Проект «Защитники отечества: от богатырей до наших дней» (духовно - нравственное и гражданско - патриотическое направления

1
0
Материал опубликован 30 March 2023



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

(классы русской духовной культуры)













ПРОЕКТ


«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА:

ОТ БОГАТЫРЕЙ ДО НАШИХ ДНЕЙ»


(духовно - нравственное и гражданско - патриотическое направления)




Разработчики проекта:

Руководитель проекта: Семёнова С.В.

Педагоги: Денисенко Г.Г., Джура Е.Н.











г. Ханты-Мансийск, 2020



Методическая тема проекта: Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание обучающихся классов русской духовной культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Ханты-Мансийска.


Тип проекта: образовательно – игровой, практико – информационный, ориентированный, познавательно – творческий


Вид проекта: социальный, школьный, межпредметный, ежегодный (циклический)


Срок реализации проекта: в течение каждого года


По количеству участников: коллективный


Предмет проекта: Совместная деятельность детско-взрослой общности.

Формы реализации проекта: уроки, внеурочная деятельность: учебные курсы, коллективные творческие дела (КТД), культурно – образовательные события (КОС).

Тематическое поле: Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание.


Участники проекта: Педагоги школы, духовенство Ханты - Мансийской епархии, Духовно-просветительский центр, родители, обучающиеся.









Цель проекта:

Создание эффективных условий для духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей обучающихся; расширение знаний обучающихся о защитниках Отечества, об участниках ВОВ, СВО о героях земляках, развитие интереса к истории своей страны,  своего города, округа, формирование у обучающихся духовно – нравственных ценностей, гражданской идентичности личности современного школьника, патриотических чувств.

Задачи:

привлечение общественных организаций и  родительской общественности к участию в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников;

создание системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

совершенствование организационно - методической базы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

ведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития гражданственности как стержневой духовной составляющей России.

Воспитательные:

Воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому, любовь и уважение к защитникам Отечества на основе погружения в эпоху исторических событий и фактов.

Воспитывать чувство уважения к защитникам земли Русской.

Воспитывать интерес к службе в Вооружённых Силах РФ и готовность встать на защиту своей страны, своего народа.

Образовательные:

Познакомить с защитниками Отечества разных времен, воспитывая в детях чувство гордости и любви.

Развивающие :

Развивать любознательность, расширять кругозор обучающихся, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.



Обоснование проекта. "В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)

 Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства,  способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует   от школы  содержания, форм и методов духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания, адекватных современным социально – педагогическим реалиям.

Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. В этой связи особенно важно обеспечить идеи формирования гражданской идентичности школьников в современной школе.  Учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданскую идентичность через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе.

   Основные направления воспитания хотя и разрабатываются в научно –теоретическом плане, но слабо внедряются в практику. Поэтому многие учителя затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств.

      Гражданственность мы рассматриваем как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого, являются гармонически сочетающиеся духовные ценности, патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

    Качества, определяющие степень приближения личности к идеалу гражданина, те, которые мы будем формировать в процессе реализации проекта, мы классифицировали в соответствии с тремя основными признаками:

1) нравственный,  

2) правовой,  

3) социально – политический.

   К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.

Ко второму - правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.

К третьему - гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности.  Вышеуказанные признаки гражданственности следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает и структуру понятия «гражданственность» как целостного интегративного качества, представляющего в определённой мере систему, состоящую из множества компонентов, признаков, с отношениями и зависимостями между ними.  Целостность в этом случае является общим свойством системы, которое и позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

      Чтобы управлять процессом формирования гражданственности, нравственности, духовности и патриотизма мы считаем необходимым отслеживать продвижение школьников в их развитии. Для этого мы используем существующие в современной психологической практике диагностики  изучения уровней сформированности гражданственности у подростков.      




Сбор и анализ информации.

В классах русской духовной культуры проведены предварительные беседы и анкетирование школьным психологом участников проекта – обучающихся 3-11 классов на предмет выявления уровня воспитанности, самоорганизации и уровня сформированности гражданской позиции.

