Методическая разработка «Организация вокально-хоровой деятельности учащихся ДШИ»
Министерство культуры Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нурлатская детская школа искусств»
Атауллина Алсу Исламовна
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ДШИ»
методическая разработка
2020г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы организации вокально-хоровой деятельности учащихся ДШИ…………………………………………………………………..6
1.1 Opганизация хорового коллектива и его роль в музыкальном воспитании детей……………………………………………………………………………….6
Глава 2. Физиологические и психологические особенности развития детского голоса…………………………………………………………………..14
2.1. Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков…..18
2.2 Применение основных методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков на практике………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
«Вoкально-хоровая oрганизация учащихся – этo создание oбстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.
Одна из важных задач, которую решает вокально-хоровая деятельность в школе искусств – научить детей правильно петь.
Почему эта прoблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание всё большего круга музыкантов-педагогов? Oчевидно, прежде всего потому, что кoллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Этo и развитие музыкальных спoсобностей, и фoрмирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств.
« Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства». «Каждый класс - хор! - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» (5, с. 140).
организации вокально-хоровой деятельности исследовалась в трудах ведущих музыкальных Проблема педагогов, таких как: Кабалевский Д.Б., Заринская М., Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова и многих других. Однако, тема вокально-хоровой организации учащихся настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго.
В период организации коллектива, на первых порах, важную роль играет школьная администрация. Именно директор и заведующая учебной частью должны создать все возможные условия.
Благодаря решительным мерам директоров школ сеть школьных хоров постоянно расширяется. В нашем городе Нурлат одна Детская Школа Искусств, и, благодаря нашему директору, в школе 18 хоровых коллективов, которые являются украшением всех концертов.
Специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства, немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.
Хоровое пение благотворно сказывается на физическом сoстoянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связаны с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.
Словом, функции хорового пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого ребёнка. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Объектом данной работы является процесс организации вокально-хоровой деятельности учащихся ДШИ.
Предмет данной работы: вокально-хоровые способности учащихся.
Цель работы: описать процесс организации вокально-хоровой деятельности учащихся ДШИ.
Задачи:
1) Oпределить структуру организации хорового коллектива и его роль в музыкальном воспитании детей.
2) Oхарактеризовать особенности развития детского голоса.
3) Рассмотреть методы и приемы вокально-хоровых навыков на практике.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов, а также моей личной работы с детским хоровым коллективом позволили сформулировать гипотезу исследования: организация вокально-хоровой деятельности проходит начиная с приёма детей в хоровой коллектив и, затем, постепенное формирование у них необходимых технических навыков исполнительства в хоровом коллективе, используя тщательное планирование занятий, методы и приёмы развития навыков пения, а также строгое соблюдение гигиены голоса, здоровья детей.
Методологической и теоретической основой данной работы использованы труды таких авторов, как: Г.А.Струве, Э. Томсинская, Г. Урбанович, А. Менабени, О. А. Апраксина, Н. Д. Орлова, Д. Б. Кабалевский, Ю. Б. Алиев, П. Халабузарь, Н. Добровольская, М. Заринская.
В своей научной работе мы использовали следующие методы исследования:
1. теоретический анализ литературы с точки зрения формирования организации вокально-хоровой деятельности учащихся младшего школьного возраста;
2. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков у младших школьников;
3. обобщение современного педагогического опыта, направленного на формирование навыков хорового пения у младших школьников с привлечением собственного практического опыта.
Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов и методистов и включала в себя определение цели и задачи исследования, выявление исходного уровня учащихся, проведение обучающего эксперимента, обобщение результатов работы, формулирование выводов.
ГЛАВА 1. Теоретические oсновы организации вокально-хоровой деятельности учащихся ДШИ.
1.1 Oрганизация хорового коллектива и его роль в музыкальном воспитании детей.
Хор – это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения. Ставя перед собой задачу создать хор в ДШИ - следует прежде всего определить, что это будет коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, в недалёком будущем, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности (хор мальчиков или девочек). В системе разнообразных хоровых коллективов значительное место занимают детские хоры. Они состоят из дошкольников или из школьников младшего, среднего либо старшего возраста, могут петь на один, два, три, четыре или большее количество голосов, включать в свой состав юношеские группы.
Oрганизация хорового коллектива начинается с приёма будущих певцов.
