Проект «Защитники отечества: от богатырей до наших дней» (духовно - нравственное и гражданско - патриотическое направления
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
(классы русской духовной культуры)
ПРОЕКТ
«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА:
ОТ БОГАТЫРЕЙ ДО НАШИХ ДНЕЙ»
(духовно - нравственное и гражданско - патриотическое направления)
Разработчики проекта:
Руководитель проекта: Семёнова С.В.
Педагоги: Денисенко Г.Г., Джура Е.Н.
г. Ханты-Мансийск, 2020
Методическая тема проекта: Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание обучающихся классов русской духовной культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Ханты-Мансийска.
Тип проекта: образовательно – игровой, практико – информационный, ориентированный, познавательно – творческий
Вид проекта: социальный, школьный, межпредметный, ежегодный (циклический)
Срок реализации проекта: в течение каждого года
По количеству участников: коллективный
Предмет проекта: Совместная деятельность детско-взрослой общности.
Формы реализации проекта: уроки, внеурочная деятельность: учебные курсы, коллективные творческие дела (КТД), культурно – образовательные события (КОС).
Тематическое поле: Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание.
Участники проекта: Педагоги школы, духовенство Ханты - Мансийской епархии, Духовно-просветительский центр, родители, обучающиеся.
Цель проекта:
Создание эффективных условий для духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей обучающихся; расширение знаний обучающихся о защитниках Отечества, об участниках ВОВ, СВО о героях земляках, развитие интереса к истории своей страны, своего города, округа, формирование у обучающихся духовно – нравственных ценностей, гражданской идентичности личности современного школьника, патриотических чувств.
Задачи:
привлечение общественных организаций и родительской общественности к участию в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников;
создание системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
совершенствование организационно - методической базы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
ведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития гражданственности как стержневой духовной составляющей России.
Воспитательные:
Воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому, любовь и уважение к защитникам Отечества на основе погружения в эпоху исторических событий и фактов.
Воспитывать чувство уважения к защитникам земли Русской.
Воспитывать интерес к службе в Вооружённых Силах РФ и готовность встать на защиту своей страны, своего народа.
Образовательные:
Познакомить с защитниками Отечества разных времен, воспитывая в детях чувство гордости и любви.
Развивающие :
Развивать любознательность, расширять кругозор обучающихся, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
Обоснование проекта. "В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания, адекватных современным социально – педагогическим реалиям.
Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. В этой связи особенно важно обеспечить идеи формирования гражданской идентичности школьников в современной школе. Учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе.
Основные направления воспитания хотя и разрабатываются в научно –теоретическом плане, но слабо внедряются в практику. Поэтому многие учителя затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств.
Гражданственность мы рассматриваем как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого, являются гармонически сочетающиеся духовные ценности, патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Качества, определяющие степень приближения личности к идеалу гражданина, те, которые мы будем формировать в процессе реализации проекта, мы классифицировали в соответствии с тремя основными признаками:
1) нравственный,
2) правовой,
3) социально – политический.
К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.
Ко второму - правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.
К третьему - гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.
Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности. Вышеуказанные признаки гражданственности следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает и структуру понятия «гражданственность» как целостного интегративного качества, представляющего в определённой мере систему, состоящую из множества компонентов, признаков, с отношениями и зависимостями между ними. Целостность в этом случае является общим свойством системы, которое и позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Чтобы управлять процессом формирования гражданственности, нравственности, духовности и патриотизма мы считаем необходимым отслеживать продвижение школьников в их развитии. Для этого мы используем существующие в современной психологической практике диагностики изучения уровней сформированности гражданственности у подростков.
Сбор и анализ информации.
В классах русской духовной культуры проведены предварительные беседы и анкетирование школьным психологом участников проекта – обучающихся 3-11 классов на предмет выявления уровня воспитанности, самоорганизации и уровня сформированности гражданской позиции.
В анкетировании принимали участие 162 ученика классов основной и старшей школы.
Выявлено:
Высокий уровень воспитанности наблюдается у 46 % подростков. Эти школьники хорошо знают свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляют инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Они хорошо учатся, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встают на защиту тех, кто в ней нуждается.
