Методическая разработка урока по технологии «Мир профессий» (8 класс)
Методическая разработка урока « Мир профессий».
Предмет:Технология
8 класс. Учитель технологии: Исмаилов Р.К.
Урок разработан в соответствии с ФГОС
Тема урока: « Мир профессий».
Цели урока:
обучающие: сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;
развивающие: развивать творческую активность, способности, образное мышление, аналитическое мышление;
воспитательные: способствовать формированию самостоятельности,
умение работать в парах.
Задачи:
образовательные: формирование знаний по планированию профессионального пути школьника, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку, формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению;
развивающие: определение учащимися своих профессиональных интересов и склонностей, оценка собственных знаний и умений для формирования профессиональных навыков, овладение умением поиска информации о профессиях и образовательных учреждениях;
воспитательные: становление коммуникативных отношений в группе или паре; составление жизненных профессиональных планов, систематическое совершенствование профессиональных навыков.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области профориентации;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- самооценка выполнения практической деятельности;
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая интернет-ресурсы и другие базы данных;
Предметные результаты:
- формирование представлений о мире профессий и их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору соответствующего профиля подготовки; - осознание роли проектно-исследовательской деятельности для развития профессиональных компетенций;
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная; работа в парах.
Вид урока: рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Результаты: Умение работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению задач, формировать навыки подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда.
Материально-техническое оснащение: , учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал на сайте «Билет в будущее», раздел «Школьникам»: https://profigrad.bvbinfo.ru/.
.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
I .Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня поговорим о том, кем бы вы хотели стать в будущем. Каждый год перед тысячами учеников встает вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась? Безусловно, это решение непростое. Особенно в современных реалиях. Но посмотрите на это с другой стороны. Время перемен – это лучшая площадка для взлета. Мы можем сделать ограничения началом роста и развития экономики, промышленности, сельского хозяйства, да практически всех сфер деятельности. А значит, рабочих мест и возможностей сделать успешную карьеру становится еще больше. Главное – выбрать, что нравится и что подходит вам. Ведь каждый сам выбирает свой путь. Кому-то помогает случай, кто-то идёт по стопам родных, кто-то долго ищет и находит любимое дело. Чтобы найти любимое дело, нужно в первую очередь заглянуть в самих себя, понять, какие у вас есть интересы, способности и Сегодня на уроке мы посмотрим видео, пообщаемся, выполним разные задания. Чтобы наша работа была полезной для каждого из вас, давайте будем придерживаться правил урока:
Активность. Мы активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим, слушаем, обсуждаем и предлагаем.
Уважение. Внимательно слушаем, даем возможность сказать каждому то, что он хочет. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Доверие. Говорим то, что чувствуем, не боимся делиться своими размышлениями и результатами.
Каждый год перед тысячами учеников встает вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась? Безусловно, это решение непростое. Особенно в современных реалиях. Но посмотрите на это с другой стороны. Время перемен – это лучшая площадка для взлета. Мы можем сделать ограничения началом роста и развития экономики, промышленности, сельского хозяйства, да практически всех сфер деятельности. А значит, рабочих мест и возможностей сделать успешную карьеру становится еще больше. Главное – выбрать, что нравится и что подходит вам. Ведь каждый сам выбирает свой путь. Кому-то помогает случай, кто-то идёт по стопам родных, кто-то долго ищет и находит любимое дело. Чтобы найти любимое дело, нужно в первую очередь заглянуть в самих себя, понять, какие у вас есть интересы, способности и возможности. А ещё – разобраться, где можно научиться профессии, какие образование и компетенции для этого необходимы Именно об этом и будет сегодняшний урок. Мы посмотрим видеоролики, из которых узнаем о современном рынке труда. Разберемся, какие отрасли и профессии востребованы. Выясним какие навыки нужны, чтобы реализовать себя.
Всё это поможет вам с выбором дела жизни.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: А для начала предлагаю просто посмотреть на нашу страну. Внимание на экран. Ролик «Моя Россия»
Видеоролик показывает обучающимся впечатляющие цифры и факты о нашей стране
Обсуждение ролика в классе
Учитель: Что нового вы узнали из этого видео?
Ученики делятся впечатлениями об услышанных фактах. Возможно, кто-то может дополнить, рассказать, что слышал, читал и т.д.
Учитель: Спасибо, ребята. Как было сказано в ролике, все эти факты и цифры напрямую связаны с вашими возможностями, с тем, где и кем бы вы себя видели в профессиональной сфере. Предлагаю продолжить тему интересных фактов, но теперь углубиться чуть больше в рынок труда нашей страны.
