавлялся от соперников: выгнал брата, племянников, мачеху. Захватил Киев и разграбил его. Но продолжал жить во Владимире. Присоединил некоторые земли мордвы, часть новгородских владений. Был храбрым воином. Пытался перевести митрополита во Владимир, чтобы сделать его религиозным центром.

Отправляясь на север из Киевской земли, Андрей увез с собой одну из киевских святынь – икону Богоматери. Как повествует летописец, кони, везшие повозку с иконой, остановились в окрестностях Владимира, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Князю пришлось заночевать в поле. Во сне Андрею явилась Богородица, повелевавшая основать церковь на месте видения, а икону оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью великолепный белокаменный дворец. Его новая резиденция получила название Боголюбово, а сам князь – прозвище Боголюбский.

Всеволод Большое Гнездо был сыном Юрия Долгорукого. Когда Андрей Боголюбский изгнал своих братьев, Всеволод нашел приют у византийского императора в Константинополе. Право на престол доказывал в борьбе с племянниками. Присвоил титул Великого князя Владимирского. Создавал сословие из дворян (опору единоличной власти), одаривая дружинников землями. Подчинил рязанские земли, земли мордвы, захватил часть Новгородского владения. Был властным, но осторожным правителем. Удерживал престол более 36 лет. Прозвище свое получил за большое «семейное гнездо»: 8 сыновей и 4 дочери.

Физминутка

Учитель называет характеристику. Класс поднимает вытянутые руки вверх - если утверждение верно.

Расположено на северо- востоке (да)

Форма правления - ограниченная монархия (нет)

Главные города Ростов, Суздаль (да)

В княжестве плодородные земли (да)

много леса (да)

У князя Всеволода было много детей (да)

Юрий Долгорукий в 1147 году основал Москву (да)

Резиденцию в Боголюбово построил Юрий Долгорукий (нет)

Чтение источника.

«Известный историк 19 в. Н.И.Костомаров, используя летописи, дал следующую характеристику Андрею Боголюбскому: великий князь любил «показывать свое первенство во всей Руси; вмешиваясь в междоусобия, происходившие в других русских землях, он хотел разрешать их по своему произволу. Главною целью его деятельности было унизить значение Киева, лишить древнего старейшинства над русскими городами, перенеся это старейшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород… Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно…по произволу казнил смертью всякого, кого хотел».

Согласны ли вы с этим высказыванием? (Предполагаемый ответ обучающихся: да, но у такой политики были свои причины).

Свою позицию аргументируйте сведениями, полученными на уроке. (Предполагаемый ответ обучающихся: хотел сделать Владимиро-Суздальское княжество самым величественным, для этого разорил Киев, хотел перевезти митрополита во Владимир. Но в то же время, был храбрым воином, почитал Бога. В XII в. Владимиро-Суздальское княжество больше подходило для центра Руси, так как находилось в более защищенном месте, не подвергалось набегам половцев. Там активнее развивалось с/х, ремесло, торговля, градостроительство).

Политика Андрея Боголюбского была достаточно жесткой, она вызвала недовольство бояр. В 1174 г. они организовали заговор против него.

Заговор 1174 г. Иллюстрация

Кто из известных королей Западной Европы был современником Владимиро- Суздальских князей? (Предполагаемый ответ обучающихся: Филипп II Август (Франция) – объединял свою страну, Вильгельм Завоеватель (герцог Нормандский) – завоевал Англию, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце).

Все эти люди были жесткими правителями, использовали одинаковые методы в укреплении своей власти, так как жили в одно время. По этому же пути шел и Андрей Боголюбский.

Что знаменательного совершили владимирские князья для своего княжества? Что сделал каждый из них для усиления своей власти? Соедините между собой соответствующие элементы схемы. Слайд 13

Главной особенностью управления княжества была сильная власть князя. Вече практически не собиралось, дружинники являлись послушными слугами князя. Сделайте, пожалуйста, записи в таблице. Слайд 14

III. Закрепление учебного материала.

(Слайд 15)

Итак, в начале урока мы поставили перед собой цель: определить особенности истории Владимиро-Суздальского княжества. Для этого заполняли таблицу. Давайте проверим ее.

Проверяем таблицу.


Линия сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

Географическое положение

Северо-восток Руси.


Природно-климатические условия

Благодатный край. Лес, ополье, много рек. В лесу много зверья, ягод, грибов, меда диких пчел.


Основные городские центры

Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир


Занятия населения

Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля.


Политические особенности

Сильная власть князя.



Молодцы, с работой справились, заполнение таблицы продолжим на следующем уроке.

А какова роль владимирских князей в истории? (Предполагаемый ответ обучающихся: стремились укрепить свое княжество).

Итак, Владимирское княжество было одним из главных центров Руси. Его князья много сделали для своей земли и оставили в истории значительный след.

Рефлексия (5 мин)

Наш урок подходит к концу.

Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке по слудующей схеме:

Сегодня на уроке я узнал….

Своей работой на уроке я ….

Я ставлю себя оценку …, потому что ….

Закончим мы словами, которыми начали наш урок: говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее, потому что…

Дети: (хором) …хотим все знать!

Спасибо за урок



Комментирование ответов, выставление оценок.

Домашнее задание. Слайд 13

§ 13, задание 3 на рабочем листе (выберите правильный ответ).
















Источники Слайд 14

Литература

История России. 6 класс. В 2 частях - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. /Под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение, 2016. - Ч1 — 128c., Ч2 — 128c.

История России. Рабочая тетрадь. 6 класс - Артасов И.А., Данилов А.А. и др./ М.: Просвещение, 2016. - 128 с.

История России. Атлас. 6 класс - Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. – М.: Просвещение, 2016. - 32 с.

Интернет-источники

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. [Электронный ресурс]. – [2008]. – Режим доступа: https://mybook.ru/author/nikolaj-ivanovich-kostomarov/russkaya-istoriya-v-zhizneopisaniyah-ee-glavnejshi/read/

Проект STAR-MEDIA. История Государства Росийского, 49 серия. [Электронный ресурс]. – [2018]. – Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?source=series-nav&filmId=5198934882433193620&text=история+государства+российского+49+серия&from=tabbar

https://otvet.imgsmail.ru/download/u_b5dce6886c3e362a8f959b3b588a440b_800.jpg

https://diletant.media/upload/images/Фото0987екапро%201.jpeg

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2018/04/27/regnum_picture_1524827353476007_normal.jpg

https://gdzplus.com/images/plus/142.jpg

https://s3.nat-geo.ru/images/2019/5/16/3386ec269f914a5ca57ec1626dcd9395.max-1200x800.jpg

https://180731.selcdn.ru/ruscivilization/uploads/2017/7/img-94974170.JPG

http://miph.info/wp-content/uploads/2012/05/IMG_5273.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/202366/3350bb5c-7075-4145-912c-9ff64abf898b/s1200

https://img.tsargrad.tv/cache/7/0/knyaz.jpg/w1056h594fill.jpg

https://static1-repo.aif.ru/1/ed/1351436/58496579ca4f40b9bb8945a820dd2d3d.jpg

http://f.mypage.ru/1bfac8d1966933afdf642ceac81b6934_5c8d3173c3e4bed00126e6b3f429b481.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/112297/pub_5d710ec497b5d400ae4c5589_5d710f7bba281e00ad8b0dd1/scale_1200



Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 21.02.24 в 02:51 1Ответить Пожаловаться
Нет заявленной презентации
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.