В нашей школе в мае месяце приёмная комиссия проводит приём детей на вокально-хоровое отделение. В этом учебном году 20012-20013г. мы вновь набирали хоровой класс, детям по 6-7лет.
Приёмные требования обычно сводятся к следующему:
1.Определение музыкального слуха.
Поступающий по своему выбору должен исполнить без инструментального сопровождения песню или её часть. Если эта песня не отвечает требованиям определения голоса и слуха, руководитель может предложить спеть ещё одну мелодию из наиболее популярных в наше время песен (например, «Пусть всегда будет солнце» А. Островского или русскую народную песню «Как у наших у ворот»);
2.Определение музыкальной памяти.
Можно предложить ему пропеть попевку «Я пою, хорошо пою» от различных звуков. Кроме того, хормейстер играет на рояле или поёт короткие попевки и просит ребёнка повторить их голосом на какой-либо слог: « Лё-лё или ду-ду»;
3.Определение гармонического слуха.
Для этого хормейстер играет на рояле интервалы и простейшие аккорды и просит повторить поступающего звуки от нижнего к верхнему также на какой-нибудь слог.
У младших школьников при первом прослушивании ошибка в определении голоса (первого или второго) не играет существенной роли из-за небольшого диапазона голоса.
У старших ребят необходимо возможно точнее определить характерные черты каждого голоса – как сопрано (дисканта) или альта. Поэтому старших школьников лучше прослушивать дважды. И именно при повторном прослушивании следует обратить главное внимание на диапазон голоса, его тембр, выносливость в той или иной части диапазона, чтобы наиболее точно определить первое это сопрано или второе, альт первый или второй.
4.Определение ритмических данных
Руководитель должен простучать не сложный ритм, ребёнок повторяет этот ритм. Затем ритм усложняется (синкопа или триоли).
Все данные, касающиеся голоса, слуха и памяти, ритмических данных поступающего, записываются в специальную тетрадь. Это позволяет в будущем следить за его развитием. В этой же тетради указываются домашний адрес ребёнка, номер школы, класс и возраст. Такая информация необходима для налаживания тесной связи руководства хора с родителями и школой. В тетрадь записываются данные тех, кто принят безусловно, и тех, кого взяли с испытательным сроком. В хор можно брать и детей, слабо проявивших себя на прослушивании, но имеющих большое желание заниматься пением. Часто ребята на первом прослушивании не могут показать всех своих возможностей из-за стеснительности или отсутствия необходимой музыкальной подготовки. Практике известны случаи, когда горячее желание, воля, настойчивость и работоспособность таких ребят приводили в конце концов к отличным результатам. При приёме в хор можно прослушивать детей не только индивидуально, но и по группам (особенно малышей), так как некоторые из-за робости не могут проявить своих способностей в индивидуальном порядке.
Если коллектив только начинает свою деятельность, то первое занятие назначается на определённый день и час для всех принятых детей. Если же хор существует несколько лет, то вновь принятые сначала занимаются отдельно для того, чтобы познакомиться с самыми необходимыми вокально-хоровыми навыками. И лишь после этого вновь поступившие объединяются с основным составом хора.
Этот день должен пройти торжественно. Его можно начать с исполнения основным составом небольшой концертной программы для вновь принятых. Затем руководитель рассаживает новых ребят по партам так, чтобы они оказались среди самых опытных певцов. Далее хорошо поработать над произведением, которое знают все ребята. В конце занятий желательно начать разучивать совсем новое сочинение, а затем официально принять новичков в коллектив, вручив им специально приготовленные удостоверения или значки.
Количественный состав хора из учащихся средних и старших классов может быть от 30 – 40 до 100 – 120 человек, в младшем же школьном и дошкольном возрасте от 20 – 30 до 60 – 70 человек.
Хор должен заниматься не менее двух раз в неделю по полтора-два академических часа в младших группах и по два-три в старших и средних. При двухчасовых занятиях необходимо устраивать перерыв после первых 45 минут.
Большое значение имеют гигиенические условия работы хора. Репетиции проводятся в школьных залах или больших светлых комнатах. Для раздельных занятий необходимо дополнительно иметь одну-две небольшие комнаты. Во всех помещениях должны быть хорошо настроены инструменты, достаточное количество стульев или скамеек, доски с нотными линейками, шкафы для хранения нот, магнитофон или проигрыватель с пластинками и т.д. Желательно также оборудовать репетиционное помещение стендами, на которых разместить портреты композиторов, материалы, касающиеся деятельности хора, и т.д.
