Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорога к звёздам», посвящённая Дню космонавтики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор методической разработки:
Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Образовательное учреждение: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Аудитория: обучающиеся 5 - 6 классов, начальной школы
Название материала:
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорога к звёздам", посвящённая Дню космонавтики
Цель мероприятия: создание условий для патриотического воспитания обучающихся, знакомство с научно-историческим наследием страны.
Воспитательные: формирование нравственных ценностей на примере биографии Ю. А. Гагарина, уважения к историческому наследию родной страны; воспитание чувства гордости за достижения страны в освоении космоса
Развивающие: развитие интереса обучающихся к космической тематике, расширение их кругозора, познавательной активности, мотивации к нравственному поведению и самосознанию
Формирование УУД
Личностные: формирование ответственности за порученное дело, инициативы и самостоятельности, активной жизненной позиции; приобщение обучающихся к духовно - нравственным и национальным ценностям, развитие чувства гордости за свою страну, осознание чувства причастности к её судьбе.
Коммуникативные: осуществление деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умение определять общую цель и пути её достижения.
Регулятивные: развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, умение давать оценку своим действиям.
Познавательные: расширение и углубление знаний космической тематики, развитие интереса к истории своей страны, к участию во внеклассной деятельности, в том числе познавательного, поискового, исследовательского характера.
Описание
Внеклассное мероприятие посвящено Дню космонавтики (12 апреля), составлено с учётом возрастных особенностей аудитории (интерес к сложной теме поддерживается за счёт визуализации информации): включает в себя видеосюжеты о космосе для детей и интерактивный кроссворд. Ориентировочное время – 45 минут.
Ответы на кроссворд
По горизонтали:
2. Гагарин 3. «Восток» 6. Невесомость 10. Ракета 11. Планетарий
По вертикали:
1.Саратов 4. Космос 5. Скафандр 7. Тюбик 8. Орбита 9. Космодром
Ключевое слово: ПОЕХАЛИ
Оформление. Встреча проводится в праздничной обстановке. Перед началом и после неё звучат песни космической тематики. Оформляется выставка книг, посвящённых космонавтике и Ю. А. Гагарину.
Нужен компьютер (ноутбук), проектор, экран.
Ожидаемый результат: формирование чувства сопричастности к истории своей страны и судьбе народа; выстраивание собственной модели нравственного поведения.
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич
https://interesnyefakty.org/yuriy-gagarin/
https://cosmos-online.ru/people/yurij-gagarin-kratkaya-biografiya.html
https://biographe.ru/politiki/youriy-gagarin/
Стихи. Ру:
https://stihi.ru/2003/04/11-103
https://stihi.ru/diary/tklmora/2020-04-18
Видеосюжеты:
Фильм для детей о Гагарине: https://youtu.be/tcl5An4rpVA
Мультфильм про планеты для детей: https://youtu.be/kTzQ2q9SwlQ
Песня юных космонавтов, «Маша и Медведь»: https://youtu.be/mz9qJcp0ga0
Земля из космоса: https://youtu.be/LQuA1ktwtHM
Ссылки на изображения в кроссворде:
Гагарин: http://isicad.ru/uploads/img/7955_.jpg
Памятник в Саратове: http://news.sarbc.ru/images/orig/2015/09/img_84SP2Q.jpg
Космич. аппарат: https://astro-world.ru/wp-content/uploads/2019/03/vostok-1-1.jpg
Космос: https://img2.goodfon.ru/wallpaper/nbig/6/43/galaktika-zvezdy-siniy-2782.jpg
Скафандр: https://s.fishki.net/upload/users/2019/07/11/813928/5e3e6899d82a0c36b504390fefeb1979.jpg
Невесомость: https://persons-info.com/userfiles/image/persons/20000-30000/29000-30000/29178/SHARIPOV_Salizkhan_SHakirovich9.jpg
Тюбик: https://fhd.multiurok.ru/e/4/b/e4bdad0dbee021d6e7a7642ecc948879bc07c4a3/img5.jpg
Орбита: https://cdn.pixabay.com/photo/2019/06/06/09/49/solar-system-4255609_1280.jpg
Ракета: https://bitcryptonews.ru/img/news/news_05_07_19_roket_fly_1.jpg
Планетарий: https://progorodsamara.ru/userfiles/picoriginal/img-20191018115808-945.jpg
Фон: https://peterburg2.ru/uploads/18/03/20/o_july_213-milkyway-3.jpg
День космонавтики: https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2019/01/Den-aviatsii-i-kosmonavtiki.jpg
Гагарин стих: https://fs00.infourok.ru/images/doc/101/120205/img9.jpg
Историч. Слова: https://static.orgpage.ru/socialnewsphotos/08/08ba66b5282a4084b3fbac02e0352f4c.jpg
Сценарий внеклассного мероприятия "Дорога в космос"
DOC / 45 Кб
Раскраски для скачивания от РОСУЧЕБНИКА (сайт ПРОСВЕЩЕНИЕ)
Сценарий внеклассного мероприятия "Дорога к звёздам"
- Вступительная часть. Мотивация и целеполагание.
