Методические рекомендации мастер-класса на тему «Изготовление дидактического пособия для развития речевого дыхания дошкольников»
Мастер - класс
«Изготовление дидактического пособия
для развития речевого дыхания дошкольников»
воспитателя МБДОУ № 1
Мериновой Л.Н.
В мастер-классе представлен опыт работы воспитателя группы раннего возраста Мериновой Людмилы Николаевны, по изготовлению и применению различных дидактических пособий, для развития речевого дыхания у дошкольников.
Доказано, если развитие речевого дыхания соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Однако, если дыхание неправильное, то задерживается и речевое развитие, наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Одним из выходов, из данной ситуации оказалась идея изготавливать дыхательные пособия, тренажеры, игры своими руками. Достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий, они детям доступны, понятны в применении, они вызывают большой интерес у детей. Данные игры и пособия я с удовольствием применяю в своей практике. Поэтому хочу предложить всем желающим принять участие в мастер - классе.
Цель: познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми, с помощью самодельных тренажеров.
Задачи:
- создать благоприятную атмосферу для педагогов посредством увлечения общим делом;
- рассказать о необходимости применения здоровьесберегающей технологии как дыхательная гимнастика;
- научить изготавливать дыхательные пособия своими руками;
- познакомить педагогов с некоторыми приемами и формами, применением дыхательных пособий в совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Ход: (Организационная часть)
- Здравствуйте уважаемые коллеги, добрый день. Сегодня на мастер – классе, я хочу рассказать вам о необходимости применения здоровьесберегающей технологии, как дыхательная гимнастика, с дошкольниками. Кроме этого я вас постараюсь научить, как с помощью подручных средств можно изготовить пособия для дыхательной гимнастики, а также познакомить вас с некоторыми приемами и формами, используемыми в музыкальном развитии детей, с помощью дыхательных пособий.
Мы все знаем, что в дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра. Только с ее помощью и строится наша работа. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Наша с вами задача – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе дыхания. Как загораются глаза у детей, когда мы им говорим: «Давайте мы с вами поиграем, подышим, подуем!», дети моментально идут на контакт, и сразу понимаешь, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
(Теоретическая часть)
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Но, в зачастую, дыхательная система детей не достигает самостоятельного полного развития, дыхание в основном поверхностное, учащенное, дышать правильно, в процессе речи дети затрудняются. Воздушная струя является источником образования звуков речи, а правильное дыхание обеспечивает правильное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной речи, сохраняет плавность речи, ее интонационную выразительность.
Отсутствие продолжительного, равномерного выдоха у детей через рот, правильной воздушной струи, и есть та проблема, с которой справляется здоровьесберегающая технология – дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений, при помощи которых обучаем детей правильно дышать, увеличиваем объем дыхания, и нормализуем ритм. Упражнения при закрытом рте, тренируем носовой выдох (вдыхаем глубоко и выдыхаем через нос), упражнения на тренировку ротового выдоха (зажимаем ноздри пальчиками, дышим ртом), упражнения с сопротивлением (кладем руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху 1-2сек.), упражнения на задержку вдоха (вдыхаем быстро и глубоко, задерживаем дыхание, медленно и продолжительно выдыхаем).
Далее упражнения дыхательной гимнастики приобретают более сложные формы, с применением пособий, тренажеров, различных игр. Все упражнения имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастики.
(Практическая часть)
- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку дидактических пособий, которые в игровой форме позволяют развивать речевое дыхание детей. Упражнения с пособиями направленны на развитие глубокого дыхания, искусственно задержанного дыхания, задержку дыхания, поверхностного дыхания, на развитие воздушной струи. Все предлагаемые пособия можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых с детьми.
- Добро пожаловать на мою выставку «Дыхательные помощники», пособия своими руками.
Игровое упражнение «Веселый кит»
Игровое упражнение «Снежная буря»
Игровое упражнение «Футбол»
Игровое упражнение «Кораблик на воде»
Игровое упражнение «Горячий чай»
Игровое упражнение «Найди фрукты»
Игровое упражнение «Радужные солнышки»
Игровое упражнение «Задуй свечу,
Игровое упражнение «Загадай желание», «Маленькие балеринки» Игровое упражнение «Весѐлые медузы»
Игровое упражнение «Стайка рыбок»
Игровое упражнение «Друзья осьминожки»
Игровое упражнение «Добрый океан»
Мастер-класс по изготовлению дыхательного пособия «Добрый океан». - Уважаемые педагоги, сейчас я хочу продемонстрировать вам, как из подручных средств можно смастерить дыхательное пособие «Добрый океан».