Немаловажным фактором для успешной работы хора является расположение детей. Их следует рассаживать полукругом, по росту, в два-три ряда так, чтобы каждый ребёнок видел дирижёра. Желательно, чтобы в концертах дети стояли с теми же товарищами, с которыми были рядом на повседневных репетициях. В младших хорах обычно слева сидят первые голоса, справа – вторые. В коллективе старших школьников расположение партий и певцов может быть весьма разнообразным. Наиболее распространённый вариант выглядит следующим образом: в центре находятся первые голоса (сопрано I и альты I), а по краям – вторые (сопрано II и альты II). Другой весьма популярный вариант – постепенное повышение голосов справа налево:
сопрано II сопрано I альты I альты II или
сопрано I сопрано II альты I альты II
При всех вариантах руководитель должен следить за тем, чтобы рядом в партии находились относительно сильные и слабые певцы, а на стыке двух партий – обязательно наиболее опытные исполнители.
Бóльшую часть репетиционного времени хор поёт сидя, но отдельные произведения или его части можно исполнять стоя, приближая таким образом условия к концертным.
Отметим ещё, что дирижёр должен находиться в центре, а инструмент стоять слева или справа.
Желательно, чтобы в каждом коллективе помимо дирижёра-руководителя был бы его первый помощник – аккомпаниатор-пианист. Если в хоре нет помощника-хормейстера, то концертмейстер должен обязательно знать основы вокально-хоровой работы, чтобы иметь возможность оказывать помощь дирижёру руководителю во время раздельных репетиций по партиям.
Большое значение для успешной работы коллектива имеет строгая дисциплина, связанная прежде всего с контролем за посещаемостью. Конечно же, в этом вопросе особенно важно добиться такого положения, когда дети сами стремятся к активному творческому порядку в работе хора.
Вся организационная работа хора определяется чётким и конкретным планом. В этот план входят учебно-воспитательные, общественно-полезные и культурно-массовые мероприятия.
Учебно-воспитательная работа строится, исходя из общих задач воспитания, стоящих перед школой. Основное место здесь отводится прежде всего репертуару, в процессе усвоения которого дети приобретают необходимые навыки и умения и получают нравственно-художественное образование. Руководитель хора подбирает такой репертуар, в котором постепенно усложняются задачи, и при этом учитывает психофизиологические возможности детей. В то же время работа над произведениями должна способствовать раскрытию всех эмоционально-творческих ресурсов каждого ребёнка, воспитывать и формировать художественные взгляды и высокий эстетический вкус, развивать музыкальный слух, память, эмоциональную отзывчивость. В планах усвоения репертуара должны быть намечены как коллективные задачи, так и индивидуальные, для каждого певца [12, С. 54-58].
Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинить свои личные интересы интересам коллектива. Эти важные задачи решаются только в крепко организованном хоре благодаря широкой учебно-воспитательной и образовательной деятельности и целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.
План предусматривает определённую перспективу с учётом возможностей данного коллектива. Бессистемность не даёт прочного фундамента, тормозит рост коллектива, создаёт возможность неудач и срывов в работе, что, в свою очередь, вызывает у членов хора неверие в свои силы, неудовлетворённость. Так, если говорить о детском хоре, преждевременный переход к двух-трёх-голосию без выработки звукового ансамбля в унисонном пении будет только затруднять овладение чистым строем. В любом начинающем хоре преждевременное и частое пение хоровых партий на крайних нотах диапазона (особенно в партии I сопрано) поведёт к перенапряжению голосового аппарата, помешает выработать спокойное и свободное звучание. Отбирая репертуар, руководитель хора, вооружённый современными знаниями о природе и особенности голосов детей, подростков и молодёжи, сможет добиться постепенного, естественного развития голосов в хоре, тонкой нюансировки и чистой интонации [4, С. 57-58].
