Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ОГЭ 2024 года по английскому языку
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
обучающимся
по организации самостоятельной подготовки к ОГЭ 2024 года
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Рыздвяный, 2024
Авторы-составители: О.П.Стрельникова
Методические рекомендации предназначены для обучающихся 9 классов, планирующих сдавать ОГЭ 2024 г. по английскому языку. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ОГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ОГЭ. В пособии даны рекомендации по выполнению заданий экзаменационной работы, проанализированы типичные ошибки экзаменуемых в 2023 г.
Дорогие друзья!Скоро вам предстоит сдать основной государственный экзамен (ОГЭ) по иностранному языку. Чтобы продемонстрировать хорошее владение иностранным языком и получить высокий балл за выполнение экзаменационной работы, нужно подготовиться к ОГЭ. Как это сделать, Вы узнаете из этих методических рекомендаций. Помните, что для успешной сдачи ОГЭ по иностранному языку нужно:
владеть иностранным языком, а именно иметь прочные умения в разных видах речевой деятельности (аудировании, т.е. восприятии речи на слух, чтении, письме, говорении); обладать большим словарным запасом и уметь оперировать словами и словосочетаниями в разных ситуациях общения; владеть грамматическими, фонетическими, орфографическими навыками; знать и применять различные стратегии работы с иноязычными текстами;
иметь полное и точное представление о формате экзамена, типах заданий и времени, отводимом на их выполнение;
ознакомиться с системой оценивания выполнения заданий, в частности с критериями оценивания выполнения заданий по письменной речи и говорению;
заниматься регулярно, продуманно и последовательно, правильно распределяя нагрузку.
Экзаменационная работа ОГЭ по иностранному языку состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержит 35 заданий по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письменной речи. На выполнение заданий письменной части отводится 120 минут (2 часа). Устная часть содержит три задания по говорению и рассчитана на 15 минут (включая подготовку к заданиям).
Рассмотрим подробнее задания письменной части, которая состоит из четырёх разделов.
Раздел 1 (задания по аудированию, т.е. восприятию речи на слух) включает в себя 11 заданий. С данного раздела начинается экзаменационная работа. Участникам ОГЭ предлагается прослушать аудиозапись, в которую включены формулировки заданий, тексты для аудирования и паузы для выполнения и проверки заданий. Аудиозапись текстов для аудирования к заданиям 1–11 звучит дважды. Остановка и повторное воспроизведение аудиозаписи не предусматриваются.
В заданиях 1–4 экзаменуемым предлагается прослушать четыре коротких аудиотекста (объявление, звуковое сообщение от друга и два диалога социально-бытового характера) и соотнести содержание каждого текста с одним из трёх предложенных к нему утверждений. Только одно из этих утверждений является верным.
В задании 5 экзаменуемому предлагается следующая коммуникативная ситуация:
«Вы готовите тематическую радиопередачу с высказываниями пяти разных людей, обозначенных буквами А, В, С, D, Е. Подберите к каждому высказыванию соответствующую его содержанию рубрику из списка 1–6. Используйте каждую рубрику из списка только один раз. В списке есть одна лишняя рубрика». Участник экзамена
прослушивает пять высказываний и подбирает к ним рубрики из предложенного списка. Одна рубрика в списке лишняя, она не подойдёт ни к одному из высказываний.
В заданиях 6–11 предлагается другая коммуникативная ситуация: «Вы помогаете своему другу, юному радиожурналисту, проанализировать подготовленное им для передачи интервью. Прослушайте аудиозапись интервью и занесите данные в таблицу. Вы можете вписать не более одного слова (без артиклей) из прозвучавшего текста. Числа необходимо записывать буквами.». Это задания повышенного уровня сложности на поиск запрашиваемой информации в прослушанном тексте и представление её в виде несплошного текста (таблицы). Они проверяют, помимо предметных умений аудирования, метапредметное умение работы с таблицами. Ответы записываются в виде одного слова из звучащего текста, числительные записываются в виде слов. Пункты в таблице следуют в том же порядке, в каком информация представлена в тексте.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий по аудированию – 11.
Примерное время выполнения заданий по аудированию – 30 минут.
Раздел 2 (задания по чтению) содержит восемь заданий.
В задании 12 предлагается провести информационный поиск и определить, в каком из шести небольших текстов дан ответ на предложенный вопрос (в задании есть один лишний вопрос). Все шесть текстов относятся к одной теме: посвящены стране изучаемого языка, международным спортивным соревнованиям, изучению иностранных языков и т.д. Ответы на задание 12 необходимо внести в таблицу. За каждое правильно найденное соответствие участник ОГЭ получает 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение этого задания – 6.
Для выполнения заданий 13–19 необходимо прочитать текст и затем определить, какие из предлагаемых утверждений соответствуют содержанию текста (1 – TRUE), какие не соответствуют (2 – FALSE) и о чём в тексте не сказано, т.е. на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 – NOT STATED). Выбранный ответ следует записать в поле ответа. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. За неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение заданий 12–19 по чтению – 13. Рекомендуемое время выполнения заданий по аудированию – 30 минут. Подчеркнём, что по времени ограничено только выполнение заданий по аудированию, остальные задания участник экзамена может выполнять в своём темпе, но, чтобы успеть выполнить все задания, следует придерживаться рекомендуемого времени.
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) содержит 15 заданий. В заданиях 20–
28 необходимо восстановить небольшой текст, заполнив пропуски словами, напечатанными заглавными буквами в конце строк. Нужно, например, поставить глагол в определённую видо-временную форму (publish – was published) или представить существительное во множественном числе (child – children). Каждый пропуск соответствует одному заданию. Слова необходимо изменить так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.
В заданиях 29–34 также предлагается восстановить небольшой текст. Для этого следует преобразовать напечатанные заглавными буквами в конце строк связного текста слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста (добавить приставку или суффикс). Нужно, например, в соответствии с содержанием текста придать отрицательное значение прилагательному (lucky – unlucky) или образовать имя существительное от глагола (write – writer). Каждый пропуск соответствует одному заданию.
За верное выполнение каждого преобразования слова в соответствии с содержанием текста ставится 1 балл. Если в кратком ответе допущена орфографическая ошибка, ответ считается неверным (0 баллов). За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется
0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение заданий по грамматике и лексике – 15. Рекомендуемое время выполнения заданий этого раздела – 30 минут.
Раздел 4 (задание по письменной речи) содержит одно задание – задание 35. При выполнении задания 35 необходимо написать электронное личное письмо в ответ на письмо друга по переписке. Письмо объёмом 100–120 слов должно содержать полные и точные ответы на три вопроса, заданных другом. Кроме того, письмо должно быть написано и оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка. Электронное личное письмо пишется на отдельном бланке ответов № 2. Выполнение этого задания оценивается экспертами по специально разработанным критериям оценивания (решение коммуникативной задачи, организация текста, лексико- грамматическое оформление текста, орфография и пунктуация)1. Максимальное количество баллов за выполнение задания 35 по письменной речи – 10. Подробные
рекомендации по выполнению этого задания будут даны ниже.
Таким образом, за успешное выполнение всех заданий письменной части можно получить 53 балла.
Устная часть ОГЭ по иностранному языку состоит из одного раздела. Раздел 5 (задания по говорению) содержит три задания на проверку умений в говорении (задания 1–3). Все эти задания оцениваются экспертами в соответствии со специально разработанными критериями оценивания заданий устной части.
В задании 1 предлагается прочитать вслух небольшой текст научно-популярного характера. На выполнение задания отводится 3,5 минуты: 1,5 минуты на знакомство с текстом (подготовка к ответу) и 2 минуты на чтение текста вслух (непосредственно ответ). Необходимо прочитать текст осмысленно и без ошибок, с правильным произношением английских звуков и слов, продемонстрировать понимание содержания читаемого текста посредством интонации и расстановки пауз. За чтение текста вслух можно получить от 0 до 2 баллов.