Средний уровень воспитанности наблюдается у 43 % подростков. Дети этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.
Низкий уровень воспитанности наблюдается у 11 % подростков. У этих учащихся наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Они слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.
Варианты реализации проекта:
I ступень – начальное образование
- через предметы учебного плана и курсы внеурочной деятельности «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Основы религиозных культур и светской этики», «Истоки», систему классных часов и внеклассных коллективных творческих дел, культурно-образовательных событий, мероприятий.
Ожидаемый результат: закладываются основные моральные, духовные, нравственные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.
Задача: развитие творческого потенциала младшего школьника, способствующее формированию личности, способной внести свой вклад в жизнь школы, города, страны.
Формы работы:
На уроках окружающего мира младшие школьники знакомятся с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии.
Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самопознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формируют осознанное патриотическое чувство.
Духовно-нравственное направление представлено программой «Социокультурные истоки». В начальной школе: предметным курсом «Основы религиозных культур и светской этики», курсами внеурочной деятельности «Азбука истоков», «Истоки».
II ступень (основная школа)
- в среднем и старшем звене через предметы и курсы внеурочной деятельности: «Обществознание», «Истоки», систему классных часов, внеклассных мероприятий, участие в социально-значимой деятельности, участие в олимпиадах по праву, обществознанию, основам православной культуры.
Ожидаемый результат: продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка, его духовного самосознания с цельным и устойчивым православным мировоззрением, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
Задача: формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления, учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
III ступень средняя полная школа:
Ожидаемый результат: углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико – правовых и социально – экономических основ жизни общества, формируется духовное самосознание обучающихся с цельным и устойчивым православным мировоззрением, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация.
Задача: совершенствовать готовность и умение защищать свои права и права других людей, уметь строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Основными компонентами содержания духовно – нравственного и гражданского образования являются:
Политические, правовые знания
Знания об основных социально – экономических процессах, происходящих в обществе
Знания в области истории и культуры России и мира
Знания в области православной культуры
В основной школе содержание духовно – нравственного и гражданского образования реализуется во всех учебных курсах и, в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественно – научного циклов. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщённые знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям; об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре). Этот курс помогает школьникам хорошо ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой. На уроках обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя). На основе личностно – эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране.
Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществоведения учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.
Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о её национальной культуре и вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, познакомиться с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом, что способствует взаимопониманию между народами, толерантности.
Предметы естественнонаучного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; формируют у подростков чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Курс внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» способствует решению проблемы сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению, подготовки старшеклассников к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.
Важное значение в реализации задач духовно-нравственного и гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий.
Воспитательный потенциал содержания духовно-нравственного и гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости всё-таки недостаточен для формирования социально – активной, нравственной, компетентной личности.
Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнанно, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально – экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий, отстаивания своей точки зрения. Для того, чтобы развить у детей такие навыки, следует «раздвинуть» стены школы, «включить» школьника в окружающий мир во всём его многообразии.
Условиями эффективного духовно-нравственного и гражданского образования и патриотического воспитания является построение системы работы школы на основе совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в коллективных творческих делах (КТД) и культурно-образовательных событиях (КОС) способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.
Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
1.Подготовительный этап
Выбор совета по реализации проекта;
Выявление перспективных направлений развития детско-взрослой общности классов русской духовной культуры;
Определение содержания конкретных дел по реализации проекта
Методическое наполнение проекта;
2. Основной этап: реализация основных направлений проекта.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КТД, КОС, МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки | Отчет |
1. Русские традиции | ||||
1.1. | День русского воинства, посвященный Блгв. Кн. Александра Невского и Даниила Московского. | зам. директора по УВР | сентябрь | |
1.2 | Встреча учащихся с владыкой Павлом, митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским. | зам. директора по УВР | сентябрь-октябрь | |
1.3 | Рождество Пресвятой Богородицы. | зам. директора по УВР | сентябрь | |
1.4 | Воздвижение Креста Господня. |
| сентябрь | |
1.5 | Военно-полевые сборы. | | сентябрь | |
1.6 | День учителя. День самоуправления в гимназии. | зам. директора по УВР | октябрь | |
1.7 | Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца Посвящение в гимназисты. | зам. директора по УВР, классные рук. | октябрь | |
1.8 | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Покровская ярмарка. | кл. руководители | октябрь | |
1.6 | Казанской иконы Божией Матери. День народного единства. | кл. руководители | ноябрь | |
1.7 | Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. | кл. руководители | декабрь | |
1.8 | 25-летняя годовщина Знаменского храма. Праздничные мероприятия. 90- летняя годовщина ХМАО-Югры. Праздничные мероприятия. | педагог-организатор | декабрь | |
1.9 | Память Святителя Николая- архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Образовательные чтения (5-10 кл) | учителя русского языка и литературы | декабрь | |
1.10 | Рождество Христово Рождественские утренники. Проведение школьного рождественского спектакля. | кл. руководители педагог-организатор | январь | |
1.11 | Крещение Господне. Иордань. | кл. руководители | январь | |
1.12 | Мероприятие, посвящённое Прощёному воскресенью, Масленице | кл. руковод. родительский комитет | февраль | |
1.13 | Дни Великого поста. Чтение Канона Андрея Критского. | Духовник гимназии, классные руководители | Март-апрель | |
1.14 | Великий Четверг, Вербное воскресенье, Пасха, звон на колокольне, Крестный ход по городу. | Духовник гимназии, классные руководители | апрель | |
1.15 | Пасхальный фестиваль «Пасха Красная». | педагог-организатор кл. руководители | апрель | |
| Дни славянской письменности и культуры. | | Май | |
1.16 | Последний звонок. Дорога к Храму. | педагог-организатор | Май | |
2. Участие в конкурсах | ||||
2.1 | Городская спартакиада «Школа безопасности» | педагог ДО | в течение учебного года | |
2.2 | Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» | руководитель ИЗО-студии | октябрь | |
2.3 | Участие в фестивале «Духовная песнь Православной Сибири». | руководитель хора | ноябрь | |
2.4 | Городской конкурс патриотической песни «Память» | руководитель хора | март | |
2.5 | Конкурс детского творчества « Весенний вернисаж» | руководитель ИЗО-студии | март | |
2.6 | Месячник «Весна и птицы» | учителя нач. кл. Учитель биологии | апрель | |
2.7 | Выставка-конкурс детского творчества «Пасхальная радость». | Руководитель ИЗО-студии | апрель | |
2.8 | Окружной фестиваль «Пасха Красная». | Педагог-организатор | апрель | |
2.9 | Городской фестиваль «Югорские россыпи». | Педагог-организатор | апрель | |
2.10 | Городской конкурс «Богат талантами любимый город». | Педагог-организатор | май | |
3. Художественно-эстетическое направление | ||||
3.1 | Выставка-конкурс детского творчества «Краски осени». | Педагог доп. образования | сентябрь | |
3.2 | Вечера духовной музыки. | Руководитель хора | 1 раз в четверть | |
3.3 | Концерт, посвящённый Дню матерей России. | Педагог-организатор | ноябрь | |
3.4 | Выставка-конкурс детского творчества «Покровская ярмарка». | Кл. руковод. | Октябрь | |
3.5 | Выставка рисунков и поделок «Мама – слово дорогое». | Руководители кружков | ноябрь | |