В анкетировании принимали участие 162 ученика классов основной и старшей школы.

Выявлено:

    Высокий уровень воспитанности наблюдается у 46 % подростков. Эти школьники хорошо знают свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляют инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Они хорошо учатся, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встают на защиту тех, кто в ней нуждается.

     Средний уровень воспитанности наблюдается у 43 % подростков. Дети этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.

    Низкий уровень воспитанности наблюдается у 11 % подростков. У этих учащихся наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Они слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.

    














Варианты реализации проекта:


I  ступень – начальное образование


- через предметы учебного плана и курсы внеурочной деятельности  «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Основы религиозных культур и светской этики», «Истоки», систему классных часов и внеклассных коллективных творческих дел, культурно-образовательных событий, мероприятий.

Ожидаемый результат: закладываются основные моральные, духовные, нравственные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.

Задача: развитие творческого потенциала младшего школьника, способствующее формированию личности, способной­­ внести свой вклад в жизнь школы, города, страны.

Формы работы:

На уроках окружающего мира младшие школьники знакомятся с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии.

Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях  основы национального самопознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку,  к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формируют осознанное патриотическое чувство.

Духовно-нравственное направление представлено программой «Социокультурные истоки». В начальной школе: предметным курсом «Основы религиозных культур и светской этики», курсами внеурочной деятельности «Азбука истоков», «Истоки».


II ступень (основная школа)


- в среднем и старшем звене через предметы и курсы внеурочной деятельности:   «Обществознание», «Истоки», систему классных часов, внеклассных мероприятий, участие в социально-значимой деятельности, участие в олимпиадах по праву, обществознанию, основам православной культуры.


Ожидаемый результат:  продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка, его духовного самосознания с цельным и устойчивым православным мировоззрением, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.


Задача: формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления, учащихся  знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.


III ступень средняя полная  школа:


Ожидаемый результат: углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико – правовых и социально – экономических основ жизни общества, формируется духовное самосознание обучающихся с цельным и устойчивым православным мировоззрением, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация.

Задача: совершенствовать готовность и умение защищать свои права и права других людей, уметь строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Основными компонентами содержания духовно – нравственного и гражданского образования являются:


Политические, правовые знания

Знания об основных социально – экономических процессах, происходящих в обществе

Знания в области истории и культуры России и мира

Знания в области православной культуры


В основной школе содержание духовно – нравственного и гражданского образования реализуется во всех учебных курсах и, в первую  очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественно – научного циклов. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщённые знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям; об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре).  Этот курс помогает школьникам хорошо ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой. На уроках обществознания подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя). На основе личностно – эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. В процессе изучения обществознания школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознать себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране.

Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществоведения учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Изучаемые в курсе литературы произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о её национальной культуре и вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих данную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, познакомиться с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом, что способствует взаимопониманию между народами, толерантности.

Предметы естественнонаучного цикла акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества; формируют у подростков чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Курс внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» способствует решению проблемы сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению, подготовки старшеклассников к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи.

Важное значение в реализации задач духовно-нравственного и гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий.

Воспитательный потенциал содержания духовно-нравственного и гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости всё-таки недостаточен для формирования социально – активной, нравственной, компетентной личности.

Формирование гражданского общества  в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнанно, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально – экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий, отстаивания своей точки зрения. Для того, чтобы развить у  детей такие навыки, следует «раздвинуть» стены школы, «включить» школьника в окружающий мир во всём его многообразии.

Условиями эффективного духовно-нравственного и гражданского образования и патриотического ­­воспитания является построение системы работы школы на основе совместной деятельности всех участников образовательных отношений.

Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в коллективных творческих делах (КТД) и культурно-образовательных событиях (КОС) способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

  Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.























ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ


1.Подготовительный этап


Выбор совета по реализации проекта;

Выявление перспективных направлений развития детско-взрослой общности классов русской духовной культуры;

Определение содержания конкретных дел по реализации проекта

Методическое наполнение проекта;



2. Основной этап: реализация основных направлений проекта.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КТД, КОС, МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


№ п/п

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Отчет

1. Русские традиции

1.1.

