Методические рекомендации по подготовке к ВПР по английскому языку (устная часть)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ВПР
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
(УСТНАЯ ЧАСТЬ)
Автор: Куватова Е.С.,
учитель английского языка
МКОУ «СШ № 9 г.Михайловка
Волгоградская область»
г. Михайловка, 2020
Содержание
Пояснительная записка
Критерии оценивания устной части ВПР
Особенности подготовки обучающихся к выполнению задания 2 «Чтение текста вслух»
Тон
Паузы
Фразовое ударение
Особенности подготовки обучающихся к выполнению задания 3 «Описание фотографии»
Примеры описания картинки
Список литературы
Пояснительная записка
В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе является Всероссийская проверочная работа. ВПР по иностранным языкам нацелена на определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции, а также на оценку уровня освоения обучающимися предметного содержания курса иностранных языков и выявления тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения.
Работа содержит письменную и устную части. Основное внимание в проверочной работе уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, а также языковой компетенции (т.е. языковым знаниям и навыкам).
Задания устной части ВПР требуют от учащегося, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте. Фонетические навыки проверяются в устной части ВПР.
Методические рекомендации составлены для учителей и обучающихся с целью разъяснения особенностей подготовки и выполнения заданий письменной и устной части Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 7 классе. Данные методические рекомендации подготовлены с учетом описания контрольных измерительных материалов для проведения проверочной работы по английскому языку в 7 классе на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку (одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 08.04.2015 г. № 1/15).
Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки и выполнения заданий проверочной работы, содержат практические советы по успешному выполнению заданий. Настоящие рекомендации могут быть использованы как учителем на уроках, так и обучающимися в процессе самостоятельной работы.
Критерии оценивания устной части ВПР
Критерии оценивания задания 2 (осмысленное чтение текста вслух) | Баллы |
Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл | 2 |
Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; допускается не более семи фонетических ошибок, в том числе три ошибки, искажающие смысл | 1 |
Речь воспринимается с трудом из-за значительного числа неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ допущено более семи фонетических ошибок, ИЛИ сделано четыре и более фонетические ошибки, искажающие смысл | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Продолжительность задания 2 (чтение текста вслух) – до 4 минут.
Критерии оценивания задания 3 (монологическое высказывание с опорой на картинку и пункты плана) | Баллы |
1. Решение коммуникативной задачи (содержание) | 2 |
Выполнена полностью: – все пункты плана раскрыты, – дано не менее 7 развернутых предложений | 2 |
Выполнена частично: –1 пункт плана не раскрыт; – дано 6 развернутых предложений; – либо есть 7 предложений, НО они не развернуты, либо не все они (1–2 предложения) по указанным в задании пунктам плана | 1 |
Не выполнена: – 2 пункта плана не раскрыты; – дано менее 6 предложений | 0 |
При получении обучающимся 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)» все задание 3 оценивается в 0 баллов. | |
2. Организация текста | 2 |
Высказывание связно и логично; средства логической связи присутствуют | 2 |
Высказывание не вполне связно и логично ИЛИ средства логической связи отсутствуют (неправильно используются) | 1 |
Высказывание несвязно и нелогично И/ИЛИ средства логической связи отсутствуют (неправильно используются) | 0 |
3. Лексико-грамматическая правильность речи | 2 |
Ошибки практически отсутствуют (не более 2 ошибок, не препятствующих коммуникации) | 2 |
Отдельные ошибки (не более 4 в сумме, в том числе не более 2 ошибок, препятствующих коммуникации) | 1 |
Более 4 ошибок ИЛИ более 2 ошибок, препятствующих коммуникации | 0 |
4. Произносительная сторона речи | 2 |
Ошибок нет или 1-2 фонетические ошибки, не препятствующие коммуникации | 2 |
Отдельные ошибки (не более 4 в сумме, в том числе не более 2 ошибок, препятствующих коммуникации) | 1 |
Более 4 ошибок ИЛИ более 2 ошибок, препятствующих коммуникации | 0 |
Максимальный балл |
Продолжительность задания 3 (говорение) – до 4 минут.
