Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

0
0
Материал опубликован 13 October в группе

Пояснительная записка к презентации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ ИМЕНИ Ю. А. ГАГАРИНА»

302028, г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 31 Тел: (4862) 76-36-41









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ










Тема мероприятия: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»;

Возраст детей: 11–14 лет (5–7 классы);

Место проведения: БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина»;

Структурное подразделение: Центр цифрового образования «IT-КУБ»;

ФИО педагога: Горлина Лидия Витальевна

















Орёл, 2025



Тема мероприятия: «Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

Целевая аудитория: 5–7 классы (11–14 лет).

Актуальность мероприятия.

В современных условиях, когда историческая память нередко подвергается искажениям, а ценности патриотизма и гражданской ответственности нуждаются в осмыслении через призму реальных событий и личных примеров, проведение воспитательного мероприятия, посвящённого защитникам Отечества, становится особенно значимым.

Роль патриотических мероприятий заключается в том, чтобы показать обучающимся непрерывность традиций героизма, связывающих разные эпохи. Защитник Отечества — это не только воин прошлого, но и врач, спасающий жизни в условиях пандемии, эколог, сохраняющий природные ресурсы, или волонтёр, помогающий людям в кризисных ситуациях. Такое расширение понятия позволяет сформировать у школьников представление о патриотизме как о деятельной позиции, которая проявляется в повседневных поступках.

Особую значимость мероприятие приобретает в контексте противостояния фальсификациям истории. Знакомство с достоверными фактами, примерами мужества и самоотверженности (от Александра Невского до современных героев) способствует формированию критического мышления и устойчивости к манипуляциям в информационном пространстве.

Кроме того, в условиях глобальных вызовов — экологических катастроф, киберугроз, социальных кризисов — важно воспитать у молодого поколения готовность к активному участию в решении общественных проблем.

Соответствуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, мероприятие не только обогащает знания обучающихся, но и развивает их личностные качества: ответственность, эмпатию, способность к сотрудничеству. Это создаёт основу для формирования гражданской идентичности, объединяющей прошлое, настоящее и будущее России.

Цель: формирование у обучающихся целостного представления о героях России разных эпох. Задачи:

Обучающие:

- Познакомить с ключевыми историческими событиями и персоналиями (Александр Невский, Кузьма Минин, Зоя Космодемьянская, современные герои).

- Сформировать навыки работы с историческими источниками: картами, хронологическими лентами, визуальными материалами.

Развивающие:

- Развить навыки анализа и сопоставления исторических фактов.

- Совершенствовать коммуникативные навыки через групповую работу и дискуссии.

Воспитательные:

- Воспитать уважение к историческому наследию.

- Формировать мотивацию к социально значимой деятельности (волонтёрство, экологические акции).

- Привить любовь к Родине через социально значимую деятельность.

Планируемые результаты УУД Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Обучающиеся научатся планировать и корректировать свои действия при работе с историческими данными (например, при выполнении игры «Хронологический детектив»).

- Сформируется навык самоконтроля через анализ и исправление ошибок в ходе групповой деятельности.

Познавательные УУД:

- Обучающиеся освоят умение анализировать, систематизировать и сопоставлять информацию (события, даты, персоналии), выделяя причинно-следственные связи (например, связь между тактикой Александра Невского и исходом Ледового побоища).

- Разовьют способность работать с разнообразными источниками: текстовыми (письма героям), визуальными (карты, фото), аудиовизуальными (видеоролик).

Коммуникативные УУД:

- Обучающиеся приобретут навыки продуктивного взаимодействия в команде (распределение ролей, достижение консенсуса в игре «Хронологический детектив»).

- Научатся аргументированно выражать свою позицию в дискуссиях (например, обсуждение роли экологов как защитников Отечества).

Предметные результаты:

- Обучающиеся расширят знания о ключевых исторических событиях (Ледовое побоище, Освобождение Москвы 1612 г., Великая Отечественная война) и их героях (Александр Невский, Кузьма Минин, Зоя Космодемьянская).

- Усвоят понятия: «героизм» (готовность к самопожертвованию ради общего блага), «гражданственность» (осознание ответственности за судьбу страны), «национальная идентичность» (чувство принадлежности к истории и культуре России).

- Научатся соотносить исторические события с их датировкой, используя хронологические ленты и карты.

Личностные результаты:

- У обучающихся сформируется уважение к историческому наследию через эмоциональное погружение в примеры мужества (например, история Зои Космодемьянской).

- Проявится осознание личной ответственности за сохранение мира и социальной стабильности, что выразится в готовности участвовать в волонтёрских проектах, экологических акциях.

- Разовьётся критическое мышление: способность отличать достоверные исторические факты от мифологизированных нарративов.

Вид занятия:

Комбинированное.

Форма организации занятия:

Фронтальная (вводная лекция, дискуссия, просмотр видео).

