Статья «Методические основы работы с географическим сервисом Google Планета Земля»
Коренцова И.П., учитель географии МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.»
Методические основы работы с географическим сервисом Google Планета Земля.
Главным источником географической информации во все времена была и остаётся карта. При всех своих достоинствах одним из недостатков этого источника знаний является неспособность карты отражать динамику процессов и явлений, происходящих в природе и обществе.
Как же визуально изучить явление, если характеристики его изменяются в пространстве и времени?
В таких случаях на помощь картам приходят космические снимки, имеющие неоспоримые преимущества перед картами. Они производят съѐмку самых труднодоступных мест Земли, способны изменять масштаб, охватывая то обширные территории, то небольшие участки местности.
Для раскрытия полноты темы вспомним, какие задачи решает современная география в свете ФГОС нового поколения:
Знакомит школьников с методами географической науки, вооружает их соответствующими им познавательными и практическими умениями (наблюдать, создавать образ территории, воспринимать окружающий ландшафт и т.п.)
Развивает умения работать с различными источниками географической информации, ориентироваться в пространстве, вести наблюдения в географической среде, прогнозировать ее изменения;
Формирует географический «образ» своей страны, «малой родины», способствует осознанию себя как гражданина России;
Способствует формированию компетенций, осуществляя тесную связь теории с практикой, с жизнью;
Вносит вклад в профессиональное самоопределение учащихся, помогает сделать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив, нести за него ответственность;
Развивает личностную установку на творчески самостоятельную и ответственную деятельность
Обратим внимание на формируемые умения в процессе изучения географии:
Предметные (географические):
ориентирования в пространстве (на местности) и во времени;
читать и понимать топопланы и географические карты различного содержания;
проведения наблюдений в геосреде, выявление географических особенностей размещения объектов, процессов и явлений;
составления географических характеристик территорий и географических объектов (процессов, явлений).
Метапредметные (общеучебные) (ОУ):
учебно-организационные;
учебно-интеллектуальные (учебно-логические);
учебно-информационные;
учебно-коммуникативные.
Делаем вывод: реализация данных задач и формирование географических умений также возможно и при использовании программы Google Планета Земля.
Геосервис Google Earth (Планета Земля) дает педагогам принципиально новый интерактивный и масштабируемый инструмент, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных.
Этот браузер превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Возможно создание виртуальных экскурсий , копирование фотографий, запись видео.
Google Планета Земля позволяет заниматься изучением архитектуры городов, выполнить быстрый географический анализ, проектировать. Перемещение в нужное место обеспечивает мгновенное понимание рельефа территории, размеров участка Земли и его удаленности.
Google Планета Земля — это географический браузер, который представляет собой мощный инструмент для просмотра и создания интерактивных файлов с визуальной географической информацией высокого разрешения, а также для обмена ими.
Выделим иллюстративные возможности сервиса: показывает
фотокарты всей поверхности суши,
фотографии пользователей сервиса Panoramio.ru, привязанные к определенным точкам местности,
энциклопедические статьи http://ru.wikipedia.com,
трехмерные модели территории и дна Мирового океана,
веб – камеры, круговые панорамы, видеофрагменты, метеорологические сведения, обозначение и название орографических объектов, и много других данных.
Данный географический сервис направлен на формирование информационно-коммуникативных компетенций в изучении географии, то есть помогает:
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира, сканера;
организовывать свои собственные приемы изучения;
понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в географии.
овладеть методами географических исследований (обработки, анализа и синтеза географической информации) - картографическими, аэрокосмическими и методами географического районирования и прогнозирования;
самостоятельно интерпретировать и представлять результаты исследовательских и проектных географических работ.
Следует выделить способы использования программы:
иллюстративный, мотивационный (учитель объясняет ученикам, что изображено, на что необходимо обратить внимание);
источник информации для решения учебной задачи;
иллюстрация ответ ребенка, результат самостоятельного поиска.
Работа с Google Планета Земля начинается с загрузки программы http://earth.google.com/intl/ru/, вся необходимая информация для работы также прописана на данном сайте: четко прописана работа инструментов, виды настроек, выполняемые функции. При первом открытии программы всплывает окно «Советы при запуске», которое поможет при навигации, работе со слоями, историческими снимками и т.д.