Мини-игра «Факты: правда или вымысел?»
Учитель: Я буду называть определенный факт, вам же предстоит определить – правда это или вымысел. Если вы считаете, что факт – правда.
то вам нужно поднять большой палец руки вверх. Если вы считаете, что факт – вымысел, то вам нужно опустить большой палец руки вниз. Правила понятны? Тогда начнем.
Ученикам предлагается 12 фактов, задача – отгадать, какие из них верны. Вы можете самостоятельно выбирать количество фактов, которые предложите ребятам на обсуждение, учитывая возраст и групповую динамику в классе.
1. В современном мире насчитываются 15253 зарегистрированных профессий.
Вымысел. В современном мире насчитывается более 40 тыс. зарегистрированных профессий. Всего три столетия назад их было около 500, но чем больше развивается цивилизация, тем больше их появляется.
2. Самыми востребованными профессиями в 2021 году стали водители, менеджеры и продавцы.
Правда. За этот год в России было размещено 158 тыс. вакансий водителей, 147 тыс. вакансий менеджеров по продажам и 145 тыс. вакансий продавцов.
3. В России работают около 2 млн IT-специалистов.
Правда. Да, в России действительно работают около 2 млн айтишников. В 2022 году Правительство РФ приняло дополнительные меры поддержки таких специалистов. Планируется увеличить количество бюджетных мест приема в вузы на IT-специальности до 120 тыс. к 2024 году.
4. В России насчитывается около 1000 музеев.
Вымысел. Количество музеев в России – 2920, общий объем музейного фонда 84 610 592 единиц. А первый музей – Новый Эрмитаж – был открыт для посещения в 1852 году, 170 лет назад!
Учитель: Молодцы! А теперь я предлагаю подумать: какие вообще существуют отрасли профессиональной деятельности в нашей стране?
Обсуждение отраслей, которые знают ребята
Учитель пишет на доске ответы детей, их варианты. Например, ученик называет: «преподаватель». Учитель формулирует название отрасли: «Наука и образование» и записывает ее на доске. Далее можно спросить: «Как вы думаете, какие еще есть профессии в этой отрасли?» Ученики отвечают: «Воспитатель, преподаватель, бизнес-тренер, химик, биолог, астролог, археолог, нанотехнолог, филолог, этнограф, биофизик, физик, биохимик, микробиолог…» Учитель подсказывает, помогает вспомнить как можно больше профессий, относящихся к данной отрасли.
Дальше по такому же принципу учитель записывает отрасли, которые смогли сформулировать ребята. Он помогает, направляет, но на этом этапе нет задачи перечислить все отрасли. Хорошо, если получится сформулировать 3-4 отрасли.
Учитель: Итак, мы разобрались с несколькими отраслями самостоятельно. А чтобы закрепить наши знания и получить новые, предлагаю посмотреть следующий ролик.
Ролик об отраслях – часть 1.
Видеосюжет посвящен рассказу об отраслях, которые делают нашу жизнь доступной, комфортной, умной, технологичной и здоровой.
Здесь говорится о таких отраслях как архитектура и строительство, сельское хозяйство, транспорт ии логистика, наука и образование, информационные технологии, медицина и здоровье. У обучающихся складывается общее представление о рынке труда и новых возможностях в выборе профессии.
Учитель: Из ролика/видео мы узнали много интересного о той или иной отрасли. Но технический прогресс не стоит на месте. И вы будете удивлены, сколько нового уже придумано и создается в разных отраслях. Предлагаю сыграть еще в одну игру. Я буду называть вам факты из уже знакомых нам отраслей, а вы попытаетесь угадать, существует ли это уже сейчас – или это пока будущее.
Мини-игра «Будущее или реальность»
Факт: В России электромобили составляют около 10% от всего автотранспорта.
Ответ: Это БУДУЩЕЕ. Было бы здорово, если бы электромобили стали естественной частью нашей жизни. Но пока переход на электротранспорт — задача ближайшего будущего. По прогнозам экспертов, доля электромобилей к 2025 году вырастет как минимум до 7,3%, а оптимистичные прогнозы и вовсе говорят о цифре в 18%. Истина, вероятно, будет где-то посередине!
Факт: В течение ближайших 5-7 лет люди смогут печатать себе еду на 3D-принтере, а сами устройства будут так же доступны, как, например, пылесосы.
Ответ: Это РЕАЛЬНОСТЬ. Продукты питания уже печатают, но пока их использование очень ограничено. Например, с помощью принтеров декорируют торты. Разработка 3D-принтеров для продуктов входит в дорожную карту FoodNet Национальной технологической инициативы (НТИ).
Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо!
Учитель: Мы проделали большую работу. Разобрались с отраслями и профессиями, которые относятся к ним. Но чтобы стать настоящим профессионалом в своем деле, одного желания мало. Надо обладать определенными навыками. Иметь набор качеств, которые помогут в профессии. Как вы думаете, сможет ли застенчивый человек стать, например, актером или сможет ли он выступать перед большой аудиторией?
Ребята рассуждают. Учитель записывает на доске качества, необходимые каждому человеку для успешной карьеры.
Игра «Компетенции»
Учитель раздает карточки с названиями компетенций обучающимся. Карточек 11 шт., можно раздать их некоторым ребятам в случайном порядке или положить на парты. Далее учитель зачитывает /рассказывает краткое содержание компетенции, а обучающиеся должны угадать название (у кого такая карточка).
Компетенции:
ответственность; системное мышление; ориентация на развитие; командность ;коммуникабельность; мотивация достижения; организованность; оптимизм и ресурсное мышление; гибкость, готовность к неопределенности; вероятностное мышление; креативность и нестандартность, новаторство.
Учитель: Все мы разные, и в каждом из нас есть те или иные качества. Но чем большим числом качеств вы обладаете, тем легче будет выстроить свою карьеру. И запомните: любое качество в себе можно развить
Учитель: Взавершение нашего урока давайте посмотрим небольшой ролик о тех, кто уже выбрал свою профессию
Давайте с вами подумаем, что важнее в профессии (карьере) – труд или талант?
Ученики высказывают свою точку зрения. Далее учитель просит зафиксировать свои ответы на бумаге, чтобы потом оперативно внести данные в систему с голосованием.
III.Физкультминутка
IV.Практическая работа
Учитель: Для начала давайте обратимся к анкете-подсказке, которая у каждого находится на столе.
АНКЕТА №1
№ |
Вопрос |
Варианты ответов (выбрать можно только один ответ) |
|||||||
|
|
(А) |
(Б) |
(В) |
(Г) |
||||
1 |
Какая группа школьных предметов кажется тебе наиболее привлекательной? |
Биология Химия География |
Математика Физика Информатика |
Литература История Русский и иностранные языки |
Математика Обществознание Английский язык |
||||
2 |
Какой набор действий для тебя выглядит привлекательнее? |
Лечить, исследовать, систематизировать |
Чинить, конструировать, программировать |
Писать и редактировать тексты, делать переводы, обучать |
Придумывать бизнес-планы, прогнозировать, торговать |
||||
3 |
Какие свои способности тебе бы хотелось развивать и применять? |
Познавать и уметь классифицировать природные объекты |
Понимать работу механизмов и электронных систем |
Уметь общаться и работать с людьми, помогать им |
Уметь вычислять и анализировать, работать с таблицами и графиками |
||||
4 |
Каким темам посвящены видео, которые ты чаще всего смотришь, твои любимые книги и игры? |
Мир природы, медицина, защита природы |
Компьютеры, искусственный интеллект, новые технологии |
Психология, история и культура |
Управление, предпринимательство, финансы |
||||
Результаты |
|
|
|
|
В анкете-подсказке есть 4 вопроса и 4 варианта ответа (А, Б, В, Г). Вам нужно в каждом вопросе выбрать только одну наиболее подходящую для себя группу ответов. Например, 1 вопрос:
Какая группа школьных предметов кажется тебе наиболее привлекательной?
Вариант А: Биология, Химия, География
Вариант Б: Математика, Физика Информатика
Вариант В: Литература, История, Русский и иностранные языки
Вариант Г: Математика, Обществознание, Английский язык
Выберите только одну группу предметов, наиболее для вас подходящую, отметив А, Б, В или Г.
Так же отвечаем на следующие вопросы.
Итак, ребята, все заполнили свои анкеты-подсказки. В конце урока мы узнаем ваши результаты. Помимо анкеты, мы пройдем с вами тестирование. Тест мы будем проходить на следующем уроке, а рекомендации вы получите в своих личных кабинетах и по желанию поделитесь/обсудите их со своими друзьями, родителями.
У каждого человека есть свой собственный путь в профессию. Важный шаг – это самоопределение.
Обсуждение результатов анкеты №1
У кого из вас ребята, в первом вопросе ответ А – для вас более привлекательны такие предметы, как Биология, Химия, География – поднимите руки.
А у кого вариант Б: Математика, Физика Информатика? Так интересно. А кто из вас выбрал вариант В: Литература, История, Русский и Иностранные языки? У кого вариант Г: Математика, Обществознание, Английский язык?