3.6 | Организация Рождественской мастерской | руководители кружков детского творчества | декабрь | |
3.7 | Конкурс чтецов «Есть целый мир в душе моей» (5-9 кл) | учителя русского языка и литературы | декабрь | |
3.8 | Участие в Рождественском концерте в КТЦ «Югра-Классик» | педагог-организатор, классные руководители | январь | |
3.9 | Выставка-конкурс детского творчества «Под рождественской звёздой» | руководитель ИЗО-студии | январь | |
3.10 | Миссионерские выходы с Рождественскими поздравлениями. | Кл. руководители | январь | |
3.11 | Выставка-конкурс детского творчества в рамках спортивно-патриотического месячника | руководитель ИЗО-студии | февраль | |
3.12 | Выставка-конкурс детского творчества, посвященный Светлому Христову Воскресению, Пасхе. | Руководитель ИЗО-студии | апрель | |
3.13 | Участие в городском конкурсе «Пасхальная аранжировка» | руководитель ИЗО-студии | апрель | |
3.14 | Участие в КТЦ «Югра-Классик» с Пасхальным представлением | педагог-организатор | апрель | |
3.15 | Миссионерские выходы с Пасхальными поздравлениями | кл. руковод. | Апрель | |
3.16 | Участие в концерте «Святые жены-мироносицы». | Педагог-организатор | май | |
3.17 | Выставка-конкурс детского творчества посвященная Дню Победы в ВОВ. | Руководители кружков | май | |
3.18 | Выставка-конкурс детского творчества «Первоучители словенские». | Руководители кружков | май | |
4. Паломническо-туристическое направление | ||||
4.1 | Турслёт . | педагог-организатор | сентябрь | |
4.2 | Городская спартакиада «Школа безопасности» | педагог доп. образования | в течение уч. года | |
4.3 | Походы, экскурсии Паломнические поездки. | Зам. директора, кл. руководители | в течение уч. года | |
4.4 | Экскурсии в Музей геологии, нефти и газа | кл. руководители | в течение уч. года | |
4.5 | Экскурсии в Шапшу, Музей Природы и Человека | кл. руководители | в течение уч. года | |
4.6 | Акция «Кормушка» | учитель технологии | ноябрь-март | |
4.7 | Участие в городском Месячнике птиц | педагог-организатор | март-апрель | |
4.8 | Участие в миссионерской экспедиции «Славянский ход» по р. Иртыш и Обь | педагог-организатор | июнь | |
5. Военно-патриотическое направление | ||||
5.1 | Спортивные соревнования, посвящённые св. блг. Н. Александру Невскому. | Педагог доп. образования | сентябрь | |
5.2 | Смотр строя и песни, посвященный св. блг. Н. Александру Невскому. | Кл. руковод | сентябрь | |
5.3 | Беседы «Политическое репрессии», в рамках Дня памяти жертв полит. Репрессий | учитель истории и обществознания | октябрь | |
5.4 | Мероприятие, посвящённое Дню народного единства и согласия. | Педагог-организатор | ноябрь | |
5.5 | Участие в городском конкурсе социальных проектов «Я-гражданин России». | Руководитель школьного НОУ, педагоги | В течение года | |
5.6 | Месячник оборонно-массовой и спортивной работы (по отд. Плану). День воинской славы России. | Педагог-организатор | февраль | |
5.7 | Выставка-конкурс детского творчества «Святое дело – Родине служить!»». | Учитель ИЗО | февраль | |
5.8 | Классные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества. | Кл. руководители | Февраль | |
5.9 | Мероприятия, посвящённые велмч. Георгию Победоносцу, Дню Победы. | Кл. руководители | Май | |
6. Физкультурно-оздоровительное направление | ||||
6.1 | Легкоатлетическая эстафета. | Учитель физкультуры | Сентябрь | |
6.2 | Туристический слет. | Учитель физкультуры | сентябрь | |
6.3 | Соревнования по мини-футболу. | Учитель физкультуры | сентябрь | |
6.4 | Президентские состязания | учитель физкультуры | Октябрь ноябрь | |
6.5 | Проведение санитарно-просветительской работы среди учащихся | школьный фельдшер | 1 раз в четверть | |
6.6 | Соревнования по лыжам | учитель физкультуры | февраль | |
6.7 | День здоровья | педагог-организатор, классные руководители | март | |
6.8 | «Мама, папа, я – спортивная семья» | Учитель физкультуры, классные руководители. | Апрель | |
6.9 | Веселая эстафета 1-4 классы | учитель физкультуры, классные руководители | апрель | |
7. Тематика классных часов | ||||