Особенности подготовки и выполнения задания 2
«Чтение текста вслух»
Первое задание в устной части ВПР – чтение вслух текстового отрывка.
Данное задание является заданием базового уровня. Время для подготовки – 1,5 минуты, время чтения – 1,5 минуты.
В задании по чтению текста вслух проверяются умения осмысленного чтения текста вслух, а также произносительные навыки.
Стратегия подготовки:
1.Внимательно ознакомьтесь с текстом и постарайтесь понять, о чем идет речь, чтобы правильно сделать паузы при чтении и выбрать нужную интонацию.
2.Прочитайте текст про себя. Начинайте чтение с самых сложных слов в тексте.
3.Особое внимание уделите сложным предложениям(длинным), продумав как их оформить интонационно.
4.Слишком не спешите при чтении, но и не затягивайте, чтобы уложиться во время.
Основными критериями оценивания «чтения вслух» являются: интонация и произношение слов.
Рассмотрим подробнее критерий «интонация». Английская интонация включает в себя несколько компонентов. В проверочной работе уделяется внимание следующим из них:
тон;
паузы;
фразовое ударение.
Тон
В английском языке встречается два основных тона:
восходящий (Rising Tone) ↗;
нисходящий (Falling Tone) ↘.
Рассмотрим конкретные случаи использования восходящего и нисходящего тонов.
Восходящий тон | |
Вопросительные предложения (общий, альтернативный и разделительный вопросы). | Are they coming ↗tonight? Would you like ↗tea or ↘coffee? Mary doesn’t know him, ↗does she? |
Обстоятельство в начале предложения. | Last ↗ Friday I was at home. Sometimes ↗I read books. |
Распространенное подлежащие. | Me and my ↗ family were on the beach |
Однородные члены предложения при перечислении. | There are ↗ fruits, ↗ meat and ↗ soft drinks in the refrigerator. I’m going to buy ↗chocolate, ↗meat, and ↘eggs. |
При обращении к кому-либо. | ↗ Luke, ↘ come here. |
Приветствие и прощание. | He↗llo! Good ↗ morning! Good ↗ bye! See you to ↗ morrow! |
Побудительные предложения. Просьбы (вежливые). | Sit ↗ down, ↗ please. Could you ↗ help me? May I come ↗ in? |
Нисходящий тон | |
Повествовательные предложения. | Her name is↘ Mary. She works in a ↘ hospital. |
Утверждения. | Of ↘ course. ↘ Sure. ↘ Certainly. |
Специальный вопрос. | What time does the train↘ leave? What’s your ↘ name? |
Побудительные предложения. Приказы, распоряжения. | ↘ Don’t touch my book. ↘ Close the door. |
Восклицательные предложения. | How clever ↘ he is! What a lovely ↘ day! |
Упражнение.
Возьмите небольшой аутентичный отрывок текста с аудиозаписью (рекомендую http://esl-bits.net). Тексты подбираем согласно возрасту учеников.
Начинаем работу.
1)Снимаем языковые трудности: лексические, грамматические, фонетические. Идеальный вариант вести словарь.
2)Первое прослушивание текста. Следим по тексту за диктором.
3)Второе прослушивание. Работаем с карандашом. Обозначаем интонационный рисунок стрелочками « ↗ », « ↘ ».
Для примера предлагаю первые строки пролога романа Ральфа Эллисона «Человек-невидимка» (аудиозапись на http://esl-bits.net).
I am an invisible ↘ man. No, I am not a spook like ↗ those who haunted Edgar Allan ↗Poe; nor am I one of your Hollywood-movie ectoplasms. I am a man of↗ substance, of ↗ flesh and ↗ bone, ↗ fiber and ↘liquids -- ↗ and I might even be said to possess a ↘ mind. I am invisible, understand, simply because people refuse to↗ see me. |
4)Проверяем что получилось. Можно организовать работу в парах. Ученики сравнивают свои варианты.
5)Далее ученикам предлагается «эталон» для проверки.