Групповая (работа в командах, игра «Хронологический детектив»).

Индивидуальная (творческое задание — написание писем героям).

Тип занятия:

Интегрированное занятие (история, обществознание, патриотическое воспитание).

Форма организации деятельности:

Коллективное обсуждение.

Работа в группах.

Методы проведения занятия:

Словесные: Рассказ, дискуссия, инструктаж.

Наглядные: Видеоролик, презентация, исторические карты, фотографии.

Практические: Игра, творческое задание, физкультминутка.

Применяемые технологии и приемы:

Интерактивные технологии (дискуссия, групповая работа).

Игровые технологии (Игра «Хронологический детектив»).

ИКТ (презентация, видео).

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка).

Методическое обеспечение занятия:

Методические материалы:

- Дидактические: карточки с историческими датами, событиями, именами героев, шаблоны писем, плакат «Река времени».

Материально-техническое оснащение:

Проектор, экран, ноутбук, колонки, маркеры, стикеры, ватманы, клей.

Место проведения:

БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина».

Помещение: кабинет 216.

























План проведения мероприятия:

Этап

Время

Действия педагога

Действия обучающихся

Организационный

этап


2 мин

Настраивает технику, приветствует обучающихся, объявляет тему и цель занятия.

Занимают места, настраиваются на работу.

Основной этап








35 мин

6 мин

Демонстрирует видеоролик, задает проблемный вопрос («Кто может быть защитником сегодня?»).


Смотрят видео, высказывают гипотезы, дискутируют

10 мин

Проводит интерактивную лекцию.

Слушают, задают вопросы.

2 мин

Физкультминутка «Солдатская подготовка»

Выполняют упражнения.

10 мин

Организует игру «Хронологический детектив».

Работают в группах, представляют результаты

7 мин

Творческий этап. Раздает шаблоны писем обучающимся, помогает формулировать мысли.

Пишут письма героям, прикрепляют их на «Реку времени».

Заключительный

этап




8 мин

Подводит итоги, благодарит за участие, включает песню «Журавли».

Задает вопросы для рефлексии: («Какое событие или герой произвели на вас самое сильное впечатление?»).


Участвуют в минуте молчания.

Участвуют в обсуждении, делятся впечатлениями.







Ход мероприятия:

Организационный этап (2 мин):

Педагог-организатор: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие во времени. Нас ждут встречи с удивительными людьми, которые изменили историю России. Давайте начнём!»

2. Основной этап (35 мин):

Вводная часть (6 мин):

Видеоролик (2 мин): Кадры хроники: дружинники XIII века, ополченцы 1612 года, медсёстры ВОВ, волонтёры-спасатели.

Дискуссия (4 мин):

Педагог-организатор: «Как вы думаете, почему нашу страну называют страной-героем? Может ли учитель или эколог быть защитником?»

Пример ответа: «Эколог защищает природу — это тоже Родина».

Педагог-организатор фиксирует идеи на доске.

Интерактивная лекция «Эпохи и герои» (10 минут)

Цель: Погрузить обучающихся в исторический контекст, активизировать эмоциональное восприятие через сторителлинг и визуализацию.

1. Древняя Русь: Александр Невский

Рассказ педагога-организатора:

«Ребята, представьте: 5 апреля 1242 года. Лед Чудского озера трещит под тяжестью рыцарских доспехов. Наши воины в кольчугах и с бердышами ждут сигнала. Князь Александр Невский знает: его дружина втрое меньше, но он не отступит. Почему? Потому что за его спиной — дома женщин, детей, стариков. Он использует хитрую тактику: заманивает врага на тонкий лёд. Рыцари в железных латах проваливаются под воду… Так была одержана победа не только силой, но и умом. А знаете, что сказал князь после битвы? “Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет”. Как вы думаете, почему эти слова стали символом русской стойкости?»

Интерактивные элементы:

Демонстрация на экране фото меча тех времен: «Этот меч весит 1,5 кг. Попробуйте представить: сражаться им часами на морозе!»

Вопрос для дискуссии: «Что важнее в битве: численность войска или стратегия?»

Пример ответа: «Стратегия! Как в шахматах — даже одной фигурой можно поставить мат».

2. Смутное время: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Рассказ педагога- организатора:

«1612 год. Москва оккупирована польскими интервентами. Казалось, Россия погибнет. Но в Нижнем Новгороде обычный торговец мясом — Кузьма Минин — произносит речь: “Не пожалеем жизни своей, но спасём Отечество!”. Он собирает деньги на ополчение, а князь Пожарский возглавляет войско. Вместе они освобождают Москву. Интересно, что Минин не был ни воином, ни дворянином. Почему же именно он стал символом народного единства?»

Интерактивные элементы:

Карта Москвы XVII века: «Посмотрите: Кремль здесь окружён рвом. Как вы думаете, почему ополченцы смогли взять такую крепость?»