Совершенно очевидно, что художественно-исполнительский уровень коллектива в значительной мере зависит от мастерства каждого исполнителя. Вот почему в плане работы хора должен найти место и индивидуальный подход. Руководитель хора обязан спланировать также занятия, в которых индивидуальный опрос и индивидуальная работа займёт первостепенное место, например, проверка усвоения партий наиболее трудных произведений. Такую проверку нужно проводить 2 – 3 раза в год. Во время этих проверок руководитель не только определяет успех или неудачу в использовании тех или иных своих методических приёмов, но и обращает внимание на развитие голоса каждого певца, уверенное или слабое владение теми или другими навыками, помогает ребёнку в решении творческих задач. Такая же индивидуальная работа ведётся и на тех занятиях, когда разучиваются произведения для хора с солистом. Желание спеть сольную партию ребёнком не должно остаться без внимания. В то же время важно, чтобы все дети активно участвовали в обсуждении качества исполнения сольной партии и сами выбирали лучшего певца, разумеется, с помощью руководителя. Индивидуальный опрос должен быть почти на каждой репетиции. Такая работа активизирует весь процесс хорового воспитания и вместе с тем даёт возможность постоянно следить за развитием каждого ребёнка.
Регулярная индивидуальная работа в коллективе поможет руководителю направить внимание и на нервно-психологические нагрузки, падающие на каждого ребёнка. При правильной вокальной нагрузке пение в хоре улучшает общее дыхание и кровообращение, а при значительных перенапряжениях может оказать отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему. Составляя план учебно-воспитательной работы, руководитель хора не должен упускать из виду все эти вопросы [12, С. 58-59].
Важное место отводится гигиене голоса. Необходимо во всех классах, где проходят репетиции, повесить специальные плакаты, призывающие детей бережно относиться к своему голосу, избегать крика, простуды, следить за дыханием, дикцией и т.д. Руководство хора в обязательном порядке организует один-два раза в год регулярные проверки детей врачом-ларингологом [12, С. 58].
Если в результате резкого крика в быту или неорганизованного напряжения пения произошло несмыкание связок, появилась хроническая сипота, то систематическое тихое пение, на доступной высоте, постепенно приведёт к правильным певческим движениям всего голосового аппарата, появится возможность постепенного расширения диапазона и, наконец, нормального, естественного пения [2, С. 17].
Общественно-полезная работа включает прежде всего выступления хора в концертах, проведение вечеров, посвящённых знаменательным датам, творчеству того или иного композитора и т.д. Всего на год должно планироваться 6-8 выступлений в старших группах и 3-4 в младших.
Главное выступление года – отчётный концерт, в котором коллектив, как правило, демонстрирует свою новую программу. Этот концерт должен стать итогом всей деятельности хора за год и носить ярко выраженный праздничный характер.
В заключение ещё раз подчеркнём, что организационная работа в хоре ориентирована прежде всего на осуществление всестороннего развития личности каждого ребёнка – в этом её смысл и суть [12, С. 58-60].
Глава 2. Физиологические и психологические особенности развития детского голоса
Вопрос о психологической и физиологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов в учреждениях дополнительного образования.
Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Её основными частями являются органы дыхания – лёгкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости между собой.
Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое. Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы.
Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.
У ребёнка в 6-7-лтнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.
Учащиеся 9-11 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо именно в возрасте 10-11 лет существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок – её середину. В результате у школьников наблюдается появление певческих «узелков», неровностей на краях связок.
Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си малой и до-ре второй октавы.
Учащиеся 12-13 лет. Это – младшие подростки, в подавляющем большинстве обладающие более или менее сформировавшейся голосовой мышцей, что создаёт для руководителя хора дополнительные возможности в исполнительской деятельности. Так, наиболее известные и ведущие планомерную работу детские хоры позволяют себе исполнение объёмных циклических произведений типа «Stabat mater» Д. Перголези. Вместе с тем и в этот период в голосе ребёнка при пении преобладает включение в основном краёв связок, что требует мягкой атаки звука, ненапряженно, негромкого звучания.
Развитие голоса проходит скачкообразно. И это естественно, так как в рассматриваемый период приближается время «глобальных» возрастных изменений в голосе – мутации.
