12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куличкина Галина Ивановна17

Тема: Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

« Мама. Мама! Я помню твои руки….»

Цель: Познакомить с фрагментом  из романа и проанализировать его ;

Расширять активный запас слов учащихся, объясняя значения слов;

Определить смысловую сторону текста;

Понаблюдать жизнь языковых единиц в тексте;

Поработать над заданиями РЭ.

Способствовать воспитанию  чувства любви  к матери и миру.

Обучать умению работать как коллективно, так и индивидуально.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Содержание урока

1) Обратимся к строчкам Р. Рождественского: (На слайде строки Р. Рождественского ):

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви-

С любви!

Я это точно знаю.

Р. Рождественский.

-Ребята, о чём этот прекрасный текст?

-А что начинается с любви?

-Все начинается с любви…

Ребята, а кого вы любите больше всего на свете?

Да, конечно же, маму. О маме сказано и написано очень много. Ей посвящали свои стихи поэты, ей поклонялись художники, музыканты, скульпторы. Одним из главных идеалов русской культуры является образ матери. Наша православная иконопись в образе Богоматери олицетворяет то любящее материнское сердце, которое становится центром вселенной. Поэтому на Руси поклоняются лику Божьей Матери. (На слайде образ Богоматери)

- Ребята, а что для вас есть МАТЬ? ( Давайте составим кластер)

начало жизни чистота

продолжение рода счастье

нравственность теплота

духовность любовь

верность МАТЬ свет

мудрость нежность, ласка

преданность благородство

терпеливость щедрость

-В чём выражается ваша любовь к маме?

привязанность

обожание

нежность

благодарность ЛЮБОВЬ К МАМЕ

забота

уважение…

- я думаю, что вы уже определили тему урока.(слайд)

-попробуем сформулировать цели урока. (слайд).

2. Эпиграф к уроку:

Материнские руки – воплощение нежности;

детям хорошо спится на этих руках.

В. Гюго

- Прочитайте эпиграф: «Материнские руки – воплощение нежности, детям хорошо спится на этих руках».

- запишите в тетрадь.

- Вы согласны со словами В. Гюго?

Да, какую бы грубую работу ни выполняли материнские руки, они всегда нежны. О материнских руках написал и Александр Фадеев ( слайд портрет Фадеева)

Это великий писатель 20 века, человек со светлой и чистой душой. О его творчестве вы будете говорить чуть позже.

3. У вас на столе текст. Прочитайте.

Фрагмент из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

( слова Олега Кошевого).

1. Мама, мама! 2. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал 
сознавать себя на свете.3. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.4. А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. 
5. Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней 
минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. 6. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. 7. Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.8. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.9. Я целую чистые, святые руки твои! 
10. Мама, мама!..11. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… "

- прочтите текст вслух;

- определить тему текста ( воспоминание героя о руках матери)

- какая ошибка допущена в оформлении? Нет абзацев.

- на сколько частей можно разделить текст (3 части).

- прочтите, что вы отнесёте к 1 части, 3 части.

- составить план.( проверить)

- определить основную мысль текста (огромная любовь героя к матери, к её заботе, святая любовь к родному человеку, к человеку, который подарил жизнь).

- почему герой с огромной нежностью говорит о руках матери?

(Только эти руки помогут тебе в любой ситуации, мать всегда протянет свои руки к ребёнку, поможет, защитит, потому что руки матери самые мягкие , нежные, ласковые).
 

- подтвердите текстом( 5 предложение, предположим, куда она его провожает?)

Физминутка.

- определить тип речи. (повествование)

- определить стиль текста (художественный).

4. Работа в группе.

- поработаем с выразительными средствами.

1 группа.

1. В предложении 5-6 найдите метафору, эпитет и сравнительный оборот. Объясните, что они придают тексту?

2. Выпишете из 4 предложения слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

Что придаёт это слово тексту?

2 группа.

1.В предложении 7-8 найдите эпитет и сравнительный оборот. Объясните, что они придают тексту?

2. Выпишете из 6 предложения слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

Что придают эти слова тексту?

3 группа.

Обратите внимание – новые элементы.

1. В предложении 6-8 найдите архаизмы и историзм. Объясните, что они придают тексту? ( они подчеркивают эпоху, придают тексту мягкость, доброту, чистоту).

2. Выпишете определения, характеризующие руку матери.

 

Что придают эти слова тексту? ( они помогают сделать текст эмоциональным, искренним, светлым, а также определения уточняют, конкретизируют предмет).

- Проверить задание 1, а затем 2.

Ребята, мы проделали большую работу, а

- какой вывод мы должны с вами сделать, какая деталь сегодня на уроке была новая?

(Выразительные средства, лексика, словообразование, морфология – всё чётко подобрано, каждое слово продумано автором, чтобы добиться раскрытия образа героя. Это говорит о том, что текст должен прочитываться внимательно, здесь каждая деталь важна.)

 

- давайте оценим свою работу в группах.

5 . Работа в парах. Мы с вами на следующий год сдаём экзамен по русскому языку, а поэтому должны заранее готовиться. И вот задание.

- В предложении 5-6 найдите слова с чередованием гласной в корне, объяснить правописание.( Положила, стирая).

- В предложении 7 найдите слово с приставкой –пол, -полу, объясните правописание.

- Из предложения 7 выпишете прилагательные , определите разряд и образуйте сравнительную степень.

- Выпишете предложение с однородными членами, объясните знаки препинания.

- Запишите 2 предложение, подчеркните грамматические основы и определите тип предложения.-

6. Рефлексия.

Отметьте в тексте

! место, которое вас задело;

+ новые знания

? предложение, над которым хотелось поразмыслить.( проверить).

 

Выразите свои чувства к маме через составление синквейна.

Мама

Добрая, нежная,

Любит, жертвует, оберегает.

Мама- самая лучшая на свете

Счастье!

Дом. задание. Написать небольшое сочинение о маме ( объём – 1 страница).

Оценки – комментарий.

Всем спасибо.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.