День русского воинства, посвященный Блгв. Кн. Александра Невского и Даниила Московского.

зам. директора по УВР

сентябрь


1.2

Встреча учащихся с владыкой Павлом, митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским.

зам. директора по УВР

сентябрь-октябрь


1.3

Рождество Пресвятой Богородицы.

зам. директора по УВР

сентябрь


1.4

Воздвижение Креста Господня.

сентябрь


1.5

Военно-полевые сборы.


сентябрь


1.6

День учителя. День самоуправления в гимназии.

зам. директора по УВР

октябрь


1.7

Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

Посвящение в гимназисты.

зам. директора по УВР, классные рук.

октябрь


1.8

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Покровская ярмарка.

кл. руководители

октябрь


1.6

Казанской иконы Божией Матери. День народного единства.

кл. руководители

ноябрь


1.7

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

кл. руководители

декабрь


1.8

25-летняя годовщина Знаменского храма. Праздничные мероприятия.

90- летняя годовщина ХМАО-Югры. Праздничные мероприятия.

педагог-организатор

декабрь


1.9

Память Святителя Николая- архиепископа Мир Ликийских чудотворца.

Образовательные чтения (5-10 кл)

учителя русского языка и литературы

декабрь


1.10

Рождество Христово

Рождественские утренники. Проведение школьного рождественского спектакля.

кл. руководители

педагог-организатор

январь


1.11

Крещение Господне. Иордань.

кл. руководители

январь


1.12

Мероприятие, посвящённое Прощёному воскресенью, Масленице

кл. руковод.

родительский комитет

февраль


1.13

Дни Великого поста.

Чтение Канона Андрея Критского.


Духовник гимназии, классные руководители

Март-апрель


1.14

Великий Четверг, Вербное воскресенье, Пасха, звон на колокольне, Крестный ход по городу.

Духовник гимназии, классные руководители

апрель


1.15

Пасхальный фестиваль «Пасха Красная».


педагог-организатор

кл. руководители

апрель



Дни славянской письменности и культуры.


Май


1.16

Последний звонок.

Дорога к Храму.

педагог-организатор

Май


2. Участие в конкурсах

2.1

Городская спартакиада «Школа безопасности»


педагог ДО

в течение учебного года


2.2

Участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира»

руководитель ИЗО-студии

октябрь


2.3

Участие в фестивале «Духовная песнь Православной Сибири».

руководитель хора

ноябрь


2.4

Городской конкурс патриотической песни «Память»

руководитель хора

март


2.5

Конкурс детского творчества « Весенний вернисаж»

руководитель ИЗО-студии

март


2.6

Месячник «Весна и птицы»

учителя нач. кл.

Учитель биологии

апрель


2.7

Выставка-конкурс детского творчества «Пасхальная радость».

Руководитель ИЗО-студии

апрель


2.8

Окружной фестиваль «Пасха Красная».


Педагог-организатор

апрель


2.9

Городской фестиваль «Югорские россыпи».

Педагог-организатор

апрель


2.10

Городской конкурс «Богат талантами любимый город».

Педагог-организатор

май


3. Художественно-эстетическое направление

3.1

Выставка-конкурс детского творчества «Краски осени».


Педагог доп. образования

сентябрь


3.2

Вечера духовной музыки.

Руководитель хора

1 раз в четверть


3.3

Концерт, посвящённый Дню матерей России.

Педагог-организатор

ноябрь


3.4

Выставка-конкурс детского творчества «Покровская ярмарка».

Кл. руковод.

Октябрь


3.5

Выставка рисунков и поделок «Мама – слово дорогое».


Руководители кружков

ноябрь


3.6

Организация Рождественской мастерской

руководители кружков детского творчества

декабрь


3.7

Конкурс чтецов «Есть целый мир в душе моей» (5-9 кл)

учителя русского языка и литературы

декабрь


3.8

Участие в Рождественском концерте в КТЦ «Югра-Классик»

педагог-организатор, классные руководители

январь


3.9

Выставка-конкурс детского творчества «Под рождественской звёздой»

руководитель ИЗО-студии

январь


3.10

Миссионерские выходы с Рождественскими поздравлениями.