6)Слушаем текст с остановками после каждого предложения. Повторяем интонацию диктора (при необходимости, прослушиваем и повторяем предложения несколько раз).
7)Читаем весь текст вместе с диктором, уделяя особое внимание тону.
8)Читаем текст ещё раз, при этом следует уменьшать громкость диктора так, чтобы на первый план вышло чтение учеников.
Затем можно варьировать работу с аудио. Например, включать аудио и походу чтения уменьшать громкость до ноля. Начать чтение с диктором затем выключить звук и к концу текста снова включить. Ученики не должны отстать от записи сбиться с ритма.
9)Самостоятельное чтение вслух, максимально приближенное к «эталону».
Паузы
Наличие пауз и при чтении текста, и в разговорной речи необходимо.
Паузы позволяют слушателю понять то, что уже было сказано, а также подготовиться к пониманию того, о чем пойдет речь далее. В критериях оценивания устной части ВПР снижается балл за «необоснованные, неестественные паузы».
Рассмотрим случаи, в которых наличие пауз считается обоснованным.
Как правило, в предложениях паузы появляются перед смысловыми группами – «синтагмами». На письме пауза выглядит как вертикальная палочка «|» внутри предложения и как две палочки «||» между предложениями.
Паузу нужно делать в следующих случаях:
в повествовании между двумя простыми предложениями | It was an early autumn. || The weather was unusually cold. |
в сложносочиненных предложениях | A glass of water for me | and a cup of tea for my friend. |
в сложноподчиненных предложениях (между главной и придаточной частью) | He gives you a call | when he gets the details. |
в обращении | Mary, | what are your plans for the weekend? |
в вводных словах | Unfortunately, | I didn’t heard this news. |
в разделительных вопросах | You do know the answer, | didn’t you? |
Упражнение
Продолжаем работать с тем же текстом. Алгоритм работы такой же, как и с восходящим и нисходящим тоном. Единственное, что при работе с паузами необходимо, чтобы ученик дал объяснение почему он её поставил в том или ином месте.
В результате получается следующее:
I | am an invisible ↘ man. || No, | I am not a spook like ↗ those who haunted Edgar Allan ↗ Poe; | nor am I one of ↗ your Hollywood-movie ectoplasms. I am | a man of ↗ substance, of ↗ flesh and ↗ bone, ↗ fiber and ↘liquids -- ↗ and | I might even be said to possess | a ↘ mind. I am invisible, understand, simply because people refuse to↗ see me. |
Фразовое ударение
Фразовое ударение – выделение голосом слова или группы слов в высказывании. Оно служит основой ритмической структуры фразы, выделяет смысловой центр предложения. Фразовое ударение помогает говорящему придать важность слову или словам и сосредоточить на них внимание слушающего.
Традиционно различают три степени фразового ударения:
главное;
второстепенное;
слабое.
Степень фразового ударения | Пример и пояснение |
Главное | Our 'school team 'took part in the 'singing competitions. Слова “school”, “took”, “singing” являются смысловым центром предложения и выделяются голосом более остальных. |
Второстепенное | Our school team took part in the singing competitions. Слова “team” и “part” характеризуется примерно тем же тональным уровнем, что и слова “school”, “took”, “singing”, но всё же несколько ослабленно по сравнению с ними. |
Слабое | Our school team took part in the singing competitions. И самым низким тональным уровнем в данном предложении характеризуются подчёркнутые слова. |
В английском языке, как правило, ударными являются следующие части речи:
существительные: The `ball is under the `chair.
прилагательные: The picture is `beautiful.
числительные: Sarah is `ten.
наречия: He swims `well.
вопросительные местоимения (what, where, when, why): `Why are you crying?
указательные местоимения в начале предложения: `These books are on the desk and `those ones are on the shelf.
Упражнение
Снова слушаем текст, теперь обращая внимание на слова, которые диктор выделяет голосом. Обсуждаем почему диктор выделяет то или иное слово.
