Викторина к уроку окружающего мира в 4 классе «От князя Самара до наших дней»
Методическая разработка: «Викторина «От князя Самара до наших дней»
Цель: закрепить знания детей об округе – ХМАО - Югра, расширить кругозор детей, развивать чувство национальной гордости, любви к родному краю.
Задачи: расширить и закрепить знания детей о родном крае, культуре, быте коренных народов округа; развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни; воспитывать любовь к родному городу.
Предварительная работа: ребятам выдаётся материал для подготовки к викторине. Заранее класс делится на команды методом жеребьёвки. Детям даётся задание подготовить девиз и название команды. Класс разделён на 3 команды.
Ход викторины.
Вступительное слово учителя. Россия - это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, в котором он родился. Ханты – Мансийский Автономный округ Югра является для вас малой родиной. А 10 декабря у нашего округа праздник - день его рождения, день его образования.
Мы, жители Югры, любим свой округ, много о нём знаем, гордимся им. В честь этого праздника, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине «От князя Самара до наших дней»
Сегодня у нас гости. Оценивать результаты заданий викторины будет уважаемое жюри:
В нашей викторине участвуют три команды.
Первый конкурс. Представление команд. Команды объявляют название и девиз. Конкурс оценивается максимально в 5 баллов. Жюри подсчитывает количество баллов.
Второй конкурс «Это знать – интересно!» Каждая команда отвечает поочерёдно на 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимально каждая команда может набрать по 5 баллов. Жюри подсчитывает количество баллов.
Вопросы:
Назовите год, когда были первые точные упоминания о городке князя Самара в «Летописи Сибирской краткой Кунгурской». 1582 г.
Основание ямщицкого Самаровского яма (по указанию царя Михаила на поселение были направлены семьи ямщиков) 1637 г.
В каком году московский посланник, ехавший с посольством в Китай, Николай Гаврилович Спафарий Милеску - первый из путешественников, посетивших Самарово? 1675 г.
В каком году Ханты – Мансийск получил статус города? 1950 г.
В каком году Остяко-Вогульск переименовали в Ханты-Мансийск? 1940 г.
Назовите столицу нашего округа. Ханты – Мансийск.
Какая ягода растёт на болоте? Клюква.
Назовите коренных жителей севера. Ханты и манси.
Назовите Ф. И. О. губернатора нашего округа. Комарова Наталья Владимировна.
Чем богат наш край? Назовите богатства Югры? Нефть и газ.
Назовите хвойные деревья нашего округа (не менее трёх). Кедр, ель и сосна.
Назовите лиственные деревья нашего округа (не менее трёх). Берёза, осина, ольха.
Назовите ягоды нашего округа (не менее трёх). Черника, голубика, брусника.
Назовите птиц нашего округа (не менее трёх). Снегирь, глухарь, тетерев.
Назовите диких животных нашего округа (не менее трёх). Лиса, медведь, белка.
Третий конкурс «Коренные жители округа и их праздники».
Максимально каждая команда может набрать по 4 балла. Жюри подсчитывает количество баллов.
Как называется жилище коренных жителей нашего округа? (Чум)
Как называются хантыйские сани? (Нарты)
Назовите национальную зимнюю обувь ханты и манси. (Кисы, унты)
Из чего строят чум ханты и манси. (Из палок и шкур оленя)
Как называется место, где живут коренные жители? (Стойбище)
Как называется народная кукла у хантов? (Акань)
Как называется мужская одежда коренных жителей из оленьих шкур? (Малица)
Как называется лодка, изготовленная из прямоствольной осины или кедра? (Облас)
Как раньше называли народы “ ханты” и “манси? (Остяки и вогулы)
Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Эта птица прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси — считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. Как называется праздник и когда его празднуют? Вороний день - 7 апреля.
Это самый любимый праздник хантов и манси. Это животное считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на него сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру этого зверя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. Как называется праздник и когда его празднуют? Медвежий праздник - по случаю охоты на медведя - зимой.
Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня «Ворнахатла» - «Вороньего дня», еще один праздник, который посвящен встрече и проводам священной птицы. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом. Они подходили к реке и нашептывали, тихо говорили: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей». Как называется праздник? Проводы лебедя – осенью.
Четвёртый конкурс капитанов “Собери герб”.
Конкурс оценивается максимально в 1 балл.
Пятый конкурс «Музеи, памятники и достопримечательности города Ханты – Мансийска»
Каждая команда отвечает поочерёдно. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не дала верного ответа, в этом конкурсе разрешается дать слово другой команде. Жюри подсчитывает количество баллов.
Расположенный в живописной сибирской тайге этнографический музей под открытым небом подарит всем желающим уникальную возможность поближе познакомиться с культурой, традициями и жизненным укладом северных народов, издревле населяющих эту территорию. Этнографический музей-заповедник «Торум Маа»
Расположенный в самом центре Ханты-Мансийска парк, носит имя героя Гражданской войны, пользуется огромной популярностью среди местных жителей. Чудесных уголков здесь множество: каскад фонтанов, самым приметным из которых является необычный фонтан «Обь и Иртыш», ротонда, расположенная на островке посреди небольшого пруда, симпатичные ангелочки, украшающие эту ротонду и мостик. Назовите фамилию и имя героя, в честь кого назвали этот парк. Парк имени Бориса Лосева.
Ханты-Мансийск – это не только край, богатый нефтью и газом, не только родина древних северных народов – ханты и манси, но и столица одного из самых популярных в нашей стране зимних видов спорта – биатлона. Назовите чьё имя носит наш биатлонный центр. Центр зимних видов спорта им. А.В. Филипенко.
На высоком холме, окруженном бескрайним лесом, в 2003 году появилась новая достопримечательность Ханты-Мансийска. Зная название памятника, ожидаешь увидеть классическую скульптуру, изображающую русских казаков XVI века. Ан нет, пред вашим взором вырастает довольно необычная конструкция в стиле хай-тек – стеклянная трехгранная пирамида. Каждая грань пирамиды по замыслу автора должна символизировать определенные этапы в истории столицы Югры: древние времена, эпоху освоения края дружиной Ермака, период открытия газовых и нефтяных месторождений, приведшего к расцвету Ханты-Мансийска. Высота пирамиды, возведенной на вершине 80-метрового холма, – 62 метра, благодаря чему ее видно из любой точки города.
Назовите как называется этот памятник? Памятник первооткрывателям земли Югорской.
Здесь, на сохранившемся ледниковом останце площадью 3.5 гектара установлены скульптуры древних людей и доисторических животных – бизонов, волков, оленей, диких лошадей, медведей, львов, носорогов. Изюминкой парка считается композиция, состоящая из 11 мамонтов, выполненных в натуральную величину. Эти каменные исполины стали главным символом Ханты-Мансийска. Культурно-туристический комплекс «Археопарк»
6. В фондах данного музея насчитывается более 140 тыс. экспонатов из самых разных коллекций. В музее хранятся уникальные экспонаты: объекты палеофауны, среди которых костяк трогонтериевого слона, подобных ему в мире – несколько единиц. В составе музейного собрания представлена археологическая, палеонтологическая и этнографическая коллекции, а также письменные и документальные источники, фонд редкой книги, фото-фонд и так далее. Как называется музей? Музей Природы и человека.
Пятый конкурс «Реши кроссворд»
Каждая команда получает кроссворд. Даётся 3 минуты на разгадывание кроссворда. За данный конкурс можно заработать 13 баллов. За каждое верно разгаданное слово – один балл.
Разгадав все слова по горизонтали, вы отгадаете основное занятие коренных народов севера.
| | | | | 1 | | | | | | | | |
| | | 1 | с | о | б | о | л | ь | | | | |
2 | ч | у | в | а | л | | | | | | | | |
| | | 3 | н | е | л | ь | м | а | | | | |
| | | | 4 | н | е | ф | т | ь | | | | |
| | | 5 | л | е | с | | | | | | | |
| | | | 6 | в | о | д | а | | | | | |
| | | | 7 | о | б | ь | | | | | | |
| | 8 | к | е | д | р | | | | | | | |
| | | | 9 | с | а | м | о | т | л | о | р | |
| | 10 | и | р | т | ы | ш | | | | | | |
| | | | 11 | в | о | л | к | | | | | |
| | | 12 | б | о | л | о | т | о | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Царь пушных зверей.
