Методическая разработка урока русского языка «Комплексный анализ текста» (6 класс)
Тема: Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.
« Мама. Мама! Я помню твои руки….»
Цель: Познакомить с фрагментом из романа и проанализировать его ;
Расширять активный запас слов учащихся, объясняя значения слов;
Определить смысловую сторону текста;
Понаблюдать жизнь языковых единиц в тексте;
Поработать над заданиями РЭ.
Способствовать воспитанию чувства любви к матери и миру.
Обучать умению работать как коллективно, так и индивидуально.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Содержание урока
1) Обратимся к строчкам Р. Рождественского: (На слайде строки Р. Рождественского ):
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.
Р. Рождественский.
-Ребята, о чём этот прекрасный текст?
-А что начинается с любви?
-Все начинается с любви…
Ребята, а кого вы любите больше всего на свете?
Да, конечно же, маму. О маме сказано и написано очень много. Ей посвящали свои стихи поэты, ей поклонялись художники, музыканты, скульпторы. Одним из главных идеалов русской культуры является образ матери. Наша православная иконопись в образе Богоматери олицетворяет то любящее материнское сердце, которое становится центром вселенной. Поэтому на Руси поклоняются лику Божьей Матери. (На слайде образ Богоматери)
- Ребята, а что для вас есть МАТЬ? ( Давайте составим кластер)
начало жизни чистота
продолжение рода счастье
нравственность теплота
духовность любовь
верность МАТЬ свет
мудрость нежность, ласка
преданность благородство
терпеливость щедрость
-В чём выражается ваша любовь к маме?
привязанность
обожание
нежность
благодарность ЛЮБОВЬ К МАМЕ
забота
уважение…
- я думаю, что вы уже определили тему урока.(слайд)
-попробуем сформулировать цели урока. (слайд).
2. Эпиграф к уроку:
Материнские руки – воплощение нежности;
детям хорошо спится на этих руках.
В. Гюго
- Прочитайте эпиграф: «Материнские руки – воплощение нежности, детям хорошо спится на этих руках».
- запишите в тетрадь.
- Вы согласны со словами В. Гюго?
Да, какую бы грубую работу ни выполняли материнские руки, они всегда нежны. О материнских руках написал и Александр Фадеев ( слайд портрет Фадеева)
Это великий писатель 20 века, человек со светлой и чистой душой. О его творчестве вы будете говорить чуть позже.
3. У вас на столе текст. Прочитайте.
Фрагмент из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.
( слова Олега Кошевого).
1. Мама, мама! 2. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал
сознавать себя на свете.3. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.4. А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
5. Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней
минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. 6. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. 7. Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.8. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.9. Я целую чистые, святые руки твои!
10. Мама, мама!..11. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… "
- прочтите текст вслух;
- определить тему текста ( воспоминание героя о руках матери)
- какая ошибка допущена в оформлении? Нет абзацев.
- на сколько частей можно разделить текст (3 части).
- прочтите, что вы отнесёте к 1 части, 3 части.
- составить план.( проверить)
- определить основную мысль текста (огромная любовь героя к матери, к её заботе, святая любовь к родному человеку, к человеку, который подарил жизнь).
- почему герой с огромной нежностью говорит о руках матери?
(Только эти руки помогут тебе в любой ситуации, мать всегда протянет свои руки к ребёнку, поможет, защитит, потому что руки матери самые мягкие , нежные, ласковые).
- подтвердите текстом( 5 предложение, предположим, куда она его провожает?)
Физминутка.
- определить тип речи. (повествование)
- определить стиль текста (художественный).
4. Работа в группе.
- поработаем с выразительными средствами.
1 группа.
1. В предложении 5-6 найдите метафору, эпитет и сравнительный оборот. Объясните, что они придают тексту?
2. Выпишете из 4 предложения слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
Что придаёт это слово тексту?
2 группа.
1.В предложении 7-8 найдите эпитет и сравнительный оборот. Объясните, что они придают тексту?
2. Выпишете из 6 предложения слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
Что придают эти слова тексту?
3 группа.
Обратите внимание – новые элементы.
1. В предложении 6-8 найдите архаизмы и историзм. Объясните, что они придают тексту? ( они подчеркивают эпоху, придают тексту мягкость, доброту, чистоту).
2. Выпишете определения, характеризующие руку матери.
Что придают эти слова тексту? ( они помогают сделать текст эмоциональным, искренним, светлым, а также определения уточняют, конкретизируют предмет).
- Проверить задание 1, а затем 2.
Ребята, мы проделали большую работу, а
- какой вывод мы должны с вами сделать, какая деталь сегодня на уроке была новая?
(Выразительные средства, лексика, словообразование, морфология – всё чётко подобрано, каждое слово продумано автором, чтобы добиться раскрытия образа героя. Это говорит о том, что текст должен прочитываться внимательно, здесь каждая деталь важна.)
- давайте оценим свою работу в группах.
5 . Работа в парах. Мы с вами на следующий год сдаём экзамен по русскому языку, а поэтому должны заранее готовиться. И вот задание.
- В предложении 5-6 найдите слова с чередованием гласной в корне, объяснить правописание.( Положила, стирая).
- В предложении 7 найдите слово с приставкой –пол, -полу, объясните правописание.
- Из предложения 7 выпишете прилагательные , определите разряд и образуйте сравнительную степень.
- Выпишете предложение с однородными членами, объясните знаки препинания.
- Запишите 2 предложение, подчеркните грамматические основы и определите тип предложения.-
6. Рефлексия.
Отметьте в тексте
! место, которое вас задело;
+ новые знания
? предложение, над которым хотелось поразмыслить.( проверить).
Выразите свои чувства к маме через составление синквейна.
Мама
Добрая, нежная,
Любит, жертвует, оберегает.
Мама- самая лучшая на свете
Счастье!
Дом. задание. Написать небольшое сочинение о маме ( объём – 1 страница).
Оценки – комментарий.
Всем спасибо.