Умение участвовать в диалоге-расспросе проверяется при выполнении задания 2. Необходимо ответить (одним или несколькими полными предложениями, содержащими подлежащее и сказуемое) на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса. Каждый вопрос звучит один раз. Время ответа на один вопрос – 40 секунд. За каждый полный и точный ответ выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение задания 2 – 6.
Задание 3 предполагает создание связного монологического высказывания с опорой на план. Длительность монологического высказывания – не более 2 минут, в течение которых необходимо высказаться по предложенной теме, раскрыв данные в задании четыре аспекта. Важно также правильно употребить слова и грамматические конструкции, не допустить ошибок в произнесении звуков и слов. Время на подготовку к заданию 3 – 1,5 минуты, в течение которых необходимо ознакомиться с аспектами задания и продумать ответ.
Монологическое высказывание оценивается по трём критериям («Решение коммуникативной задачи», «Организация высказывания», «Языковое оформление высказывания»). Максимальный балл за выполнения задания 3 – 7.
Таким образом, за выполнение заданий устной части можно получить от 0 до 15 баллов. Для получения максимального балла по говорению необходимо: прочитать вслух текст полностью (до конца) и по возможности без ошибок, продемонстрировав его понимание (задание 1); дать полные и точные ответы на вопросы телефонного опроса (задание 2); построить связное монологическое высказывание, раскрыв все четыре аспекта, указанных в задании (задание 3).
Максимальное количество баллов за выполнение заданий всей экзаменационной работы – 68: 53 балла за задания письменной части и 15 баллов за задания устной части.
Подготовку к ОГЭ следует начать с письменной части. Рекомендуется выработать пошаговый алгоритм самоподготовки. Составьте календарный план работы. Чтобы успешно это сделать, используйте приведённую ниже таблицу 1, в которой прописаны элементы содержания, необходимые для успешной реализации плана подготовки. Таблица поможет систематически готовиться к экзамену и проверять свои достижения.
В качестве первого шага самоподготовки за 120 минут выполните полностью задания письменной части одного из экзаменационных вариантов, например демонстрационного варианта КИМ ОГЭ 2023 г. или 2024 г., не делая перерывов и не пользуясь помощью друзей, Интернета, словарей и не заглядывая в ключи.
Второй шаг – проверьте себя по ключам; отметьте, какие задания Вы не смогли выполнить успешно либо испытывали трудности при их выполнении; попытайтесь понять причины своих ошибок (невнимательно прочитали утверждение, не смогли определить основную тему текста, забыли правило образования степеней сравнения прилагательных и т.д.). Самостоятельное выполнение заданий письменной части экзаменационной работы поможет выявить индивидуальные пробелы, покажет, на что нужно в первую очередь обратить внимание при подготовке.
Прочитав критерии оценивания задания 35, постарайтесь оценить своё электронное личное письмо в соответствии с ними. Если Вам это сделать трудно, попросите учителя помочь оценить Ваш ответ.
Третий шаг – изучите внимательно таблицу проверяемых в письменной части умений и навыков и отметьте в ней задания, которые Вы выполнили легко и правильно, зелёным цветом, задания, которые вызывали вопросы и некоторые затруднения, жёлтым, и задания, которые Вы выполнили неверно или не знали, как выполнять, красным цветом. Этим заданиям необходимо будет уделить особое внимание.
Таблица 1
№ задания |
Письменная часть, проверяемые умения и навыки |
Пройдено |
Необходимо изучить/ повторить |
Тема 1. Задания по аудированию |
|||
1–4 |
Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации (выбрать правильный ответ из трёх предложенных) |
|
|
5 |
Понимание в прослушанном тексте основного содержания (установить соответствие между прослушанными высказываниями и рубриками) |
|
|
6–11 |
Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации и представление её в виде несплошного текста (вписать в таблицу нужное слово) |
|
|
Тема 2. Задания по чтению |
|||
12 |
Понимание основного содержания прочитанного текста (найти в коротких текстах ответы на вопросы) |
|
|
13–19 |
Понимание запрашиваемой информации в прочитанном тексте (определить, являются ли данные утверждения верными, неверными или в тексте об этом не сказано) |
|
|
Тема 3. Задания по грамматике и лексике2 |
|||
20–28 |
Использование грамматических форм и конструкций в связном тексте (заполнить пропуски в тексте нужной грамматической формой слова, данного в конце строки): предложения с there + be; условные предложения реального характера (Conditional I: If I see Jim, I’ll invite him to our school party.) и нереального характера (Conditional II: If were you, I would start learning French.); предложения с конструкцией I wish; согласование времён и косвенная речь; видо-временные формы глаголов действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple; Present и Past Continuous; Present Perfect; видо-временные формы глаголов страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive; множественное число существительных, образованные по правилу, а также исключения; личные (в именительном и объектном падежах) и притяжательные местоимения; степени сравнения прилагательных, образованные по правилу, а также исключения; степени сравнения наречий, образованные по правилу, а также исключения; числительные количественные и порядковые |
|
|
29–34 |
Использование словообразования в связном тексте (заполнить пропуски в тексте нужным словом, образованным от данного в конце строки): суффиксы существительных: -er/-or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity/-ty; суффиксы прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive; префикс прилагательных -inter; префиксы глаголов: re-, dis-, mis-; суффикс наречий: -ly; суффикс числительных: -th; отрицательные префиксы: un-, in-/im- |
|
|
Тема 4. Задание по письменной речи |
|||
35 |
Написание электронного личного письма (написать личное письмо другу по переписке, ответив на его вопросы и правильно оформив письмо в соответствии с правилами письменного этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка) |
|
|
Четвёртый шаг – внимательно прочитайте данные рекомендации, обратите особое внимание на советы по выполнению письменных заданий, в которых Вами были допущены ошибки. Выполните несколько заданий по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письменной речи в соответствии с прочитанными рекомендациями. Отмечайте свой прогресс, используя таблицу 2.
Пятый шаг – выполните полностью два-три варианта письменной части3. При выполнении одного варианта постарайтесь уложиться в 120 минут. Проверьте себя по ключам.
Затем переходите к устной части. Знания, умения и навыки, приобретённые Вами при самоподготовке к письменной части, помогут Вам успешно выполнить задания устной части. Алгоритм работы такой же, как и при самоподготовке к письменной части. В качестве первого шага самоподготовки выполните полностью задания устной части одного экзаменационного варианта за 15 минут самостоятельно, запишите свои ответы на цифровой носитель.
Второй шаг – прослушайте и постарайтесь оценить свой ответ, используя критерии оценивания заданий устной части. Если Вам это сделать трудно, попросите учителя помочь оценить Ваш ответ.
Третий шаг – изучите, какие речевые умения проверяются в устной части экзамена; отметьте задания, с которыми Вы не справились или испытывали затруднения при их выполнении. Следующие шаги аналогичны шагам 4–5 в работе над заданиями письменной части ОГЭ.
Таблица 2
№ задания |
Устная часть, проверяемые умения и навыки |
Справился/ Справилась |
Есть затруднения |
1 |
Чтение текста вслух (осмысленно и без ошибок прочитать текст вслух) |
|
|
2 |
Условный диалог-расспрос (ответить на шесть вопросов, заданных электронным помощником) |
|
|
3 |
Связное монологическое высказывание (построить связное монологическое высказывание по предложенной теме с опорой на план) |
|
|
Рассмотрим подробнее выполнение отдельных заданий экзаменационной работы.
Раздел 1. Задания по аудированию
В заданиях по аудированию и чтению не надо бояться незнакомых слов. Возможно, что некоторые слова в звучащих и письменных текстах будут Вам незнакомы, но не следует расстраиваться. Для выполнения заданий не нужно понимать каждое слово, достаточно понять общее содержание текста или запрашиваемую информацию.