Печь у народов ханты и манси. Одна из главных рек округа.
Ценная рыба Югры.
Главное богатство нашего края.
Флаг ХМАО состоят из 2 цветов: Что означает зелёный цвет?
Флаг ХМАО состоят из 2 цветов: Что означает синий цвет?
Одна из главных рек нашего округа.
У какого хвойного дерева самые питательные орехи?
Как называется первое месторождение по добыче нефти?
На берегу этой реки расположена столица Югры.
Дикое животное леса.
Морошка, княженика, клюква, брусника, голубика - все ягоды можно собирать тут.
По вертикали: 1. Основное занятие коренных народов севера.
Вот и подошла к концу наша викторина. В завершение викторины хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины.
Предоставим слово уважаемому жюри.
Подведение итогов. Награждение команд.
Хочу закончить наше занятие словами путешественников, которые побывали в Югре и выразили свои впечатления стихотворением. Слова Сергея Спиридонова из Тулы.
Ханты-Мансийск, ты наш таёжный братец,
На семь холмов присел среди тайги.
Кедровых сосен золотистый глянец,
Иртыш и Обь – великих две реки!
Вдоль берегов, как по степи когда – то
Скрываясь от голодных злых волков,
За матерью вприпрыжку мамонтята
Бегут, ища себе ночлег и кров.
Произрастая из лесов надёжных,-
Ты ключ к замку с названием Сибирь!
Не обойти в Югре всех стёжек и дорожек,
Всё русским духом пропиталось - вглубь и вширь!
Медведь-шатун там мхом берлогу стелет,
А по весне звенит крик журавлей,
В апреле солнце ласково согреет,
Врачует воздух лучше всех врачей!
А люди? Люди как родные братья!
Душа к душе, душевней не сыскать!
Их заключаю в крепкие объятья
С улыбкой радости! Такая благодать!
Спасибо за внимание!
Материал для подготовки детей к викторине. Можно изучать на уроках окружающего мира и литературного чтения.
Легендарная Югра - историческая родина, прежде всего обско-угорских народностей: ханты, манси, ненцев и селькупов. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством. После того, как тюркские народы потеснили их с юга на север, эти народности перенесли свои навыки в более суровые условия. Именно на новом месте угры стали одомашнивать оленя.
Начало последовательного присоединения Сибири к Московскому государству было положено в 1582 г. походом отряда Ермака. Осенью 1585 года, уже после смерти Ермака, казаки под руководством воеводы Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укрепленное поселение - Обской городок. Таким образом, мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства, что было окончательно закреплено в 1592 году основанием городов Пелыма, Березова, а в 1594 году - Сургута. Появившиеся на Обском Севере городки стали служить местом торговли. На наиболее оживленных направлениях возникли особые станции для перемены лошадей – "ямы". В 1637 году были устроены два яма – Демьянский и Самаровский (ныне г.Ханты-Мансийск).
Московский посланник, ехавший с посольством в Китай, Николай Гаврилович Спафарий Милеску – был одним из первых путешественников, посетившим Самаровов 1675 году. В 1930 г. был образован Остяко-Вогульский национальный округ, в 1940 г. переименованный в Ханты-Мансийский национальный округ. В 2003 г. он получил своё нынешнее название Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
В 5 км от села Самарова, где проживала большая часть коренного населения, у слияния Иртыша и Оби, в 1931 г. начали строить новый городок Остяко-Вогульск, переименованный в 1940 г. в Ханты-Мансийск, административный центр края. Статус города Ханты – Мансийск получил только в 1950 году.
