Внеурочное занятие по музыке на тему «Весёлый праздник Масленица» (1–4 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №37
городского округа г. Буй Костромской области
Методическая разработка
внеурочного занятия
по музыке
для обучающихся 2 класса
Тема занятия:
«Весёлый праздник Масленица»
подготовила
учитель музыки,
I квалификационной категории
Чихачева Юлия Александровна
Пояснительная записка
“Неизвестно каков будет человек через тысячу лет, но если
отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся
ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всё
забудет и всему разучится, и должен будет всё начать сначала”
В. О. Ключевский
Мы живём в интересное и сложное время, когда многое для себя заново открываем и переоцениваем, в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем поверхностно. К сожалению, мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники, без которых люди раньше не могли обходиться. Много праздников современной России досталось от Древней Руси. Эти события, в основном, зарождались и отмечались в языческое время. Масленица – один из самых радостных и светлых народных праздников. Многие ребята не знают народных праздников. И я была удивлена, что к народным праздникам они относят Новый год, 8 марта, 23 февраля. А это неправильно. Тогда мне захотелось подготовить расширенное занятие по знакомству с народным праздником Масленица.
Цель методической разработки – воспитать чувство патриотизма, сформировать представление о значимости традиций русского народа, развить творческую активность, мышление и расширить кругозор учащихся посредством их участия на занятии.
Разработка содержит конспект внеурочного занятия по предмету «Музыка» для обучающихся 2 класса на основе программы ФГОС «Школа России», по учебнику «Музыка» 2 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема занятия - «Весёлый праздник Масленица». Данное занятие знакомит школьников с традициями русского народа, прививает интерес к родной культуре, прививает любовь к Родине, расширяет кругозор, укрепляет уважение к предкам. В течение занятия используется презентация, в которой показана наглядность, требуемая к занятию. Конспект содержит информацию об истории праздника, рассказывает о каждом дне масленичной недели.
В разработке подробно описывается ход занятия, последовательность этапов, применяемые литературные и музыкальные средства оформления, примерную речь учителя.
Цель:
Познакомиться с обычаями и традициями народного праздника масленица,
с помощью различных видов искусства: музыка, поэзия, живопись.
Задачи:
Познавательная:
- познакомить обучающихся с народными традициями, с историей возникновения праздника – масленица;
Развивающая:
- развивать музыкальную культуру младших школьников;
-развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях;
Воспитательная:
- воспитывать чувство любви к прекрасному;
- воспитывать интерес и уважение к народным традициям, народной музыке;
Вид занятия: комбинированный.
Тип занятия: применение полученных знаний на практике.
Этапы:
организационный этап; актуализация знаний; постановка темы, цели урока; объяснение нового материала; рефлексия; домашнее задание; заключительный этап.
Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация.
Оборудование: проектор, компьютер, магнитофон, фортепиано, народные инструменты, раздаточный материал (цветные карточки), куклы(чучело) масленицы, народные костюмы.
Методы: системно - деятельностный подход.
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Пение
Инструментальное музицирование
Музыкально –пластическое движение
Игра
Музыкальный материал:
Проводы зимы ( р. н. п. Л.Зыкина)
Песня «Здравствуй масленица!»
Р.н.п.«Блины»
И. Ф. Стравинский балет «Петрушка»-«Русская»
Частушки…
Песня «Прощай, прощай, прощай масленица».
Песня «Масленица»
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература
Используемые технологии:
- Игровые
- Здоровьесберегающие
- ИКТ технологии
Планируемые результаты
Предметные:
наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
умение оценивать произведения разных видов искусства;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно - образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Рефлексия: каждый учащийся выполняет тест для проверки и закрепления знаний.
Ход занятия
1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное приветствие:
Учитель: «Здравствуйте, ребята!
Дети: «Здравствуйте, учитель!»
Учитель: «Как ваши дела?»
Дети: «Хо-ро-шо».
Учитель: Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Песни петь и танцевать.
Праздник можем мы начать…
2. Актуализация знаний
Учитель:
- Ребята, а какая музыка по настроению встретила вас в классе?(ответы детей)
- Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто сочинил эту музыку композитор или народ?(народ).
Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях). Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
слайд №1
3. Постановка темы и цели занятия
Учитель: И тема нашего занятия называется «Весёлый праздник Масленица».
Учитель: Подходит ли загадка к теме нашего занятия? (Дети: Да)
Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить,
Порадоваться, позабавиться,
Как наши деды забавлялись на Масленицу.
Цель сегодняшнего занятия: познакомиться с обычаями и традициями народного праздника масленица, с помощью различных видов искусства: музыка, поэзия, живопись.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
Учитель: А ктоиз вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица? (ответы, рассказы детей об этом празднике)
Учитель: Почему этот праздник получил такое название? Какая традиция в этот праздник? (от традиции печь блины)
Учитель: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
Учитель: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
Учитель: Кого ж надо было задобрить?
Дети: Зимушку
Учитель: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора… (Ф.И.Тютчев)
4. Ход занятия
Учитель: А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?
Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле. Древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю. По всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи. Праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал? ( Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
Все дни масленой недели имеют свои названия:
Учитель: Понедельник - наступает встреча. Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
слайд №2
Учитель: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? (ответы детей)
Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили… (показ чучела масленицы, сделанной детьми).
слайд №3
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней.
(исполняется хороводная песня про масленицу).
Учитель: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению?(ответы детей)
Учитель: Чем мы выразили понедельник? (песней)
Учитель: Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи, а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
слайд №4
Учитель: А в какие игры играют на Масленицу? (ответы детей)
Учитель: А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Катание с гор
Бой мешками
Ледяной столб
Снежный тир
Кулачные бои
Перетягивание каната
Жмурки
Приглашаю детвору на веселую игру – называется игра горелки.
р.н.игра «Горелки» ( приглашаются 5 учащихся)
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором произносят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два – не воронь
Беги как огонь!
(Горе́лки — подвижная старинная славянская игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами.
слайд № 5
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
Учитель: Чем мы во вторник занимались? (играли)
Учитель: Вот среда подходит «Лакомкой зовется».
слайд №6
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Учитель: Какое главное угощение на празднике?
Дети: Блины
Учитель: На что блины похожи? (на солнышко)
Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели?
- А знайте, как их готовят? (ответы детей)
К нам в гости на праздник пришёл повар, и он сейчас расскажет вам об одном из рецептов приготовления блинов.
- А теперь послушайте русскую народную песню «Блины»
Группа ребят исполняют песню «Блины».
Обсуждение песни учителем и детьми.
Учитель: Какая песня по настроению, о чем в ней поется?
Учитель: Молодцы, ребята! Что мы в среду делали? (кушали блины, слушали и разучивали песню про блины, узнали рецепт приготовления блинов).
Учитель: А сейчас ребята давайте все вместе придумаем движения к песне, и исполним с движением.
Физ. Минутка на песню «Блины»
Учитель показывает движения, дети повторяют.
Учитель: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
(учитель зачитывает поговорки и вместе с ребятами разбирают их смысл)
«Не житье - бытье, а масленица»,
- Как вы понимаете смысл этой поговорки?( так говорят о привольной хорошей жизни)
«На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»
А что такое пост, кто-нибудь знает?
Учитель: Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты и многое другое…
Учитель: Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
слайд №7
Учитель: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева.
слайд №8
Что вы видите, какой праздник здесь изображен?
Дети: Масленица.
Какие приметы праздника вы видите?(Ездят на тройках, поют, танцуют, играют в снежный городок, угощаются блинами, катаются на горках и качелях, на санях, устраивали ярмарку, театры.)
Учитель: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину? Что можно услышать?
Дети: Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
на экране портрет И.Ф.Стравинского
слайд №9
Учитель: Игорь Фёдорович Стравинский сочинил произведение, которое посвятил Масленице - балет «Петрушка» одна из частей называется «Русская».
Послушайте «Русскую» этого композитора.
(слушание музыки)
слайд №10
- Какой характер у музыки?
(работа с карточками)
Выложите те цвета, которые соответствуют настроению музыки.
(Учитель вместе с детьми проверяют)
Учитель: Набор ваших цветов соответствует цветам на картине.
