Методические рекомендации «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в основной школе»

2
0
Материал опубликован 3 April 2022

Методические рекомендации по теме

«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии в основной школе»

 

Учитель биологии

МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска»

Губницкая Оксана Васильевна

 

В современных условиях школе необходимо обеспечить формирование у учащихся умение использовать знания в своей повседневной жизни, в том числе биологические. Настоящее время – это время перемен. Меняется все – традиции, обычаи, приоритеты, ценности. Предъявляются к выпускникам современной школы новые требования.

Спецификой является для современного образования его ориентация на рост личности обучающегося, на получение образовательных достижений, которые помогут сформировать продуктивные жизненные стратегии, осуществлять верные решения в различных сферах человеческой деятельности.

В современных условиях будет недостаточно подготовить ученика решать типовые задания, проводить определенные алгоритмы, делать в соответствии с предварительно построенной моделью.

Перед современным учителем стоят иные задачи:

формированию практико-ориентированных знаний и умений, осуществлять деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности;

обучить школьников не к механическому заучиванию материала, а думать, обосновывать и доказывать свои решения;

формировать способность говорить «нет», когда все говорят «да», при этом понимаем, что большая часть не обязательно право.

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение, используемое в PISA)

Главная цель естественнонаучного образования – естественнонаучная грамотность обучающихся, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания

В основе разработки стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. Он способствует выделению основных результатов обучения и воспитания и составляет навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Формирование универсальных учебных действий складывается по формуле: от действия к мысли.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

На уроках биологии важно развивать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе социальной адаптации

Как осуществит процесс формирования естественнонаучной грамотности? Сделать его не только и вместе с тем увлекательным для ребёнка, но и продуктивным. В связи с этим выделяется потребность в в практике преподавании всевозможных методов и приёмов обучения. Для реализации требований ФГОС выделяем наиболее эффективные и актуальные педагогические технологии:

Информационно-коммуникационная технология;

Технология критического мышления;

Технология проектного обучения;

Кейс-технология;

Технология-разноуровнего обучения;

Технологии уровневой дифференциации;

Технология диалогового обучения

Технология группового обучения

t1648996826aa.png

 

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ ДЫХАНИЕ И КРОВОБРАЩЕНИЕ

 

КРИТЕРИЙ ЗНАНИЕ

Примеры задания

Низкий уровень

Перечислите органы дыхания

Средний уровень

Выберите правильные суждения:

А) в плевральной полости отрицательное давление, ниже атмосферного

Б) при вдохе объем грудной клетки увеличивается, а диафрагма поднимается

В) при выдохе объем альвеол увеличивается

Г) в усиленном вдохе принимают участие брюшные мышцы

Д) центры вдоха и выдоха располагаются в продолговатом мозге

Е) трахея – орган голосообразования

Высокий уровень

Медицинский препарат проникает в клетки мерцательного эпителия и препятствует соединению липопротеидной оболочки вируса с мембраной клеток. Объясните, какому процессу в жизненном цикле вируса препятствует этот препарат. Для каких целей его рекомендуют использовать?

 

КРИТЕРИЙ: ПОНИМАНИЕ

Низкий уровень

Составьте вопросы по тексту: «Строение воздухоносных путей»

Средний уровень

Перекодируйте данную схему в текст. Дайте определение терминам.

t1648996826ab.jpg

 

Высокий уровень

Известно, что усиление обмена веществ приводит к увеличению минутного объема дыхания. Каков механизм этой реакции?

 

КРИТЕРИЙ: ПРИМЕНЕНИЕ

Низкий уровень

У человека по интенсивности дыхания кожа на спине, груди и животе значительно превосходит легкие, поглощая на 28% больше кислорода и выделяя на 54% больше углекислого газа, чем с такой же единицы площади легких. Однако основным органом газообмена являются легкие. На основании этой информации сформулируйте вопрос и попробуйте на него ответить 

Средний уровень

Почему в стенке трахеи имеются хрящевые кольца и почему они неполные?

Высокий уровень

В процессе изготовления вина на ёмкость с брагой надевают сверху крышку с гидрозатвором (устройством, которое наружу газы выпускает, а внутрь не впускает). Для чего используется данная деталь в конструкции гидрозатвора? Ответ поясните

дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом,

находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5

м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничени

 

КРИТЕРИЙ: АНАЛИЗ

Низкий уровень:

Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?.

