Методические рекомендации «Народная кукла»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Методические рекомендации:
«Народная кукла».
Воронеж
2016
Струкова Людмила Михайловна – педагог дополнительного образования.
Струкова Л.М. Методическое пособие «Народная кукла». - Воронеж: МБОУДОД ДТДиМ, 2016.
Под редакцией Глущенко Н.Н. – замдиректора по научно-методической работе.
Обращение к народной культуре воспитывает любовь к своему народу, способствует духовному росту подрастающего поколения, формирует способность воспринимать прекрасное, развивает умение воплощать свои впечатления в творческих работах. Данные рекомендации разработаны к образовательной программе художественной направленности «Стильные штучки», предназначены педагогам дополнительного образования, воспитанникам, родителям и всем, кто интересуется историей и традициями своего народа.
© Струкова Л.М., 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Ввведение………………………………………………………………….. История возникновения народной куклы ……………………...........................
Виды кукол
- обереговые………………………………………………………………….
- игровые…………………………………………………………………..
- обрядовые………………………………………………………………
Пасхальный сувенир ( фрагменты мастер-класса)……………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Введение
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», - гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. Интерес к народным ремёслам в современном мире постоянно возрастает. Какой же была народная игрушка, как ею играли и что она означала? В желании узнать ответы на эти вопросы кроется не только познавательный интерес, но и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно она сможет рассказать нам о жизни предков, их культуре и традициях. В данном пособии представлен материал об истории происхождения народной куклы.
История возникновения народной куклы
Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.
Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.
Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
В стародавние времена на Руси, как впрочем, и в других странах мира, девочек с ранних лет приучали к рукоделию. Особым уважением пользовались девушки, умевшие шить не только красивые наряды, но и мастерить вещи для домашнего обихода, печь вкусные пироги и ловко управляться с хозяйством.
Куклы сопровождали человека от младенчества до старости, и в радости, и в печали кукла была надёжным другом, отрадой, светочем и добрым подарком. Верили, что куклы защищают от злых сил, принимают на себя или отводят болезни, помогают наворожить богатство, хороший урожай, счастливую долю. Сегодня, через эти милые сердцу создания мы начинаем пробуждать свои корни, которые будут вновь давать силу родовому древу.
Виды кукол
Традиционными русскими куклами являются игрушки, выполненные из ткани и пряжи. Существует три больших группы кукол: обереговые, игровые и обрядовые. Обереговых кукол в каждой русской семье было до ста штук, каждая деталь, узелок или тряпочка в кукле имели раньше своё значение, объяснение и смысл. Вопреки распространённому стереотипу, исконно русскими куклами являются вовсе не знаменитые матрёшки, появившиеся в России лишь в конце XIX века. На протяжении многих столетий до этого сформировался целый ряд кукольных архетипов – столбушки, крестушки, пеленашки, закрутки и другие. Для разных регионов России характерен особый внешний вид кукол каждого типа, однако внутренний символизм и способы изготовления игрушек являлись универсальными. Вплоть до начала ХХ века в большинстве крестьянских семей культовые куклы находились в центре целого ряда календарных обрядов. Они исполняли роль посредников между человеком и миром природы, богов, а также предков. Обрядовым куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Например, некоторые из них защищали людей от болезней, злых сил, неурожая и прочих несчастий. Такие куклы передавались в рамках семьи из поколения в поколение. При их изготовлении не допускалось использование режущих или колющих инструментов, поэтому нитки и тряпочки для них не резали, а рвали. Изготовление фигурок, призванных оградить людей от злых сил, уходит корнями во времена язычества и не одобрялось Православием. Между тем данный тип кукол являлся массовым. Целые куски изношенной одежды использовали для изготовления кукол. Считается, что ношенная ткань несёт в себе часть жизненной силы человека его носившего. По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Сам процесс изготовления текстильной куклы символизирует выделение предмета из мира природы. Изношенные вещи рвали на аккуратные полосы, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складывались в систему, что придавало изделию целостность. Края не обрабатывались – этим подчеркивали связь с хаосом. Куклу легко изготовить, но и легко разобрать на тряпочки ( человек приходит в этот мир и уходит из него легко и на время).
Куклы-обереги.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Известно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла-Куватка то она отгоняет эту злую силу.
За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.
Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.
Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.
Куклы Пеленашки - это обережные куколки для самых маленьких. Их всегда клали в колыбель к малютке, чтобы кукла оберегала от болезней и дурного глаза. А еще они помогали женщинам при родах. Пеленашка представляет собой куколку, закутанную в пеленочку с платочком и с пояском-свивальничком. Издревле свивальничком пеленали всех деток, это имело как практическое, так и обережное значение. При изготовлении не использовали ни ножниц, ни иголок, чтобы не ранить куклу.
Шестиручка считается покровительницей женских ремесел. Она незаменимая помощница для тех, кто занимается рукоделием. Шестиручка убережет руки от усталости, поможет правильно распределить работу, чтобы на все дела хватало сил и времени. Иногда Шестиручку еще называют Филипповкой. У нее на поясе висит узелок с зернышками пшеницы.
Вполне объяснимо существование такой куклы-оберега, как Рябинка.
Она символизирует материнство, женскую мудрость, домашний очаг, является оберегом семейного счастья, хранящим настоящую любовь от несчастий. На Руси с большим почитанием относились к дереву рябине, прямо как к Матери! Просто так рябину никогда не ломали, потому как знали, какие у нее сильные обережные качества. У куклы Рябинки 4 раза в год праздновали именины, а изготавливали ее только когда созревали плоды — осенью, в четвертые именины. Человек, не зная истинной силы рябины, дерева гибкого и невеликого, видит в ее ветке символ Перуновой палицы (рябина — ягода бога-громовержца Перуна.) Она сможет снять депрессию или порчу от сглаза, защитить от энергии мертвого мира. Для этого, рябинку нужно повесить напротив или около входной двери — она, как воин, будет защищать и не пропустит в дом негатив.
Славянская кукла-оберег Крупеничка приносит изобилие в семью. Куколку-Крупеничку называют еще Зернушка, Зерновушка или Горошинка. Крупеничка на вид простая, но зато имеет большое символическое значение, поэтому она имеет статус «главной куклы в доме».У древних славян основным видом питания была каша, которая, как они верили, давала «мощную жизненную силу», поэтому процессу выращивания зерна придавали огромное значение. Так при посеве зерна, первые зернышки брали из мешочка этой куколки, т. к. они имели значение «сбережённых сил Кормилицы Земли». Первоначально при изготовлении Крупенички использовались лен или мешковина, а внутрь насыпали гречишное зерно. А оно очень ценилось, потому что было редким и отношение к нему было особым. Затем, к концу XIX века, стали Крупеничку наполнять пшеном, пшеницей и горохом. Отсюда и появились названия Зерновушка и Горошинка.
После созревания нового урожая куколку вновь наполняли свежим зерном, наряжали и ставили в Красный угол или на кухне, но обязательно на видное место. Крупеничек всегда давали в руки гостям или давали играть детям, т. к. считали, что чем больше человек ее подержат, тем большей энергией напитается зерно внутри куколки и тогда следующий год для семьи пройдет в достатке, им будет сопутствовать удача и не постигнет голод. Также в кукол могли вкладывать заговоренные монетки.
Кубышка-Травница — лечебная кукла-оберег, которая помогает очистить воздух в доме и провести профилактику от заболеваний. Обычно ее ставили в ту часть дома, где воздух застаивался, или подвешивали над детской люлькой. Нужно было перед сном обязательно помять мешочек с травами, чтобы наполнить комнату ароматом, и тогда воздух станет целебным и спать всем будет лучше. Туловище Кубышки-Травницы — это и есть мешочек, который наполнен лечебными травами. Применение Кубышки зависит от трав, которыми наполнен мешочек.
Игровые куклы
Эти куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла Полено.
Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста.
Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок - голышок, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток и хороший урожай. Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Покосница – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Кукла Десятиручка — большая помощница в домашних делах. Женщины или девушки мастерили десятиручку для прибавления сил в ведении домашнего хозяйства. Куколку часто дарили на свадьбу невестам, а если женщина была уже замужней, то ее дарили на праздник Филипповку, который отмечался 27 ноября. При этом желали хозяйкам везде и во всем успевать без лишних затрат сил, образно говоря, имея 10 рук. Куклу Десятиручку делали к празднику Покрову, к 14 октября. Делали ее из лыкового мочала, красных ниток, разноцветных ленточек и льна в прядях. Внизу на подоле сарафана обязательно завязывали 9 бантиков из красных ниточек. Десятиручку могли сделать из соломы или лыка и тогда называли ее Расщепухой. Когда женщины изготавливали куклу, они очень надеялись на ее помощь, поэтому вкладывали в нее душу, свои намерения, секреты и энергию. Следовательно и процесс приобретал особое значение. Эта куколка помогала не только дома, но и в поле. Ее брали даже в церковь для очищения всего накопленного в ней негатива. Дома Десятиручку сажали туда, где чаще всего находилась хозяйка. Ее никогда не давали в руки чужим людям и никогда не разрешали играть с ней детям.
Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.
Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".
Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.
Пасхальная кукла символизирует приход праздника и весны. Делают ее накануне праздника и хозяйка уделяла ей внимания не меньше чем праздничным пасхам. Основное ее предназначение - быть хорошим подарком. Приходя в гости, к родственникам либо друзьям, в это праздничный день, ее дарили от чистого сердца и приговаривали при этом добрые пожелания. Приступать к созданию Пасхальной куклы необходимо только в хорошем расположении духа и с чистыми помыслами.
Пасхальный сувенир (фрагменты мастер-класса)
Вашему вниманию предлагается изготовление обрядовой пасхальной куколки, ведь на светлый праздник Пасхи принято дарить подарки и вдвойне приятнее, если подарок сделан своими руками.
Для изготовления сувенира нам понадобятся: красная ткань (бязь или ситец) для тела 10х40см и для ручек 10х22см, цветной лоскутик х/б для юбочки 10х40см, косыночка, и при желании 2 полосочки цветной ткани для лямочек сарафана, немного синтепона для головки, нитки различных цветов, игла, ножницы. Для основы берем самый большой кусочек красной ткани, сворачиваем длинные её края внутрь и ещё раз вдоль пополам, завязываем узелок с одного края.
Выворачиваем складочку,вкладываем узелок вовнутрь. Для объёма подкладываем немного синтепона,формируем голову куколки. Фиксируем ее нитками, сворачиваем оставшийся конец ткани пополам, и также фиксируем его нитками.
Складываем « тело» пополам, примеряем размер «сюрприза» (пасхальное яичко).Заматываем тело ниткой до отмеренной границы.
Берем кусок красной ткани поменьше, складываем из него ручки нашей куколке.
Вкладываем нашу куколку между деталями ручек. Срезы ткани должны быть сзади. Приматываем ручки к телу крест на крест, формируя обережный крест. Из цветной ткани шьем юбочку. Приматываем две полоски ткани, формируя лямки сарафана и наряжаем нашу куклу.
Выворотным способом привязываем фартучек, его можно сделать из тесьмы шириной 3-5см. Одеваем косыночку, в колечко под юбкой куклы вставляем пасхальное яичко. Пасхальный сувенир готов.
Любой человек, будь то ребёнок или взрослый, должен ощущать себя успешным. Ведь разве не успешен человек, владеющий каким-либо мастерством? Умение многое делать своими руками для себя и своих близких – залог уверенности в завтрашнем дне. А для этого многому надо учиться уже в детстве, что поможет в будущем справиться с любой работой, сбережёт бюджет семьи, научит принимать нестандартные решения в стандартных ситуациях. Творите, выдумывайте делитесь красотой со своими друзьями, работайте дружно, проявляйте свою индивидуальность, доводите начатое дело до конца. Сделайте свою жизнь счастливой и по-весеннему солнечной! Осваивайте различные ремёсла, вкладывайте свою душу в любое изделие.
Список литературы:
Зайцева А.В. Оригинальные куклы своими руками. –М:Эксмо, 2010. – 99 с.
Соловьев В.М. С древнейших времен до наших дней. – М: Пересвет, 2004. – 450 с.
Ткачук Т.М.Тряпичные куклы. - М.:АСТ:Полиграфиздат, 2011. – 25 с.