Методическая разработка «Работа над развитием вокально-ансамблевых навыков»

0
0
Материал опубликован 19 January 2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»

Муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республики Крым

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

«Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности вокалиста»

 

МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Белкина Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

вокального ансамбля «Магнолия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноперекопск 2017г

 

 

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема занятия: «Работа над развитием вокально – ансамблевых навыков, как составляющая часть в формировании профессиональной компетентности вокалиста»

Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности  детей, овладение знаниями и представлениями о вокальном ансамблевом исполнительстве, формирование практических умений и навыков эстрадного пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области вокального искусства и помощь в творческой самореализации детей посредством ансамблевого исполнительства.

Задачи:

Ø    постановка и развитие голоса, формирование вокальных навыков, знакомство с репертуаром вокальных ансамблей;

Ø    воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;

Ø    формирование навыков вокального исполнительства;

Ø    воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;  воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

                              Методологическая база

В основе данной методической разработке лежат методики работы с детским голосом таких авторов. как Апраксина О.А «Методика развития детского голоса», Никольская - Береговая К. «Начальный этап вокально - хоровой работы с детьми» , а также  методика воспитательной работы ЛидинойТ.Б.

Отличительные особенности данной методической разработки

Ø    Позитивное эмоциональное воздействие музыки и атмосферы доброжелательности на ребенка, что способствует созданию благоприятного психологического климата;

Ø    познание  ребенком нового для себя, требующегося  лишь творческое их усвоение;

Ø    стиль общения носит диалоговый характер;

Ø    подведение итогов проводится в виде рефлексии;

Методические рекомендации разработки

Работа с вокальным ансамблем, с творческим коллективом, строится на достижениях многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

Наиболее эффективным способом музыкального развития детей является пение в ансамбле, в том числе, с педагогом, которая позволяет совместными усилиями создавать художественный образ, развивать  умение слушать друг друга, умение гармонично исполнять произведения как сольно, так и коллективно, формирует навыки эстрадного пения (чистота интонирования, ритмичность, синхронность).

Ознакомление детей с вокально- ансамблевым репертуаром происходит на базе следующих репертуаров: дуэты, трио, квартеты, многоголосные аранжировки для исполнения в ансамбле, произведения различных стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Пение в ансамбле  доставляет огромное  удовольствие детям и позволяет  уже на первых этапах обучения почувствовать себя вокалистами. А позитивные эмоции  являются  стимулом для индивидуальных занятиях эстрадным вокалом с ансамблем.

Индивидуальная работа с ансамблем основывается на принципах, закладывается и осуществляется в результате организации всего ансамбля руководителем (лидером).

Общения руководителя с детьми в ансамбле носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей учащиеся ансамбля должны выполнять указания руководителя следуя установочному плану и режиму работы.

В межличностном общении руководителя с  учащимися ансамбля у них приобретается эмоционально-творческих опыт на основе общего интереса и доброжелательного отношения. Руководитель вокального ансамбля должен предъявлять  к себе требования, так как профессия руководитель вокального ансамбля довольна таки  полифункциональна: это психолог, вокалист, педагог, организатор, идейный вдохновитель.

Перед началом каждого занятия руководитель вокального ансамбля должен сконцентрировать внимание на учащихся, вызвать у них ощущение бодрости, веры в свои силы, поинтересоваться их самочувствием, что будет способствовать хорошему настроению на протяжении всего занятия.

Занятия в  вокальных ансамблях проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. При дальнейшем обучении состав группы желательно не менять, пополняя его при необходимости новыми участниками.

Проводя занятия в ансамбле очень важно создавать творческую атмосферу. Поощрение  детей, тактичность в общении при первых успехов способствует раскрепощению, уверенности в своих силах и желание.

Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги.

Упражнения для развития вокально – ансамблевых навыков

В педагогической практике вокальных ансамблей в центрах детского и юношеского творчества всегда использовались различные упражнения. Они необходимы для воспитания певческих навыков, овладения элементами вокального мастерства. Чтобы голос вокалиста превратился  в послушный инструмент, очень важно проводить систематическую работу над точностью координации всех частей голосового аппарата. Также очень важное значение имеет тщательный подбор и правильное использование упражнений для детей, которые  будут отличаются направленностью. На начальном этапе следует обращать внимание на правильное формирование звукоизвлечения, устранения вокальных недостатков, и  развития вокальной техники. Всё это называется постановкой голоса.

Как правило, начинать занятие по вокалу лучше с небольшой разминки, которая поможет юным вокалистам  снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность, а также подготовится к пению вокальных репертуаров.

1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
 - Счёт на четыре: вдох – голова вниз, задержка – голова прямо, вверх, прямо, выдох – голова вниз.
 - Счёт на четыре: повороты головы вправо, влево.
-  Счёт на четыре: положить голову на плечи.
-  Счёт на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно.

2.Для смачивания и размягчения голосовых связок используют следующие:
Счёт на четыре:«Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
Пожёвывание языка (копим слюну и проглатываем);
«Бежит лошадка» - поцокивание язычком; «Дразнящаяся обезьянка» - движения языка вперёд назад, задевая верхнюю губу;

Для подготовки дыхательной системы: Счёт на четыре:

- Когда «Надуваем шарик» — медленно вдыхать воздух, ладошки разводить в стороны, шарик сдувается на звук с-с-с – ладошки соединяем;б)

-  «Взлетает самолёт» — на звук у-у-у;в) «Змея или шум леса» — на звук ш-ш-ш усиливая или ослабевая звучание;г) «Стрекочет цикада» — дозированный выдох; д) «Заводим мотоцикл» — р-р-р.