Приведу несколько примеров использования программы на уроках географии:
1.использование кнопки «Солнечный свет на местности» для показана освещенности земли в любое время суток при объяснении темы « Суточное вращение Земли»; использование 3Д моделей позволяет с очень большой степенью наглядности изучить горный рельеф, строение вулканов и т.д.
2.нанесение на изображение градусной сетки (Меню Вид, команда – Сетка) для определения географических координат не только в градусах, но и минутах;
3.использование кнопки Метка для определения точки на поверхности , которая пополняется текстовой информацией и изображением с последующим сохранением на фотоснимке ( на примере реки Оки);
4. для формирования представлений о географических понятиях: Норвегия – фьорды с использованием 3Д функции для объемного показа скалистых берегов страны, частей реки – исток, устье на примере реки своего края – река Ока, дельта на примере реки Амазонки, материковая отмель и т.д.
5. для решения практических учебных задач, например, на снимке Атлантического океана подписать названия островов, образовавшихся в результате поднятия Северо – Атлантического хребта, используя инструмент Линейка, определить кратчайшее расстояние между своим населенным пунктом и любым другим объектом;
6.выполнить исследовательское задание: изучить влияние открытого способа добычи железной руды на природу. Для этого провести исследование изменения территории за 10 лет при добыче железной руды открытым способом в Белгородской области ( кнопка Время позволяет просмотреть данную территорию за 10 лет), предложить пути решения экологической проблемы, соответствующих современному уровню экологического мышления;
провести исследование на влияние лесной промышленности, добычи нефти и газа на окружающую среду на примере снимков республики Коми. Изменяя масштаб снимков, четко видны свежие лесные вырубки прямоугольной формы, окрашенные светлым коричневы цветом, темно – зеленые пятна нетронутой темнохвойной тайги, территории прямоугольной формы, окрашенные светло – зеленым цветом соответствуют вторичным лесам на вырубках. В сочетании с картами атласа, учебным пособием и дополнительными источниками информации учащиеся пытаются дать оценку масштабам влияния вырубки леса на природу в отдельном взятом районе. Аналогичная работа проводится ребятами со снимками в местах добычи нефти и газа.
7. конкретизация и визуализация информации учебного пособия: текста, схем, рисунков, рассматривается мною на примере работы со схемой металлургического комбината (доменная металлургия) на примере космических снимков Новолипецкого металлургического комбината. Предлагается выполнить данную работу группе учащихся, в то время когда другие ребята работают с картами атласа и учебного пособия по выяснению размещения географии черной металлургии. Коллективная работа с программой позволяет наиболее эффективно с минимальными временными затратами справиться с заданием: ребята поясняют изображение коксохимического комбината, доменного производства, аглофабрики, шлакопроизводства, ТЭЦ, отстойных прудов, конкретизируя информацией из учебного пособия. Находят незнакомые понятия: копровый завод, градирня. Возникшее познавательное затруднение решается с привлечением дополнительных источников информации.
Это только некоторые примеры использования географического сервиса Google Планета земля. В результате практического использования программы формируется методическое обоснование использования современного географического сервиса Google Планета Земля:
является важным источником информации с пространственным поиском по фотокарте;
отражает динамику процессов и явлений, происходящих в природе;
показывает изменение характеристик явления во времени;
имеется способность «играть масштабами»;
производит съемку самых труднодоступных мест земли;
комплексный, современный, иллюстративный, мотивационный источник географической информации, инструмент для решения учебной задачи, а также результат самостоятельного поиска учащихся;
целесообразно использовать для организации поисковых и исследовательских работ учащихся как индивидуальных, так и групповых в сочетании с разнообразными источниками географической информации.
Основной проблемой, возникающей во время работы с программой является то, что часть фотоснимков, особенно на территории России имеет дату съемки 2005-2009 годов, что не позволяет отследить современное состояние территории. Определенная трудность возникает у учащихся при дешифровании космоснимков, то есть при распознавании изображенных на снимках объектов и явлений. Данная работа требует приобретения дополнительных знаний, а также комплексного использования географических карт и космических снимков географического сервиса Google Планета земля.
К статье прилагается презентация.
Список интернет-ресурсов:
1.Google Планета земля http://www.google.com/earth/index.html
2.Уроки географии с Google Планета земля http://univertv.ru/video/geografiya/karta_kak_osnova_geograficheskih_issledovanij/uroki_geografii_s_google_planeta_zemlya/?mark=school
3.Основы работы с картографическими сервисами Google на сайте МИОО: http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=212&Itemid=142