I | am an invisible ↘ man. || No, | I am not a spook like ↗ those who haunted Edgar Allan ↗ Poe; | nor am I one of ↗ your Hollywood-movie ectoplasms. I am | a man of ↗ substance, of ↗ flesh and ↗ bone, ↗ fiber and ↘liquids -- ↗ and | I might even be said to possess | a ↘ mind. I am invisible, understand, simply because people refuse to↗ see me. |
К концу занятия ученики должны без затруднений самостоятельно прочитать отрывок с правильной интонацией.
В качестве домашнего задания дети получают аудиозапись для подготовки выразительного чтения.
Такая работа возможна не только с текстами, но и с диалогами, песнями и даже видеофрагментами.
Особенности подготовки обучающихся к выполнению задания 3 «Описание фотографии»
Второе задание в устной части ВПР – монологическое высказывание с опорой на фотографию по определенному плану. Данное задание повышенного уровня сложности (Б+) и является альтернативным: ученик должен выбрать одну из трех предложенных фотографий и выполнить задание только относительно этой фотографии согласно предложенному плану (рис.1).
Критерии оценивания данного задания состоят из трёх пунктов:
Решение коммуникативной задачи (содержание);
Организация высказывания;
Языковое оформление высказывания.
Опираясь на данные критерии оценивания, выстраиваем нашу работу при подготовке к этому заданию следующим образом:
1) структура высказывания;
2) содержание (что мы говорим);
3) языковое оформление (как мы говорим).
Структура высказывания
Любое высказывание – письменное или устное – должно иметь завершенный характер. Вступительная и заключительная фразы не указаны в задании, но они необходимы при ответе. За отсутствие данных фраз ученик теряет 1 балл. Обычно в качестве вступления и заключения используются фразы-клише
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФРАЗА |
“I’d like to describe picture №... . The picture shows …” | “So, now you realize why I’m so fond of this photo. I hope you like it, too.” |
| “I think this photo is really nice. That’s all I wanted to say.” |
В дальнейшем чтобы не повторятся, слово «Picture» можно заменить на «Photo» фотография или «Shot» снимок.
А вместо «The picture shows» использовать «The picture depicts», либо «In the picture you/we/I can see».
Содержание
Критерии оценивания требуют полного выполнения коммуникативной задачи.
Для отработки навыка на каждом уроке предлагать ученикам 2-3 фотографии и просить подобрать как можно больше вариантов описания только по одному аспекту, предложенному в плане. Например, сегодня описываем только место, на следующем уроке действие (то, что происходит на фото) и т.д.
the place
В первом пункте имеет смысл сначала указать, кто изображён на картинке, а уже потом место действия. Это логично, поскольку уже в следующем пункте указать действие без исполнителя затруднительно.
Таких слов как a man, a woman, a girl, a boy вполне достаточно.
The photo/picture shows… ;
In the photo I can see … ;
There is (are) … in the photo;
You can also see …;
The action is taking place in …
somewhere outdoors in the country in the garden on the grassland by the river in the park on a farm in the tree in the field at the seaside on the beach in the street in the yard at the vet’s at the cinema at the gallery | on the sports ground on the playground at the skating rink at the stadium at a ski resort at the skate park at the supermarket at the baker’s at the greengrocery store at the toy shop at the grocery at the chemistry at home in the kitchen at the airport at the museum | in the living room in the bedroom in the study in his/her room at school at the canteen in the school canteen in the classroom in the library in the swimming pool in the gym by/at the blackboard at the computer club in the café or restaurant in the office at the railway station |
In the picture I can see …
It was (probably) taken iside / outside.
the action
Используйте слова и выражения, которые помогут описать все части изображения:
In the picture…, in the middle of…, on the left / right of…, in the foreground …, in the background…
In the center/middle of the photo we can see a … (girl, boy).
I guess …; It seems to me that …
Для описания действий на картинке используйте the Present Сontinuous Tense:
He /she is / They are + Ving .
Looking at these people / this girl / this boy I get the impression that they are / she is / he is….