Перечислим признаки наступающей мутации: появление нестойкой хрипоты, сипоты, покраснение голосовых связок, обнаруживающееся при фониатрическом осмотре, желание откашляться. По наблюдениям специалистов, у девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание связок, усталость голоса, тусклый звук. У мальчиков-подростков весьма заметна диспропорция в развитии отдельных частей организма [1, С. 232-235]. Девочки, у которых уже появилась менструация, должны каждый раз прекращать пение в первые 2-3 дня. Этот режим надо строго выполнять. Учащиеся 13-16 лет. Это старший подростковый возраст. В данной возрастной зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других медленнее. Весьма индивидуально протекает их мутация. Такая неравномерность в развитии подростков создаёт для хормейстера определённые трудности, которые заключаются в необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учёта голосовых изменений хористов. Поэтому хормейстер обязан знать индивидуальные голосовые особенности каждого из участников хора, своевременно советовать подростку воздерживаться от пения или петь в щадящем режиме – не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относиться к своему голосу.
В рассматриваемый возрастной период мутация наступает и у девочек. Н. Д. Орлова пишет: «Вопрос о том, есть ли мутация у девочек, решается утвердительно… Слабая выраженность мутационных изменений в растущем голосовом аппарате у девочек (плавно проходящая мутация) не может служить для учителя поводом к игнорированию этих изменений при обучении пению.
Диапазоны голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы. Сопрано первые: до первой – соль второй октавы; сопрано вторые: ля малой – ми второй октавы; юношеские голоса (по Д. Л. Локшину) – теноры: до малой – ми первой октавы; басы: си большой – до первой октавы.
Учащиеся 16 – 17 лет. Их голоса уже обладают элементами взрослого звучания. В пении выявляются индивидуальные тембровые особенности, своеобразие певческой манеры. При щадящем и рациональном певческом режиме пения в предмутационный и мутационный период голоса юношей и девушек развиваются плавно, постепенно, умения и навыки владения «взрослым» голосом приобретаются быстрее, становятся прочными. В этот период проявляются большие возможности в использовании грудного резонирования. Это насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче.
В заключение заметим, что у юношей и девушек 16-17 лет по сути ещё нет взрослого голоса. Исследования показывают, что сила мышц в этом возрасте лишь начинает приближаться к норме взрослого. Это ещё раз обязывает руководителя учитывать специфику юношеских голосов и не требовать от певцов чрезмерных усилий.
Таковы особенности детских голосов в их возрастной динамике.
1.2 Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков.
Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания - подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.
А чтобы вокально-хоровое развитие учащихся в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки:
1. певческая установка -
учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала;
2. дирижёрский жест -
обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание - дыхание- начало пения- окончание пения- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи;
3. дыхание и паузы -
педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания;
4. звукообразование -
формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения;
5. дикция -
формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата;
6. строй, ансамбль -
работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя.
2.2. Применение основных методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков на практике
Oсновная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости [1, С. 232-238].
Вокальные упражнения – это многократно повторяемые специально организованные вокальные действия.
Мы считаем, что любое вокальное упражнение превратится в бесполезное повторение, если оно не будет специально организовано в соответствии с конкретно поставленной целью.
Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться.
Пение лучше ассоциировать с радостным настроением, поэтому упражнения чаще даются в мажоре.
Мы используем следующие вокально-хоровые упражнения:
1.Пение упражнений следует начинать с так называемых примарных звуков. Обычно это ноты в среднем отделе диапазона детских голосов (фа – ля, си):
- мм- закрытым ртом
- на гласную –у- поём один звук-
первые упражнения можно проводить также и на наиболее удобном для данного хора гласном звуке, на котором ученики легко осваивают элементы вокально-технических навыков, добиваются необходимого вокального звучания.
2. Постепенно к первому вокально-оформленному гласному присоединяют другие, осваивая на них вокальное звучание:
- у-уо-уоа-уоаэ-уоаэи-уоаэиу - ( мы говорим детям:-«Раскажем сказку про гласные буквы». Можно жалобным голосом, можно радостным на –p-и на –m f- , таким образом, навыки, выработанные на первом гласном, поочерёдно распространяют на все следующие гласные.
3. Затем распеваем 3звука:
- зоо-зии-зо - (ре-ми-фа-ми-ре)
постепенно во время занятий объём звуков увеличивается до всего диапазона голоса. Крайние предельные ноты диапазона вовлекаются только на более поздних этапах обучения, их лучше у детей не касаться.
4. Затем поём попевки из 5звуков:
- по ступенькам вверх, по ступенькам вниз-
попевки должны иметь простой, ясный мелодический и ритмический рисунок, легко и быстро запоминаться, быть доступными и интересными детям по содержанию.
