Методические и литературоведческие подходы к изучению литературных произведений
Методические и литературоведческие подходы к изучению литературных произведений Автор работы : Словогородская Татьяна Анатольена
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Литературоведческие приемы постижения авторской позиции Методические приемы активизации сотворчества писателя
Главное назначение литературоведческих приемов анализа - освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал.
Приемы постижения авторской позиции Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста. Наблюдения над стилем писателя. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой. Сопоставление разных редакций, вариантов текста.
Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым проясняется в ходе анализа намерения писателя. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - это основные приемы освоения композиции.
Наблюдения над стилем писателя. Стиль, как и композиция, проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде - героя с прототипом всегда обнаруживает авторские намерения, как «заострил» писатель жизненный материал. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения.
Задача приемов активизации сотворчества читателя пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать читательские качества.
Приемы активизации сотворчества читателя выразительное чтение; пересказ и рассказывание текста; устное словесное рисование; составление киносценария; инсценирование; сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства.
Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.
Рассказывание Рассказывание Логически последовательный рассказ; Выборочный рассказ о впечатлениях от произведения; Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.).
Устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование -приемы, которые направляются заданиями творческого характера и заставляют ученика в какой-то степени «пересоздавать» текст.
Устное словесное рисование способствует углублению субъективного начала разбора. Устное словесное рисование способствует углублению субъективного начала разбора. Составление киносценария усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения, оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого. Инсценирование побуждает учеников к творческому претворению литературных образов, позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников, обостряет внимание к художественному тексту.
Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства(сплав искусства) создает в сознании учащихся яркий образ определенного явления, помогает стимулировать возникновение определенных представлений в сознании писателя, сыграть роль проявителя читательского восприятия. Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства(сплав искусства) создает в сознании учащихся яркий образ определенного явления, помогает стимулировать возникновение определенных представлений в сознании писателя, сыграть роль проявителя читательского восприятия.
Деление приемов на первую и вторую группу в значительной мере условно. Один и тот же прием может быть использован и для усиления субъективной стороны разбора, и для прояснения объективного смысла произведения. Приемы анализа художественного текста должны избираться так, чтобы уравновешивать читательское восприятие. Мотивированный выбор приемов анализа создает основу для соединения школьного разбора произведения с читательским восприятием и тем самым способствует глубокому проникновению читателя в художественный текст, в авторскую мысль.