Кл. руководители

январь


3.11

Выставка-конкурс детского творчества в рамках спортивно-патриотического месячника

руководитель ИЗО-студии

февраль


3.12

Выставка-конкурс детского творчества, посвященный Светлому Христову Воскресению, Пасхе.

Руководитель ИЗО-студии

апрель


3.13

Участие в городском конкурсе «Пасхальная аранжировка»

руководитель ИЗО-студии

апрель


3.14

Участие в КТЦ «Югра-Классик» с Пасхальным представлением

педагог-организатор

апрель


3.15

Миссионерские выходы с Пасхальными поздравлениями

кл. руковод.

Апрель


3.16

Участие в концерте «Святые жены-мироносицы».


Педагог-организатор

май


3.17

Выставка-конкурс детского творчества посвященная Дню Победы в ВОВ.

Руководители кружков

май


3.18

Выставка-конкурс детского творчества «Первоучители словенские».

Руководители кружков

май


4. Паломническо-туристическое направление

4.1

Турслёт .


педагог-организатор

сентябрь


4.2

Городская спартакиада «Школа безопасности»

педагог доп. образования

в течение уч. года


4.3

Походы, экскурсии

Паломнические поездки.

Зам. директора, кл. руководители

в течение уч. года


4.4

Экскурсии в Музей геологии, нефти и газа

кл. руководители

в течение уч. года



4.5

Экскурсии в Шапшу, Музей Природы и Человека

кл. руководители

в течение уч. года



4.6

Акция «Кормушка»


учитель технологии

ноябрь-март


4.7

Участие в городском Месячнике птиц

педагог-организатор

март-апрель


4.8

Участие в миссионерской экспедиции «Славянский ход» по р. Иртыш и Обь

педагог-организатор

июнь


5. Военно-патриотическое направление

5.1

Спортивные соревнования, посвящённые св. блг. Н. Александру Невскому.

Педагог доп. образования

сентябрь


5.2

Смотр строя и песни, посвященный св. блг. Н. Александру Невскому.

Кл. руковод

сентябрь


5.3

Беседы «Политическое репрессии», в рамках Дня памяти жертв полит. Репрессий


учитель истории и обществознания

октябрь


5.4

Мероприятие, посвящённое Дню народного единства и согласия.

Педагог-организатор

ноябрь


5.5

Участие в городском конкурсе социальных проектов «Я-гражданин России».

Руководитель школьного НОУ, педагоги

В течение года


5.6

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы (по отд. Плану).

День воинской славы России.


Педагог-организатор

февраль


5.7

Выставка-конкурс детского творчества «Святое дело – Родине служить!»».

Учитель ИЗО

февраль


5.8

Классные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.

Кл. руководители

Февраль


5.9

Мероприятия, посвящённые велмч. Георгию Победоносцу, Дню Победы.

Кл. руководители

Май


6. Физкультурно-оздоровительное направление

6.1

Легкоатлетическая эстафета.

Учитель физкультуры

Сентябрь


6.2

Туристический слет.

Учитель физкультуры

сентябрь


6.3

Соревнования по мини-футболу.

Учитель физкультуры

сентябрь


6.4

Президентские состязания

учитель физкультуры

Октябрь ноябрь


6.5

Проведение санитарно-просветительской работы среди учащихся

школьный фельдшер

1 раз в четверть


6.6

Соревнования по лыжам

учитель физкультуры

февраль


6.7

День здоровья

педагог-организатор, классные руководители

март


6.8

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Учитель физкультуры, классные руководители.

Апрель


6.9

Веселая эстафета 1-4 классы

учитель физкультуры, классные руководители

апрель


7. Тематика классных часов

7.1

День Знаний.

кл. руководители

01.09.


7.1.1

Иоанн Предтеча - Креститель Господень.