Нам понадобится:
Обклеиваем стакан голубой самоклеющейся бумагой голубого, бумагой жѐлтого, зелѐного цвета; Клей-карандаш; Коктейльные трубочки; Пластиковые стаканчики; Скотч; Салфетки; Наклейки; Бумага для квиллинга; Крепированная бумага.
2. Из квиллинговой бумаги делаем «Кудряшки- волны», оформляем ими стакан.
3.Оформляем стакан наклейками (водоросли, камни, рыбки), вставляем коктейльную трубку в середину дна стакана.
4. Берем крепированную бумагу, нарезаем полосками 12см.х1,5см., приклеиваем с внутренней стороны бортиков стакана, это и будет самим океаном.
Изготовление данного пособия для развития речевого дыхания несложно в изготовлении, занимает немного времени и затрат. Также можно включить фантазию и добавить свои идеи.
А теперь я хочу познакомить педагогов с некоторыми приемами и формами, используемыми в музыкальном развитии детей, с помощью дыхательных пособий.
Музыкальная игра с элементами дыхательной гимнастики
«День рождение у Маши»
1. Здравствуй Машенька, дружок собрались мы все в кружок Будем праздник отмечать, с днѐм рожденья поздравлять. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, задувают поочерѐдно пособие «Задуй свечу, загадай желание» на торте)
2. Приглашаем на чаѐк он горяч, как огонѐк, чтобы чаю нам попить его нужно остудить. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дуют на пособие «Горячий чай», количество чашек по количеству детей)
3. Посмотрели мы в окно, там кругом белым бело, на дворе метѐт метель, кружит снег как карусель. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дуют в пособие «Снежная буря» через вставленную в неѐ коктейльную трубочку изображая «метель», количество пособий по количеству детей, трубочки сменные )
Музыкальная игра с элементами дыхательной
гимнастики «Капитан»
1. Жил на свете капитан, он любил – океан! Океан добрым был и друзей ему дарил. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дуем на пособие «Добрый океан», количество пособий по количеству детей)
2. Стайку рыбок, и китят, осьминожек, медузят. Он на мостике стоит и в бинокль глядит. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дети дуют на пособия «Стайка рыбок», «Друзья осьминожки», «Веселые медузы», «Весѐлый кит», количество пособий по количеству детей, коктейльные трубочки сменные)
3. Солнце светит в облаках, радугой играя. За борт глянь, не видно дна, океана глубина! Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дуем на пособие «Радужные солнышки», «Добрый океан», количество пособий по количеству детей) .
Музыкальная игра с элементами дыхательной
гимнастики «Морское путешествие» .
1. Мы не Саши... не Ирины мы морские балерины. Танец дивный, грациозный, смотрят рыбы, смотрят звѐзды. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дети дуют на пособие «Маленькие балеринки», изображая «танец», количество пособий по количеству детей) 2. Приплывали к нам киты, показали животы. В самом центре океана бьѐт струя как из фонтана. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дети дуют на пособие «Весѐлый кит», количество пособий по количеству детей) 3. Под водой в прозрачной блузе важно плавает медуза. Не спеша, не торопливо, что бы выглядеть красиво. Проигрыш (выполняют дыхательную гимнастику, дети дуют на пособие «Весѐлые медузы», количество пособий по количеству детей) По окончанию музыкальной игры педагог берѐт в руки зонт и обращается к детям:
Педагог: Я медуза, медуза поиграть я только за. Надо быстро убегать, а я попробую догнать. (звучит музыка, дети разбегаются на стульчики, педагог старается поймать по одному участнику игры, так, что бы ребѐнок оказался под зонтом. Игра продолжается пока звучит музыка. Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., ШишковаТ. Г. ,Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М.:Книголюб, 2004. 2. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов/ Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2005. 3. Гавришева Л.Б. ЛогопеЗдоровьесберегающая система дошкольников Волгоград, 2009.
5. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. – СПб., 2006.