7.1 | День Знаний. | кл. руководители | 01.09. | |
7.1.1 | Иоанн Предтеча - Креститель Господень. | Классные руководители | сентябрь | |
7.1.2 | Рождество Пресвятой Богородицы. | Кл. руководители | сентябрь | |
7.1.3 | Воздвижение Креста Господня | Кл. руководители | сентябрь | |
7.1.4 | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова | Кл. рук., священ.(для старших классов) | Октябрь | |
7.2 | «С Днём рождения, родной город!» 1-11 кл. | кл. руководители | Октябрь | |
7.2.1 | Игумен Земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский. | Кл. руководители | Октябрь | |
7.2.2 | Покров Пресвятой Богородицы | Кл. рук. | Октябрь | |
7.3 | Классные часы, «Безопасная дорога». | Кл. руководители | ноябрь | |
| Празднование Казанской иконе Божьей Матери | Кл. руководители | ноябрь | |
| Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. | Кл. руководители | ноябрь | |
| Апостола Филиппа(I). Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. | Кл. руководители | ноябрь | |
| Введение во храм Пресвятой Богородицы | Кл. руководители | декабрь | |
| Апостола Андрея Первозванного | Кл. руководители | декабрь | |
7.4 | Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. | Кл. руководители | декабрь | |
7.5 | Святые воины Руси. | Кл. руководители | февраль | |
7.6 | Беседы ко Дню космонавтики. | Кл. руководители | апрель | |
7.7 | Поклонимся Великим тем годам! | Кл. руководители | май | |
7.8 | «Первоучители словенские - Кирилл и Мефодий». | Кл. руководители | май | |
8. Коллективное творческое дело | ||||
8.1 | Раз | педагог-организатор | в течение всего периода | |
8.2 | День Знаний. Молебен Линейка «Первого звонка». | педагог-организатор | сентябрь | |
8.3 | День Учителя. | педагог-организатор | октябрь | |
8.4 | Покровская ярмарка. | кл. руководители | октябрь | |
8.5 | Акция милосердия ко Дню пожилого человека: - беседы, чтение книг - посещение бабушек | кл. руководители | октябрь | |
8.6 | Рождественские утренники | кл. руководители | январь | |
8.7 | День русского воинства | педагог-организатор | февраль | |
8.8 | Фестиваль родословных «Судьба семьи в судьбе города» 1-11 кл | учитель истории и обществознания | март | |
8.9 | Фотовыставка многодетных семей «Семь Я». | родительский комитет | март | |
8.10 | Пасхальный фестиваль. | кл. руководители | апрель | |
8.11 | Неделя славянской письменности и культуры. Городской праздничный концерт. | учителя русского зыка и литературы | май | |
8.12 | Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года, Молебен. | | май | |
9. Мероприятия по трудовому воспитанию | ||||
9.1 | Проведение субботников по благоустройству помещений школы. | совет школы | ежемесячно | |
9.2 | Уборка классных комнат. | ответственный дежурный | ежедневно | |
9.3 | Уборка храмов. | совет школы | декабрь апрель | |
9.4 | Хозяйственная помощь престарелым жителям города. | кл. руков. | в течение всего периода | |
9.5 | Украшение классов, гимназии к Рождеству. | совет класса | декабрь | |
9.6 | Украшение классов, гимназии к Пасхе Христовой. | совет класса | Апрель | |
9.7 | Озеленение пришкольной территории. | учитель биологии | май | |
10. Организация встреч с интересными людьми | ||||
10.1 | Встреча с писателеми | библиотекарь | в рамках декады русского языка и литературы | |
10.3 | Организация встреч учащихся с почетными гражданами, интересными людьми города Ханты-Мансийска | педагог-организатор | в течение всего периода | |
10.4 | Литературно-музыкальная гостиная «Пою и славлю я тебя, любимый город» 6-11 кл. | педагог организатор | январь | |
10.5 | Выдающиеся спортсмены Югры. | учитель физкультуры | февраль | |
10.6 | Круглый стол «Война и мир с христианских позиций. Идея справедливой войны» (7-9 кл) | педагог-организатор | апрель | |
3. Заключительный этап: анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Ожидаемые результаты:
Сформированность гражданско-правовой компетентности:
в познавательной сфере- обогащение знаниями российского законодательства,
в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,
в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.