Классные руководители

сентябрь


7.1.2

Рождество Пресвятой Богородицы.

Кл. руководители

сентябрь


7.1.3

Воздвижение Креста Господня

Кл. руководители

сентябрь


7.1.4

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Кл. рук., священ.(для старших классов)

Октябрь


7.2

«С Днём рождения, родной город!»

1-11 кл.

кл. руководители

Октябрь


7.2.1

Игумен Земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский.

Кл. руководители

Октябрь


7.2.2

Покров Пресвятой Богородицы

Кл. рук.

Октябрь


7.3

Классные часы,

«Безопасная дорога».

Кл. руководители

ноябрь



Празднование Казанской иконе Божьей Матери

Кл. руководители

ноябрь



Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Кл. руководители

ноябрь



Апостола Филиппа(I). Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.

Кл. руководители

ноябрь



Введение во храм Пресвятой Богородицы

Кл. руководители

декабрь



Апостола Андрея Первозванного

Кл. руководители

декабрь


7.4

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец.

Кл. руководители

декабрь


7.5

Святые воины Руси.

Кл. руководители

февраль


7.6

Беседы ко Дню космонавтики.

Кл. руководители

апрель


7.7

Поклонимся Великим тем годам!

Кл. руководители

май


7.8

«Первоучители словенские - Кирилл и Мефодий».

Кл. руководители

май


8. Коллективное творческое дело

8.1

Раз

педагог-организатор

в течение всего периода


8.2

День Знаний. Молебен

Линейка «Первого звонка».

педагог-организатор

сентябрь


8.3

День Учителя.


педагог-организатор

октябрь


8.4

Покровская ярмарка.

кл. руководители

октябрь


8.5

Акция милосердия ко Дню пожилого человека:

- беседы, чтение книг

- посещение бабушек

кл. руководители

октябрь


8.6

Рождественские утренники

кл. руководители

январь


8.7

День русского воинства

педагог-организатор

февраль


8.8

Фестиваль родословных

«Судьба семьи в судьбе города» 1-11 кл


учитель истории и обществознания

март


8.9

Фотовыставка многодетных семей «Семь Я».


родительский комитет

март


8.10

Пасхальный фестиваль.

кл. руководители

апрель


8.11

Неделя славянской письменности и культуры.

Городской праздничный концерт.

учителя русского зыка и литературы

май


8.12

Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года, Молебен.


май


9. Мероприятия по трудовому воспитанию

9.1

Проведение субботников по благоустройству помещений школы.

совет школы

ежемесячно


9.2

Уборка классных комнат.

ответственный дежурный

ежедневно


9.3

Уборка храмов.

совет школы

декабрь

апрель


9.4

Хозяйственная помощь престарелым жителям города.


кл. руков.

в течение всего периода


9.5

Украшение классов, гимназии к Рождеству.

совет класса

декабрь


9.6

Украшение классов, гимназии к Пасхе Христовой.

совет класса

Апрель


9.7

Озеленение пришкольной территории.

учитель биологии

май


10. Организация встреч с интересными людьми

10.1

Встреча с писателеми

библиотекарь

в рамках декады русского языка и литературы


10.3

Организация встреч учащихся с почетными гражданами, интересными людьми города Ханты-Мансийска

педагог-организатор

в течение всего периода


10.4

Литературно-музыкальная гостиная «Пою и славлю я тебя, любимый город» 6-11 кл.

педагог организатор

январь


10.5

Выдающиеся спортсмены Югры.

учитель физкультуры

февраль


10.6

Круглый стол «Война и мир с христианских позиций. Идея справедливой войны» (7-9 кл)

педагог-организатор

апрель






3. Заключительный этап: анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.


Ожидаемые результаты:


Сформированность гражданско-правовой компетентности:

в познавательной сфере- обогащение знаниями российского законодательства,

в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,

в социальной - способность к самореализации в пространстве  российского государства,  формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.

Сформированность духовного самосознания и православного мировоззрения.

Приобретение опыта общественно - полезной гражданско-патриотической деятельности.