(is) painting (is) smiling (is) dancing (is) drawing (is) cooking (is) skiing (is) skating (is) roller-skating (is) working (is) working on the computer (is) playing with toys (is) playing computer games (is) playing volleyball (is) playing the violin (is) surfing the Internet (is) listening to music (is) writing a letter to smb (is) having lunch (is) eating smth | (is) photographing (is) taking pictures (is) talking over the phone (is) writing sums on the blackboard (is) writing a test (is) preparing for his/ her exams (is) doing his/her homework (is) weighing vegetables (is) riding a horse (is) riding a bike (is) reading a book (is) doing shopping (is) feeding his/her pet (is) doing exercises (is) doing sport activities (is) watering the flowers (is) standing | (is) lying in the sun (is) laying the table (is) decorating the dish/ the room (is) opening presents (is) making a snowman (is) fishing (is) examining a patient/ a dog (is) swinging (is) playing in the sand (is) making a sand castle (is) grading papers (is) looking through the window (is) tubing (is) waiting for smb (is) looking for smth (is) swimming underwater (is) lying |
In the foreground there is a …
In the background there are …
The weather is fine. I think it is summer. The sun is shining.
It is raining (sunny, windy).
the appearance of the person
The girl / boy looks like she/he is about … years old.
He / she is… / They are… tall / short / fat / slim / plump / athletic.
He /she has got/ They have got… a round / an oval face
short /long /straight / wavy / curly hair
black / dark / blond / fair / grey / red hair
blue / green / grey / brown eyes
Обрати внимание на последовательность прилагательных перед существительным! | мнение | размер | тип | цвет | cуществ-ное |
beautiful fantastic old-fashioned | long big short | wavy --- | blond brown grey | hair eyes coat |
It seems to me she / he looks \ is…
quiet kind sad happy joyful | focused on fascinated with excited thoughtful surprised | positive upset worried concentrated in funny | serious merry cold relaxed tired |
He / she is… / They are … wearing …
blouse T-shirt shirt trousers jeans vest uniform sportswear swimming suit shorts | sweatshirt dress suit trainers shoes pajamas coat jacket sweater skirt | shirt polka dot blouse printed dress Santa’s hat/ hood gym clothes / track suit flowery print colourful |
whether you like the picture or not; why
I like the picture because it is full of positive emotions.
As for me, I like this picture because it makes me think about … (my school days).
I like this photo because I like playing / skating/ listening to music, too.
I like this photo because the atmosphere in the picture is calm and friendly.
I like this photo because summer / winter / autumn / spring is my favourite season.
I like the picture because it is positive and optimistic.
I think the scene is very attractive.
It reminds me of …
It makes me think about …
I don’t like the picture because the atmosphere is depressing.
That is all I wanted/ I’d like to say
Средства логической связи
Вступление To start with, I want to say that… Последовательность Also, and, but, when Besides, because And I’d like to add that…. In fact, Moreover, In addition, In other words, So | Выражение личного мнения I believe/ think/ feel that, It seems to me that As for me, I…. Personally, I…. To my mind… In my opinion…. Frankly speaking, …. I think so, because…. I’m not sure, but…. I may be wrong, but |
Языковое оформление
Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания должны соответствовать поставленной задаче. Следует учить детей обращать внимание на следующие моменты:
при выборе времени глагола всегда опираться на время глагола в пунктах плана;
Present Continuous всегда используется при описании действия;
обратить внимание на окончание глаголов в 3-ем лице единственного числа в Present Simple;
повторить предлоги места;
использовать слова-связки.
Всю необходимую информацию о Всероссийских проверочных работах по английскому языку можно найти на официальном сайте ФИОКО (Федерального института оценки качества образования) https://fioco.ru/ru/osoko
Примеры описания картинки
Выберите фотографию и опишите ее. У вас есть полторы минуты на подготовку и не более двух минут для ответа. У вас должен получиться связный рассказ (7–8 предложений).
План ответа поможет вам:
— the place
— the action
— the appearance of the person
— whether you like the picture or not
— why
Start with: “I’d like to describe picture № ... . The picture shows …”
I’d like to describe picture №2. The picture shows us a girl. The photo was (probably) taken outside. In this picture the action is taking place in the park. Looking at this girl I get the impression that she is reading a book. The girl looks like she is about 15 years old. She is wearing a fair blouse and a dark skirt.