Задания 1–4 нацелены на проверку умения понимать запрашиваемую информацию. Надо прослушать четыре коротких аудиотекста. К каждому дано три утверждения, только одно из которых соответствует содержанию звучащего текста. Перед прослушиванием даётся время, чтобы прочитать задания и понять, какая именно информация запрашивается, ответ на какой вопрос надо найти в звучащем тексте. Приведём примеры заданий 1–4.
Раздел 1 (задания по аудированию)1
Вы услышите четыре коротких текста, обозначенных буквами А, B, C, D. В заданиях 1–4 запишите в поле ответа цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды.
1
On the last day of the exhibition, the visitors can …
1) |
see a documentary film. |
2) |
take part in a lottery. |
3) |
get a free book of their choice. |
Ответ:
2
The boy is going to come home late because …
1) |
he has to write his final test. |
2) |
he wants to see a football game. |
3) |
he needs to help his friend with homework. |
Ответ:
3
What colour is the girl’s umbrella?
1) |
It’s black and white. |
2) |
It’s light blue. |
3) |
It’s multicoloured. |
Ответ:
4
What sports activity has Alice chosen?
1) |
Yoga. |
2) |
Swimming. |
3) |
Aerobics. |
Ответ:
Итак, ответ на какой вопрос надо найти в первом звучащем тексте? Этот вопрос: что именно могут сделать посетители в последний день работы выставки? Из второго текста
1 Здесь и далее приводятся примеры из демоверсий письменной и устной частей ОГЭ 2024 г., размещённых на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
надо понять, почему, по какой причине мальчик пришёл домой поздно. В третьем задании нам надо определить, какого цвета зонтик. В четвёртом – какой вид спорта выбрала Элис.
Важно отметить, что в аудиотекстах упоминаются все три опции, данные в ответах. Цель задания не механическое опознание одного слова из ответа в звучащем тексте. Задание проверяет понимание текста, а не исключительно фонетическое восприятие слов, т.е. дистракторы (варианты предлагаемых ответов, которые являются неверными и отвлекают внимание экзаменуемого от правильного ответа) обязательно упоминаются в звучащем тексте.
Приведём аудиотекст к первому заданию.
Text ADear friends! The week of documentary films, which we held last month, attracted lots of attention. Today we are starting a new event – and we are happy to see you here, at our exhibition of contemporary art. In the week ahead, you are going to enjoy the works of our local artists. Instead of a lottery, this time, we are going to reward ALL our guests. Next Sunday, on the last day of our exhibition, everyone can choose a book on art. Keep your ticket! You can exchange it for a book.
Правильный ответ выделен в скрипте жирным шрифтом. При первом прослушивании надо обратить внимание на фразу on the last day of our exhibition и всё предложение с ней.
Приведём аудиотекст ко второму заданию, выделим запрашиваемую информацию жирным шрифтом. Оказывается, мальчик сообщает маме, что задержится в школе, потому что хочет посмотреть футбольный матч, и объясняет, почему это важно.
Text BHi, mum! I’m going to be late for dinner. We are going to stay at school till 7 pm. There’s a football match here and we need to support our team. Because it’s the final! We’ve got a good chance of winning it! Don’t worry if I don’t answer my phone – it’ll be noisy, so I may not hear it. I’ll call you as soon as the game’s over. And don’t ask me about homework – I’ll do it later, I promise. Harry says he’ll help me if I have any problems but there won’t be any problems. See you later!
Третий аудиотекст – это диалог. Девочка пришла в бюро находок торгового центра, потому что потеряла в нём свой зонт. В этом задании надо соотнести утверждение It’s multicoloured с описанием, которое даёт девочка: red, pink and violet flower pattens on a white background. Text C
Ann: Excuse me, I left my umbrella in this shopping centre.
Manager: Oh, dear, we’ve got lots of lost things – phones, bags and even a vintage black-and- white TV set.
Ann: Right ... but I want to find out about ...
Manager: Amazing! Last week ten gloves were left. All different colours.
Ann: Yes, I understand, but I need to get my umbrella back. It’s bright and noticeable – you can’t confuse it with anyone else’s.
Manager: Of course. What did you say it’s like? We found a large light-blue umbrella the other day.
Ann: No, it’s not mine. Mine has got red, pink and violet flower pattens on a white background.
Manager: Ok. Let’s see.
В четвёртом диалоге менеджер фитнес-центра предлагает девочке занятия разными видами спорта. В его речи звучат все три названия, данные в утверждениях. Элис отдаёт предпочтение йоге; это звучит дважды: I’d prefer yoga и my own yoga mat.
Text DMark: Hello! I’m Mark. How can I help you?
Alice: Hi, Mark! I’m Alice. I’d like to join your fitness centre.
Mark: Very good! What activity do you enjoy: swimming, aerobics, yoga or dancing?
Alice: Well, I don’t like swimming. Aerobics is too exhausting and difficult. I’d prefer yoga. I’ve never practised it before but I’ve heard it’s good for the body and for the spirit.
Mark: Yes, that’s right. I can enrol you in our class for beginners.
Alice: Yes, that’s fine. Do I have to bring my own yoga mat or do you provide it here?
Mark: Wait a moment, Alice. I’ll introduce you to your instructor. She’ll explain everything.
Таким образом, в заданиях 1–4 проверяется умение понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в звучащем тексте. Это умение очень важно для реального общения на иностранном языке.
Задание 5 также имеет практико-ориентированный характер. В нём проверяется умение понимать основное содержание звучащего текста. Участнику экзамена предлагается следующая коммуникативная ситуация: «Вы готовите тематическую радиопередачу с высказываниями пяти разных людей, обозначенных буквами А, В, С, D, Е. Подберите к каждому высказыванию соответствующую его содержанию рубрику из списка 1–6. Используйте каждую рубрику из списка только один раз. В списке есть одна лишняя рубрика».
Короткие тексты, предлагаемые к прослушиванию, – это мнения людей, высказываемые от первого лица. Их предваряет короткое вступление от ведущего радиопередачи, который указывает тему обсуждения. Например: «Presenter: Good afternoon. Today we have asked 5 people to give us a short interview and share their opinions about doing homework. Now we would like to present their opinions to you».
Высказывания разных людей связаны этой общей темой, но различаются определёнными важными моментами: отношением говорящих к теме/проблеме, их предпочтениями. Рубрика – это краткая формулировка основной мысли развёрнутого высказывания; она является ответом на вопрос, заданный интервьюируемым. Рубрика отражает основное содержание каждого высказывания. Слова из рубрики не повторяются в высказывании; в них используются синонимы, перифраз. Одна из рубрик лишняя, к ней нет соответствующего высказывания. Приведём пример задания 5.
5
Вы готовите тематическую радиопередачу с высказываниями пяти разных людей, обозначенных буквами А, В, С, D, Е. Подберите к каждому высказыванию соответствующую его содержанию рубрику из списка 1–6. Используйте каждую рубрику из списка только один раз. В списке есть одна лишняя рубрика. Вы услышите запись дважды.
1. |
It is boring |
2. |
It is important |
3. |
It is difficult |
4. |
It is useless |
5. |
It is easy |
6. |
It is interesting |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Говорящий |
A |
B |
C |
D |
E |
Рубрика |
|
|
|
|
|
Прочитав предложенные рубрики, надо вдуматься в их смысл. Бывает полезно мысленно составить из них пары антонимов: boring – interesting; important – useless; difficult – easy. Это поможет соотнести высказывание и рубрику.
В начале аудиозаписи ведущий называет общую тему. В данном случае это изучение иностранных языков. Приведём фразы ведущего и первое высказывание.
Presenter: Good afternoon. Today we have asked 5 people to give us a short interview and share their opinions about learning foreign languages. Now we would like to present their opinions to you.
Speaker A
I have to say that I find learning languages really very difficult. But, nevertheless, I want to speak at least two or three foreign languages – French, Spanish and maybe Chinese. It’s necessary in today’s world where people travel a lot and communicate across countries. It’s also very good for a successful business if you are able to work with foreign partners and know their language and culture and can establish good contact with them.
Для успешного выполнения этого задания главное – думать об общем смысле сказанного, а не выхватывать слова из контекста. В первой фразе говорящий сразу заявляет, что изучение иностранных языков – дело трудное. И в списке рубрик мы видим It’s difficult. Однако всё сказанное далее – не о сложности изучения иностранных языков, а о важности этого. Таким образом, правильный ответ – это рубрика 2 (It’s important). Слушая тексты и подбирая к ним рубрики, мы найдём и высказывание под рубрику It’s difficult. Приведём его.
Speaker EIf you ask me, well, I think learning a foreign language is very hard. I can’t say that it is boring as I feel quite happy learning new words and reading texts in a foreign language. I don’t think it takes a long time either – I mean the time investment is definitely worth it. It’s just not very easy to make yourself work on a regular basis and you have to read a lot and be clever and have a good memory and make notes – it’s really hard.
В высказывании звучат слова из рубрик: boring, easy, но общий смысл – изучать иностранный язык сложно, в этом много есть трудностей. Мы не слышим слова difficult, но два раза слышим его синоним – hard. Правильный ответ – рубрика 3 (It’s difficult).
Age of the respondent |
years old |
Вы помогаете своему другу, юному радиожурналисту, проанализировать подготовленное им для передачи интервью. Прослушайте аудиозапись интервью и занесите данные в таблицу. Вы можете вписать не более одного слова (без артиклей) из прозвучавшего текста. Числа необходимо записывать буквами. Вы услышите запись дважды.
6
В заданиях 6–11 предлагается другая коммуникативная ситуация: «Вы помогаете своему другу, юному радиожурналисту, проанализировать подготовленное им для передачи интервью. Прослушайте аудиозапись интервью и занесите данные в таблицу. Вы можете вписать не более одного слова (без артиклей) из прозвучавшего текста. Числа необходимо записывать буквами». Это задания повышенного уровня сложности на поиск запрашиваемой информации в прослушанном тексте и представление её в виде несплошного текста (таблицы). Они проверяют, помимо предметных умений аудирования, метапредметное умение работы с таблицами. Ответы записываются в виде одного слова из звучащего текста, числительные записываются в виде слов. Пункты в таблице следуют в том же порядке, в каком информация представлена в тексте.
Это задание на понимание запрашиваемой информации в звучащем тексте. Перед прослушиванием надо внимательно прочитать данные в таблице запросы информации. Слушая текст, так же как и в других заданиях, не следует выхватывать слова из контекста. Так, на вопрос о любимом школьном предмете звучит не только его название, но и название другого предмета, которому предпочтение не отдаётся.
Важно отметить, что, если в слове-ответе допущена орфографическая ошибка, ответ считается неверным, однако допустимы варианты ответов, например: literature/Literature, maths/Maths/math/Math/mathematics/Mathematics. Таким образом, в этом задании проверяются и орфографические навыки экзаменуемых.
При первом прослушивании делайте пометки на КИМе, отмечайте выбираемые Вами ответы, вписывайте слова в таблицу. При втором прослушивании проверяйте себя с особым вниманием к тем ответам, в которых не были уверены. Убедитесь, что выбор соответствий/ответов был сделан правильно; внесите исправления в случае допущенной ошибки. Не забудьте перенести ответы в бланк ответов № 1.
Раздел 2. Задания по чтению
В задании 12 предлагается в рамках выполнения проекта осуществить информационный поиск: определить тексты, в которых содержится ответ на вопрос. Один из вопросов лишний.
Для того чтобы быстро и правильно выполнить задание 12, следует:
в течение 1 минуты просмотреть все тексты A–F и определить, о чём они (об Олимпийских играх, о достопримечательностях английской столицы, о городах
«Золотого кольца» и т.д.);
прочитать вопросы и предположить, каким может быть ответ в соответствующих им текстах. Помните, что среди вопросов есть один лишний;
прочитать тексты A–F и отметить вопросы, на которые в них есть ответы. Чтобы избежать ошибок, следует прочитать каждый текст до конца, прежде чем сделать свой выбор. Помните: наличие в вопросе слов и словосочетаний из текста не означает, что ответ на вопрос дан в этом тексте;
просмотреть тексты ещё раз и убедиться, что выбор сделан правильно (при необходимости внести исправления); заполнить таблицу ответов.
В заданиях 13–19 необходимо определить, соответствуют ли утверждения, данные после текста, его содержанию: TRUE (верное) / FALSE (неверное) / NOT STATED (в тексте не сказано). Задания могут проверять понимание целой части текста или отдельных предложений.
Чтобы успешно выполнить задания 13–19, следует:
быстро (в течение 1–2 минут) прочитать/просмотреть текст для чтения, чтобы понять, о чём он;
прочитать предлагаемые в заданиях утверждения. Утверждения следуют в том же порядке, в каком информация представлена в тексте. Однако утверждения не повторяют дословно предложения из текста; в утверждениях, как правило, информация выражена другими словами;
найти в тексте абзац (предложение, несколько предложений), который содержит информацию, данную в утверждении, и внимательно прочитать абзац (предложение (-я)). Необходимо определить: является утверждение верным (TRUE), ИЛИ неверным (FALSE), т.е. утверждение противоречит информации, представленной в тексте, ИЛИ на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (NOT STATED), т.е. в тексте ничего не говорится по этому поводу. Выбирая ответ, необходимо исходить только из информации, представленной в прочитанном тексте (не следует пользоваться общими знаниями по теме, затронутой в тексте);
записать цифру, соответствующую номеру выбранного ответа, в поле ответа.
Не следует оставлять ни одно задание по аудированию или чтению без ответа, даже если Вы не уверены в выборе ответа. Попробуйте догадаться! В случае удачи заработаете 1 балл, а если ошибётесь, то ничего не потеряете, так как незаполненная ячейка в бланке ответов и неправильный ответ оцениваются одинаково (0 баллов). Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела – 30 минут.
Раздел 3. Задания по грамматике и лексике
Рекомендуемое время выполнения заданий этого раздела – 30 минут. В заданиях 20–28 проверяются грамматические навыки, в заданиях 29–34 – лексико-грамматические (словообразование).
Для успешного выполнения этих заданий необходимо:
прочитать и понять текст с пропусками (его общее содержание; время, в котором ведётся повествование);
прочитать каждое предложение с пропуском и понять, какие преобразования необходимо сделать со словом, напечатанным заглавными буквами в конце строки. Иногда для того, чтобы понять предстоящее преобразование, необходимо прочитать не только непосредственно предложение с пропуском, но и предыдущее и последующее предложения, в которых может быть подсказка;
преобразовать слово и заполнить пропуск;
проверить себя, прочитав текст с заполненными пропусками. Необходимо убедиться, что текст логичен, грамматически и лексически верен. Особое внимание следует уделить орфографии (правильности написания слов), так как в соответствии с правилами оценивания ответ с орфографической ошибкой оценивается в 0 баллов;
перенести ответы в бланк ответов № 1. Ответ надо записать справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответов буквы записываются без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В заданиях 20–28 по грамматике наиболее вероятны следующие преобразования с исходным словом (словом, напечатанным заглавными буквами в конце строк):
существительное, возможно, следует поставить во множественное число, так как в заданиях часто используются существительные, которые образуются не по правилам (child – children; man – men) или изменяются орфографически (life – lives);
личное местоимение (в именительном падеже) нужно представить в объектном падеже (I – me; you – you; he – him; she – her; it – it; we – us; they – them) или преобразовать его в притяжательное местоимение (I – my; you – your; he – his; she – her; it – its; we – our; they – their);
прилагательное, вероятно, следует поставить в сравнительную (nice – nicer; wonderful – more wonderful) или превосходную степень сравнения (nice – nicest; wonderful – most wonderful); в заданиях часто используются прилагательные, степени сравнения которых образуются не по правилам (good – better – best; bad – worse – worst);
глагол нужно поставить в соответствующее грамматическое время (the Present / Past / Future Simple; the Present / Past Continuous; the Present Perfect) и залог (the Present / Past Simple Passive). Следует заметить, что в большинстве текстов заданий 20–28 повествование ведётся в прошедшем времени. Однако в прямой речи героев возможно и настоящее, и будущее время, поэтому следует обращать внимание на кавычки, которыми выделяется прямая речь;
количественное числительное необходимо преобразовать в порядковое (one – first; two – second; three – third).
