Методические рекомендации по составлению электронного тестирование в среде My Test
Использование среды MyTestX для составления тестов и организации контроля знаний обучающихся.
Светлана Анатольевна Орешко, учитель математики
МБОУ «СОШ №46» г. Курск
Одной из задач учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, которые может применять учитель, разнообразны. Чаще всего для этого используют письменные или устные опросы. В отличие от традиционного контроля в форме опроса или зачета, которое отнимает много времени, тестирование проводится для учащихся всего класса одновременно и, хотя процесс тестирования в целом менее продолжителен, он дает более объективную картину уровня знаний учащихся. Тестирование проводится в печатном или электронном виде. Компьютерное тестирование позволяет получить результаты практически сразу по завершении теста. Результаты тестирования после обработки на компьютере представляются в форме совокупности стандартных статистических показателей, пригодных для установления рейтинга знаний учащихся и сравнительных характеристик всего класса в целом. Использование тестирования в учебном процессе в школе обусловлено тем, что часто ученикам предлагают такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.
Существуют различные программы для создания электронного тестирования. В учебном процессе чаще всего использую MyTestX; ADTester, портал "Твой тест" – автоматизированную систему online тестирования знаний.
Я опишу систему своей работы в программе MyTestX.
Разрешается бесплатное использования программы MyTestX для всех образовательных учреждений, учителей и учащихся. Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают ее. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.
Программа состоит из трех модулей: модуль тестирования (MyTestStudent), редактор теста (MyTestEditor) и журнал тестирования (MyTestServer).
Имя файла модуля тестирования: MyTestStudent. Он позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование.
Для этого надо выбрать команды Файлтестоткрыть тест, затем учащийся вводит свою фамилию, имя и класс.
Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе. Программа проста в использовании и имеет удобный интерфейс. Но, не смотря на всю ее простоту, позволяет эффективно организовать тестирование, сохранение и отправку результатов.
После введения данных об учащемся, у него открывается задание 1.
Рассмотрим, например, тест по теме «Производная».
Каждое задание оценивается тем количеством баллов, которое задал учитель при его составлении. Если учащийся затрудняется ответить на вопрос, он может взять подсказку к заданию.
Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме учащемуся выводятся сообщения о его ошибках. Может быть показано вступление и объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы, так же он может пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме учащийся может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом. С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе настраивается процесс тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, шкала оценивания и многое другое.
Программа MyTest X работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать различные виды заданий, при этом возможно использование как одного, так и нескольких из них.
Параметры тестирования, задания, звуки и изображения к заданиям для каждого отдельного теста – все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов – один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат. Как и какие именно задания из теста будут заданы тестируемому, сколько времени будет ему на обдумывание, будет ли показан верный ответ, будут ли сохранены или отправлены результаты и многие другие опции легко настраиваются с помощью редактора тестов.
В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Педагог может определять шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы...
Размер установочного файла с программой менее 3 Мбайт, а вместе со справкой, образцами тестов, составляет не более 5 МБайт (зависит от количества тестов в комплекте). При невозможности провести компьютерное тестирование из электронного теста можно быстро сформировать и распечатать "бумажный" тест.
Журнал тестирования (MyTestServer) позволяет организовать тестирование более удобным образом. С помощью него можно раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров учащихся и анализировать их в удобном виде.
По окончании выполнения задания учащимися у них на экране появляется результат с анализом выполненных заданий и выставляется оценка за тест по тем параметрам, которые указал учитель при составлении данного теста.
Для работы "журнала" не нужен отдельный сервер. Журнал может работать на любом компьютере вашего класса. Естественно, компьютеры должны быть объединены в компьютерную сеть. Так же вид адресации (динамическая или статическая) компьютеров в сети вашего класса не имеет значения. Вы можете задать компьютер, который будет получать результаты, указав либо IP-адрес компьютера, либо сетевое имя компьютера. Если компьютер ученика не может связаться с компьютером, указанным в настройках сети, то при отправке сообщений и результатов появится предупреждение об ошибке: "Сервер не найден". В этом случае проверьте настройки и работу вашей сети.
Так как для отправки и получения результатов используется протокол Интернета TCP/IP, то можно организовать тестирование не только в локальной сети, но и через Интернет (при наличии внешнего IP-адреса).
Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из
эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.