Задание: «Предложите лозунг для народного ополчения. Например: “За веру и свободу!”»

Пример ответа обучающегося: «Минин вдохновил людей, потому что сам был из народа. Они ему поверили».


3. Великая Отечественная война: Зоя Космодемьянская

Рассказ педагога-организатора:

«Ноябрь 1941 года. 18-летняя Зоя, партизанка-разведчица, поджигает конюшню в занятом фашистами селе. Её ловят, пытают, но она не выдаёт товарищей. Перед казнью она кричит: “Нас 200 миллионов! Всех не перевешаете!”. Её последние слова стали символом несгибаемости. А знаете, что нашли у неё в кармане? Записную книжку со стихами про любовь к Родине. Как вы считаете, что давало ей силы выстоять?»

Интерактивные элементы:

Видеофрагмент (1 минута): Хроника военных лет с голосом Левитана.

Вопрос: «Почему именно подвиг Зои стал легендарным? Может ли подросток сегодня повторить такое?»

Пример ответа обучающегося:

«Она верила, что её жертва не напрасна. Сейчас героизм другой — например, врачи спасают жизни».

4. Современность: Герои нашего времени

Рассказ педагога-организатора:

«2020 год. Врач 40-й больницы Петербурга Абу Айда Айман Шихда Мухаммад во время пандемии коронавируса добровольно отправился в «красную зону», переквалифицировавшись в инфекциониста. Он работает по 12 часов в день в защитном костюме, рискуя жизнью. А в Сибири группа волонтёров-поисковиков за месяц находит 15 пропавших в тайге людей. Они не носят орденов, но их вклад в защиту Отечества не менее важен. Как вы думаете, почему такие люди редко становятся героями новостей? Сейчас у нас с вами есть пример настоящего героизма и мужества. В настоящее время проходит Специальная Военная Операция, наши солдаты защищают Родину и нас с вами! Они настоящие герои и защитники Отечества!»

Интерактивные элементы:

Фото врачей в СИЗ: «Представьте: в таком костюме нельзя пить 6 часов. Как бы вы справились?»

Дискуссия: «Может ли школьник стать защитником? Например, разработать экоприложение или помочь ветерану».

Пример ответа обучающегося: «Да! Мы с классом убираем мусор в парке — это тоже защита природы, а значит, и Родины».



Физкультминутка «Солдатская подготовка»( 2 минуты): (Цель: Снять физическое и эмоциональное напряжение, активизировать внимание, поддержать тематику мероприятия через двигательную активность.)

Педагог-организатор: «Ребята, даже самые смелые защитники Отечества знают: чтобы быть сильными, нужно тренироваться! Давайте проведём солдатскую зарядку. Повторяйте за мной!»

Музыкальное сопровождение: мелодия марша (например, «Марш Славянки» или детская военная песня).

Основные упражнения:

«Строевой шаг»:

Инструкция: «Шагаем на месте, как настоящие солдаты на параде! Спина прямая, руки двигаются в такт!»

Техника: Шаги с высоким подниманием колен, руки согнуты в локтях, движение от плеча.

Длительность: 30 секунд.

Комментарий: «Молодцы! Теперь добавим громкий счёт: раз-два, левой-правой!»

«Связь с командованием»:

Инструкция: «Солдаты должны держать связь! Поворачиваемся к соседу, передаём сообщение: “Связь налажена”»

Техника: Повороты корпуса вправо-влево с хлопком в ладоши соседа.

Длительность: 30 секунд.

Комментарий: «Сообщение доставлено! Молодцы!»

Педагог-организатор: «Ребята, вы большие молодцы! Теперь мы подготовились к выполнению наших заданий, давайте начнем»
Игра «Хронологический детектив» (10 минут)

Цель: Закрепить знания через практическую деятельность и командное взаимодействие.

Подготовка

Педагог-организатор делит обучающихся на 3 команды по 5–6 человек. Методом жеребьевки (раздаются карточки с разными цветами, обучающие, которые получили каточки одно цвета, становятся командой)

Раздаёт конверты с карточками:

Герои: Александр Невский, Кузьма Минин, Зоя Космодемьянская, врач-доброволец.

События: Ледовое побоище, Освобождение Москвы, Великая Отечественная война, Пандемия COVID-19.

Даты: 1242, 1612, 1941–1945, 2020.

Инструкция:

«У каждой команды есть плакат «Река времени», где изображена стрелка направления времени (начало это древность, а ближе к концу – наше время). Ваша задача — за 5 минут правильно на ней расположить события и личности. Соедините героев с событиями и датами, расположите и приклейте их в хронологическом порядке. Победит команда, которая сделает это быстрее и точнее!»