В некоторых заданиях по грамматике возможна только одна правильная форма. Например, если перед пропуском, куда надо вставить существительное, стоят слова different, various, many, то существительное надо использовать во множественном числе. Это единственно правильный ответ. В других заданиях возможно использование как множественного, так и единственного числа существительных, и оба ответа признаются верными. Выберите один из них и внесите в бланк ответов № 1. Писать два или более ответа не следует. Что касается глагольных форм, то рекомендуется писать их полную форму, так как апостроф плохо распознаётся при машинной проверке.
В заданиях 29–34 на словообразование надо образовать родственное слово от слова, напечатанного заглавными буквами в конце строки, т.е. добавить приставку или суффикс. Полученное родственное слово должно лексически и грамматически соответствовать содержанию текста. Например, для образования прилагательного от существительного часто используются суффиксы: wonder – wonderful, interest – interesting, use – useful.
Раздел 4. Задания по письменной речи
Для того чтобы получить высокий балл за электронное личное письмо (задание 35), необходимо не только дать полные и точные ответы на вопросы друга по переписке, но и выдержать заданный объём и правильно оформить электронное личное письмо. Выполнение этого задания оценивается по четырём критериям: «Решение коммуникативной задачи (содержание)», «Организация текста», «Лексико-грамматическое оформление текста», «Орфография и пунктуация».
Приведём пример задания 35 из демонстрационного варианта КИМ ОГЭ 2024 г.
Раздел 4 (задание по письму)
Для ответа на задание 35 используйте бланк ответов № 2. При выполнении задания 35 особое внимание обратите на то, что Ваши ответы будут оцениваться только по записям, сделанным на бланке ответов № 2. Никакие записи черновика не будут учитываться экспертом. Обратите внимание также на необходимость соблюдения указанного объёма электронного письма. Письмо недостаточного объёма, а также часть текста электронного письма, превышающая требуемый объём, не оцениваются. Соблюдайте нормы письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
35
You have received an email message from your English-speaking pen-friend Molly:
From: Molly@mail.uk |
Subject: School exams |
… I’m having a very busy time now as I’m getting ready for my exams. As far as I know, all students in Russia have to take school exams too. … When are you going to have your exams? What exams have you chosen and why? What are your plans for the summer holidays? … |
Write a message to Molly and answer her 3 questions. Write 100–120 words.
Remember the rules of email writing.
Чтобы было понятней, как оценивается ответ на задание 35, приведём дополнительную схему оценивания этого задания. Критерии оценивания приводятся в приложении в конце учебного пособия.
Дополнительная схема оценивания задания 35 «Электронное личное письмо»
НОМЕР БЛАНКА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 90–132 слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) |
Аспект 1. Ответ на вопрос 1 дан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Аспект 2. Ответ на вопрос 2 дан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Аспект 3. Ответ на вопрос 3 дан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Аспект 4. Нормы вежливости соблюдены: благодарность за полученное письмо или/и выражение положительных эмоций от его получения, надежда на последующие контакты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Аспект 5. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора (только имя) в соответствии с неофициальным стилем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
2. Организация |
Логичность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Деление на абзацы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Средства логической связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обращение на отдельной строке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Завершающая фраза на отдельной строке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Подпись на отдельной строке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
3. Лексико-грамматическое оформление (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
4. Орфография и пунктуация (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В задании указывается требуемый объём – 100–120 слов, однако, учитывая возможную незначительную ошибку в ситуации волнения, эксперты проверяют работы объёмом 90–132 слова. Если объём письма менее 90 слов, то ответ на задание оценивается 0 баллов по всем критериям. Если объём более 132 слов, то проверке подлежат только 120 слов, т.е. та часть электронного письма, которая соответствует требуемому объёму. При определении объёма электронного личного письма считаются все слова – с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом: стяжённые (краткие) формы (например, I've, she's, doesn't, I’d, shan’t) считаются как одно слово; числительные, выраженные цифрами (например, 5, 21, 2017, 214), считаются как одно слово; числительные, выраженные словами (например, twenty-one), считаются как одно слово; сложные слова (например, English-speaking, well-known, pen-name) считаются как одно слово; сокращения (например, UK, USA, TV) считаются как одно слово.
Электронное личное письмо пишется на бланке № 2. Эксперты оценивают только записи, сделанные на бланке. Никакие записи на черновике или на распечатке экзаменационного варианта КИМ экспертами при проверке не учитываются.
В соответствии с правилами оформления электронное личное письмо должно содержать:
обращение (слева, на отдельной строке), например Dear Jane, Hello/Hi Ben,
(обратите внимание на то, что после обращения ставится запятая);
благодарность за полученное письмо (Thank you for your letter.) или/и выражение положительных эмоций от его получения (достаточно одного из этих элементов, но можно дать оба);
ответы на три вопроса друга по переписке (ответы могут быть даны в одном абзаце, или каждый ответ может быть выделен в отдельный абзац, но в этом случае в каждом абзаце должно быть не менее двух предложений);
упоминание о дальнейших контактах, например Write back soon. / Hope to hear from you soon.;
завершающую фразу, например Best wishes, / All the best, (на отдельной строке, после завершающей фразы ставится запятая);
подпись автора (только имя, на отдельной строке, после подписи (имени) точка не ставится).
Указывать дату и адрес автора письма в электронном письме не нужно, это считается ошибкой в организации текста.
Обратим особое внимание на аспект 5 в дополнительной схеме оценивания – нормы вежливости. Написать письмо другу (которого Вы, возможно, никогда не видели) надо, соблюдая нормы вежливости и основные правила письменного общения на английском языке.
Мы предлагаем следующую схему оформления (перерисовывать рамку электронного письма, строки To:/From/Subject не следует, они не войдут в подсчёт слов).
Dear ,
Thank you very much for your letter. It’s always nice to hear from you.
I’d like to answer your questions.
. That’s all for now. Write back soon.
Bye, Olga
Обратите внимание на то, что в электронном письме не надо указывать дату и адрес отправителя – это считается ошибкой в организации текста. В подсчёт слов входит написанный участником экзамена текст, начиная с обращения/приветствия (Dear Ronny, / Hello Ronny,) и заканчивая подписью автора ответного письма. Подсчёт слов начинается с обращения/приветствия. Начало письма в предложенном образце должно содержать приветствие/обращение к другу и фразы, выражающие благодарность за полученное письмо или/и радость по поводу получения письма. Предложенные в образце фразы можно заменить на другие, если они будут решать названные задачи и соответствовать нормам современного английского языка.
Приведём ряд рекомендуемых форм обращения/приветствия. Dear Ben,
Hello Ben, / Hello, Ben, Hi Ben, / Hi, Ben,
Hi,
Обратите внимание также на то, что в приветствии с использованием имени друга по переписке возможны как одна запятая после этих двух слов, так и две запятые. Использование восклицательного знака или точки в этих обращениях/приветствиях в английском языке, в отличие от русского, является ошибкой.
Некоторые участники экзамена стремятся быть оригинальными и пишут: “Hey, Kevin!". Такое обращение/приветствие показывает только плохое владение английским языком. Hey – это междометие, которое используется в устной речи для привлечения внимания, причём с оттенком невежливости (https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/hey). Приведём примеры фраз для выражения благодарности за полученное письмо или/и положительных эмоций от его получения. Подчеркнём, что достаточно одной фразы: благодарности или выражения радости от получения письма, но можно написать и то и другое. Важно, чтобы эти обязательные элементы электронного письма соответствовали
норме английского языка, были общепринятыми речевыми формулами.
Thanks for your recent email. Thanks for your message.