Сформированность духовного самосознания и православного мировоззрения.
Приобретение опыта общественно - полезной гражданско-патриотической деятельности.
Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательных отношений.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;
воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности.
План реализации проекта
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Участники деятельности | Сроки |
I этап (проектный) | | |
1. Создание и проектирование работы творческой группы. | администрация, педагоги, | сентябрь 2020 г. |
2. Обсуждение и утверждение проекта на педагогическом совете. | администрация, педагоги, учащиеся | ноябрь 2020 г. |
3. Изучение научно-методической литературы | администрация, учителя, | ноябрь – май 2020–2021г. |
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса. | администрация | декабрь–февраль 2020–2021 г. |
5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания. | администрация | 2020 г. |
6. Проектирование модели личности выпускника. | администрация, кл. руководители | январь-июнь 2020г. |
7. Научно-практическая конференция участников образовательных отношений «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы» | администрация, кл. руководители | ежегодно |
II этап (практический) | | |
1. Создание мониторинга развития личности. | администрация, учителя | 2020–2021г. |
2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника. | администрация, педагоги | 2020-2021г. |
3. Ежегодное исследование эффективности программы | кл. руководители | 2020-2025г. |
4. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов | администрация, учителя, учащиеся | 2020-2025г. |
5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников | администрация, руководители МО | ежегодно |
6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся. | администрация, учителя, | ежегодно |
7. Внедрить проект «Защитники Отечества: от богатырей до наших дней» | администрация, кл. руководители | 2020-2025 г. |
9. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся через систему традиционных дел: - конкурс гражданско-патриотической песни; - выставки рисунков к праздникам; праздники «День знаний», «Покровская ярмарка», «Рождество Христово», «Пасха Красная», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок» в формке КОС. | администрация, кл. руководители | 2020– 2025г. |
III этап (обобщающий) | | |
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников. | администрация, учителя | 2020-2025 г. |
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания | администрация, руководители МО, учителя | 2020-2025 г. |
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы. | администрация, учителя | 2020–2025г. |
4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития классов русской духовной культуры. | администрация | 2020-2025г. |
Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
Наличие плана воспитательной работы по данному направлению
Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)
Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания.
Объективные статистические показатели:
Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных, городских конкурсах и проектах.
В школе разработана система педагогических диагностик, которые направлены на выявление:
уровня развития классного коллектива («Социометрия»);
уровень воспитания ученика и класса в целом («Уровень воспитанности»);
определения единства взглядов, убеждений, мнений пожизненно важным вопросам, («Ценностно-ориентационное единство /ЦОЕ/», Метод шкалирования и ранжирования /Л.В.Байбародова /, Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности / Ежов И.В./)
Литература.
Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 2015г.. С. 68 - 75
Бачевский В.И.. Активная жизненная позиция, как элемент патриотического воспитания молодежи/ Военные знания. № 7.М 2020 с 8- 11.
Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18
Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 – 52.
Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм. – М.: Книга и бизнес, 2013.
Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2018г. № 2. С. 156–167.
Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. – Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2008.
Илиевский Н.В. Методические рекомендации по использованию государственных символов России при организации и проведении мероприятий, посвященных дням воинской славы (победным дням) России. – М.: Армпресс, 2007.
Козырев Г.И. Патриотизм: понятие, структура, механизмы формирования// Сотис -2018.- №3.-с.85-95
Кондакова Н.И., Маин В.Н. Великая Отечественная война1941–1945 гг. в современном патриотическом воспитании граждан. – М.: Армпресс, 2018.
Кравченко П.П. Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину//Аргументы недели.-18 марта 2020.-с.18
Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997
Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. – М.: РАГС, 2010.
Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности. – М. – МДН. – 2015. – 368 с.
Патриотическое воспитание в Российской Федерации: Состояние, актуальные проблемы и направления развития. – М. – СФ. – 2015. – 208 с.
110Патриотическое воспитание в условиях современной России. – Волгоград. – ВГМУ, 2011.
111. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Под общей ред. В.И. Лутовинова. М.: Экон-Информ. – 2017. – 330 с.
Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43
Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.