Работа в группах

Проверка и обсуждение

Педагог-организатор показывает слайд с правильной хронологией:

1242 г. — Александр Невский, Ледовое побоище.

1612 г. — Кузьма Минин, Освобождение Москвы.

1941–1945 гг. — Зоя Космодемьянская, Великая Отечественная война.

2020 г. — Врач-доброволец, Пандемия COVID-19.

Команды сверяют свои ответы. Ошибки разбираются коллективно.

Пример комментария педагога-организатора:

«Обратите внимание: между Ледовым побоищем и Освобождением Москвы — почти 400 лет! Но и в XIII, и в XVII веке люди боролись за одно — свободу России».

Творческий этап (7 мин):

Педагог-организатор: «Представьте, что у вас есть возможность отправить письмо в прошлое или будущее. Напишите герою, который вас вдохновил. Что вы хотите ему сказать?»

Пример письма: «Здравствуй, Александр Невский! Спасибо, что защитил Русь. Благодаря тебе мы помним: даже в трудные времена можно победить!»

Письма крепятся на плакат «Река времени».

Заключительный этап (8 мин):

Подведение итогов (3 мин):

Педагог-организатор: «Сегодня мы увидели, что героизм не имеет срока давности. Помните: даже маленький поступок может изменить мир. Спасибо за работу!». Включает песню «Журавли», (Песня «Журавли» — это символ скорби о павших в войне. Летящий журавлиный клин в ней символизирует благородную грусть, стремление к свободе и утрату обжитого мира, потерю и надежду) обучающиеся встают, молча слушают.

Рефлексия (5 мин):

Вопросы для обсуждения:

«Какое событие или герой произвели на вас самое сильное впечатление?»

«Какой пример защитников Отечества существует в наше время?» (Герои СВО, волонтеры-экологи на Черном море)

«Как вы можете стать защитниками Отечества уже сейчас?»

Обучающиеся предлагают идеи: участие в субботниках, изучение истории семьи, помощь животным.



Литература:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 6 класс : учебник. — М. : Просвещение, 2021. — 303 с.

Спицын Е. Ю. Полный курс истории России: в 4 т. — М. : Концептуал, 2016. — Т. 1. — 400 с.

Шефов Н. А. Битвы России: энциклопедия. — М. : АСТ, 2020. — 640 с.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. / под ред. А. Э. Титкова. — М. : Кучково поле, 2012–2015. — Т. 1–12.

Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне. — М. : Детская литература, 2019. — 320 с.

Преподавание истории в школе : научно-методический журнал. — М. : Школьная Пресса, 2023. — № 3. — С. 45–50.

История.РФ: федеральный исторический портал. — URL: https://histrf.ru (дата обращения: 22.02.2025).


Ссылка на презентацию: https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_vospitatelnogo_meropriyati_135918.html 

Предварительный просмотр презентации

«Защитники Отечества: от Древней Руси до наших дней»

Александр Ярославич Невский (1220–1263) — выдающийся государственный деятель и полководец Древней Руси

«Ледовое побоище» — битва между войсками Ливонского ордена и Александра Невского, которая произошла 5 апреля 1242 года на Чудском озере

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский — лидеры и основатели второго народного ополчения. Ополчение, возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами, в 1612 году освободило Москву от их войск.   Кузьма Минин был земским старостой из Нижнего Новгорода, который обратился к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества. Он предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Дмитрий Пожарский был воеводой, известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин стал его помощником и казначеем.  Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский 

Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов произошло 4–7 ноября 1612 года.

Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923-1941) — красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта.  Подвиг Зои Космодемьянской связан с деятельностью партизанских и диверсионных отрядов в ходе битвы за Москву. Её боевая группа выполняла приказ Сталина от 17 ноября 1941 года по сожжению деревень в западной части современной Московской области. Зоя была поймана вечером 28 ноября жителем деревни Петрищево, где она пыталась поджечь сарай. Немцам её выдал местный житель по фамилии Свиридов. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, получившей звание героя Советского Союза (посмертно). Помимо этого, посмертно она была награждена орденом Ленина

Битва за Москву (30 сентября 1941 г. - 20 апреля 1942 г.) Битва за Москву стала первым крупным поражением Германии в Великой Отечественной войне. Эта победа стоила советским войскам огромных потерь: безвозвратные потери составили 936 644 человека, санитарные — 898 689 человек.

Эпидемия COVID-19 в России началась 31 января 2020 года. Врач 40-й больницы Петербурга Абу Айда Айман Шихда Мухаммад во время пандемии коронавируса добровольно отправился в «красную зону», переквалифицировавшись в инфекциониста. Он работает по 12 часов в день в защитном костюме, рискуя жизнью.

Герои нашего времени – участники Специальной Военной Операции

Каждый может стать защитников своей Родины! Зооволонтер Волонтеры-спасатели Волонтеры-экологи

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.