Можно ли сказать, что по характеру она близка картине художника?
(Ответы детей)
Учитель: А теперь послушайте стихотворение:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
О чём говориться в стихотворении? (ответы детей)
Подходит ли наше стихотворение к картине Кустодиева, и к произведению Стравинского?
Дети: Да, Подходит.
Учитель: Это значит, что сегодня мы увидели, как праздник масленица может отображаться и в музыке, и в живописи, и литературе.
Учитель: Ребята, а какой музыкальный инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз.фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь). Правильно, это русская гармошка.
Учитель: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей.
- А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (ответы детей).
Частушка-это веселая песенка, в которой много куплетов. Появились частушки 200 лет назад. Произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок.
- Кто сочиняет частушки? (Народ). Исполняются они в оживленном темпе, характер частушки - озорной, насмешливый, шутливый.
- Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные.Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
(учитель исполняет частушки про Масленицу)
Вместе дружно мы живем
вам частушки пропоем
Нынче масленку встречаем
всех блинами угощаем
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
Учитель: А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее!
(несколько ребят исполняют частушки).
Частушки про масленицу:
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Как на масленой неделе
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Подходите, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Всех наc пост Великий ждет,
Наедайся в прок народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенье.и т.д.
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
(игра на музыкальных инструментах).
А сейчас под мелодию частушек, вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).(рубель, трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Учитель: Как мы четверг выразили? (Частушкой звонкой, игрой на инструментах, и познакомились с музыкальным произведением И. Стравинского.)
Учитель: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости.
слайд №11
Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощались.
Учитель: Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? (сжигали чучело в костре.)
слайд №12
- Для чего сжигали?( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.)
В последний день праздника люди просили друг у друга прощения.
- А кто знает, как называют в народе этот день? (прощеное воскресенье.)
- А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье?
- А у кого вы будете просить прощение?
Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!».
Все ребята исполняют песню «Прощай, прощай, прощай масленица».
Учитель: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
5.Рефлексия (подведение итогов урока)
Учитель: Наше занятие подходит к концу, сядьте поудобнее.
Проверим, были вы внимательны на занятии или нет.
Учащимся выдаётся тест для проверки и закрепления знаний.
Тест :
Каждый ученик получает карточку, на которой крестиками отмечает правильный вариант ответа:
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
а |
|
|
|
* |
|
б |
|
|
* |
|
* |
в |
* |
* |
|
|
|
1. Зима снегом богата, а весна – водой. Что является символом масленицы?
а) чай б) сметана в) блины
2. В честь чего придуман этот символ?
а) снег б) вода в) солнце
3. Один из этих обрядов – только на Масленицу. Какой?
а) пускание венков но воде б) сжигание чучела в) гадание на свечах
4.Как называются маленькие, шуточные песенки?
а) частушки б) прибаутки в) попевки
5.Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?
а) соревнования б) игры в) конкурсы
6. Домашнее задание
Учитель: Ребята напомните мне, а блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
Учитель: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
(звучит песня «Масленица» - учитель раздает детям солнышки).
Учитель: Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.
Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то найти (или сочинить) частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к уроку по музыке.
7. Заключительный этап
- Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали.
- Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить баранками
И пожелать здоровья всем!
До свидания!
В конце занятия проходит чаепитие с блинами.
слайд №13
Список используемой литературы
Александрова З. Ждет вас русское веселье: сценарий праздничного школьного представления на Масленицу / З. Александрова // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 24. – С. 63-79.
Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год
Аудио записи
Джалилова Н. Как на Масленой неделе...: сценарий праздника / Н. Джалилова // Народное творчество. – 2011. – № 1. – С. 51-54.
Журнал “Трамвай”. №3, 1990г.
ФГОС «Школа 2100», учебник «Музыка» 1 класс В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. Москва Баласс -2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Материалы официального сайта Анастасии Смирновой http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , выложенные в открытом доступе
Материалы сайта EVA.RUhttp://eva.ru/maslo/?gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , находящиеся в открытом доступе
Материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.
http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/ottnas/26291-prazdnichno
20