5. Следующее упражнение на расширение диапозона:
-я пою, хорошо пою – (вверх по Т53,а вниз поступенное движение).
Упражнения обычно располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз.
Вначале обучения упражнения исполняют в спокойном, медленном темпе, в дальнейшем темп может меняться в зависимости от методических целей. При развитии подвижности голоса, по мере освоения навыков темп упражнений убыстряется.
В начале обучения при введении нового упражнения его мелодию можно поддерживать аккомпанементом. Как только интонация у учеников станет устойчивой, необходимо оставлять одну гармоническую поддержку. Далее очень полезно для выработки чёткой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков петь упражнения без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой.
Паузы между упражнениями по возможности должны быть одинаковыми, такими, чтобы поющие могли спокойно подготовиться к каждому последующему повторению упражнения.
В распевании на одном уроке не следует использовать более двух-трёх попевок или упражнений, но работать над ними надо тщательно. Они должны быть разнообразными по вокально-техническим задачам, обеспечивать воспитание основных, необходимых вокальных навыков, воздействовать на различные стороны голосообразования: дыхание, работу голосовых связок и артикуляционного аппарата.
6. Разучиваем произведение:
а) разучивание может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!);
б) затем мы начинаем петь по нотам. Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно — петь по нотам, и не так уж трудно».
7.Нами обязательно учитываются и особенности возраста детей .Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии:
Игра «Музыкальное эхо»
- учитель пропевает мелодическую фразу данного произведения , ученики повторяют эту фразу. Дети анализируют свою пропетую фразу-«эхо». Таким образом, пропеваем всё произведение до конца.
Игра «Цепочка»
- весь класс поёт внутренним слухом данное произведение, но, на кого покажет рукой учитель ,тот начинает петь вслух.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся.[12] Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.
Хоровой урок, по нашему мнению, должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив — это актив для проведения спевок, пения на сборах.
Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Так же необходимым условием развития вокально-интонационных навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:
1) Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Хотя упражнения и являются необходимым условием развития вокально-технических навыков, но без пения постепенно усложняющихся по трудности произведений высокого технического уровня достичь нельзя, так же, как нельзя этого добиться при вокальном воспитании на одних художественных произведениях. Вокально-технические навыки в совокупности являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются, обогащаются и совершенствуются при работе над художественными произведениями [6, С. 28-30, 34, 36-37].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение всего вышесказанного можно сказать, что гипотеза подтверждена.
Детские хоры организуются в детских школах искусств, в музыкальных школах, дворцах детского творчества, в детских клубах при домовых комитетах. Кроме занятий хоровым пением, овладевают игрой на музыкальных инструментах, занимаются сольфеджио, изучают музыкальную литературу.
Хоровое пение, как наиболее действенный вид массового музицирования, на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Передовые русские музыканты и педагоги: В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Н.А. Римский - Корсаков, П.И. Чайковский, К.Д. Ушинский придавали огромное значение хоровому пению, учитывая его роль в формировании эстетических и моральных качеств учащихся. В настоящее время, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, традиций, проблема формирования гармонически развитого подрастающего поколения становится особенно актуально (12, с.20).
Из опыта теории и практики организации хоровых коллективов в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями. Именно хоровое пение как, искусство истинно массовое, воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине. Известно, что организация вокально-хоровой деятельности учащихся в ДШИ имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения. Хоровые занятия влияют на формирование гармонически развитой личности школьника.
Формируются такие качества как: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, трудолюбие, креативность.
Развиваются познавательные процессы:
ощущение, восприятие, внимание, память (слуховая, логическая).
Развиваются специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – М.: Музыка, 1961. С. 17.
3. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
4. Заринская М. От детского хора до народного коллектива // Могучее средство воспитания. Сост. П. П. Левандо: Музыка. – Ленинград, 1978. С.57-58.
5. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
6. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей / Сост. О. Апракина. – М.: Музыка, 1978. С. 28-30, 34, 36-37.
7. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – С. 80.
8. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988.
9. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. М., 1982
10. Томсинская Э. Некоторые вопросы охраны здоровья участников детских хоров / Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. – М., 1967. С. 29-30.
11. Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. Вып. 12. – М.: Музыка, 1977. С. 32.
12. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.