12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Золкина Елена Николаевна27
1

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Текст. Основная мысль текста" 5 класс.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

г. Кольчугино»











Разработка урока по русскому языку

Текст. Основная мысль текста

5 класс











Учитель СКОШИ

Золкина Е.Н.



















Тема: Текст. Основная мысль текста.

Цели урока: формирование умения определять основную мысль текста; развитие умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте; корректировать развитие связной устной и письменной речи, орфографической зоркости, внимания, мышления, наблюдательности.


Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание интереса к урокам русского языка;

развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненную работу;

формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;


Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать в центрах активного обучения, парах сменного состава, статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и их исполнять в соответствии с инструкцией;

развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;

развитие умения оценивать совместно учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;

формирование умения грамотно строить речевые высказывания и составлять тексты в устной и письменной форме.


Направленные на достижение предметных результатов обучения

ознакомление учащихся с произведением Р.Киплинга «Откуда у кита такая глотка»

совершенствование навыков чтения

формирование глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам

применение интерактивных форм обучения.



Ход урока

I. Организационно – мотивационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех!

А какое у вас настроение? Кому с утра весело? Кому грустно?

Давайте на этом уроке плохое настроение превратим в радостное.

Хотите попробовать?

Перед вами лежат разноцветные буквы, соберите их по схеме. Какое слово получилось?

У Л Ы Б Н И С Ь

Друг другу улыбнемся и пожелаем удачи. Ведь с маленькой удачи начинается успех!

II. Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка «Зарядка для ума». Вопрос – быстрый ответ.

Что дарят на День рождения?

Что бывает на дороге после дождя?

Как называется след от лыж?

Дикая кошка – это …

Сладости в обертках – это …

Кто лечит людей?

О ком говорят: ушастый, глазастый, серый, белый.

Тетрадь для рисования – это …

Какое время года сейчас?

Какое сегодня число? (Молодцы).

(У каждого ребенка на парте индивидуальная папка.)

Чтобы вас порадовать, я проведу игру «Школа разведки».

Проводится игра «Школа разведки» . Назначаются 3 генерала.

Работа с деформированным текстом.

Первый

Второй

Третий

много

тропинки

полянке

в

прячутся

на

грибов

у

появились

лесу

боровики

рыжики



Вопросы по составленному тексту.

Назовите признаки текста? (Все предложения связаны между собой по смыслу.)

Как можно его озаглавить? Какой вопрос перед этим нужно задать? (О чем говорится в тексте?)

Подберите название (заглавие) к тексту.

Как вы думаете, для чего книгам, рассказам нужны названия (заглавия)? ( По заглавию можно узнать на какую тему книжка или рассказ.)

Давайте вспомним, что такое тема текста? (Тема – это то, о чем говорится в тексте.)

III Целеполагание

- Сегодня мы продолжим работу с текстом. Познакомимся с понятием «основная мысль текста».

- Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать учебные задачи урока.

Соберём «Корзину идей»

IV Открытие нового знания

- Основная мысль – это главное, что хочет сообщить нам автор, в чем он хочет нас убедить.

- Чтобы глубже разобраться в этой теме, мы организуем работу в группах.

- Для этого разделимся на компании в соответствии с пиктограммами:

Кирилл и К° , Ангелина и К° , Никита и К° . Каждая группа работает со своим текстом.

Большие как дома.

Мы подошли к слонам.

Слон такой большой. Я думал, такого не может быть и что он не живой, сделанный. Ноги у слона толстые, как столбы. Он такой ногой может кого угодно стоптать.

Вот какие слоны большие!

Вопросы по содержанию.

Что нового узнали о слонах?

Найдите в тексте предложение, в котором сформулирована основная мысль.


Умные животные

Слоны умные животные.

Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду носят. Они даже вместо нянек ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

Вопросы по содержанию.

Что нового узнали о слонах?

Найдите в тексте предложение, в котором сформулирована основная мысль.



Огромная няня.

В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, а с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок уползал далеко от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор.

Когда ребенок плакал, слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

Вопросы по содержанию.

Что нового узнали о слонах?

Определите основную мысль текста. В чем нас хочет убедить автор, что он хочет рассказать о слоне?

Вывод


V Рефлексия

Работа с текстом.

Дети берут из папки следующий текст.

- Сейчас я прочитаю рассказ мальчика, а вы попытайтесь определить тему и основную мысль. (На экране появляются два заголовка – «Отдых» (тема), «Замечательный отдых в деревне» (основная мысль.)

Текст

Мне очень нравится отдыхать у бабушки в деревне Дубки.

В деревне всегда интересно. Мы с бабушкой ходим в лес за земляникой и грибами. Целыми днями купаемся в речке с ребятами. По вечерам мы с бабушкой читаем интересные книги.

На следующее лето я обязательно поеду к бабушке в деревню.

Определяем тему и основную мысль текста.

Анализ текста.

Словарная работа.

VI Рефлексивно-оценочная деятельность.

Изложение по вопросам.

- Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.

- Какие слова уже есть в вопросе и какие нужно добавить? (В итоге получается такая запись на экране)

Где Пете нравится отдыхать?

в деревне Дубки

Куда он ходит с бабушкой за грибами.

в лес

Что еще они собирают в лесу?

землянику

Чем мальчик занимался с ребятами?

купается

Что Петя делает вечерами?

читает интересные книги

Куда он поедет на следующее лето?

к бабушке в деревню


Самостоятельная работа/индивидуальная работа.

Самопроверка.

Работа с листом самооценки.

Урок подошёл к концу, и вам осталось лишь оценить свою работу.

VII Подведение итогов урока



Лист самооценки.

Ф. И. ______________________________________________________________

Критерий

Оценка

Я понимаю содержание и определяю основную мысль текста


1 2 3 4 5

t1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980ab.gif

t1606375980ac.gift1606375980ad.gift1606375980ae.gift1606375980af.gift1606375980ag.gif

Я умею отвечать на вопросы и составлять связный текст


1 2 3 4 5

t1606375980ag.gift1606375980af.gift1606375980ab.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980ae.gift1606375980ac.gift1606375980ad.gif



Я умею работать в группе



1 2 3 4 5

t1606375980ag.gift1606375980af.gift1606375980ab.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980ae.gift1606375980ac.gift1606375980ad.gif



Я умею оценивать свою работу


1 2 3 4 5

t1606375980ag.gift1606375980af.gift1606375980ab.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980aa.gift1606375980ae.gift1606375980ac.gift1606375980ad.gif





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.