Методические рекомендации на тему «Организация и методика подготовки к ОГЭ по биологии в общеобразовательной организации»
Организация и методика подготовки ОГЭ по биологии в общеобразовательной организации
ОГЭ – как много в этом звуке…
Биологию начинают изучать в 5 классе. На изучение материала в 5,6 и 7 классе отводится 1 час в неделю, в 8 и 9 по 2 часа.
В течение всего обучения в средней школе я знакомлю ребят с вопросами ОГЭ по тем темам, которые изучаем.
Например, в 7 классе при изучении зоологии:
Или в 8 классе, при изучении анатомии:
Вопросы предлагаю или в качестве актуализации знаний, разминки, или в качестве закрепления материала. Поэтому мои ученики уже в 8 классе, как правило, определяются с выбором этого экзамена.
Основная подготовка начинается в 9 классе, когда ребята по тем или иным причинам выбирают биологию. Очень приятно, когда ребята хотят связать свою судьбу с моим предметом, предполагают сдавать ЕГЭ в 11 классе.
Занятия проводятся в группах по 12-15 человек. Заново изучить материал за период с 5 по 9 класс не представляется возможным, поэтому ответственность за повторение материала ложится полностью на учащегося. Мы начинаем заниматься с октября, когда ученик уже точно определился с выбором предмета и по май. Один раз в неделю по одному часу.
Занятие включает в себя разбор одного печатного теста. Мы используем рекомендованный ФИПИ сборник текущего года под редакцией В.С. Рохлова «ОГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов».
При разборе теста уделяем внимание дополнительным вопросам, которые могут возникнуть.
Вторая часть занятия посвящена самостоятельной работе, которая включает решение теста по строго определённой теме, которую нужно было повторить к данному занятию.
Для повторения материала ученику предложено воспользоваться:
-школьными учебниками с 5 по 9 класс;
-сборниками, например, «Биология. Весь школьный курс в таблицах» составитель Л.В. Ёлкина - Минск: Кузьма, -2017 – 416с;
-различными печатными репетиторами, например, Д.А. Соловков «ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка» С-Петербург, 2017
Структура ОГЭ по биологии содержит больше всего вопросов, касающихся анатомии человека, поэтому первые 16 занятий посвящены повторению темы: «Человек и его здоровье».
План занятий:
Ознакомительное занятие, на котором изучаем нормативные документы, демоверсию ОГЭ.
Человек и его здоровье. Общее понятие о тканях, органах и системах организма.
Эндокринная система (железы внутренней секреции)
Нервная система
Опорно-двигательный аппарат
Кровь. Внутренняя среда организма.
Сердечно - сосудистая система. Кровообращение.
Дыхательная система.
Пищеварительлная система
Обмен веществ и энергии
Выделительная система
Репродуктивная система. Индивидуальное развитие человека
Анализаторы. Сенсорные системы.
Высшая нервная деятельность.
Происхождение человека.
Многообразие органического мира. Прокариоты. Протисты
Грибы
Классификация растений. Ткани растений.
Органы и выполняемые им функции растений.
Высшие семенные растения.
Животные. Тип Кишечнополостные
Животные. Черви
Животные. Моллюски и членистоногие.
Животные. Примитивные хордовые и надкласс Рыб.
Классы: земноводные и пресмыкающиеся
Класс: птицы и млекопитающие.
Общая биология. Клетка. Процессы, протекающие в клетке.
Основы экологии и учение о биосфере.
Эволюционное учение и происхождение жизни на Земле.
Повторение и решение вариантов ОГЭ по самым разных изданиям
Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, разработанные Московским институтом открытого образования и проводимые через систему СТАТГРАД.
Проводим несколько срезов в течение года, чтобы посмотреть динамику усвоения материала.
Например, в сентябре средний балл составлял – 18,2, то уже в конце января средний балл был – 22.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/ . Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части и презентации по решению заданий второй части.
Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания системы "СтатГрад" - http://statgrad.mioo.ru/
На различных сайтах информационной поддержки ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru/, http://egeigia.ru/ , http://ege.yandex.ru ) предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.
Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ОГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.
Результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.