Thanks for writing to me. Great to hear from you.
I was very glad to hear from you (again). I’m always glad to get messages from you.
Thanks for your message. I was very glad to hear from you. Thanks for writing to me. Great to hear from you.
В следующем абзаце письма необходимо дать ответы на вопросы друга по переписке, при этом не забывая начать абзац с вводной фразы – перехода от благодарности к ответам на вопросы, например You’ve asked me some questions ... Вводное By the way не
принимается в качестве перехода от благодарности к ответам на вопросы друга по переписке. Эта вводная фраза имеет значение аlso, extra, in addition, а ответы другу являются основным содержанием письма. Well может стоять перед you’ve asked me some questions, но и оно является лишним в данном контексте. Well без фразы you’ve asked me some questions неуместно как переход к ответам на вопросы друга, поскольку не выполняет роли логической связки.
Мы рекомендуем отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы в тексте задания. Это поможет не пропустить вопрос, обратить внимание на его детали и обдумать ответ на него более тщательно. При выявлении вопросов друга обращайте внимание на косвенные вопросы, которые на первый взгляд выглядят как повествовательные предложения. Такие вопросы часто начинаются с фраз I wonder, I’d like to know и т.д.
При ответах на вопросы друга по переписке можно пользоваться формулировками этих вопросов из текста-стимула, особенно если у Вас проблемы с письменной речью. Так, во-первых, Вы будете уверены, что отвечаете точно и чётко на поставленный вопрос, а во-вторых, воспользовавшись готовой конструкцией предложения, развернув её из вопросительной формы в повествовательную, сделаете меньше лексико-грамматических и орфографических ошибок.
Не забудьте далее написать фразу, выражающую надежду на продолжение общения. Надежда на последующие контакты может быть выражена по-разному, например следующим образом.
Write back soon.
Hope to hear from you soon. Please, write to me soon.
Drop me a line.
I’m looking forward to your email/to hearing from you. Looking forward to your email/to hearing from you.
Желательно, чтобы фраза была написана на отдельной строке, но не считается ошибкой, если она примыкает к фразе, объясняющей, почему автор заканчивает письмо (эта фраза необязательна, но возможна). Эти две-три фразы образуют отдельный абзац. Отметим, что фразы I will write you soon, See you soon являются обещанием автора письма, а не выражением надежды на то, что друг вскоре ответит ему, и не принимаются в качестве такового. Выражение надежды на последующие контакты принимается в формуле Looking forward to… Формула I look forward to… не принимается, она не может использоваться в личном письме (только в официальном). Не забудьте, что фраза, выражающая надежду на последующие контакты, не должна стоять в одном абзаце с Вашими вопросами.
Заканчивая письмо, нельзя забывать о заключительной фразе и подписи (имени автора), при этом нельзя использовать в подписи фамилию и отчество, а также подписывать письмо одной фамилией. Это ошибки в стилевом оформлении письма, кроме того, указание фамилии будет означать, что работа расшифрована. Нельзя также подписывать письмо Your friend без имени.
В качестве завершающей фразы возможны следующие (они пишутся слева, на отдельной строке, после них ставится запятая):
Best wishes, All the best,
With love, / Love, Yours,
В завершение следует поставить подпись автора – только имя (на отдельной строке слева, под завершающей фразой, без точки):
Sasha Max
Помните, что обязательные элементы личного электронного письма должны СООТВЕТСТВОВАТЬ НОРМЕ данного вида общения. Другими словами, если в начале письма вместо правильной формулы вежливости I’m glad to hear from you написана бессмысленная для письма фраза I’m glad to hear you, считается, что нужного элемента вежливости нет.
Мы подробно рассмотрели содержательную сторону электронного личного письма и затронули некоторые вопросы организации текста. В критериях и дополнительной схеме оценивания указано, на что следует обратить внимание:
логичность;
деление на абзацы;
средства логической связи;
обращение на отдельной строке;
завершающая фраза на отдельной строке;
подпись на отдельной строке.
Типичное нарушение логики – это использование фраз Oh, what great news! или My congratulations! без пояснения, о какой новости идёт речь или с чем поздравляет автор ответного письма. Ещё одна типичная логическая ошибка: в ответе на первый вопрос автор сообщает, что не любит гулять на свежем воздухе, а в ответе на третий вопрос утверждает, что любимым занятием в свободное время являются прогулки с друзьями в парке.
Обращаем внимание на логические ошибки в референтных словах. (Референтные слова (или слова-ссылки) указывают на идеи и предметы, упомянутые выше в тексте или ранее в разговоре, что позволяет не повторять одно и то же и обеспечивает связность. Самый простой пример референтных слов – местоимения.)
Как правило, это неправильно используемые местоимения, например Teenagers can go to the park, it’s healthy for us. В этом предложении существительное Teenagers следует заменить на местоимение them во второй части предложения. Ещё один пример: A student must never be late for classes. He should … Замена существительного A student на местоимение He – это ошибка под влиянием русского языка. В русском языке все существительные имеют постоянный грамматический признак рода. У английских существительных такого грамматического признака нет. В силу этого слова student, teenager нельзя заменить на местоимение he, надо использовать he or she или he/she. Как ни странно, можно также заменить на they.
В отношении деления на абзацы отметим, что оно может быть оформлено разными способами: отступом от левого края («красная строка»), или дополнительным пробелом (пустая строка) между абзацами с ровным левым краем, или одновременно и дополнительным пробелом между строками, и отступом от левого края. Важно, чтобы это деление на абзацы легко воспринималось визуально.
К сожалению, не все участники экзамена понимают, что их задача – создать логичный связный текст, а не просто ответить на вопросы друга по переписке. Иногда основная часть письма производит впечатление разрозненных ответов на какой-то опросник, какую-то анкету, а не связный текст личной переписки.
Кроме содержания и организации текста, в ответе на задание 35 оценивается языковое оформление текста. В связи с переходом к электронному письму возникает вопрос, как правильно его именовать. Согласно корпусной лингвистике возможно три варианта: email, email message, email letter. Если по контексту понятно, что речь идёт об электронном письме, то используется и просто слово letter. Учитывая всё это, принимаются все возможные именования электронного письма: email/e-mail, email message, email letter, letter. Кроме того, надо иметь в виду, что написание слова internet/Internet принимается в обоих вариантах; вариант со строчной буквы стал более распространённым в англоязычном мире. Не ошибитесь в предлоге: on the internet, в отличие от русского «в Интернете».
При сдаче ОГЭ по английскому языку участник может использовать как британский, так и американский вариант английского языка. На ОГЭ и в устной, и в письменной частях оценка не снижается, если участник экзамена последовательно использует американский
вариант английского языка. Однако, если экзаменуемый использует британский вариант и вдруг в отдельном слове даёт американское написание, это считается ошибкой. Важно научиться видеть и исправлять ошибки в своём тексте. Приучите себя исправлять ошибку, аккуратно зачёркивая неверные букву, слово, словосочетание и надписывая верные сверху, между строчками.
Чтобы показать более полную картину трудностей и ошибок, которые могут возникнуть при выполнении приведённого выше задания, приведём некоторые примеры возможных неполных и неточных ответов. Так, отвечая на вопрос: What’s the weather like in Russia in summer? – экзаменуемые могут написать: The weather is nice. Данный ответ будет неполным и неточным: неточным, так как спрашивается о лете, а не о погоде вообще; к тому же из ответа непонятно, где и когда наблюдается хорошая погода. Желателен более развёрнутый ответ, например: The weather in summer is usually fine in Russia. In my hometown, it’s rather hot in summer, and it doesn’t often rain.
Ответ Today it’s warm and even hot in my city также будет неточным, поскольку спрашивается о лете, а не о сегодняшнем дне. Ответ I don’t know является неполным; полный ответ может быть таким: I don’t know about the weather in all parts of Russia, Russia is a very big country. In my town it’s warm in summer, it rains sometimes and it’s windy. Отвечая на вопрос: What is your favourite season and why this one? – участники экзамена часто ограничиваются таким утверждением: My favourite season is summer. Объяснение, почему это любимое время года, отсутствует, и такой ответ является неполным.