На дыхание:

-  Нужно сделать Медленный вдох (3-6 с.), задержка (3-6 с.), выдох (3-6 с.), задержка (3-6 с.), выдох (3-6 с.);

-   Сделать медленный вдох, задержать на мгновение, а затем очень громко (но не переходя на крик), с выражением, медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитать стихотворение: На-ша Та-ня гром-ко пла-чет.У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик,Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,Не уто-нет в реч-ке мяч!

Очень важно уделять особое внимание дыханию, ведь от правильного дыхания во время исполнения произведений зависит точность, багатость исполнения и насколько владеет диапазоном  вокалист.

Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и произношения.

Нужно сложить губы в трубочку - хоботок, устойчиво зафиксировав положение, подвигать «хоботком» вправо-влево. Щёки должны оставаться неподвижны. Это может получается не сразу, поэтому на начальном этапе их можно придерживать ладонями.

- Счёт на два: «раз» - губы вытянуть трубочкой, «два» - перевести в широкую улыбку. Повторить упражнение нужно не менее 10 раз.

Работая  над упражнениями очень  важно учитывать  два момента:
1)распевание (разогревание голосового аппарата)
2)отрабатывать определённых певческих навыков.
         Упражнения, направленные на развитие вокальных данных

1.Темпоритм.

Детям даётся установка, что самый медленный темп это первый, самый быстрый, например  десятый (по желанию ведущего). Дети должны двигаться в таком темпе, который назовёт им  ведущий, причём двигаться они должны в предлагаемых ведущим обстоятельствах (напр. жара, скользко, идёт дождь, сильный ветер). Каждый ребенок выбирает для себя  время и место действия, то есть где он, в чём одет, что происходит вокруг него, почему он так двигаюсь. Ведущий может остановить любого ребенка спросить кто он такой, где и т. д.

2.«Кошка».

Все учащиеся  игры  кошки и коты. Ведущий объявляет  что делать животным н-р: Кошка спит (все спят), её мешает  муха, она почувствовала запах чего–то вкусненького и т. д. 

                          Работа над репертуаром, и его подбором

Для более успешной работы вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар, вед от этого зависит заинтересованность всех учащихся, как само и существование вокального коллектива. Подобранный репертуар должен отвечать основным задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля ,должен быть доступным и вокально-техническому  а также исполнительскому уровню. В репертуар нужно включить  разнообразные по форме, жанру, содержанию произведения. Выбирая  произведения, стоит  учитывать  такие параметры: количество голосов, их тесситурные условия, чистоту интонирования, ритмичность, динамические трудности, наличие аккомпанемента.

Тщательно подобранные произведения с художественной ценностью, и соответствующей  исполнительскому уровню вокалистов  и педагогической целесообразности , является  залогом  творческого роста вокального ансамбля  и эстетического воспитания учащихся.

Перед руководителем вокального ансамбля стоит наисложнейшая задача – не только научить детей вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные у них, но и воспитать дружный, сплоченный  коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

ü    Г. Мансини «Лунная река»

ü    Р. Роджерс «Вновь весна»

ü    Г. Херман «Hello, Dolli»

ü    С. Уандер «Сэр Дюк»

ü    Е.и И.Челноковы «Влюблённый дождь» «Мы друг другу нужны» «Школьный блюз» гр. «Сливки» «Иногда» «Смешной мальчишка» «Куда уходит детство» гр. «Любовные «Школа» истории» «Путь домой» «Там на моей стороне луны»

ü    О. Газманов «Москва» «Мама»

ü    Л. Марченко «Гитарист» К.Сен-Санс. «Ave Maria»

ü    М. Фишер, Д. Гудвин, Л. Шоу. «Когда ты улыбаешься»

После  окончания обучения  в ЦДЮТ у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения, навыки:

Ø    владение основными приемами звукоизвлечения;

Ø    умение правильного использования их на практике;

Ø    умение использовать выразительные средства для создания художественного образа; 

Ø      умение самостоятельно разучивать вокальные произведения;

Ø      овладение навыками публичных выступлений;

Ø    умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного вокального произведения; 

                                   

                                           Заключение

Вокальный ансамбль - слитность, гармоничность, коллектив в котором учащиеся и непосредственно руководитель говорят на одном языке, согласованность всех элементов звучания ансамбля.

В каждом учащемся руководитель должен уметь выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В общении  с детьми  с первых минут необходимо раскрывать всю красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, и  необходимость их в творческом процессе.

При повышении самооценки учащегося вокального ансамбля, желательно выявить только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Самооценка эта, воспитанная руководителем (лидером), важна для усиления  желаний, воли при необходимости выразить себя как вокалист через голос.
Лишь только тогда, когда каждый учащийся коллектива, будет чувствовать себя в нём комфортно и свободно, чтобы проявлять все свои способности, когда учащийся будет рад встрече со своими коллективом – друзьями и будет уверен в своём руководителе, можно с точностью сказать, что это коллектив, ансамбль в полном смысле всех этих слов.

 

           Список рекомендуемой методической литературы

1.Рыбакова Е.Л. Детская музыкальная эстрада как явление современной культуры: музыка для детей. – СПб, 2001.

2.Тарасова Е. Образовательная программа по предмету «Сольное эстрадное пение»(подготовительные и младшие классы). - Киров, 2007.

3.Т. И. Ручинская. Методическая разработка «Основы вокальной методики». СПб, 2001.

4.Н.З.Андрианова. «Особенности методики преподавания эстрадного пения». Могсква, 1999.

5.Готлиб, А. Основы ансамблевой техники / А.Готлиб. – М.: Музыка, 1971.

Н. Д. Фокина. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». Москва, 2006.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации