Урок окружающего мира в 4 классе «Наши предки-обезьяны»
Урок окружающего мира
Тема: « Наши предки-обезьяны»
Цели: 1. Формировать у учащихся понятия о сходстве и отличии человека и обезьян.
2. Повторить признаки млекопитающих.
Ход урока
Орг.момент
Мы начинаем наш урок,
И вот уже звенел звонок.
Пора занять свои места.
Удачи, милые друзья!
2. Повторение
Слайды ( попугай,рыба,корова, кит, рыба,обезьяна,ласточка)
-Распределите животных по группам.
-Почему корова,обезьяна и кит попали в одну группу? Что у них общего?
Ещё один слайд «человек»
-В какую из групп вы отнесли человека? Почему?
- Значит, человек-млекопитающее.
3. Постановка проблемы.
Чтение диалога со стр.58 учебника.
- Что вас удивило в диалоге?
-Что сказал Миша? А это так?
-Так какой возникает вопрос?
Обезьяны наши родственники?
-Чтобы ответить на вопрос что нам надо провести…?
4.Поиск решения
-Родственники это кто? Дети похожи на родителей?
-Будем исследовать сходства
Работа в группах –сходства человека и обезьян.(тексты-см. Приложение)
Сходства Отличия
зрениепрямохождение
рука разум
мозг речь
долгий период детства
5. Физминутка
- Но родственники не всегда похожи друг на друга. Мы с вами рассмотрели сходства человека и обезьян, а есть ещё и отличия.
- В чём на ваш взгляд может быть отличие обезьяны от человек?
Выдвижение гипотез
- Эти гипотезы будем доказывать с помощью учебника(стр. 60)
6. Итог
-Какой вопрос исследовали на уроке?
-Что исследовали?
- Что поняли?
- Так действительно ли обезьяны наши родственники?
- А знаете ли вы, кто первым выдвинул теорию происхождения человека от обезьян?
Мультфильм
- А подумать вас над этим вопросом я попрошу дома. Это будет ваше домашнее задание.
С этого и начнём наш следующий урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Какое может быть сомнение: обезьяны – очень похожи на человека. Стоит посмотреть хотя бы на обезьяньи руки. Руки, а не лапы. На них, как и у человека, пять пальцев. А на пальцах не когти, а ногти. Обезьянья ладонь исчерчена почти так же, как человеческая.
И если бы еще у обезьян большой палец был побольше, совсем бы не отличишь. Ведь это он, по существу, обезьяну в люди вывел. Трудиться без него наши дальние предки не смогли бы.
Мозг обезьян и ум их – вот, пожалуй, самые главные доказательства родства их с человеком. Правда, мозг шимпанзе раза в три меньше человеческого , но борозд и извилин на нем уже немало. Ничего удивительного — обезьяна существо умное. И «шевелить мозгами» ей приходится часто. Ну какое другое животное догадалось бы соорудить пирамиду из ящиков, чтобы достать высоко подвешенный банан? Или сообразило бы подстеречь служителя, когда он проходит под бананом, вскочить ему на плечи и достать лакомство.
Подавляющее большинство млекопитающих ориентируются с помощью прекрасно развитого обоняния. Исключения составляют обезьяны и человек. Для того чтобы прыгать по деревьям, перескакивая с ветки на ветку, нужен точный дистантный орган чувств. Таким основным органом чувств у древесных животных становится зрение.Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью глаз.Глазницы расположены на фронтальной стороне черепа и обращены вперед. Поля видимости каждого глаза не изолированы, как у большинства млекопитающих, а перекрываются одно другим, что обеспечивает объемное зрение.