Вовлечение в систему гражданско-патриотического  воспитания представителей всех субъектов образовательных отношений.


Критерии оценки ожидаемых результатов:

воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;

формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;

воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности.



План реализации проекта


Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Участники

деятельности

Сроки

I этап  (проектный)



1. Создание и проектирование работы творческой группы.

администрация, педагоги,

сентябрь

2020 г.

2. Обсуждение и утверждение проекта на педагогическом совете.

администрация, педагоги,

учащиеся

ноябрь

2020 г.

3. Изучение научно-методической литературы

администрация, учителя,

ноябрь – май

2020–2021г.

4. Определение  концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса.

администрация

декабрь–февраль

2020–2021 г.

5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания.

администрация

2020 г.

6. Проектирование модели личности выпускника.

администрация, кл. руководители

январь-июнь 2020г.

7. Научно-практическая конференция участников образовательных отношений «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

администрация, кл. руководители

ежегодно

II  этап (практический)



1. Создание мониторинга развития личности.

администрация, учителя

2020–2021г.

2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника.

администрация, педагоги

2020-2021г.

3. Ежегодное исследование эффективности программы

кл. руководители

2020-2025г.

4. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов

администрация, учителя, учащиеся

2020-2025г.

5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников

администрация, руководители МО

ежегодно

6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся.

администрация, учителя,

ежегодно

7. Внедрить проект «Защитники Отечества: от богатырей до наших дней»

администрация, кл. руководители

2020-2025 г.

9. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся через систему традиционных дел:

- конкурс гражданско-патриотической песни;

- выставки рисунков к праздникам;

праздники «День знаний», «Покровская ярмарка», «Рождество Христово», «Пасха Красная», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок» в формке КОС.

администрация, кл. руководители

2020– 2025г.

III этап (обобщающий)



1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.

администрация, учителя

2020-2025 г.

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

администрация, руководители МО, учителя

2020-2025 г.

3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы.

администрация, учителя

2020–2025г.

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития классов русской духовной культуры.

администрация

2020-2025г.


Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.


Наличие плана воспитательной работы по данному направлению

Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)

Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания.

Объективные статистические показатели:

Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных, городских конкурсах и проектах.

В школе разработана система педагогических диагностик, которые направлены на выявление:

уровня развития классного коллектива («Социометрия»);

уровень воспитания ученика и класса в целом («Уровень воспитанности»);

определения единства взглядов, убеждений, мнений пожизненно важным вопросам, («Ценностно-ориентационное единство /ЦОЕ/», Метод шкалирования и ранжирования /Л.В.Байбародова /, Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности / Ежов И.В./)

Литература.

Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 2015г.. С. 68 - 75

Бачевский В.И.. Активная жизненная позиция, как элемент патриотического воспитания молодежи/ Военные знания. № 7.М 2020 с 8- 11.

Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18

Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 – 52.

Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм. – М.: Книга и бизнес, 2013. 

Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2018г. № 2. С. 156–167.

Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. – Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2008.    

Илиевский Н.В. Методические рекомендации по использованию государственных символов России при организации и проведении мероприятий, посвященных дням воинской славы (победным дням) России. – М.: Армпресс, 2007.

Козырев Г.И. Патриотизм: понятие, структура, механизмы формирования// Сотис -2018.- №3.-с.85-95

Кондакова Н.И., Маин В.Н. Великая Отечественная война1941–1945 гг. в современном патриотическом воспитании граждан. – М.: Армпресс, 2018.

Кравченко П.П. Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину//Аргументы недели.-18 марта 2020.-с.18

Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997

Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. – М.: РАГС, 2010.

Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности. – М. – МДН. – 2015. – 368 с.

Патриотическое воспитание в Российской Федерации: Состояние, актуальные проблемы и направления развития. – М. – СФ. – 2015. – 208 с.

110Патриотическое воспитание в условиях современной России. – Волгоград. – ВГМУ, 2011.

111. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Под общей ред. В.И. Лутовинова. М.: Экон-Информ. – 2017. – 330 с.

Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43

Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.