Так, очень интересно! Ребята, посчитайте, сколько у вас вариантов ответов А, Б, В и Г.
Результаты анкеты-подсказки:
Давайте, обсудим результаты (интерпретация для педагога):
Три или четыре одинаковых буквы (например, АААА, АААГ)
Вероятно, у вас ярко выраженный интерес к определенному направлению. Это здорово! Наверное, вы уже довольно определившиеся люди. Но присмотритесь и к другим направлениям, вдруг вы упускаете что-то? Многие профессии находятся на стыке направлений.
По одной букве в каждом столбце (или в одном столбце две, в остальных не более одной буквы, например, АББГ, АББВ)
Вероятно, вас пока ничего не привлекает определённо. Может быть, вам интересно попробовать всё! Чтобы освоить что-то хорошо, нужно на этом сосредоточиться. Например, пройдите дополнительные профтесты. А также всегда ваш выбор можно обсудить с психологами, родителями, преподавателями в школе и кружках дополнительного образования. Вы обязательно найдете, то направление, которое вам по душе, по силам и будет востребовано.
По две буквы в двух столбцах (например, АА, ВВ)
Похоже, вас привлекают разные направления. Вероятно, пока для вас предпочтительнее профессия на стыке направлений. Рассмотрите внимательно свои интересы и способности, можно ли их объединить в каком-нибудь одном деле? Дни открытых дверей, кружки по интересам и секции, любые профориентационные мероприятия и занятия – это то, что поможет определиться точнее.
Диалог: Ребята, кто готов поделиться результатами своей анкеты-подсказки? (Опросить несколько ребят с разными результатами).
Ребята, конечно, это предварительный результат. Эта анкета – только маленький шаг к выбору профессии, чтобы вы понимали, на какие вопросы нужно ответить и какие профессии вам могут быть интересны. Каждый вариант ответа – правильный, и результаты, которые вы получили – естественный ответ в вашем возрасте.
Более подробные тесты мы с вами пройдем на отдельном (следующем) уроке.
В каждом направлении существует огромное количество профессий, тем более, есть много профессий на стыке профилей, и можно сочетать разные направления.
Узнавать о них можно, общаясь с разными людьми, с родителями, читая в интернете. А ещё один эффективный способ – погружение в профессиональную среду. Такой опыт поможет понять, какое именно направление вам ближе, какую именно профессию выбрать.
V Презентации учащихся.
Ребята, вам было дано домашнее задание — сделать презентацию о своей предполагаемой будущей профессии. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Краткие сообщения учащихся. (Ученики приглашаются к доске для защиты презентаций).
Молодцы! Надеюсь данная информация, будет полезной для всех.
Выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.
VI. Рефлексия по уроку
Итак, ребята подводим итоги нашего урока. Обратите внимание на доску (презентацию). Я буду называть начало фразы, а вы ее завершение (педагог может обращаться к конкретным ребятам по именам или по желанию обучающихся)
Итак,
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
я попробую…
мне захотелось
VII. Подведение итогов.
Каждая профессия полезна, уважаема. А я хочу закончить наш урок стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.
VIII. ТАБЛИЦА ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Сегодня мы с вами уходим не только с новыми знаниями и размышлениями о своих интересах и склонностях, но и с небольшим, но важным домашним заданием, которое позволит вам уже сейчас задуматься о будущем. У каждого из вас на столе лежит таблица. Посмотрите внимательно на нее.
ИНСТРУКЦИЯ:
1. В таблице поставьте галочки напротив ОДНОГО направления и ОДНОГО вида образования, которые вам в данный момент кажутся наиболее интересными. Используйте ваши ответы из анкет-подсказок.
2. Заполните те поля, где у вас стоят галочки: изучите и впишите названия вузов или колледжей, которые есть в регионе.
Задание поможет вам построить маршрут: от выбора направления – к образованию и профессии.
|
Естественнонаучное направление |
Технологическое направление |
Социально-гуманитарное направление |
Экономическое направление |
Вузы (ВО)
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
Колледжи (СПО) |
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
В таблице вы ставите галочки напротив ОДНОГО направления и ОДНОГО вида образования, которые вам в данный момент кажутся наиболее интересными. Используйте ваши ответы из анкет-подсказок.
Заполните те поля, где у вас стоят галочки: изучите и впишите названия вузов или колледжей, которые есть в регионе.
Это задание поможет вам построить маршрут: от выбора направления – к образованию и профессии.
Ребята, я говорю вам «спасибо» за сегодняшний урок. Главное – ставьте цели и действуйте.
У нас с вами впереди много разных мероприятий в рамках проекта. Наш урок завершен, всего вам доброго!
До новых встреч!