I guess she is quiet and kind, because she has a beautiful smile.
I like the picture because the atmosphere is peaceful. It makes me think of summer.
I’d like to describe picture № 3. The picture shows us a hockey match. The photo was (probably) taken inside. In this picture the action is taking place on the hockey rink. Looking at this picture I get the impression that they are competing. They are wearing special hockey equipment. The boys look like they are about 10 years old. I guess they are ambitious and competitive, because they look very determined. I like the picture because the atmosphere is enthusiastic. It makes me think of my brother.
I’d like to describe picture № 2. The picture shows us a classroom and a teacher. The photo was (probably) taken inside. In this picture the action is taking place in the classroom. Looking at this picture I get the impression that the teacher is very busy and doesn`t have time to for taking photographs. This teacher is not showing the face, so we can see only an opened book. This person is wearing beautiful smart clothes. I guess that the teacher is hardworking, serious and successful. I like the picture because the atmosphere is busy. It makes me think of my class and our teacher.
Photo 1 Photo 2 Photo 3
I’d like to describe picture № 3. The picture shows us a man. The photo was (probably) taken inside. In this picture, the action is taking place in the room. Looking at this picture I get the impression that the man is in the library and he is reading a book. He is holding the book in front of him. The man is wearing casual clothes and looks like he is about 60 years old. I guess he is quiet and kind because he has a kind smile. I like the picture because the atmosphere is peaceful. It makes me think of my childhood and my favourite library.
|
|
|
Photo 1 | Photo 2 | Photo 3 |
I’d like to describe picture № 3. The picture shows us a girl. The photo was (probably) taken inside. In this picture, the action is taking place in the room. I think that we can see a toddler. Looking at this picture I get the impression that she is playing with a jigsaw puzzle. She is looking at the parts of the puzzle. The girl is wearing casual clothes. She looks like she is about 3 years old. I guess she is quiet and clever because she seems to be passionate about the game. I like the picture because the atmosphere is peaceful. It makes me think of my childhood.
|
|
|
Photo 1 | Photo 2 | Photo 3 |
I’d like to describe picture № 2. The picture shows us a girl and her dog. The photo was (probably) taken inside. In this picture, the action is taking place in the room. I think that we can see a couple of friends. Looking at this picture I get the impression that the girl is playing with her dog. She is looking at her pet and waiting for the reaction. The girl is wearing casual clothes. She looks like she is about 14 years old. I guess she is quiet and kind because she seems to be passionate about the game with her fluffy friend. I like the picture because the atmosphere is peaceful. It makes me think of my childhood and my pet.
Список литературы
1.Hancock Mark. English Pronunciation in Use – Intermediate. – Cambridge University Press, 2003. – 200 с.
2. University Press, 2003. 201 pages. – pp. 50-62
3. O'Connor J.D., Fletcher C. Sounds English (A Pronunciation Practice Book) // Longman Group UK Limited, 1989. 125 pages. – pp. 79-91
4. Ватсон Е.Р. Всероссийские проверочные работы. Английский язык. 7 класс. Типовые задания / Е.Р. Ватсон. – Москва : Экзамен, 2019. – 80 с
5. Подготовка и выполнение всероссийской проверочной работы по английскому языку: материалы областного образовательного форума/ Сост. Е.А. Единак. – Саратов, 2020.-27с.
6. Подготовка обучающихся к устной части Всероссийской проверочной работы по английскому языку: методические рекомендации / Сост. Т.С. Чевычелова. – Южно-Сахалинск: изд-во ИРОСО, 2019. - 16 с.
7. СДАМ ГИА: Решу ВПР. [Электронный ресурс]. - Образовательный портал для подготовки к работам. Английский язык для 7 класса. – Режим доступа: https://en7-vpr.sdamgia.ru/test?theme=7
8. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва, 2014 – Режим доступа: http://www.rustest.ru/gia/projects
9. ФИПИ: [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».
16