Полным считается ответ, который включает в себя все элементы вопроса: WHERE and WHEN, WHAT and WHY. Если дан ответ только на одну часть вопроса, то такой ответ считается неполным.
Точным считается ответ, соответствующий заданным вопросам. Неточным считается ответ, если он содержит фактическую ошибку, отход от темы или элементы топика.
К сожалению, в ответах на вопросы друга отдельные участники экзамена допускают языковые ошибки, которые делают текст непонятным, а значит, ведут к сбою коммуникации. Например, в письме-стимуле задан вопрос: What is your hobby? Ответ: I collect marks. Но слово marks в английском языке не имеет значения «марки». Прочитав такую фразу в письме, друг по переписке удивится: собирает отметки? И «двойка», и «пятёрка» – всё в коллекцию отметок? Явная бессмыслица, сбой коммуникации. Такой ответ на вопрос друга не будет принят.
По завершении написания личного электронного письма постарайтесь критически оценить свою работу, внимательно проанализировав все аспекты решения коммуникативной задачи и оформления текста. Мы предлагаем Вам пример листа самопроверки, который призван помочь учесть все требования к работам, заложенные в критериях оценивания и дополнительных схемах оценивания.
Пункт самопроверки |
Да/Нет |
Количество слов в письме не менее 90, но и не более 132 |
|
Текст ответного письма начинается с обращения/приветствия (рамка со словами TO, FROM, SUBJECT, а также адрес и дата не нужны в электронном письме) |
|
Обращение начато со слова Dear и отделено запятой (см. возможные вари- анты выше) |
|
Выражена благодарность за полученное письмо, или/и выражены положи- тельные эмоции от его получения |
|
Есть полный и точный ответ на первый вопрос, заданный другом по переписке |
|
Есть полный и точный ответ на второй вопрос, заданный другом по переписке |
|
Есть полный и точный ответ на третий вопрос, заданный другом по переписке |
|
Выражена надежда на продолжение общения |
|
Есть правильная завершающая фраза на отдельной строке, после неё стоит запятая |
|
Есть подпись – имя автора письма (без фамилии) на отдельной строке, после неё не стоит точка |
|
Текст ответного письма логичен, средства логической связи используются правильно, текст правильно разделён на абзацы |
|
Абзацы выделены красной строкой (отступом слева), или пропуском строки, или и тем и другим |
|
Языковые (лексические, грамматические, орфографические, пунктуацион- ные) ошибки отсутствуют |
|
Выполнение работы заняло не более 30 минут |
|
При написании электронного личного письма (задание 35) наиболее типичными ошибками экзаменуемых являются:
неумение представить полные и точные ответы на заданные другом по переписке вопросы;
неправильное деление на абзацы;
логические ошибки, отсутствие «мостиков» и средств логической связи при переходе к ответам на вопросы друга;
лексико-грамматические ошибки;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Раздел 5. Задания по говорениюПри выполнении задания 1 необходимо осмысленно и без ошибок прочитать вслух небольшой текст. Для того чтобы успешно справиться с заданием, следует:
просмотреть текст и понять его содержание (о чём текст?);
отметить для себя слова, которые могут вызвать затруднения при чтении вслух (например, имена, даты, числительные) и произнести их вслух;
разделить текст на смысловые группы с помощью пауз (более короткие паузы внутри предложения, более длинные в конце предложения);
продумать интонацию различных предложений (повествовательное предложение, специальный вопрос – нисходящий тон в конце; общий вопрос, – восходящий тон в конце; восходящий тон при перечислении);
прочитать текст шёпотом, соблюдая паузы и интонацию, не пропуская артикли и предлоги и не добавляя их;
прочитать текст вслух осмысленно и без ошибок, без спешки (2 минуты).
При выполнении задания 2 нужно:
внимательно слушать вопросы (вопрос звучит только один раз, повторное прослушивание вопроса невозможно);
мысленно сформулировать ответ и затем произнести его вслух (у Вас есть 40 секунд, чтобы ответить на вопрос, – этого времени достаточно);
стараться давать полные и точные ответы на вопросы (на вопрос можно ответить одним полным предложением или несколькими предложениями; ответ, данный одним словом или словосочетанием, не засчитывается). Обратите внимание на то, что вопросы 4, 5 и 6, как правило, требуют обоснования своего мнения, а следовательно, и более развёрнутого ответа;
если в вопросе звучит просьба объяснить что-то (вопросы с Why?; Do you like …;
Why yes or why not?), необходимо обосновать своё мнение/отношение;
если вопрос вызвал затруднение, не нужно молчать, а следует постараться дать ответ в соответствии со своим пониманием вопроса.
Монологическое высказывание в рамках задания 3 следует строить по определённому плану:
начать с общего представления темы высказывания (Let me give a talk about… / I would like to give a talk about…);
раскрыть содержание всех четырёх аспектов задания (лучше в той же последовательности, в которой они даны в задании);
дать объяснение (привести аргумент), если в одном из аспектов задания есть
Why?;
выразить своё отношение к теме высказывания (четвёртый аспект);
стараться не давать избыточную информацию, которая не обозначена в аспектах задания;
cледующие выражения помогут сделать Ваш монолог естественным и логичным: first(ly), second(ly), third(ly); one shouldn’t forget that…; what’s more (moreover)…; finally, I think, I believe, in my opinion, to my mind, I’m absolutely sure (I’m not sure that…);
рекомендованный объём высказывания – 10–12 предложений (вступление, два-три предложения на каждый аспект плана, заключение);
закончить своё высказывание заключительной фразой.
В соответствии с тремя критериями оценивания оценка за монолог складывается из следующих составляющих. По критерию «Решение коммуникативной задачи»: полнота и точность раскрытия четырёх аспектов, данных в задании; объём высказывания. По критерию «Организация текста»: логичность высказывания, наличие вступительной и завершающей фраз, средства логической связи. По критерию «Языковое оформление речи»: правильность употребления слов/словосочетаний, грамматических форм и структур, наличие/отсутствие ошибок в произношении звуков и слов, в постановке фразового ударения и т.д.
Обращаем Ваше внимание на то, что все Ваши ответы на задания 1–3 по говорению записываются и затем передаются экспертам для оценивания. На ответ отводится определённое время: 2 минуты на чтение текста вслух, 40 секунд на ответ на каждый заданный вопрос, 2 минуты на монологическое высказывание. Если ответ займёт меньше положенного времени, то это не скажется на полученных баллах (эксперт оценивает только полноту и точность ответа). Однако, если Ваш ответ займёт больше положенного времени, запись прекратится, и эксперт не услышит концовку (а следовательно, может снизить баллы).
Открытый банк заданий ОГЭ, размещённый на сайте ФГБНУ «ФИПИ» (www.fipi.ru), содержит экзаменационные задания прошлых лет и новые задания. Для удобства работы все задания сгруппированы по разделам экзаменационной работы:
«Задания по аудированию», «Задания по чтению», «Задания по грамматике и лексике»,
«Задания по письму» и «Задания по говорению». Экзаменационные материалы 2024 г. ОГЭ по английскому языку будут сформированы из заданий открытого банка ФГБНУ «ФИПИ».
Открытый банк ОГЭ даёт возможность познакомиться с заданиями, которые реально могут встретиться на экзамене: послушать аудиозаписи к заданиям по аудированию и заданию 2 по говорению, прочитать тексты для чтения и ознакомиться с вопросами и утверждениями, выполнить задания по грамматике и лексике, посмотреть вопросы друга по переписке, прочитать вслух тексты, потренироваться в составлении монологического высказывания (задание 3 по говорению).
При подготовке к экзамену по английскому языку Вам могут быть полезны следующие материалы, которые Вы можете найти на сайте ФГБНУ «ФИПИ» в разделе
«ОГЭ»:
демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 г. по английскому языку (письменная часть);
демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 г. по английскому языку (устная часть);
спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 г. ОГЭ по иностранным языкам.
кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по английскому языку;
открытый банк заданий ОГЭ.
Желаем успеха на экзамене!
Приложение
Критерии оценивания выполнения задания 35* «Электронное письмо» (максимум 10 баллов)
Баллы |
Решение коммуникативной задачи |
Организация текста |
|
К1 |
К2 |
3 |
Задание выполнено полно- стью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании: даны полные и точные ответы на 3 вопроса; стилевое оформление речи выбрано пра- вильно с учётом цели высказы- вания и адресата (обращение, завершающая фраза и подпись); соблюдены принятые в языке нормы вежливости (благодарность за полученное письмо или/и выражение поло- жительных эмоций от его получения, надежда на по- следующие контакты). Допус- кается 1 неполный или неточ- ный аспект |
|
2 |
Задание выполнено в основ- ном: 1 аспект не раскрыт ИЛИ 2–3 аспекта раскрыты неполно или неточно |
Текст логично выстроен и верно разделён на абзацы; правильно использованы средства логичес- кой связи; структурное оформ- ление текста соответствует нор- мам письменного этикета, при- нятым в стране изучаемого языка. Допускается 1 ошибка в организации текста |
1 |
Задание выполнено частич- но: все случаи, не указанные в оценивании на 3, 2 и 0 баллов |
Имеются 2–3 ошибки в орга- низации текста |
0 |
Задание не выполнено: 3 и более аспекта не раскрыты ИЛИ все 5 аспектов раскрыты неполно или неточно |
Имеются 4 и более ошибки в ор- ганизации текста |
Баллы |
Лексико-грамматическое оформление текста |
Орфография и пунктуация |
|
К3 |
К4 |
3 |
Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют уровню сложности задания, допуска- ется 1 лексико-грамматическая ошибка |
|
2 |
Используемый словарный запас и грамматические структуры не полностью соответствуют уровню сложности задания, имеются 2–3 лексико- грамматические ошибки |
Орфографические и пунктуа- ционные ошибки практически отсутствуют, имеются 2 ошибки |
1 |
Использованный словарный за- пас и грамматические струк- туры частично соответствуют уровню сложности задания, имеются 4 лексико-граммати- ческие ошибки |
В тексте имеются 3–4 орфо- графические и пунктуационные ошибки |
0 |
Использованный словарный за- пас и грамматические струк- туры не соответствуют уровню сложности задания, имеются 5 и более лексико-граммати- ческих ошибок |
В тексте имеются многочислен- ные орфографические и пунк- туационные ошибки (5 и более ошибок) |
1. Выполнение задания 35 (электронное письмо) оценивается по критериям К1–К4 (максимальное количество баллов – 10).
При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» ответ на задание 35 по всем критериям оценивается 0 баллов.
Если объём письма менее 90 слов, то ответ на задание оценивается 0 баллов по всем критериям.
Если объём более 132 слов, то проверке подлежат только 120 слов, т.е. та часть электронного письма, которая соответствует требуемому объёму.
При определении соответствия объёма представленной работы требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В электронном письме обращение и подпись также подлежат подсчёту.
При этом:
− стяжённые (краткие) формы (например, I’ve, it’s, doesn’t, wasn’t) считаются как одно слово;
− числительные, выраженные цифрами (например, 5, 29, 2010, 123 204), считаются как одно слово;
− числительные, выраженные словами, считаются как слова;
− сложные слова, написанные через дефис (например, pop-singer, English- speaking, thirty-two), считаются как одно слово;
− сокращения (например, UK, e-mail, TV) считаются как одно слово.
Дополнительная схема оценивания задания 35 «Электронное письмо»
НОМЕР БЛАНКА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объём высказывания соответствует поставленной задаче: 90–132 слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) |
Аспект 1. Ответ на вопрос 1 дан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аспект 2. Ответ на вопрос 2 дан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аспект 3. Ответ на вопрос 3 дан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аспект 4. Нормы вежливости соблюдены: благодарность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
за полученное письмо или/и выражение положительных эмоций |
|||||||||||
от его получения, надежда на последующие контакты |
|||||||||||
Аспект 5. Стилевое оформление выбрано правильно: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обращение, завершающая фраза, подпись автора (только имя) |
|||||||||||
в соответствии с неофициальным стилем |
|||||||||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Организация |
Логичность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деление на абзацы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средства логической связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обращение на отдельной строке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Завершающая фраза на отдельной строке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись на отдельной строке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Лексико-грамматическое оформление (максимальный балл – 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Орфография и пунктуация (максимальный балл – 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания выполнения заданий устной части (максимум 15 баллов за весь раздел)
Задание 1 (чтение текста вслух) – максимум 2 баллa
Баллы |
Фонетическая сторона речи |
2 |
Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более 5 фонетических ошибок, в том числе 1–2 ошибки, искажающие смысл |
1 |
Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; допускается не более 7 фонетических ошибок, в том числе 3 ошибки, искажающие смысл |
0 |
Речь воспринимается с трудом из-за значительного количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ допущено более 7 фонетических ошибок, ИЛИ допущено 4 и более фонетические ошибки, искажающие смысл |
Задание 2 (участие в условном диалоге-расспросе) – максимум 6 баллов
Оценивается отдельно каждый из шести ответов
Баллы |
||
Ответы на вопросы 1–6 |
1 балл Дан полный ответ на постав- ленный вопрос; допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания |
0 баллов Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетичес- кие, лексические и грамматичес- кие ошибки, препятствующие пониманию ответа |
Баллы |
Решение коммуникативной задачи (К1) |
Организация высказывания (К2) |
Языковое оформление высказывания (К3) |
3 |
Задание выполнено полностью: цель об- щения достигнута, тема раскрыта в пол- ном объёме (полно, точно и развёрнуто раскрыты все 4 ас- пекта, указанных в задании). Объём высказывания: 10–12 фраз |
|
|
2 |
Задание выполнено: цель общения достигнута, НО тема раскрыта не в полном объёме (1 аспект рас- крыт не полностью). Объём высказывания: 8–9 фраз |
Высказывание логично и имеет за- вершённый харак- тер; имеются всту- пительная и заклю- чительная фразы, соответствующие теме. Средства логичес- кой связи исполь- зуются правильно |
Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонети- ческое оформление высказывания соот- ветствуют постав- ленной задаче (до- пускается не более 4 негрубых лексико- грамматических ошибок И/ИЛИ не более 3 негрубых фонети- ческих ошибок) |
Баллы |
Решение коммуникативной задачи (К1) |
Организация высказывания (К2) |
Языковое оформление высказывания (К3) |
1 |
Задание выполнено частично: цель об- щения достигнута частично, тема рас- крыта в ограни- ченном объёме (1–2 аспекта не раскрыты, ИЛИ 2 аспекта рас- крыты не в полном объёме, остальные аспекты раскрыты полно и точно). Объём высказывания: 6–7 фраз |
Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый харак- тер, НО отсутствует вступительная ИЛИ заключительная фраза, имеются 1–2 нарушения в ис- пользовании средств логической связи |
Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонети- ческое оформление высказывания соот- ветствуют постав- ленной задаче (до- пускается не более 5 негрубых лексико- грамматических ошибок И/ИЛИ не более 4 негрубых фонети- ческих ошибок) |
0 |
Задание не выпол- нено: цель общения не достигнута: 3 ас- пекта содержания не раскрыты*. Объём высказывания: 5 и менее фраз |
Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершён- ного характера, вступительная и за- ключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются, или допущены мно- гочисленные ошибки в их ис- пользовании |
Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико- грамматических и фонетических ошибок (6 и более лексико- грамматических ошибок И/ИЛИ 5 и более фонетических ошибок) ИЛИ более 3 грубых ошибок |
* Примечание. При получении участником ОГЭ 0 баллов по критерию
«Решение коммуникативной задачи» ответ на всё задание оценивается 0 баллов.