Статья на тему «Игровая технология на уроках физики» (7–11 классы)
Методическая статья «Игровая технология на уроках физики»
Стандартная урочная деятельность в современных условиях приводит к проблеме снижения интереса учащихся к изучению предметов. Физика - один из самых сложных предметов школьного курса. Перед учителем ставиться сложнейшая задача - пробудить интерес у школьников к ее изучению, не испугать школьников сложностью предмета, а в старших классах – сохранить интереси приумножить его.
В помощь учителю предлагается изучение физики с использованием игры, тем более что она способствует развитию творческой активности и любознательности и является основой развития активной деятельности, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а так же позволяет учителю в ненавязчивой и привычной форме обобщить знания у учащихся по какому-либо разделу науки. Игра активизирует психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
Так как дети, в том числе и школьного возраста, познают мир чаще всего в процессе игры, то использование данной технологии на уроках даст значительный стимул обучения и мотивации. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности, это необходимо использовать учителю. Считаю, что игра – это естественный для ребенка способ усвоения информации и довольно эффективная форма обучения.
Простыми словами технология – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле.
Ведущими признаками технологии являются:
1. совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приёмы, действия, операции;
4. гарантия результата.
Именно игровая технология обладает всеми этими признаками.
Для того чтобы правильно применять игровые технологии на уроках, прежде всего, следует изучить классификации игр. Прежде всего нужно отделить просто игру от педагогической игры. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель, она тщательно продумана, структурирована и ее результат спрогнозирован.
Существуют различные критерии классификаций педагогических игр.
1. Классификация по виду деятельности:
- активные физические, т.е. двигательные, подвижные; умственные (или интеллектуальные);
- связанные с трудовой деятельностью; социальные (имитирующие общественные отношения);
- психологические (моделирующие разного рода психологические ситуации).
2. Классификация по характеру педагогического процесса, ради которого применяются игры:
- обучающие, обобщающие, контролирующие, игры с элементами воспитания и дидактики;
- познавательные, развивающие, воспитывающие;
- творческие, с элементами диагностики, воспроизведения и др.
В процессе обучения и воспитания игры проводится классифиция в зависимости от поставленных целей, которых педагог стремиться достичь в результате игровой деятельности.
Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:
дидактические – расширения кругозора, познавательная деятельность; развитие трудовых навыков и обще учебных умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли. Формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, сотрудничества, коммуникативности и общительности;
развивающие – развитие внимания, речи, мышления, памяти, воображения, фантазии, эмпатии, рефлексии; развитие умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение;
социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение общению; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самоконтроль; психотерапия.
Игровые технологии в образовательной деятельности классифицируются так же и по функциональным особенностям, на что особенно хочу обратить ваше внимание:
- эмоциогенная функция: игра меняет эмоциональное состояние, поднимает настроение, пробуждает интерес. Это и удовольствие, и чувство гордости от достигнутых результатов, чувство страха перед неизведанным. Использование игровых ситуаций для создания проблемной ситуации при формировании темы урока, постановке цели урока и определении задач на урок даст свои положительные результаты, раскрепостит школьников.
- диагностическая функция: игра раскрывает личностные качества ребенка. В игре участник демонстрирует максимальные способности (физическую силу, интеллект, творческие способности).
- релаксационная функция: удачнее всего на этапе рефлексии в процессе игры снимается физическое и интеллектуальное напряжение, восстанавливаются силы и душевное равновесие.
- компенсаторная функция: в игре человек получает то, чего ему не хватает в реальности.
- коммуникативная функция: игра, будучи более широким фактором общения, чем речь, вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений и выводит его на подлинное сотрудничество.
- функция самореализации: игра является уникальным средством для применения и проверки накопленного опыта.
- социокультурная функция: игра - сильнейшее средство социализации ребёнка.
- терапевтическая функция: для коррекции нравственных взаимоотношений, для преодоления трудностей в общении с окружающими, в обучении и поведении ребенка.
При подготовке к уроку с использованием игровой технологии необходимо тщательно продумать замысел игры, ответив на вопросы:
1. «Чего я хочу добиться?». Полученный ответ определит цель - хочу проверить или развить: а) знания по предмету, б) мышление, в)воображение, г) речь, д) способность общаться, е) принимать решение, ж) доказывать,
з) быстро действовать.
2. Следующий вопрос определит тему игры и тему проверяемых знаний: «На каком конкретно учебном материале будет строиться игра?»
3. Дайте себе ответ на третий вопрос: «Какие конкретно умения будут проверяться?»
4. Обдумайте ответ на четвертый вопрос: «За счёт каких действий игроков может быть осуществлена намеченная проверка знаний и умений либо их развитие?». Чтобы ответить на него, нужно решить: в какую деятельность в ходе игры вы хотите «включить» игроков.
5. Ответьте на пятый, самый обширный вопрос: «Как будет организована игра?». Для этого предстоит решить:
а) какую форму вы придадите игре (коллективную, групповую,
индивидуальную),
б) сколько у игры будет этапов,
в) какое время отводится на каждый этап.
г) что конкретно должны делать игроки на каждом этапе, т.е. какие виды заданий им предложат,
д) будут ли - как и кто - фиксировать результаты игры,
е) предусматривается ли обсуждение итогов? Если «да», то в какой форме,
ж) будут ли призы или награды? За что их вручают? Кто это будет делать?
6. Продумайте, как будут проходить основные этапы игры (1 -мотивация, 2 - инструктаж, 3 - выполнение игровых заданий, 4 -подведение итогов).
В заключении хочу еще раз отметить, что использование игровых технологий на уроках физики помогает учителю активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес школьников к предмету.