Средний уровень:

Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы.

Высокий уровень:

При выполнении физических упражнений Андрей и Миша обратили внимание на учащение дыхания. Они спорят о том , почему во время вдоха воздух входит в легкие .Андрей утверждает, что атмосферный воздух «самотеком» входит в легкие и силой раздувает их и расширяет грудную клетку. Михаил считает, что воздух входит, потому что легкие в грудной полости расширяются и втягивают атмосферный воздух внутрь , а сжимаясь , легкие с силой выталкивают воздух . Вопрос: Кто из ребят прав и почему?

 

КРИТЕРИЙ: СИНТЕЗ

Низкий уровень

Приведите структуру большого круга кровообращения

Средний уровень

« Артериальная кровь бьет по сосудам ключом, а венозная сочится». Вопрос: Обоснуйте это утверждение с научной точки зрения.

Высокий уровень

Соедините 2 схемы в одно целое.

t1648996826ac.png

t1648996826ad.png

 

Методические рекомендации

 

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (опорные точки или схемы)

Используйте прием записи на доске при передачи учебного материала – опорные точки содержания, структурные схемы,которые должны быть усвоены обучающимися.

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Беседуйте с учащимися)

В ходе преподнесения учебного материала старайтесь не вести монолог. Беседуйте с обучающимися. Это позволит осуществлять контроль за усвоения материала и определять степень когнитивного интереса к рассматриваемому материалу

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (уважайте себя и обучающихся)

Воспитывайте культуру общения. Не излагайте учебный материал в шуме, не поощряйте вопросы, заданные без поднятой руки, прерывающие объяснение, а также комментарии к ответам обучающихся.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (постоянная и разнообразная)

На разных этапах урока проводите разнообразную деятельность. Это даст возможность избежать переутомления, и поддержит дисциплину.

ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ (занимательный материал)

Не ограничивайтесь текстом учебника. Привлекайте занимательный материал из научно-популярных источников. Примеры из жизни. НАГЛЯДНОСТЬ (все формы и возможности)

На уроках биологии главная составляющая это наглядность необходимо использовать все возможности наглядных средств обучения.

ДОСТУПНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

Рассказывайте учебный материал в доступной форме для обучающихся. Если материал сложный необходимо повторить несколько раз.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ (перспективы науки)

Необходимо знакомить обучающихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины, Это будет способствовать профориентационной работе и позволит пробудить интерес к предмету.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (знание для жизни)

Делайте акцент на практическую значимость учебного материала по биологии. Демонстрируйте общие идеи и положения частными примерами из повседневной жизни.

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РАБОТЫ (предупреждение переутомления)

На уроке проводите самостоятельную и практическую и интеллектуальную деятельность обучающихся на уроке. Подбирайте разнообразные формы работы (фронтальную, индивидуальную, групповую). Логически выстраивайте урок, чтобы грамотно переходить от одной формы к другой

ПЛАНИРОВАНИЕ (следование плану работы)

Учите планировать обучающихся свою учебную работу, следовать выбранному плану.

СИЛА УЧЕБНИКА (главный источник информации)

Используйте на уроке учебник. Обучающиеся должны понимать, что учебник – самый доступный, надежный и удобный в использовании источник информации. Около десяти разнообразных видов учебной деятельности возможны при работе с учебником

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА (главный помощник)

Приучайте обучающихся регулярно вести записи в оформление тетради. Следите за оформлением.

ОПРОС (объективность)

Задействуйте на уроке все многообразие способов опроса

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД (индивидуализация)

Принимайте во внимание индивидуальные способности и интересы. Задействуйте дифференцированный подход при выборе заданий для учащихся.

ПООЩРЕНИЕ ЛЮБОГО ДОСТИЖЕНИЯ (ситуация успеха)

Постройте ситуацию успеха. Одобряйте даже маленький успех каждого ученика, обращайте внимание при изучении биологии на его личные достижения.

 

Литература:

1.Козьмина, Н.А. Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии //https://docplayer.com/113727690-Razvitie-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti-na-urokah-biologii.html//(дата обращения 18.03.2022)

2.Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов. – Методист, 2011, № 4.

3.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

4.Фомичев, Р. С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования //http://human.snauka.ru/2014/11/8352//

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.