В середине 1960-х гг. жизнь Ханты-Мансийского округа резко изменилась: на территории Среднего Приобья были обнаружены огромные запасы нефти и газа. Сейчас Югра занимает первое место в России по добыче нефти. В год здесь добывается около 280 млн. тонн, т.е. 60 % российского «черного золота». Самотло́рское нефтяно́е месторожде́ние (Самотло́р) — крупнейшее в России и 7-е по размеру в мире нефтяное месторождение. Расположено в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в окрестностях Нижневартовска, Излучинска и Мегиона, в районе озера Самотлор. В переводе с хантыйского слово «Самотлор» означает «мёртвое озеро», «худая вода». По другим версиям — «сердце озёр» или «берёзы на сору».
Культурно-туристический комплекс «Археопарк» по праву можно назвать главной достопримечательностью Ханты-Мансийска, его визитной карточкой. Здесь, на сохранившемся ледниковом останце площадью 3.5 гектара установлены скульптуры древних людей и доисторических животных – бизонов, волков, оленей, диких лошадей, медведей, львов, носорогов. Изюминкой парка считается композиция, состоящая из 11 мамонтов, выполненных в натуральную величину. Эти каменные исполины стали главным символом не только «Археопарка», но и всего Ханты-Мансийска.
Расположенный в живописной сибирской тайге этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» подарит всем желающим уникальную возможность поближе познакомиться с культурой, традициями и жизненным укладом северных народов, издревле населяющих эту территорию. Вы увидите здесь дома, оборудованные печами и коптильнями, охотничьи хижины причудливой формы, тотемы, которым поклонялись ханты и манси, различные предметы быта, капканы и ловушки для охоты на мелкого и крупного зверя.
Построенный в 2005 году православный храмовый комплекс «Во имя Воскресения Христова», расположенный в центральной части Ханты-Мансийска, многие считают одной из главных достопримечательностей этого города. Помимо выполненного в традициях русской архитектуры XIX века собора Воскресения Христова, чьи золотые купола видны практически из любой части города, в состав комплекса входят храм, освященный в честь князя Владимира, часовня Кирилла и Мефодия, 62-метровая колокольня, воскресная школа, православная гимназия, парк «Славянская площадь», украшенный скульптурами на тему десяти заповедей, каскад лестниц и фонтанов «Дорога к храму».
Расположенный в самом центре Ханты-Мансийска парк, носящий имя героя Гражданской войны Бориса Лосева, пользуется огромной популярностью среди местных жителей, и это не случайно. Этот рукотворный березовый парк летом служит спасением от жары (не удивляйтесь: в летние месяцы жара в этих северных краях отнюдь не редкость), да и в целом место это очень живописное.
Ханты-Мансийск – это не только край, богатый нефтью и газом, не только родина древних северных народов – ханты и манси, но и столица одного из самых популярных в нашей стране зимних видов спорта – биатлона. Здесь регулярно проводятся соревнования самых разных уровней, вплоть до международного, а потому без большого спортивного центра, соответствующего современным стандартам и отвечающего высоким техническим требованиям, было просто не обойтись. Именно такой площадкой стал Центр зимних видов спорта имени А.В. Филипенко, который по праву можно назвать визитной карточкой югорского спорта.
На высоком холме, окруженном бескрайним лесом, в 2003 году появилась новая достопримечательность Ханты-Мансийска – Памятник первооткрывателям земли Югорской. Зная название памятника, ожидаешь увидеть классическую скульптуру, изображающую русских казаков XVI века. Ан нет, пред вашим взором вырастает довольно необычная конструкция в стиле хай-тек – стеклянная трехгранная пирамида.
В 1815 году на средства горожан и их же силами в Самарово, исторической части Ханты-Мансийска, была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная на месте прежней, сгоревшей в пожаре. Главной реликвией этого храма была икона «Знамение Богородицы», попавшая в Самарово в XVIII веке и до сих пор считающаяся покровительницей не только Ханты-Мансийска, но и всей Югры.
Визитной карточкой Ханты-Мансийска является открытый в 2004 году автомобильный мост через реку Иртыш на федеральной трассе Пермь–Томск, известной как Северная широтная магистраль. В народе этот мост получил прозвище «Красный дракон»: своими очертаниями конструкция, выкрашенная в красный цвет, действительно напоминают огнедышащее животное.
Безусловно, привлечет ваше внимание здание, когда вы будете прогуливаться по улице Мира, размещается основанный в 1932 году Музей природы и человека – один из старейших и интереснейших музеев Ханты-Мансийска. В нем собрана уникальная коллекция, насчитывающая более 120 тысяч экспонатов. Здесь вы увидите скелеты и чучела животных, как ныне обитающих в этих краях, так и давно вымерших, образцы местной флоры, предметы быта древних народов Югры, их оружие, одежду, украшения и много других экспонатов, рассказывающих о природе, человеке и тесной связи между ними.
Государственный художественный музей Югры нередко называют «Северной Третьяковкой», ведь здесь собрана уникальная коллекция – иконы XV–XIX веков, полотна выдающихся мастеров русского изобразительного искусства, в числе которых Шишкин, Репин, Айвазовский, Васнецов, Суриков, Левитан, Тропинин, Серов, Крамской, а также работы современных талантливых художников со всего мира. Другого столь богатого собрания художественных ценностей с восточной стороны от Урала вам не найти.
Хозяйственная деятельность народов ханты и манси непосредственно влила на их жизненный уклад. Большинство населения вело полуоседлый образ жизни, переезжая из постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на промысловых угодьях. Таким образом, одна семья могла иметь несколько домов. У охотников – рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом свое особое жилье, а оленевод, куда не приедет, везде ставит только чум.
Постройки были дощатые, берестяные, земляные; по сезонности- зимние, весенние, осенние, летние. Одни из них были стационарными, то есть стояли на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать.
Постоянные зимние селения насчитывали от 5 до 25 домов, сезонные — не более 3—5. Дома располагались по берегам рек на некотором расстоянии друг от друга. Селения имели свободную планировку.
Для хантов характерно большое разнообразие типов жилищ, традиционный же облик хантыйской усадьбы выглядел следующим образом: жилой дом, один или несколько хозяйственных амбаров, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей и одежды, вяления и копчения рыбы, конуры для собак.
Традиционные зимние дома — каркасно-столбовые землянки и полуземлянки с входом через крышу. Основой такого дома служил каркас из наклонных столбов, вершины которых соединялись квадратной рамой. В этом случае жилище имело форму усеченной пирамиды Существовал и другой способ соединения: вершины врезались друг в друга, при этом жилище имело вид пирамиды. На каркас со всех сторон накладывали жерди, дерн, и все это засыпалось землей для теплоизоляции. Дверь делали из досок, окошко располагалось с противоположной от входа стороны под потолком, пол был земляной. Спали на земляных нарах, огороженных досками и застеленных берестой, камышовыми циновками или шкурами. Отапливали дом чувалом - глинобитным очагом, занимающим весь угол, но дающим свет и тепло.
Несмотря на примитивное строение каркасно-столбовые землянки имели некоторые преимущества перед рубленной избой. Благодаря покатым стенкам, с которых не скатывается снег, и относительно узкой крыше зимой всё строение превращается в сплошной большой сугроб и становился абсолютно не продуваемым.
В XIX веке ханты начали стали строить в качестве зимних жилищ примитивные наземные срубы, напоминавшие русскую избу. Вход делали с западной стороны, небольшое окошко — с восточной. Крыши чаще двускатные, покрытые жердями и утепленные слоем дерна. В доме отсутствует потолок, имеется два окна и длинные деревянные нары вдоль противоположной от входа стены. Зимние избы тщательно утепляются мхом, отапливаются глиняной печью, которую делали женщины, размеры ее зависят от величины семьи. После того, как прогорят дрова, угли выгребают и ставят в печь формы с тестом. Чело закрывают деревянным листом.
Чум - традиционное коническое жилище хантов-оленеводов. Он сооружается из длинных жердей, крытых зимой оленьими шкурами, или берестой летом. В центре чума - место для очага или печи, по обе стороны укладывается дощатый пол. Вдоль стен от досок устраивают спальные места из циновок, шкур оленя и одежды. Данное жилище широко использовался и в качестве сезонного на месте промыслов. Бересту изготавливали весной в период активного соковыделения в березе. Снятую бересту тщательно вываривали в рыбьей ухе (иногда просто в воде), после чего она становилась гибкой и пластичной. Для сшивания кусков бересты использовали нитки из оленьих сухожилий.
