Методическая разработка урока по литературному чтению: В. Берестов «Кошкин щенок»
Тема урока: «Кошкин щенок» В. Берестов
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель: познакомить детей с весёлым стихотворением В. Д. Берестова «Кошкин щенок»
Задачи:
формировать навыки прогнозирования содержания текста, выразительного чтения вслух, восприятие на слух прочитанного;
развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», бережно относиться к ним, сочувствовать и сопереживать; воспитывать интерес к чтению.
Формируемые УУД
Планируемые предметные результаты:
- уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.
- размышлять о характере и поступках героя.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Ход урока
1.Организационный момент
Там, где вера в добро, там и доброта.
А доброта – это и есть волшебство. Филис Каст
- Прочитайте высказывание американской писательницы. Как вы понимаете его?
- Вы согласны?
- Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока?
- Чтобы все получилось, что необходимо?
- Мы нацелили себя на серьёзную работу. Пусть у нас все получиться.
2.Речевая разминка
- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе. (зарядка для языка, упражнения на дыхание)
- А теперь добавляем эмоций и выразительности при произношении скороговорок.
• Испугались
• Удивились
• Улыбнулись
3. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и определение проблемы урока.
Проверка домашнего задания: выразительно читать стихотворение Ирины Пивоваровой «Жила-была собака», придумать продолжение этого сказочного стихотворения.
- Вам понравилось чтение ваших одноклассников? Чем понравилось?
- Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком и произведениями, которые он писал.
- Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? (презентация, рассказ ребёнка)
- Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто будет героями произведения, о которых пойдёт речь сегодня на уроке:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.
Черный нос,
Колечком хвост.
Дом охраняет,
Громко лает.
Кошек пугает.
- Какие отношения бывают между этими животными?
4. «Открытие» нового знания
1)Работа с текстом
- Прочитайте на доске название произведения.
- Что необычного заметили в заголовке?
- Как вы думаете, о чём это стихотворение?
-Давайте проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями. (аудиозапись)
- Понравилось вам стихотворение?
- Какие чувства вы испытывали при прослушивании?
- Что показалось смешным, забавным?
- А сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение с карандашом в руке, все незнакомые или непонятные слова отмечайте.
- Какие слова вы отметили?
2)Словарная работа (работа в парах)
- Соедините стрелкой понятие и его значение
Приёмный сын | высокий и нескладный человек |
Чистоплотное животное | усыновлённый сын |
Мочало (мочалка) | содержащее себя в чистоте, опрятный |
Верзила | пучок каких либо волокон, употребляемых для мытья и стирания грязи. Мягкое изделие, предназначенное для мытья |
Плескайся | полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза |
Дремлет | колыхаться, производить всплеск |
-Для чего нужна была словарная работа?
3) Выборочное чтение
- Каждая пара получает карточку с вопросом, на который постарайтесь найти ответ из стихотворения и прочитать эти строки.
1 группа: Каким был щенок?
2 группа: Как кошка ухаживала за ним?
3 группа: Какой была кошка – мать?
4 группа: Каким стал сынок?
5 группа: С какими трудностями встретилась кошка – мать?
(задание для хорошо читающих детей)
6 группа: Какой выход нашла кошка – мать?
- Чем закончилось стихотворение?
4)Составление характеристики героев (работа в паре)
- Каким был щенок? Какой была кошка – мать?
(ласковый, заботливая, милый, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок, строгая, жадный, добрый, воспитанный, вежливый)
- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)
- Какие отношения между кошкой и щенком? (доброжелательные, ласковые, нежные)
- Кто наши герои по отношению друг к другу? (кошка-мама, щенок-сын)
-Зачем нам нужно знать какие были главные герои? (зная характеристику главных героев – можно понять отношение автора к своим героям, а это значит – правильно подобрать интонацию чтения)
5)Отработка особенностей выразительного чтения (работа в группах)
Покажите эмоциональное отношение автора к героям. Интонационное чтения.
Выберите тон чтения стихотворения (громче-тише)
Выберите темп чтения стихотворения (быстро-медленно)
Подчеркни важные слова и подготовьте чтение, выделяя эти слова (логическое ударение)
6)Игра «Озвучь иллюстрацию»
Ученики к предложенным иллюстрациям подбирают слова из текста
5. Итог урока.
- Какую цель мы поставили перед собой на уроке? Достигли ли мы цели?
- Чему учит данное стихотворение?
6. Рефлексия
- Продолжи предложения:
- На сегодняшнем уроке я узнал....
- На этом уроке я похвалил бы себя за.....
- Было трудно.....
7.Домашнее задание
- С.130-131 выразительное чтение, придумать продолжение истории.
Вариант задания: вспомни или придумай историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей.
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна