12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь11154
Учитель математики и технологии, педагог дополнительного образования. Стаж-29 лет. Образование - высшее. Категория - высшая. Имею опыт работы замест. по воспитательной работе. По диплому "Математика с дополнительной специальностью социальная педагогика".
Россия, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Довольное


ОПОРНЫЙ ЛИСТ
DOCX / 869.5 Кб

СХЕМЫ
DOCX / 3.82 Мб

Тип учебного занятия - занятие комбинированного типа

Цели и задачи учебного занятия

Цель занятия: формирование интереса к истокам народного творчества через традиционную народную куклу.

Задачи:

- познакомить обучающихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с её изготовлением; научить изготавливать славянскую куклу - оберег.

- воспитывать: интерес к памяти предков и истории; самостоятельность при использовании сетевых ресурсов для нахождения необходимой информации и изготовлении народных кукол.

- развивать внимание, творческое мышление и умение работать с лоскутками ткани.

Методическое оснащение и учебное оборудование:

Наглядно-дидактический материал: презентация к занятию (сделанная в Prezi с видеоресурсами ); опорные листы, схемы изготовления кукол.

Оборудование: ноутбук; мультимедийный проектор; экран.

Материалы и инструменты: лоскуты белой и цветной х/б ткани; нитки красного цвета; тесьма; пряжа; вата для набивки; ножницы.

Хронометраж учебного занятия

Название этапа учебного занятия

Содержание деятельности

Время (≈)

1

Орг. момент, приветствие, знакомство

 

1мин

2

Теория

Постановка целей, задач. Актуализация знаний

3мин

3

Новый материал

Презентация с элементами беседы

30 мин

4

Практическая работа

Изготовление кукол

38 мин

5

Презентация выполненных работ

Выступление групп

15 мин

6

Подведение итогов занятия

Ответы на вопросы: Где могут пригодиться знания и умения полученные на этом занятии? Нужны ли они?

3 мин

 

90 мин

Ход учебного занятия

Организационный момент. Здравствуйте. Меня зовут Любовь Алексеевна. И сегодня я вместе с вами окунусь в мир наших предков, в удивительный мир традиционной тряпичной куклы.

В рамках занятия вы познакомитесь с видами кукол, их месте в жизни человека и на практике освоите приемы работы по изготовлению некоторых из них, в частности, славянских кукол-оберегов. И ответим на вопрос – а где могут пригодиться знания и умения полученные на этом занятии? Нужны ли они?

Кто-нибудь имеет опыт изготовления таких кукол? Ответы обучающихся. У нас все еще впереди.

2. Новый материал. https://prezi.com/kvsm72enzbr_/presentation/

Слайд 1. И так, традиционная народная кукла. Давайте окунемся в этот мир, а затем немного побеседуем и ответим на некоторые вопросы….

Слайд 2. Просмотр видео. Затем беседа с группой.

Кукла ровесница человека.

Сколько тряпичных кукол по количеству могло находиться в доме? (до ста)

Как вы думаете почему? (легка в изготовлении, доступный материал, они служили оберегами, ……….) Молодцы!

Какие виды тряпичных кукол вы узнали из данного сюжета? (игровые, обереговые, обрядовые)

Почему кукла была безликой? (через глаза мог вселиться злой дух)

Какого цвета используются нитки в изготовлении куклы-оберега? (красного)

Цвета куклы-оберега тоже имели свое значение. Как вы думаете, что означает каждый из них (ответы обучающихся): белый (свет, чистота, священность); красный (огонь, кровь (жизненная сила)); зеленый (растительность, жизнь); черный (земля); золотой (солнце); синий (небо, вода).

Слайд 3. Давайте более подробнее рассмотрим виды традиционных тряпичных кукол. По назначению, по способу изготовления, по образу, по размеру.

Слайд 4. ПО НАЗНАЧЕНИЮ. Сами названия говорят о их предназначении.

ИГРОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ, ОБРСЯДОВЫЕ (Ответы обучающихся)

ИГРОВЫЕ (приводятся и демонстрируются примеры кукол: "Столбушка", "Малышок-голышок", "Барыня", "Кукла с косой", "Кукла на выхвалку", "Девка-Баба", "Кукла нарядная", узелковые, "Бабочка", "Зайчик");

ОБЕРЕГОВЫЕ (приводятся и демонстрируются примеры кукол: "Куватка", "Ангелочек", "Лихоманк", "День и Ночь", "Праскева", "Вепсская", "Бабушкина кукла", "Колокольчик", "Кубышка-Травница", "Бессонница", "Утешительница", "Берегиня", "Кукла-оберег на замужество", "Малышок-голышок", "Десятиручка", "Веснянка", "Желанница", "Узелковая") ;

ОБРЯДОВЫЕ (приводятся и демонстрируются примеры кукол: "Неразлучники", "Мировое дерево", "Масленца", "Каляда", "Кострома", "Кукушечка", "Покостница", "Купавка", "Коза", "Зольная кукла", "Кузьма и Демьян", "Капуста", "Куватка", "Мокредина", "Отдарок-на -подарок", "Пеленашка", "Свадебная", "Крупеничка", "Архангелогородская столбушка", "Владимирская столбушка", "Пасхальная голубка").

Слайд 5. По способу изготовления куклы бывают……

Основа куклы - 2 прямоугольника (Куватка, Пасха, Неразлучники, Кузьма и Дамьян, Десятиручка, Веснянка Колокольчик, Пасхальная голубка).

Куклы в которых головка представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь (День и ночь, Ангел, Покойница, Закрутка, Бессонница, Мировое дерево, Вепсская).

Куклы - столбушки, основа которых схватка из ткани (Архангельская столбушка, Владимирская столбушка, Баба- Берегиня, Лихоманки).

Куклы в основе которых мешочек (Зольная, Зернышка, Крупеника).

Слайд 6 (слайд 3).

Слайд 7. По образцу и по размеру……………….

ПО ОБРАЗУ: кукла - крестьянка; кукла - барыня.

ПО РАЗМЕРУ: локтевые; ладонные; пальчиковые. (Пояснения обучающихся).

Слайд 8.

Практическая работа. А теперь, чтобы у прошлого появилось будущее мы с вами поработаем. Положим начало новому мини-музею традиционной тряпичной куклы. Для этого необходимо разделиться на группы, желательно по 3 человека. Обучающиеся делятся на группы.

Каждой группе выдается опорный лист (см. Приложение Б) содержащий: задание: изготовить куклу-оберег («Подорожница», «Желанница», «Капустка», «Колокольчик», «День – Ночь», «Хозяюшка – Благополучница», «Куколка на счастье»), приготовить небольшую теоретическую часть – описание о ней (значение, предназначение – для кого, с какой целью) и схему изготовления куклы.

Для практической части у каждой группы есть необходимый набор заготовок, а для теоретической - нужно будет поработать с интернет-ресурсами. Чтобы работа спорилась – распределитесь, кто и чем будет заниматься. Приблизительно, за 18 минут до окончания занятия каждая группа будет презентовать, т.е. представлять свой экспонат для будущего мини-музея (2 - 3 минуты). И еще один момент – необходимо соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. Кто, что знает? Ответы обучающихся.

Храните ножницы в определённом месте.

Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

Передавать ножницы кольцами вперед.

Еще есть ПРАВИЛА РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА

Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.

Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Береги инструменты, экономь материалы.

Всегда думай, как сделать работу лучше.

Работайте дружно - главное правило рабочего человека.

Закончил работу, убери рабочее место  быстро  и аккуратно.

Если будут какие-то вопросы по ходу работы – задавайте…..

И не забудьте заполнить в опорном листе строки – РАБОТУ ВЫПОЛНЯЛИ. Страна должна знать своих героев, а вы – «оставить след» в ее истории. НАЧИНАЕМ.

Работа в группах над экспонатами. В течении всей практической работы звучит славянская музыка.

Презентация кукол. Выступление групп с демонстрацией кукол. Вопросы.

Подведение итогов занятия.

Слайд 9. Как сказал Максим Горький - “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего”. И ответим на вопрос – «Где могут пригодиться знания и умения, полученные на этом занятии?» Ответы обучающихся. Вы автоматически ответили и на второй вопрос – нужны ли полученные знания? Очевидно, что – ДА. Теперь вы самостоятельно можете создавать куклы для семейных оберегов и подарков, для игр, для передачи знаний своим близким и знакомым, вы пусть и немного, но все-таки знаете прошлое нашего народа. А «Человек у которого есть прошлое, есть и будущее». Думаю, у вас оно будет иметь прекрасное продолжение.

Всем спасибо за занятие. До свидания.

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (2)

Прасолова Марина Валерьевна, 26.09.20 в 10:27 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Алексеевна! Интереснейший материал, огромная исследовательская работа, которую вы провели при подготовке к данному занятию.
Любовь, 27.09.20 в 11:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Валерьевна. Благодарна Вам за отзыв!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Очень приятно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.