Кроме жилых построек были еще и хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных. Для проведения праздников, различных народных собраний манси строили общественные здания, которые отличались от жилых лишь размерами.
Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта. В основном для ее изготовления используются местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, собак, птиц (лебедей, уток и др.). Занимаются данным ремеслом только женщины и преимущественно летом. Новая одежда шьется раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.
Оленеводы в качестве верхней мужской одежды используют глухую одежду с капюшоном, которая называется малица. Ее придумал северный народ ненцы, остальные же северные народы его позаимствовали. Вообще это самая теплая одежда в мире – человек еще ничего другого теплее и удобнее не придумал. Шьется она из шкуры оленя шерстью внутрь. Капюшон, варежки – все пришивается. Одевается легко, снимается еще легче – при помощи большого пальца поддевают за капюшон и через верх снимают.
Распашную одежду носили и женщины. Женская одежда – двойная меховая шуба сахи шьется из шкуры оленя, утепляется пухом лебедя либо утки. Традиционная одеждой считается платье на кокетке, хлопчатобумажный или суконный халат.
Кисы – так называется мужская и женская обувь. Шьется только из лапок (камусов) оленя. Единственное отличие – это орнамент: у мужчины орнамент пришивается чуть ниже колена. А у женщины – чуть выше подъема ноги. Летняя обувь из ровдуги (кожи оленя). Раньше ее окрашивали соком березы или отваром из коры лиственницы. Мужская и женская обувь отличались по покрою и способу завязывания шнурков.
Мужская и женская одежда украшалась. В меховой одежде сочетались белый и темный цвета, отделка цветным сукном. Суконная одежда разного цвета расшивалась бисером, металлическими бляшками. Широко использовалась вышивка геометрическими узорами и аппликация. Женщины носили украшения из бисера, кольца и серьги.
Оленеводство, охота и рыбалка всегда были основой жизни северных народов нашего края. Нужно отметить, что олень для них – это смысл жизни. Чем больше у тебя на пастбище оленей, тем лучше будет жить твоя семья, потому что олень дает всё. Это и пища, и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения, поэтому и традиционная пища манси — это мясо оленей (главным образом диких) и рыба. Мясо животных варили, а почки, печень, костный мозг ели сырыми. Также в пищу употреблялись и молодые оленьи рога. Лакомством считалось копченое сало оленя.
Рыба во все времена — излюбленный продукт обских угров. Его употребляли в любом виде: сырой, мороженой, вареной, вяленой, копченой, сушеной. Из внутренностей изготавливают рыбий жир, который в дальнейшем употребляют как в чистом виде, так и с толчеными ягодами черемухи.
На территории округа произрастают свыше 800 видов различных представителей флоры. В северной подзоне таёжно-болотистой части Югры преобладают кедр, ель и лиственница. Нередко в этой местности можно встретить так же сосну и березу. Особенностями территории является чередование болотистых участков и торфяников с лесными массивами. Среди зеленых красок тайги можно найти множество грибов и ягод : здесь растет брусника, клюква, смородина, морошка, княженика и голубика. Однако все эти дары природы практически не используются местные жители, поэтому они становятся повседневным лакомством диких животных.
На всей территории тайги благополучно уживаются лоси, олени, кабаны, лисицы, горностаи, белки, куницы и многие другие животные. Самым крупным и свирепым жителем округа является бурый медведь, которого многие называют «хозяином» тайги.
Немало в Югре и животных, занесенных в Красную книгу России. Так, находятся под охраной государства росомаха, европейская норка и западноевропейский речной бобр, численность которых, в дикой природе, постоянно уменьшается. Изучая многообразие животного мира Югры, стоит заметить что, данная территория богата животными, представляющими определенную хозяйственную ценность. К ним относятся: белка, соболь, песец, лисица, заяц, выдра, ласка и много других пушных зверьков.