Учитель:
-Добрый день, ребята! На календаре 12 апреля. Знаете ли вы, какой праздник отмечается сегодня во всём мире?
Ответы детей
- Правильно. И для начала я хочу вместе с вами посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и Медведь»
Просмотр видео с песней юных космонавтов «Звезда с неба»
из 70 серии «Маша и Медведь» (3.53)
Учитель:
- О чём же пойдёт речь на нашем внеклассном мероприятии?
Ответы детей
- Конечно, в День космонавтики мы будем говорить о космосе, обо всём, что с ним связано, о людях, которые прокладывали дорогу в космическое пространство.
- Основная часть.
- Чтение стихотворения Я. Акима заранее подготовленным учеником
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
- Ребята, а что вам известно о космосе?
Когда началось освоение космических горизонтов?
А какие небесные тела вы знаете?
Можете ли вы назвать, помимо Земли, другие планеты?
А кто знает, что такое астрономия?
Ответы детей
- Молодцы. Если сказать просто, астрономия - это наука, изучающая небо и небесные тела. Предлагаю вам узнать ещё больше о загадках космоса, посмотрев видеосюжет «Астрономия для детей».
- Просмотр видео «Астрономия для детей»(5.03)
Учитель:
- Ребята, а почему именно 12 апреля празднуется День космонавтики? С каким событием связан этот праздник? Вы правы, с первым полётом человека в космос, который был осуществлён в 1961 году ст. лейтенантом Ю. А. Гагариным. Посчитайте, сколько лет прошло с этой знаменательной даты. Правильно, более полувека – 60 лет. Следующий сюжет посвящён Космическому Колумбу, покорителю космоса Ю. А. Гагарину. Будьте внимательны, потому что в конце занятия вам понадобятся ваши знания.
- Просмотр мультфильма о Ю. А. Гагарине (4.36)
Учитель:
- Ребята, какие качества характера с детских лет наблюдались у Ю. А. Гагарина? (Ответы детей). Правильно: трудолюбие, любознательность, настойчивость в достижении цели, мужество, выносливость, работа над собой. Всё это было прекрасной почвой для формирования его характера, мировосприятия и профессиональных качеств, необходимых человеку такой удивительной профессии.
- Как вы думаете, почему Ю. А. Гагарина часто называют «человеком мира», ведь он гражданин Советского Союза? (Ответы детей). Да, ребята, Земля – общий дом для людей разных национальностей, живущих на разных континентах нашей планеты. И, отправляясь в космос, гражданин СССР представлял во Вселенной не только нашу страну, но и всех землян, вместе взятых. Он стал героем по-настоящему космического масштаба.
- Чтение стихотворения о Ю. Гагарине подготовленным учеником
Сказал "Поехали!" Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
© Copyright: Махмуд Отар-Мухтаров, 2003
Учитель:
- А сейчас - "Физкультминутка"! Набираемся сил перед логической головоломкой!
- Физкультминутка «Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)
Учитель:
- Молодцы! А сейчас, ребята, проверим вашу внимательность, вашу начитанность, ваш кругозор. Предлагаю Вам логическую головоломку – интерактивный кроссворд.
- Интерактивный кроссворд «Космический»
Интерактивный кроссворд "Космический"
- Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, спасибо вам! Вы хорошо потрудились и, надеюсь, многое узнали. А больше всего мне хочется, чтобы вы поняли, что всё, что есть вокруг нас, мы сами – часть огромного мироздания без конца и края, имя которому КОСМОС. Вы, думаю, слышали такое выражение, когда говорят о ком-то или о чём-то выдающемся, удивительном, невероятном: «Просто космос!» Кажется, что космос такая сила, такая глыба, такая красота, которую невозможно разрушить. И только из иллюминатора космического корабля видно, какая хрупкая наша планета на самом деле. Именно об этом сказал Ю. А. Гагарин после 108 минут, проведённых в космосе: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Просмотр видео «Наша планета из космоса»(4.58)
(Можно смотреть не целиком, а частично, если не хватает времени)
Чтение стихотворения М. Дудина учителем:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Берегите
Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье,
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
- Домашнее задание
Учитель:
- На память о нашем занятии, ребята, я хочу вам подарить раскраски с изображением всех планет. Выберите «свою» планету, ещё раз прочитайте о ней информацию (а вдруг среди вас есть будущие космонавты, которым лететь к далёким звёздам и открывать новые миры?!), раскрасьте её. А потом мы оформим в кабинете материал и назовём его «Разноцветная Галактика». Договорились? Всего вам доброго!
Медведева Татьяна Ивановна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Никитина Людмила Анатолиевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Галина Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Панченко Лариса Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна